Роль поэзии младенчества в развитии ребенка

Роль поэзии младенчества в развитии ребенка thumbnail
Лекции.Орг

Роль поэзии младенчества в развитии ребенка
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

Народные песенки, их виды: колыбельная, потешки, припевки, прибаутки, небылицы и др. Богатство содержания, близость детским интересам. Художественные особенности. Принципы отбора произведений У.Н.Т. для детей.

Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши – это так называемая материнская поэзия. Она предназначена для самых маленьких и входит в жизнь ребёнка буквально с первых дней.

Колыбельные песни — подлинное чудо народной поэзии. Опытом многих поколений добыта и отшлифована их форма. Главное назначение колыбельной песни — успокаивать младенца, навевать ему сон, поэтому она проста, мелодична. В старину мать замечала, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, запоминала их, повторяла. За ней эти песни повторяла своим младшим братьям и сестрам старшая дочь. Так они и переходили из поколения в поколение. В таких песенках чаще всего говорится о тишине и покое. В песне много повторов, звукоподражательных слов:

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

Ворота-то скрып, скрып!

А коленька спит, спит.

Материнская любовь и нежность проявляется в ласковых обращениях к ребенку: Васенька, наша Лидочка, дитятко, дитя маленькое. Содержание колыбельных песен связано с непосредственным окружением младенца: колыбелька, одеяльце, подушечка, деточка, часто упоминаются воркующие голуби («гули», «гуленьки»), собачка, зайка, ласточки-касаточки. Уменьшительно-ласкательные суффиксы усиливают напевность, смягчают текст. Страшный волк, которым обычно пугают детей, здесь просто «серенький волчок».

Самый популярный персонаж – кот. Кот-баюн – символ дома, уюта, покоя. Его призывают:

Приди, Котя, ночевать,

Мово Ванечку качать

Уж я Котику-коту

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

В простых, незатейливых текстах колыбельной поэзии сохранились отголоски древних верований, когда младенца заговаривали от злых, темных сил. Некие мифологические Ба-бай, Мамай — духи темноты, а Сон, Дрема, Угомон, напротив, призываются для успокоения. Иногда возникают целые поэтические картины:

Бродит Дрема возле дома,

Ходит Сон по сеням,

И пытает Сон у Дремы:

«Где тут люлечка висит?

Где тут деточка лежит?

Я пойду их укладать,

Буду глазки закрывать!»

Со временем большинство заговорных формул утратило первоначальный смысл и стало восприниматься как чисто художественный прием, создающий красочный, радостный мир детства, где все необыкновенно, но ничему не надо удивляться:

У кота, у кота

Колыбелька золота,

А у [Коли] моего

Еще лучше того.

В каждой песенке — нежная любовь к ребенку, ему предсказывается счастливое, богатое будущее: «как он вырастет велик, будет в золоте ходить, чисто серебро носить». Будущее связано с трудом, заботой о близких.

Уж как курочка по зернышку гребет,

Так и Машенька по ягодке берет, —

рисует мать-крестьянка скорое участие дочки-помощницы в семейных делах. Колыбельные песни допускают множество вариаций: каждая исполнительница вставляет имя своего ребенка, свои особенные убаюкивающие слова и звуки. Такие песни часто исполняются одна за другой, соединенные мелодичным припевом.

В репертуаре колыбельных песен встречались и такие, которые отражали неприязненное отношение к детям, вплоть до пожелания смерти. Видимо, причин их возникновения несколько. Существовали глубинные отголоски древней веры в подмену младенца нечистой силой. Иногда смерти желали ребенку, рожденному вне брака. Имели место случаи грубого обращения с детьми со стороны малолетних нянек:

Спи, отбойное,

Спи, отстойное,

Спи ты, зельице,

Зло кореньице.

Ты подолгу ревешь,

Мне-ка спать не даешь.

В старых песнях встречаются элементы устрашения, угроза наказания:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

В данном случае задачей няни было предостеречь ребенка от опасности («Дитя краю не знает»); обилие уменьшительных суффиксов снимало эмоциональную напряженность. Это один из самых популярных сюжетов.

Основное назначение колыбельной лирики — успокоить, убаюкать ребенка. Этим определяется мелодический и поэтический строй песен. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных. Все это способствует быстрому засыпанию. С той же целью может исполняться мелодия без слов: «А-а-а, А-а-а».

Подрастая, малыш знакомится с потешками – короткими игровыми присловьями. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, ребёнок осваивает простейшие движения и жесты учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.

Пестушки.С колыбельной песенкой часто связаны пестушки (потягушки) – короткие рифмованные стишки, приговоры, сопровождающие ласковые поглаживания тельца ребенка, раз-ведения ручек, ножек (простейшие физические упражнения).

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка калининград

А в голову разумок!

