Роль проектной деятельности в развитии ребенка

Роль проектного метода

в развитии познавательной активности  дошкольников.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. 

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности воспитуемых.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.  Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей,  педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста   весьма актуальна по целому ряду причин:

 – во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

– во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

 – в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Кроме этого, метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий дошкольников вместе с воспитателем и обязательной презентации результатов их работы. Презентация проекта различна, например, демонстрация продукта, получившегося в результате работы над проектом, спектакль, ролевая игра и т.д..

В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.

Применение метода проекта направлено непосредственно на результат, который ребенок может увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Кроме этого, организация проектной деятельности в работе с дошкольниками предполагает совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути.

В основе метода проектов лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Применение метода проектов связано с окружающей ребенка реальностью, основывается на актуальных детских интересах, тем самым, способствуя развитию познавательной активности детей.

Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, важно показать детям, значимость в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Своим воспитанникам я подсказываю источники информации или просто направляю их мысль в нужном направлении для самостоятельного поиска. Вся работа, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности, повышая познавательную активность дошкольников и стимулируя их интерес. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Читайте также:  Как заниматься развитием ребенка с рождения

Педагогическая цель проектной деятельности, направленной на повышение познавательной активности дошкольников – содействие формированию УУД и компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности воспитанников, включающие взаимосвязанные

– ценности,

– знания, умения, навыки и способность применять их,

        В процессе организации проектной деятельности у дошкольников формируются такие компетенции как:

– поисково-информационная (работа с информацией),

– кооперативная (работа в сотрудничестве),

– самоуправление, коммуникационная (общение),

– рефлексивная (анализ, осмысление собственной деятельности).

        Во многом благодаря методу проектов у дошкольников формируются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

        Задача проектной деятельности, направленной на развитие познавательной активности дошкольников, состоит в создании условий при которых они:

– учатся выявлять проблему,

– достигают своих целей,

– получают знания,

– развивают коммуникативные умения и навыки,

– пользуются приобретенными знаниями и опытом на практике в окружающей действительности.

        Кроме этого, у воспитанников формируется чувство ответственности, приобретается опыт на всех этапах проекта, что способствует развитию их познавательной активности.

        Для развития познавательной деятельности важна организация, как индивидуальной проектной работы, так и коллективной. В своей педагогической деятельности с дошкольниками я в также провожу коллективную проектную работу, основные преимущества которой состоят в том, что:

– формируются навыки сотрудничества,

– каждый воспитанник включается в определенный этап работы,

– в рамках проектной группы повышается мотивация и познавательная активность дошкольников, что положительно влияет на качество выполнения проекта.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Источник

Валентина Михайленко
Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста

Решение задач здоровьесбережения, физического развития воспитанников, развития любознательности и активности детей, способности решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать самостоятельную деятельность, овладения детьми способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, универсальными предпосылками к учебной деятельности продиктовано современными требованиями к дошкольному образованию. Цели, ценности и результаты которого обозначены ФГОС ДО и, безусловно, современны и актуальны.

Самостоятельность, инициатива – качества, которые необходимы ребенку для наполнения собственной деятельности определенным смыслом.

В связи с этим встает вопрос о становлении субъектной позиции ребенка, которая форКак организовать жизнедеятельность ребенка, чтобы у него возникла необходимость воспроизводить, выбирать, находить, исследовать, познавать, участвовать в коллективной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками?

В условиях детского сада педагоги давно успешно организуют тематические дни, комплексные познавательные занятия, познавательно – исследовательскую деятельность, моделируют проблемные ситуации, практикуют детское экспериментирование. В свете ФГТ интегрированный подход к реализации содержания образовательной программы стал основным.

Предъявление качественно новых требований в соответствии с требованиями ФГОС ДО к обновлению содержания дошкольного образования в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное направление развития, познавательное направление развития, речевое направление развития, художественно – эстетическое направление развития, физическое направление развития) актуализировало значимость принципа интеграции в образовательном процессе.

Организация образовательного процесса при формировании целостного восприятия мира предполагает, что освоение содержания более эффективно на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение творческой задачи наиболее полно обеспечивает всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Одним из вариантов интеграции в дошкольном образовании является метод проектов.

Как показывает практика, метод проектов в наибольшей степени способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и в процессе систематизации информации, а также в практическом применении приобретенных знаний, умений и навыков (в играх, быту).

Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка младшего дошкольного возраста

При обеспечении психологического благополучия и здоровья детей выдвигаются такие задачи,как:

развитие творческого мышления, воображения, любознательности, познавательной активности к окружающей действительности;

развитие коммуникативных навыков.

