Роль праздников в эстетическом развитии ребенка

Роль праздников и развлечений в развитии художественного-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.
В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
Праздник, – это не только очередной повод для того, чтобы позвать родителей в гости в детский сад. На празднике дети не только показывают свои таланты, но и учатся. Хорошо подготовленное выступление придает детям решительности, уверенности в своих силах, раскрывает, развивает скрытые таланты. Кроме того, навык выступления пригодится им при учебе в школе, а также при общении со сверстниками. Проведение различных утренников помогает деткам развиваться, формирует их личности, учит быть разными, вживаться в роли. Развивается память, ведь надо запомнить свои слова, что за чем идет, песни и движения танцев. Так как все подготовлено в игровой форме, деткам самим нравится участвовать, они горят желанием показать себя с самой лучшей стороны.
Источник
Аносова Елена Владимировна
МКДОУ д/с №331 г. Новосибирск
воспитатель
РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эстетическое развитие дошкольников- актуальная и наиболее интригующая проблема психолого- педагогической науки. При всём многообразии исследований и практических решений по проблеме эстетического воспитания она остаётся неисчерпанной и интересной для новых поколений исследователей.
В настоящее время расширяется круг инновационных методик, технологий и образовательных программ, нацеленных на эстетическое развитие дошкольников. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий организации детских праздников в ДОУ как средства эстетического воспитания остаётся актуальным.
Современные педагоги дошкольных учреждений боятся самостоятельно придумывать и проводить праздники, ссылаясь на отсутствие музыкального образования. Им легче развивать детей посредством рисования, театрализованных игр или приглашения артистов театра, цирка и филармонии.
В связи с данной проблемой была проведена экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому развитию на материалах праздников в условиях детского сада. Так как с детьми в ДОУ работают по Программе «Успех», которая предполагает проведение различных праздников и досугов, то мы решили провести экспериментальную работу в новой форме- подготовив нетрадиционные праздники, с обязательным привлечением родителей воспитанников. Здесь важно учесть, что для успешной реализации проекта было необходимо тесное, доброжелательное общение с родителями, основанное на творческом сотрудничестве. В течении полугода, кроме обязательных и календарных праздников и развлечений с детьми мы показали две театрализованные постановки, провели два концерта, семейный творческий конкурс и музыкально- литературную гостиную.
Для успешной реализации проекта был составлен план проведения праздников написаны сценарии праздников, подобраны методики для обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет выявления уровня эстетического развития, а также было проведено диагностическое исследование до и после экспериментальной работы с детьми и проанализированы полученные результаты.
После завершения эксперимента мы пришли к выводу, что сочетание различных видов искусства, используемых в подготовке и проведении праздников оказали особое влияние на детей и их эстетическое развитие.
Разучивая стихи, песни, танцы, рисуя декорации и подготавливая костюмы к выступлениям, дети получили не только практический опыт и определённые знания, но и наслаждение от происходящих событий. Это помогло им расширить кругозор, развить память, мышление, воображение и речь. А праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей- все эти важные факторы эстетического развития помогли каждому ребёнку прочувствовать, понять себя, и выявить творческие наклонности.
У детей на достаточно высоком уровне сформировались убеждения и суждения, которые имеют непосредственное отношение к эстетическому восприятию произведений искусства и явлений общественной жизни, представления о будничных и праздничных днях. Дети показали эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Они стали внимательнее относиться к окружающим людям, появилось стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Именно подготовка к празднику воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности и пользоваться ими.
Конечно, не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Важно учитывать и то, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя и родителей, которые в сотрудничестве с детьми должны терпеливо преодолевать трудности и все вместе получать эстетическое наслаждение как результат деятельности.
Как мы видим, эстетическое развитие играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. А развлечения и праздники, которые любят все дети без исключения, ненавязчиво, но эффективно помогают развитию эстетического вкуса личности.
Библиографический список
Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Крулехт М. В. И др. Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие / Т. И. Бабаева. – СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2011. – 592с.
Малыгина А. Н., Коваль А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 995-997
Федина, Н.В. и др. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект М.: Просвещение, 2015. — 235 с.
Шаехова, Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление ДОУ. – 2013. – № 9. – С. 32.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. – М.: Академия, 2002. – 260 с.
Источник
РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эстетическое развитие дошкольников- актуальная и наиболее интригующая проблема психолого- педагогической науки. При всём многообразии исследований и практических решений по проблеме эстетического воспитания она остаётся неисчерпанной и интересной для новых поколений исследователей.
В настоящее время расширяется круг инновационных методик, технологий и образовательных программ, нацеленных на эстетическое развитие дошкольников. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий организации детских праздников в ДОУ как средства эстетического воспитания остаётся актуальным.
