Роль прогулки в физическом воспитании и развитии ребенка
Роль прогулок в жизни ребёнка
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.
Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Наконец, прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4-4.5 ч.
Зимой прогулки с дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.
Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.
Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.
Как одевать ребенка на прогулку?
Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.
Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.
Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается.
Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку.
Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три». Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом старайтесь устраивать не в самую жару, но и выходя на улицу утром и вечером на улице достаточно жарко. Поэтому выбирайте дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные. Не поддевайте майку, достаточно будет тоненькой футболки или сарафанчика. Под сандалики надевайте тоненькие льняные носочки. Без носков ребенок может натереть ножки.
А не замерз ли ребенок?
– Во-первых, необходимо обратить внимание на поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует – громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.
– Во-вторых, по шее, переносице и руке выше кисти.
– В-третьих, ледяные ноги (проверьте, не стала ли обувь маленькой или впритык, это способствует переохлаждению) .
– В-четвертых, ребенок не будет молчать, если ему холодно. Если он «не замечает» – это означает, что ему хорошо.
Признаки перегрева ребёнка.
– Первый признак перегрева – жажда, то есть ребенок просит пить;
– На прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;
– Слишком теплая, почти горячая спина и шея;
– Очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры) .
Нельзя гулять!
– Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей).
– Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!
Плюсы прогулки:
+ повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;
+ содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
+ формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;
+ формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
+ идет ускоренное развитие речи через движение;
+ воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;
+ развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.
Источник
1.Значение прогулки как средства воспитания
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среду, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными , смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается мышечный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте и т.д.. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стараются найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания . Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение : все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие , любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок , форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Правильное организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличиваются. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.
2. Участок детского сада и его оборудование.
Для осуществления задач всестороннего развития создается участок на территории детского сада для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок . Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развития движений : заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид , быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования , на площадку выносят игрушки , пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах. Помимо игровых площадок необходимо иметь закрытые беседки от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку , ледяные дорожки и снежные сооружения.
3.Подготовка детей к прогулке.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у детей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься . Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило идут гулять с большой охотой.
Воспитатель должен научить детей раздеваться и одеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала они одевают рейтузы, обувь, затем шапку, куртку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
4. Как сделать прогулку интересной.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кегли, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, футбол. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, больницу. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огородах, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться делать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые занятия должны быть посильными детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит , чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д..
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки и оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги . Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчик. Надевают тапочки и идут в группу.
Источник
Консультация для воспитателей
«Роль прогулки в развитии детей дошкольного возраста».
«День, проведённый ребёнком без прогулки,
потерян для его здоровья»
Г.А. Сперанский
Обязательным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ является прогулка.
Цель прогулки: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Значение:
При правильной организации прогулок происходит интеграция образовательных задач всех образовательных областей, что обеспечивает целостность образовательного процесса, непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов и способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы его личности. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для его здоровья и физического развития.
На прогулке необходимо интегрирование всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи, которые решаются на прогулке:
ОО «Физическое развитие»:
- Заниматься закаливанием детского организма, способствуя повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
- Укреплять мышечную систему и повышать жизненный тонус.
- Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности
- Оптимизировать двигательную активность детей; учить преодолевать препятствия, формировать двигательные умения и навыки в разных видах упражнений.
- Развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
- Развивать физические качества: ловкость, подвижность, смелость, выносливость, быстроту и координацию движений.
ОО «Познавательное развитие»:
- Обогатить впечатления и знания детей об окружающем мире: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д.
- Учить детей наблюдать, за сезонными изменениями в природе, подмечать связи между различными явлениями, устанавливать элементарную зависимость, делать простейшие обобщения.
- Развивать наблюдательность, любознательность и познавательную мотивацию, мышление и воображение, внимание и память детей.
- Развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
- Знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Воспитывать любовь к Родине.
- Формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, материале, звучании; причинах и следствиях.
- Формировать представления о многообразии предметного окружения.
ОО «Речевое развитие»:
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
- Развивать связную речь – диалогическую и монологическую; формировать словарь.