При обеспечении психологического благополучия и здоровья детей выдвигаются такие задачи,как:

развитие творческого мышления, воображения, любознательности, познавательной активности к окружающей действительности;

развитие коммуникативных навыков.

Это интересно!

Творческие способности.

Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения знаний, умений и навыков.

Способность личности – это своеобразная возможность для приобретения знаний и умений.

Способность проявляется только в той деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности.

Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Существует две степени формы способностей: творческая и репродуктивная.

На репродуктивной стадии индивид показывает умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу.

На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.

Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в способности к замыслу и его осуществлению, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств.

Творческими способностями называют индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности. Они представляют собой объединение множества качеств.

Американский психолог Д. Гилфорд полагал, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.

Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой – либо задачи не сосредотачивают все усилия на установлении единственно верного ответа, а ищут различные решения со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов.

Д. Гилфорд полагал, что художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью, законченностью.

А. Н. Лукин («Развитие творческих способностей студентов средствами музыкального искусства»)выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие не замечают; сворачивание мыследеятельности, при этом трансформируется несколько понятий в одно; восприятие реальности целиком, а не деление ее на части; легкость в нахождении ассоциаций; умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы такими, какие есть на самом деле, легко генерировать идеи; дорабатывать конкретные детали для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.

Подведем некоторые итоги: что же приобретает ребенок в про­цессе своего развития в период дошкольного детства?

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделя­ются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внут­ренняя личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.

Развитиев том и в другом направлениях проходит свои этапы: от образности до сим­волизма. Под образностью понимается способность ребенка созда­вать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, совершать зна­ковые операции и действия: математические, лингвистические, логи­ческие и другие.

Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое.

Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности [https://refdb.ru/look/1309357-p4.html].

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

Читайте также:  Права ребенка развитие речи старшая группа

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разуме­ется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означа­ет, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.

В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способ­ностей, причин успехов и неудач.

Основные принципы развития творческих способностей детей

дошкольного возраста

Принцип беглости мышления. Предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи (по методу «мозгового штурма»).

Принцип деятельностного подхода во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми.

Принцип сотрудничества и кооперации. Предполагает выполнение проекта коллективно, в паре.

Принцип автономии. Предполагает выполнение проекта индивидуально.

Принцип благоприятного климата. Предполагает создание благоприятной социально – психологической среды, характеризующейся безопасностью и принятием ребенка как безусловной ценности ребенка.

В процессе реализации проектной деятельности выдвигается ряд задач

для каждого возрастного периода

Младший дошкольный возраст:

вхождение детей в проблемную и игровую ситуации (ведущая роль принадлежит педагогу);

активизация потребности в поиске путей разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (по А. И. Ромашиной).

Старший дошкольный возраст:

формирование предпосылок исследовательской деятельности;

формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;

формирование умения применять методы и способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;

формирование навыков рефлексии на способы действий для получения

результата;

развитие потребности в использовании терминологии, ведении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Образовательная деятельность в данном возрасте направлена на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе (по А. И. Ромашиной).

Индивидуализация образовательного процесса посредством

проектной деятельности:

активное отношение ребёнка к окружающему миру;

направление энергии в конструктивное и созидательное русло;

свобода деятельности в образовательной системе, созданной в насыщенной

информационной среде с различными интеграционными механизмами;

любознательность, творческость, инициативность, компетентность,

самостоятельность;

волевые усилия, произвольность поведения и деятельности;

опыт регулирования поведения;

мотивация к развитию и обучению;

индивидуальный стиль деятельности.

Условия детского проектирования

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным,если соблюдаются следующие условия:

1) деятельность детей без принуждения;

2) предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

3) совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

4) тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника (приближена к жизни, адекватная его возрасту.

Вывод: метод проектов является одним из важнейших компонентов в организации образовательного процесса в дошкольном образовании.

Проектирование заставляет взрослого постоянно находиться в пространстве возможностей, что способствует изменению его мировоззрения, не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В процессе создания проекта взрослый позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок (ребенок действует в неопределенной для себя ситуации, так как результат проекта не может быть заранее предопределен). Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество. При этом очень важно соблюсти необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс определяется оптимальным соотношением «ребенок – взрослый» (по Л. Морозовой).

Проектная деятельность дает ребенку возможность найти себя (определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы). Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, планах. В проектной деятельности проявляются способности личности.

В ходе проектной деятельности развиваются детско – родительские отношения.

Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется интересным содержанием.

Источник