Ритмичный текст сочетается с активными движениями, вызывая у малыша радостные эмоции.

Дыбок,дыбок,

Скоро Ванюше годок! —

приговаривают взрослые, помогая ребенку встать на ножки. По мере его подрастания, «взросления» тексты пестушек усложняются, делаются забавней.

А когда ребенок начнет проявлять сознательное заинтересованное отношение к окружающему, народная педагогика предложит «потешные» песенки, или потешки – короткие игровые присловья. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, ребёнок осваивает простейшие движения и жесты учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.

Потешки— это забавные песенки, сопровождающие игры с ребенком. Здесь и «Коза рогатая — бородатая», которая «забодает, забодает» того, кто «кашку не ест, молока не пьет», и «Ладушки», и многочисленные имитации скачек под веселые ритмичные стихи.

Поехали,

Поехали,

С орехами,

С орехами!

Поскакали,

Поскакали,

С калачами,

С калачами!

Особенную популярность потешки «Сорока-белобока» отмечал еще известный собиратель и исследователь фольклора прошлого века И.П.Сахаров: «Сорока, как игра детская, увеселяет только детей и матерей, и свято соблюдается в семейной жизни». Эта игра дает ребенку наглядный урок гостеприимства, щедрости и справедливости. Самый маленький палец, мизинец, круп не драл, воду не носил, дров не рубил, за что и каши не получил.

Словесная часть потешки сопровождается активным сгибанием и разгибанием пальчиков ребенка, поглаживанием ладони. И это отнюдь не случайно. Гениальную народную мудрость подтвердила современная физиология: развитие пальцев руки влияет на развитие мозга растущего человека, его речевых навыков. Не случайно игры-упражнения, подобные «Сороке», так широко распространены среди славянских народов, известны многим народам Азии и Африки. Эти игры представляют идеальное сочетание слова и действия, плодотворно влияя на эстетическое, умственное и физическое развитие ребенка.

К концу колыбельного периода у ребенка возрастает потребность в игре, забаве. И здесь незаменимы прибаутки.

Прибаутки — уже более сложный вид словесного творчества. В прибаутке объединяются и песенка, и маленькая сказка (побаска), и скороговорка, и игра. Персонажи этого развлекательного жанра: «долгоносый журавель, что на мельницу ездил, диковинки видел», и «зайчик—коротенькие ножки, сафьяновы сапожки», и ворон, сидящий на дубу, «играющий во трубу», и множество других птиц и зверей, хорошо знакомых детям. Прибаутки развивают фантазию, чувство юмора малыша. Заметим, что он и здесь не пассивный слушатель — он смеется, хлопает в ладоши, топает в такт словам.

Часто прибаутки имеют диалоговую форму: вопрос—ответ. Это придает тексту динамизм, удерживает внимание ребенка, легко запоминается им и воспроизводится впоследствии. Вот, например, как строится диалог в прибаутке про Фому, который едет на курице:

– Куды, Фома, едешь,

– Куды погоняешь?

– Сено косить!

– На что тебе сено?

– Коровок кормить!

– На что тебе коровы?

– Молоко доить!

– На что тебе молоко?

– Ребяток поить!

Среди прибауток много «лепых нелепиц», небылиц, построенных на смещении понятий. Знакомый ребенку мир образов предстает в необычных, причудливых сочетаниях:

Уж и где это видано,

Уж и где это слыхано.

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал.

Игра на несообразностях, фольклорное балагурство, свойственные прибаутке, привлекают внимание профессиональных поэтов. Поэтика небылиц породила богатейшую литературную традицию. В отечественной литературе это стихи К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, И.П.Токмаковой. Небылицы-перевертыши имеют аналогию и в других языках. Англичане называют подобную поэзию (стихи «вверх дном»).

Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3748 | Нарушение авторских прав |
| Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Воспитание патриота и гражданина, знающего и
любящего свою Родину, – задача особенно
актуальная сегодня не может быть успешно решена
без глубокого познания духовного богатства
своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться
как можно раньше, как образно говорит наш народ:
“С молоком матери” ребенок должен впитывать
культуру своего народа через колыбельные песни,
пестушки. потешки, игры-забавы и д.т.

Еще К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности,
говорил о том, что “язык есть самая живая, самая
обильная и прочная связь, соединяющая отжившие,
живущие и будущие поколения народа в одно
великое, исторически живое целое” (статья
“Родное слово”). Развивая идеи К.Д.Ушинского,
видный педагог В.Н.Сорока-Расинский указывал на
то, что человек, утративший свои корни,
становится потерянным для общества. И ничто так
не способствует формированию и развитию
личности, ее творческой активности, как
обращение к народным традициям, Через устное
народное творчество ребенок не только
овладевает родным языком, но и, осваивая его
красоту, лаконичность, приобщается к культуре
своего народа, получает первые представления о
ней. Она концентрирует в себе весь опыт
человечества, несет в себе все формы
общественного сознания, включает в себя огромное
количество информации, устанавливает
преемственность между прошлым и современностью.
Это, по мнению В.П.Силина, делает народное
искусство “универсальным средством
социализации, средством усвоения социальных
ценностей”.