Современные педагоги дошкольных учреждений боятся самостоятельно придумывать и проводить праздники, ссылаясь на отсутствие музыкального образования. Им легче развивать детей посредством рисования, театрализованных игр или приглашения артистов театра, цирка и филармонии.
В связи с данной проблемой была проведена экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому развитию на материалах праздников в условиях детского сада. Так как с детьми в ДОУ работают по Программе «Успех», которая предполагает проведение различных праздников и досугов, то мы решили провести экспериментальную работу в новой форме- подготовив нетрадиционные праздники, с обязательным привлечением родителей воспитанников. Здесь важно учесть, что для успешной реализации проекта было необходимо тесное, доброжелательное общение с родителями, основанное на творческом сотрудничестве. В течении полугода, кроме обязательных и календарных праздников и развлечений с детьми мы показали две театрализованные постановки, провели два концерта, семейный творческий конкурс и музыкально- литературную гостиную.
Для успешной реализации проекта был составлен план проведения праздников написаны сценарии праздников, подобраны методики для обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет выявления уровня эстетического развития, а также было проведено диагностическое исследование до и после экспериментальной работы с детьми и проанализированы полученные результаты.
После завершения эксперимента мы пришли к выводу, что сочетание различных видов искусства, используемых в подготовке и проведении праздников оказали особое влияние на детей и их эстетическое развитие.
Разучивая стихи, песни, танцы, рисуя декорации и подготавливая костюмы к выступлениям, дети получили не только практический опыт и определённые знания, но и наслаждение от происходящих событий. Это помогло им расширить кругозор, развить память, мышление, воображение и речь. А праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей- все эти важные факторы эстетического развития помогли каждому ребёнку прочувствовать, понять себя, и выявить творческие наклонности.
У детей на достаточно высоком уровне сформировались убеждения и суждения, которые имеют непосредственное отношение к эстетическому восприятию произведений искусства и явлений общественной жизни, представления о будничных и праздничных днях. Дети показали эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Они стали внимательнее относиться к окружающим людям, появилось стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Именно подготовка к празднику воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности и пользоваться ими.
Конечно, не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Важно учитывать и то, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя и родителей, которые в сотрудничестве с детьми должны терпеливо преодолевать трудности и все вместе получать эстетическое наслаждение как результат деятельности.
Как мы видим, эстетическое развитие играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. А развлечения и праздники, которые любят все дети без исключения, ненавязчиво, но эффективно помогают развитию эстетического вкуса личности.
Библиографический список
Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Крулехт М. В. И др. Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие / Т. И. Бабаева. – СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2011. – 592с.
Малыгина А. Н., Коваль А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 995-997
Федина, Н.В. и др. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект М.: Просвещение, 2015. — 235 с.
Шаехова, Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление ДОУ. – 2013. – № 9. – С. 32.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. – М.: Академия, 2002. – 260 с.
Источник
Ирина Мотовилова
Праздники как средство художественно-эстетического развития дошкольников (выступление на семинаре из опыта работы)
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федеральных государственных стандартов дошкольного образования заставляет нас пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Для меня, как музыкального руководителя, всегда был актуальным поиск наиболее эффективных форм, методов и приёмов в музыкальном воспитании и образовании детей с целью их успешного художественно-эстетического развития. В тексте Стандарта дается пояснение к этой образовательной области, из которого следует, что главное для педагога – заинтересовать детей, воспитать у них эстетические чувства и потребности, способность наслаждаться и получать удовольствие от доступных восприятию дошкольников произведений искусства.
На мой взгляд, праздник выполняет эти задачи, и всегда будет занимать особое место в художественно-эстетическом развитии детей. Праздникобъединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Создать соответствующий эмоциональный настрой на тот или иной праздник помогает тщательно составленная программа. Я продумываю тему, форму программы, подбираю музыкально-литературный материал, уделяю особое внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению зала учитывая конкретные условия нашего детского сада, опыт педагогического коллектива и каждой возрастной группы в отдельности. Стремлюсь к тому, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. В программе праздника предусматриваю все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция праздника носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.
Распределение музыкальных номеров праздничной программы средидетей представляет наиболее тонкую и трудную задачу: я предлагаю каждому ребенку выступление по его силам, возможностям и наклонностям. Более способным детям поручаю наиболее ответственные номера. Дети, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе или застенчивы, участвуют в более легких, но интересных для них заданиях – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Главное, чтобы ребенок не почувствовал обидной снисходительности, недоверия к его возможностям.