- Использовать художественное слово: загадки, приметы, пословицы, поговорки, стихи.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Знакомить детей с трудом взрослых, с его значением для жизни детей, формировать позитивную установку к различным видам труда, воспитывать желание трудиться.
- Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, на природе, на дороге; осознанно относиться к выполнению правил безопасности.
- Воспитывать трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми и общения с ними, умения договариваться и самостоятельно решать конфликты.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
- Развивать эмоциональный отклик на красоту природы, умение воспринимать обилие красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость.
Чтобы эти задачи всецело решались, прогулки должны быть правильно организованны и продуманны.
Требования к продолжительности прогулки.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки до обеда после проведения образовательной деятельности и вечерней – после полдника или ужина. Время выхода детей на прогулку определяется режимом дня каждой возрастной группы. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна. Согласно требованиям СанПиН, для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Прогулки полезны в любую погоду. Главное одевать ребенка соответственно погодным условиям.
При температуре ниже минус 15°С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается.
Планирование прогулки (содержание).
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Виды прогулок (по месту проведения):
– на участке детского сада;
– пешеходные прогулки за пределы участка детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров).
Виды прогулок (по содержанию):
– традиционная;
– тематическая;
– целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);
– экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
– поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Каждый ребёнок маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, наблюдение, экспериментирование и детский труд занимают на прогулке особое место.
Структура прогулки:
- Наблюдение.
- Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.
- Труд детей на участке.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Самостоятельная игровая деятельность.
Во время прогулки можно выделить 5 основных компонентов:
1. Наблюдения. Во время прогулки взрослый обращает внимание детей на окружающую природу, на погодные изменения, на труд в природе. Это существенно расширяет кругозор ребенка. Ведь можно наблюдать за птицами, за опадением листьев, за цветением растений, за звуками природы. Можно выбрать один объект, например, посадить свое дерево и наблюдать за его ростом, за природными изменениями в нем (почки, листочки, листопад).
2. Трудовая деятельность. Приобщать ребенка к труду в природе – одна из задач воспитания. Какими видами труда может заниматься маленький человечек во время прогулки? Главное помнить, что труд для ребенка должен быть посильным! Это может быть подметание веранды, уборка дорожек от снега, пополнение песочницы песком, полив и окучивание растений. Трудовую деятельность на прогулке можно разделить на индивидуальную или коллективную.
3. Подвижные игры и упражнения на прогулке. Ни что так не закаляет организм ребенка, как двигательная активность на открытом воздухе. Организовать детей на подвижную игру не составит большого труда – они с удовольствием будут играть все вместе и сами предлагать различные, уже знакомые и любимые, подвижные игры.
4. Индивидуальная работа. Во время прогулки педагог проводит индивидуальную работу с детьми. В чем она заключается? Воспитатель знает, какие есть проблемы в развитии того или иного ребенка и постоянно пытается помочь ему в их решении. Можно подозвать ребенка к себе и вместе с ним, например, совершенствовать какое-либо физическое движение, которое не получалось у него, развивать счетную деятельность и др.
5. Самостоятельная деятельность детей. Это деятельность, где ребенок может подключить фантазию и свои интересы. Пообщаться с друзьями или побыть один.
Как видим, прогулка у детишек должна быть насыщенная и интересна.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 25 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Создание условий для эффективного проведения прогулки.
- Стационарное оборудование на участке детского сада.
- Выносной материал: для игр в песочнице, игрушки, атрибуты для подвижных и спортивных игр, инструменты для труда и т.д.
- Спортивная площадка.
Окончание прогулки.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, организуется совместная деятельность по приведению прогулочного участка в порядок, тем самым решаются задачи ОО «Социально-коммуникативного развития» (п. 2.6 ФГОС ДО) (формирование позитивных установок к различным видам труда). И организованно возвращаются в группу.
В организации процесса подготовки к прогулке и возвращения с прогулки принимает участие младший воспитатель.
Заключение.
Прогулка имеет большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей не все дошкольники сами могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. Чтобы правильно организовывать наблюдения и труд детей на прогулке, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания о растениях и животных, владеть методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда, двигательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Источник