Читайте также:  Ребенок до года обращение и развитие

Народное искусство лежит корнями глубоко в
древности. Его произведения создаются в
соответствии с многовековыми традициями того
или иного народа, которые в основе своей имеют
единство взглядов на мир. Д.С.Лихачев так говорил
об этом: “Народное искусство (фольклор)
создается всеми для всех и в рамках многовековых
традиций. По определению Мельникова, “детский
фольклор представляет специфическую область
народного творчества, объединяющую мир детей и
мир взрослых, включающую целую систему
поэтических и музыкально-поэтических жанров
фольклора”.

В системе жанров детского фольклора особое
место занимает “поэзия пестования”, или
“материнская поэзия”. Сюда относятся
колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки,
созданные для самых маленьких.

В работу с детьми в детском саду необходимо, на
наш взгляд, включать такую форму народного
творчества, как колыбельная песня.

Колыбельная песня, по мнению народа, – спутник
детства. Она, как один из древнейших жанров
фольклора, составляет ценную часть сокровищницы
народного творчества, не только русского, но и
всех народов мира. В ней особым образом,
специфическими средствами выразительности
передается дух эпохи, преломленный через
духовный мир создателя и исполнителя
колыбельной. В колыбельных песнях преобладают
ласкательные мотивы. Исследования современных
ученых показывают, что колыбельные песни
вызывают у ребенка чувство психологической
защищенности, оказывая на него тем самым
терапевтическое воздействие, что очень важно
учитывать, говоря о громаднейшем воспитании
произведений устного народного творчества.
Этому способствует прежде всего то, что
успокаивающее действие, положительный
эмоциональный фон создается благодаря тому, что
исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом,
напевно и протяжно. Чувство психологической
защищенности вызывается и тем, что, напевая эти
песни. Матери или бабушки, как правило, держат
ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь
слышит голос родного ему человека, ощущает его
равномерное спокойное сердцебиение и дыхание,
ощущает его присутствие, чувствует внимание к
себе со стороны взрослого. Особая ритмическая
организация и приемы уменьшения играют
определенную роль в создании психологического
комфорта.

Колыбельные играют громадную роль в
ознакомлении ребенка дошкольного возраста с
окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом
собственного народа. Образы, создаваемые в
колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны
детям с момента рождения (это котенька-коток,
собачка, заинька, гуленьки и т.д.) Частый персонаж
в колыбельной песне – кот. Он упоминается наряду
с фантастическими персонажами – Сном и Дремой.
Некоторые исследователи полагают, что
упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело
еще и в том, что кот много спит, – вот он-то и должен
принести младенцу сон.

Народная педагогика включает в колыбельную не
только добрых помощников, но и злых,
страшноватых, не очень иногда даже и понятных
(например, зловещего Буку). Всех их нужно было
задабривать, заклинать, “отводить”, чтобы не
причиняли они вреда маленькому, а может быть,
даже помогали ему.

Колыбельные песни благодаря своему содержанию
и жанровым особенностям (простым рифмам,
звукосочетаниям типа: “люли-люли-люленьки”,
“баю-баю-баиньки” и т.д., напевности, спокойным
интонациям, главному повествованию,
использованию приема уменьшения) способствуют
формированию умения видеть и понимать красоту
родного языка, а через это воздействуют на
воспитание эстетических чувств дошкольников.
Через выражение любви к ребенку со стороны
взрослого, которым пронизана колыбельная, дети
учатся понимать “доброе” и “злое”,
закладываются основы человеколюбия и гуманизма
ко всему живому. А помогает этому используемый,
как и в потешках, эмоциональный прием обращения к
ребенку по имени, что делает его как бы
соучастником действия, происходящего в
колыбельной, и утверждает в мысли о том, что он
интересен взрослому и нужен; и сравнение ребенка
с наиболее значимыми в жизни взрослого человека
объектами, явлениями окружающей
действительности. Например:

Спи-ка, Маша – солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.

Знания, усвоенные на эмоционально-чувственной
основе в процессе соприкосновения с
художественными образами колыбельных песен.
Постепенно переходят в образный план, что
способствует интенсивному развитию воображения.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами
словесного творчества народа заключают в себе
могучую силу, позволяющую развить речь детей
дошкольного возраста. Они обогащают словарь
детей за счет того, что содержат широкий круг
сведений об окружающем мире, прежде всего о тех
предметах, которые близки опыту людей и
привлекают своим внешним видом, например,
заинька.

