Роль пословиц в развитии ребенка
РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Среди пословиц и поговорок есть те, что сложены русскими писателями и поэтами, те, что были сложены в советское время, а есть пословицы и поговорки наших дней.
Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм «Войти в пословицу» — стать общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен И.А.Крылова вошли в пословицу. Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка.
Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Это связано с особенностями пословиц, о которых пишет Л. А. Введенская: «Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда четкая, иногда даже категоричная, часто с иронией: Думай двояко, а делай одинако. Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем».
Особенно значимыми в этом отношении представляются пословицы, в краткой афористической форме передающие точку зрения народа на основные вопросы бытия. В основном пословицы носят наднациональный характер, отражают общие законы природы, в том числе человеческой, предписывают определенные правила поведения.
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль. Пословицы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалами и могут успешно использоваться в качестве материала для работы по развитию речи и коммуникативной культуры. Кроме того, пословицы, несомненно, являются эффективным занимательным языковым материалом, использование которого способно повысить интерес к русскому языку, оказать воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность, формировать уважение к родному языку, культуре и истории России.
Список литературы
1. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры. М.: Академия, 2002. 234 с.
2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2007. 726 с.
3. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 251 с.
4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2003. 616 с.
5. Илькова А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы
с дошкольниками / Приднестр. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. М., 2001. 72 с.
6. Мокиенко В. М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. Изд-е 3-е,
перераб. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005. 256 с.
7. Пословицы, поговорки, загадки / сост.: А. Н. Мартынов, В. В. Митрофанов. М.: Современник, 1982. 216 с.
8. Соболев А. И. Народные пословицы и поговорки. М., 1961. 420 с.
9. Соболева О. В. О понимании мини-текста, или Пословица век не сломится // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 46-52.
10. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007. 478 с.
11. Хлебцова O. A. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 248 с.
12. Чистякова А. Ф. Пословица зря не молвится. М.: Крон-Пресс, 1998. 176 с.
Источник
Елена Узлова
Роль пословиц в развитии речи дошкольника
«Пословицы в развитии речи дошкольника»
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.
Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.
Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».
Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, – со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе.
Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.
В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».
Методы применения пословиц:
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)
Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т. д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например,для звука Ж:
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Однажды шёл дождик дважды»
Или для звука Ш:
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)
Консультация логопеда для родителей.
Основы правильной речи
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.
Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.
Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Источник
Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей
Описание: данный материал адресован родителям, а так же воспитателям детского сада и может быть использован в работе по воспитанию детей.
Пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни; народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство и восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. В коротких народных изречениях, афоризмах всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действие через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того, в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние (недовольство, восхищение, удивление), что еще более усиливает воздействие на человека. Одно дело, например, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают» и совсем другое, когда взрослый говорит: “Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня?” Поэтому для повышения воспитательного эффекта при общении с детьми желательно включать притчи, простые иносказания, намеки, как называл пословицы и поговорки В.И. Даль.
Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности, некоторые не имеют переносного смысла, например, “Говорить легко – делать трудно”, “Играй, играй да дело знай” – такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения; другие имеют и прямой и переносный смысл: “Без труда не вынешь рыбку из пруда”. Действительно, чтобы выудить рыбку, нужен труд, но так говорят и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы получить результат. Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например, “Назвался груздем – полезай в кузов”, т.е. взялся за дело – доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй. Последние не всегда понятно детям и требует разъяснения. Однако использование пословиц в контексте деятельности при соответствующих условиях делает для ребенка ясным их общий смысл. Для этого взрослый подбирает пословицы всех трех категорий с единым смыслом и параллельно применяет их в момент события, поступка, действия ребенка. Например, ребенок охотно взялся за дело, но вскоре остыл к нему и готов бросить, взрослый обращается к нему: «В народе говорят: заделано (начато) – надо доделывать (нет иносказания); или ещё говорят: затянул песню, так веди до конца (имеет и прямой смысл, и иносказательный). Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?» Чтобы ребенок закончил дело, взрослый помогает ему и, работая с ним вместе, находит повод сказать: “Назвался груздем – полезай в кузов” (полное иносказание). В подобной ситуации может быть и другой вариант применения пословиц с разной степенью иносказательности, взрослый сокрушенно произносит: “И вправду сказано, не мудрено начать – мудрено кончить, т.е. просто начать, да не просто закончить. Мы с тобой, Коля, сейчас вместе закончим работу, а то ведь дело без конца что кобыла (лошадь) без хвоста. Так ведь и дела без конца не бывает – это смешно. Давай закончим, чтобы над нами не посмеялись».
Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, радостью, удовлетворением, сожалением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами и мимикой. Например, когда дети отвлекаются от работы разговорами, можно с сожалением воскликнуть: “Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов на мешок!”, – жестом показать, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы и побуждают к желаемому поступку.
Какие же пословицы, поговорки, прибаутки можно рекомендовать использовать по ходу, например, трудового процесса? Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.
• Была бы охота – заладится всякая работа.
• Доброе начало – половина дела.
• Где хотенье – там и уменье.
• Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Бывает и так, что кто-то отказывается от работы, явно с неохотой отзывается на предложение. Шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение, поставят ребенка перед выбором формы поведения.
• Люди жать, а мы с поля бежать.
• В работе разгар, а он на базар.
• У лодыря Егорки всегда отговорки.
• Люди пахать, а он руками махать.
Высказав таким образом своё отношение к поведению ребенка, взрослый может и настаивать на его участии в работе. Но если ребёнок решает участвовать, надо поддерживать его радостной улыбкой, жестом (погладив по голове, прижав ласково к себе), взрослый может пошутить: “Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?”
Всякое, даже самое маленькое дело, требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознали планирование, как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц легко подчеркивает именно это:
• И по малу делу большая дума.
• Голова научит – руки сделают.
• Семь раз отмерь – один отрежь.
• Чем больше науки, тем умнее руки.
• Ум хорошо, а два лучше.
Робких детей можно поддержать следующими изречениями:
• Лиха беда – начало.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Смелость города берет.
Взрослый может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:
• Под лежачий камень вода не течет.
• Не бравшись за топор, избы не срубишь.
• Волков бояться в лес не ходить.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:
• Умел начать – умей и кончить.
• Усталость пройдет, а добрая слава останется.
• Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Тем, кто отвлекается во время работы на разговоры, на игру, в зависимости от конкретной ситуации можно сказать:
• Где много слов, там мало дела.
• Большой говорун – плохой работун.
• Языком не торопись, а делом не ленись.
• Один пашет, а семеро – руками машут.
• Люди за дело, а мы за безделье.
Если дети проявляют терпение, сами стараются преодолеть возникшие трудности, то их надо поддержать:
• Горька порой, работа, да хлеб от неё сладок.
• Терпенье и труд всё перетрут.
• Над чем постараешься, тому и порадуешься.
• Всякое уменье трудом даётся.
Но бывает и наоборот: дети проявляют поспешность, нетерпение во время работы, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как, в таких случаях можно высказать свое отношение через пословицу:
• Делом спеши, а людей не смеши.
• Поспешишь – людей насмешишь.
• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
• Кто делает все на авось, у того все хоть брось.
А о бойком, ловком, все успевающем умельце можно сказать:
• Мал телом, да велик делом.
Похвала, высказанная в пословицах, несет в себе оттенок шутки, игры (т.к. ребенок называется птичкой, пострелом, муравьем и т.д.), а потому не дает повода для зазнайства.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучения, замечания, будет эффективнее сказать:
• Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь – и сам лопнешь!
• Не смейся квас – не лучше нас!
• Не смейся горох, не лучше грибов:
Грибы пожарим и тебе не оставим.
Использованная литература:
1.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.-М.;Педагогическое общество России,2002.
2.Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.; Мозаика –
Синтез ,2005.
3.Куцакова Л.В. Нрравственно – трудовое воспитание в детском саду: Методическое пособие.- М.; Мозаика – Синтез,2007-2010.
4.От прибаутки до былины./ Сост. Аникин В.П.- М.; Художественная литература, 1991.
Похожие записи:
Пословицы о семье в картинках
Тематический словарик в картинках для дошкольников
Перспективный тематический план в подготовительной группе
Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье
Пословицы и поговорки об учебе для детей дошкольников
Пословицы и поговорки о труде для детей дошкольного возраста
Пословицы и поговорки о временах года для дошкольников
Пословицы и поговорки для детей 4-5 лет в детском саду
Источник