Роль предметной среды в развитии ребенка дошкольного возраста

Светлана В.
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника

Выступление на педагогическом совете.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника

Развивающая предметно-пространственная среда 

– это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, это том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития

На слайде представлены мысли знаменитых ученых и педагогов о Развивающей предметно-пространственной среде

Стандарт требует:

окружающая ребенка среда должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно – и азы знаний.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать перечисленные на слайде параметры

Принципы организации развивающей среды представлены на экране, они достаточно известны

Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать  индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Примеры таких центров перечислены на слайде.

Но иногда эти центры могут переплетаться между собой. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Я предлагаю для вас памятки о том, в чем состоит деятельность педагога с учётом современных подходов при формировании предметно-развивающей среды

Может быть многое из того, что в ней вам знакомо.

Воспитатель

*ориентируется в своей деятельности на Федеральный государственный образовательный стандарт;

*реализует на практике требования ФГОС, проводит образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей;

*использует принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организует профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности;

*в работе использует разнообразные формы работы с детьми в соответствии с программой игры, проектную деятельность, музыкальная игровая деятельность и т. д. и проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

*проектирует образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения;

Так, например, 2019 год – год 140-летия со дня рождения знаменитого автора Уральских сказов – Павла Петровича Бажова

В начале года в детском саду проходил смотр-конкурс «Зимняя сказка 2019» Наша группа оформила свой участок по мотивам сказов П. Бажова и Златоустовской гравюры

В конце февраля наша группа разместила в холле детского сада выставку детских работ, выполненных в разных техниках с использованием бросового материала, пластилина, ткани, страз, акварели и гуаши на тему «В царстве сказов П. Бажова», посвященную 140-летнему юбилею писателя.

А в марте при создании «Огорода на подоконнике» мы продолжили тему и изготовили еще одну Хозяйку Медной горы из куклы и вместе с детьми выполнили каменный цветок способом папье-маше и макет уральских гор из картона, бумажных салфеток и броссового материала

*в проектировании предметно-развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье;

Так мы смогли привлечь родителей к постройке зимнего городка для создания снежных построек. А одна из мам стала нашей помощницей во всех начинаниях, любое дело ей по плечу. Она связала нам разные атрибуты для игр, пирожные, бублики, конфеты для сюжетно-ролевых игр, кукольных героев для театра царевну-лягушку- хозяйку речевого уголка, мирилки для коммуникативных игр.

*создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. А в этом нам конечно же поможет среда в которой он проживает и развивается.

Источник

Валентина Коморная
Роль предметно-развивающей среды в группе детского сада для всестороннего развития дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в группе детского сада для всестороннего развития дошкольников

Подготовила:

Воспитатель

МБДОУ д-с №4 «Солнышко»

Коморная В. И.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда — это естественная комфортная, уютная обстановка, рационально организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования определяют требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения,которые включают принципы: информативности, вариативности, поли функциональности, педагогической целесообразности и транспортируемости. Таким образом, правильно организованная предметно- пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

Комфортная развивающая среда обеспечивает различные виды активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника, это является своеобразной формой самообразования маленького ребенка.

Цель предметно-развивающей среды в группе-становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

– создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

– ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

– активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

– ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Воспитательная роль предметно – пространственной среды в :

• содержательности и эстетической значимости этой среды;

• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т. д.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация предметно-развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы

Все групповое пространство распределено на центры,которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

В развивающей среде, окружающей ребенка, заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Источник

Сущность и значение

предметно-развивающей среды

для развития дошкольника

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. И  решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.

Что же такое предметно-развивающая среда?

На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность.

И в отечественной и  в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого  детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе и др.).

С точки зрения психологии, среда – это процесс и результат, условие  саморазвития личности (А. Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно необходимых личностных качеств.

Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны личности – эмоции, чувства, мыслителльную деятельность и т.п., то есть   становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение».

 По определению В.А.Ясвина развивающая среда –  это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

Ученые-дидакты  в структуре среды выделяют  ее значимый компонент – предметную среду, и  с точки зрения ее организации и деятельности, которая в ней осуществляется классифицируют на игровую, учебную,  трудовую и др.

Предметно-развивающая среда является составной частью  развивающей среды и определяется, как  «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».

Доктор психологических наук С.Л. Новоселова считает, что   «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».

Предметно-пространственная среда выполняет  множество важнейших для развития ребенка функций:

Информационная  и познавательная   функция реализуются в том, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и т.д.

Стимулирующая функция обеспечивает  мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например, спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кроссворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры  и др. вводят в активную познавательную деятельность и т.п.

Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Организация предметно-развивающей среды – важная задача  педагогики,  и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Для правильной организации  развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах ее построения. Концепция организации  развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.

В концепции предметно-развивающей средыС.Л.Новоселовой  автор указывает, что оснащение среды  формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

В концепции  также определены и требования к развивающей предметной среде ДОУ:

-соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка;

– предметная средадолжна удовлетворять потребности в  информации, новизне, преобразовании и самоутверждении;

-учет возрастных интересов развития детской деятельности;   соответствие предметной среды возможностям ребенка.

Например,  для детей раннего возраста и детей первой младшей группы (2-3 года) должно быть большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; во второй младшей группе  (4 года)  –  предметно-развивающая среда должна быть насыщена центрами для  сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; для  организации предметно-развивающей среды  в группе у детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать  их потребность в игре со сверстниками и  потребность в уединение; что касается старшей группы, то по мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда создается и изменяется  детьми с точки зрения своих интересов.

Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды необходимо выделить ее условия, как развивающей среды для детей:  

-способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов;

– ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

– ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности;

– учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей;

– учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагать наличие «зоны приватности»;  «зоны отдыха» и др.;

-учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения,  что обеспечивает право  ребенка на свободу выбора;

– предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно придти к выводу, что предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Источник