Если взрослые участники праздника четко определяют свое участие и многократно повторяют свои роли, то дети благодаря систематической работе на музыкальных занятиях, четкому перспективному планированию освоения музыкального материала спокойно, без спешки и переутомления готовятся к празднику. Стремясь сохранить свежесть детского восприятия, непосредственность их эмоций, я продумываю индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, на которых мы с детьми готовим «номера-сюрпризы», «номера-неожиданности» для других участников праздника. Этот прием позволяет хорошо мотивировать как детей-исполнителей на выразительное исполнение песни, танца, или инсценировки, так и заинтриговать ожиданием чего-то нового детей-зрителей. Такой подход позволяет незаметно для детей разучить с ними весь необходимый музыкальный материал праздника.
Музыкальный и литературный репертуар, я собираю, думаю, как и другие музыканты,по крупицам из разных источников: журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», музыкальное приложение к программе «Ладушки», разные интернет сайты. Одна из недавних новинок интернет пространства Электронный 3D журнал «Музыкальный оливье». Он богат новыми современными песенками (с нотами и готовыми фонограммами, сценариями, играми и другими практическими моментами для работы с дошкольниками. Ссылка на сайт представлена на слайде, здесь можно приобрести журнал. /https://www.art-olive.ru/jurnal.html /
Театрализованные моменты праздника в исполнении взрослых радуют и развлекают участников праздника, а инсценировки в исполнении детей еще более ценны для их развития. Подготовленные к осенним праздникам сказки наши дети с удовольствием показали не только гостям праздника, но и детям других групп, но уже в рамках «Фестиваля осенних сказок», в котором приняли участие все возрастные группы нашего детского сада. Одну из инсценировок мы предлагаем вашему вниманию.
Красочность, торжественность, разнообразие празднику придает оформление — специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты.
Убранство зала, органически связанное с содержанием события, вызывает у детей эстетические переживания, создает радостное праздничное настроение, вдохновляет их на творчество.
Тематическое оформление зала меняем в течение года как минимум четыре раза: осенняя тематика, Новый год, весна и тема выпуска и лета.
Варианты оформления нашего музыкального зала приходится самим придумывать, искать, изготавливать, создавать. Учитывая особенности нашего зала стремимся, чтобы оформление было эстетичным, стильным, практичным, нетрудоемким в изготовлении, экономичным по денежным затратам, многофункциональным.
Особое внимание обращаем на организацию сюрпризных моментов. Неожиданные и веселые ситуации всегда вызывают у детей бурю эмоций. Дошкольники оживляются, их деятельность активизируется.
Я уверена, что каждый из нас имеет в своей копилке множество разных идей, главное, чтобы сюрприз был хорошо исполнен. Используем световые и шумовые эффекты, для новизны восприятия привлекаем родителей к исполнению ролей, продумываем характеры героев, исполняемых взрослыми и, конечно же костюмы для ряжения героев праздника. Всем костюмам стараемся придать «правдоподобность», яркость, эстетичность. Парики, бороды, аппликация на костюмах выполнены своими руками. Артистичность наших педагогов и родителей позволяет мне реализовать на праздниках интересные моим детям идеи и сюрпризы. Например, в наш детский сад в Новый год приходит удивительный Музыкальный Дед Мороз…
На выпускном празднике у нас была самая настоящая Фрекен Бок – «правдоподобность» ее костюма, созданного в нашей «детсадовской швейной мастерской» покорила и детей и взрослых, мы хотим вам его продемонстрировать. /выход Фрекен Бок/
Озорная Маша, из известного мультфильма, всем знакома своим ярким сарафаном. Наша Маша вот такая! /выход Маши/
После небольшой переделки казалось бы старые и немодные вещи превратились в костюм Белоснежки. /выход Белоснежки/
Яркая Матрешка – частый гость не только наших праздников, музыкальных досугов и занятий. /выход Матрешки/
Борода – отличительная черта внешности некоторых героев. Вот такой бородкой обзавелся наш Хоттабыч – обычная нить для вязания мочалок, навязывается на основу и выстригается нужной формы. /выход Хоттабыча/
Еще хотелось бы представить два костюма это Лето… и Осень… /выход Лета и Осени/ Сшитые из яркой ткани, украшенные аппликацией они, безусловно, оказываются в центре детского внимания на любом празднике.
Родители наших воспитанников сегодня представили вам часть постоянно обновляемой и пополняемой коллекции костюмов для взрослых,создаваемой под девизом: «Просто, нарядно, удобно, недорого» (по денежным затратам).
Хорошей традицией в нашем детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляем оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных занятиях, которые строятся несколько иначе, чем обычно. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились, обменяться впечатлениями о празднике. Дети повторяют их в камерной обстановке с большим увлечением, проявляют творческую инициативу, меняются ролями и еще раз получают удовольствие от музыкально-художественной деятельности.
Таким образом, хорошо организованный праздник – важное средство художественно-эстетического развития детей. На празднике дети не только показывают свои достижения и исполнительские возможности, но и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
Источник