Роль предметной развивающей среды в развитии ребенка

«РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

Предметно-развивающая среда, как известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого, первостепенной задачей педагогического коллектива ДОУ в условиях обновления дошкольного образования и ФГОС является создание предметно-развивающей среды. (слово Л.А.).

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда». А что это? (ответы воспитателей).

РАЗМИНКА (Собрать правильное определение ПРС)

Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Важное значение для детей имеет организация предметно – пространственной развивающей среды как в кабинетах специалистов ДОУ, так и в групповом помещении, спальной комнате, приёмной.

Главное требование к организации предметно-развивающей среды является её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

В работах педагогов О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды. Какие? (Игра с педагогами: «Подбери нужное определение»):-

слайды (в виде цветка: педагогические характеристики) Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.

Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.

Яркость, привлекательность

Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

Свобода выбор – ребёнок самостоятельно решает чем он будет заниматься и берёт необходимые ему для этого материалы. Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.

Цель взрослого в предметно – развивающей среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.

2. Формирование начал личности; развитие индивидуальности.

При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

• – пространство;

• – время;

• – предметное окружение.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:

Центры ПРС:

  • учебный центр;
  • Центр дорожного движения;
  • центр ролевой игры;
  • центр искусства;
  • центр природы и экспериментальной
  • деятельности;
  • физкультурно-оздоровительный центр;
  • центр театрализованной деятельности;
  • зона математического развития;
  • зона уединения;
  • географический центр;
  • телефон доверия;
  • центр книги;
  • музыкальный центр.

Педагогические задачи: ( игра с педагогами)

  1. Дети играют в с/р игру «Едем в театр». Вдруг Миша «вылезает из автобуса», где сидят все дети и бежит к шкафу где хранятся учебные принадлежности. Игра останавливается, все дети кричат….
  2. Девочки рисуют раскраски с модными нарядами для кукол. Паша всё время им мешает, калякая в их работах….
  3. Мальчики для игр используют пространство под столами….
  4. Воспитатель наказал ребёнка и, посадив за стол, дал ему игру, правила которой ребёнку неизвестны….

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии.

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять ребенка и взрослого.

(Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).)

  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения по сравнению с обычной семейной обстановкой. Поэтому, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновению и развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Этот принцип предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года норма

( В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.)

  1. Принцип стабильности-динамичности.

В проекте пространственной развивающей среды должна бытъ заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные и легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемая детьми, что особенно важно, может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

(Сборно-разборная мебель; игрушечная мебель; ёмкости для хранения игрушек; игрушки; мягкие плоскости, подиумы для отдыха, спортивное оборудование; игровые столы сложной конфигурации; мебель-трансформер; вертикальных разделителей, костюмерная; игрушки-заменители.)

  1. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности динамичности». Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в соответствии с интересами и желаниями, свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны, необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Трансформация помещения может «быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Обязательно должны быть место отдыха и место уединения.

  1. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полуабстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах.

  1. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение среды с учётом половых различий, предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами мужественности и женственности. Здесь необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

( Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.)

  1. Принцип учета возрастных особенностей ребёнка.

Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с возрастом и ориентируются на зону «ближайшего развития».

Кроме этого, предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Практическая часть

  1. Игра «Кто больше придумает игр со скакалкой»
  1. Игра «Педагогический сундучок» – особенности предметно-развивающей среды.

В сундучке находятся особенности предметно-развивающей среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.

Вопросы:

– От чего, зависит предметно-развивающая среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

– Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

– Перечислите, педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды (Комфортность и безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатства сенсорных впечатлений, возможности для исследования, принцип функциональности, опережающего развития, динамичности-статичности среды.)

– Перечислите, основные центры в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).

– Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и туалетной комнатах и почему?

– Назовите принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ. (Дистанции, активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, сочетания привычных и неординарных элементов, Гендерный принцип, этапности и учета возрастных особенностей ребёнка, интеграции образовательных областей).

– Цель взрослого в предметной среде?

Методические рекомендации по размещению игровых материалов в групповой комнате:

  1. Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям.
  2. Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распоряжаться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.
  3. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
  4. Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.
  5. Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.
  6. Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.
  7. Конструкторы разметаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.
  8. По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.
Читайте также:  Центры развития ребенка в минске

В заключительной части семинара задание для педагогов: – придумать развивающую среду своей группы по возрастам (составить макет, нарисовать).

Источник

Доклад на родительском собрании «Роль игровой предметной развивающей среды в полноценном развитии детей»

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности “.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру – главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. “

Для детей игра, которую принято называть “спутником детства”, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

В ДОУ этот мир представляет предметно – развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Предметно – развивающая среда – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического и социального становления личности ребенка.

В связи с этим, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка образец

Зонирование помещений продумали и решили таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах.

В сенсорном уголке собрали развивающие игры, направленные для развития воображения, речи, памяти, логики, внимания. С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический материал в группе является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с пирамидками, «Лего-дупло», вкладышами, мозаикой, шнуровками, геометрическими пазлами.

Также созданы уголок «Хозяюшка», «Автомастерская», «Уголок по экспериментированию», «Парикмахерская», уголок со строительным материалом, книжный уголок.

При построении предметно – пространственной среды соблюдались принципы:

1. Доступность

2. Гендерный подход

3. Безопасность

Особое внимание уделяем эстетическому оформлению, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов, изложенных в “Концепции дошкольного воспитания”, а так же руководствовались принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

При построении предметно – пространственной среды соблюдались принципы:

• Открытости;

• Гибкого зонирования;

• Стабильности -динамичности;

• Полифункциональности ;

• Гендерный подход.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытнической работой. Воспитатели создали атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным.

При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.

Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, мы стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого-педагогическое просвещение родителей ведем дифференцированно, используя разные формы работы. Одна из них – информация на стендах.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Источник