Читайте также:  Развитие ребенка с года севастополь

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и
формы слов, словосочетания, осваивать
лексическую сторону речи.

Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня
таит в себе неисчерпаемый источник
воспитательных и образовательных возможностей.

Сегодня приходится с сожалением говорить о
забвении традиции, о все большем сужении круга
колыбельных песен. Это происходит главным
образом потому, что нарушено неразрывное
единство “мать-дитя”. Колыбельная песня уходит
из жизни младенцев. Между тем знаток фольклора
В.П.Аникин оценивал ее роль очень высоко:
“Колыбельная песня – своего рода прелюдия к
музыкальной симфонии детства. Пением песен
приучают ухо младенца различать тональность
слов, интонационный строй родной речи, а
подрастающий ребенок, уже научившийся понимать
смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми
элементами содержания этих песен”.

Не меньшую роль в
воспитательно-образовательном процессе
детского сада могут сыграть русские народные
песенки, пестушки, потешки, которые развлекают
ребенка, создают у него бодрое, радостное
настроение, т.е. вызывают ощущение
психологического комфорта, тем самым,
подготавливая положительный эмоциональный фон
для восприятия окружающего мира и его отражения
в различных видах детской деятельности.

В потешках, песенках, – справедливо замечает
Л.Н.Павлова, – отражена сущность раннего детства:
видеть мир таким, каким он предстает перед взором
малютки – без лукавства и фальши. Малые
фольклорные произведения – это удивительное
ожидание радости, светлое восприятие взрослого
человека, принятие его непререкаемого
авторитета и ожидание… ожидание добра и только
добра. Простота малых фольклорных форм не имеет
ничего общего с упрощенностью. В них заложена
мудрость, проявляющаяся в умении несложными
средствами решать сложные задачи. Сами тексты
как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок
мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не
глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста;
ребенок для матери, но уже не для нее, а для мира.
Эти крохотные произведения философичны в своей
основе, потому что обращены внутрь человека”.

Исследования психологов (Л.Н.Павловой,
Н.Н.Палагиной и других) показывают, что народные
песенки, потешки, пестушки оказывают на ребенка
раннего возраста активизирующее воздействие,
являются средством социализации, т.е. с помощью
малых фольклорных форм происходит усвоение,
присвоение жизненного опыта многих поколений.

Они созданы на материале, который хорошо
известен детям с первых дней жизни, близок их
миропониманию и конкретен, отражают действия
ребенка, приобретенные через опыт. Поэтому
небольшие стихи, созданные народом для
маленьких. Читаются им по несколько раз и
сочетаются с определенной ситуацией, что
позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания
слов с конкретной действительностью. В этом, по
выражению Л.Н.Павловой, заключается влияние
народной поэзии на умственное и познавательное
развитие ребенка.

Ненавязчиво, без грубого дидактизма, народные
песенки, потешки, пестушки учат ребенка тому, что
от него ожидают: “На кота потягушки, на дитя
подрастушки. Вот такая расти, ко мне в гости ходи,
вот такая расти, да не пакости” или “Расти коса
до пояса, не вырони не волоса. Расти коса не
путайся, дочка маму слушайся”. В них без особого
назидания даются нормы поведения, которые
ребенок осваивает под влиянием собственных
положительных эмоций и которыми пользуется в
собственной жизни.

Использование “материнской поэзии” в
процессе детской жизнедеятельности, включение
их в разнообразные режимные моменты благотворно
влияет на общение взрослого с ребенком,
поскольку они создают положительный
эмоциональный фон.

Народные песенки, потешки, пестушки
способствуют эстетическому развитию ребенка.
Особые интонации, ритмичность, напевность
отдельных двустиший или четверостиший позволяют
ребенку вначале почувствовать, а затем и
осознать красоту родного языка, его
лаконичность.

Использование в народных песенках. Потешках,
пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов
(-еньк, -ечк, -иньк, -очк, -ичк и т.д.) благотворно
влияет на формирование эстетического восприятия
окружающего мира детьми. Ласковый тон, который
создается с их помощью, находит отклик в сердце
ребенка.

Эти произведения как отмечает Н.Н.Палагина,
заключают в себе огромный потенциал в развитии
детского воображения. Ибо в них закреплены формы
общения, включающие создание мнимых ситуаций.

Они способствуют формированию образности речи,
словесному творчеству детей.

Таким образом, влияние народных песенок,
потешек и пестушек на формирование личности
ребенка неоспоримо.

Первые шаги очень трудны. Но мы можем помочь
малышу приобрести необходимые знания, дающие
уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь,
радостное восприятие окружающего мира.
Необходимо только научиться говорить на языке
детей. А больше всего созвучен детской душе язык
поэтических образов. Используйте его каждый
день, и вы не узнаете своих малышей. Они веселы,
здоровы и с удовольствием познают новый мир.

Источник