Роль подвижной игры в развитии личности ребенка
ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная
школа № 385»
Красносельского муниципального района
Санкт-Петербурга
Статья
Роль подвижной игры
в развитии личности ребёнка
Автор: воспитатель ГПД
Солдатова Галина Владимировна
Санкт-Петербург
2015 г.
Подвижные игры делятся на элементарные и сложные, игры – забавы и игры – аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твёрдые правила. Они строятся на основе опыта детей и наиболее популярны у дошкольников. Младшие школьники тоже довольно часто играют в сюжетные игры. Этот вид подвижных игр помогает детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира.Развивает наблюдательность, воображение, творчество. Приведу несколько примеров сюжетных игр: «Кошки – мышки», «Дед Мазай», «Совушка», «Бездомный заяц», «Наседка и ястреб».
Бессюжетныеподвижные игры содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению определённой цепи. Бессюжетные игры учат детей быстро действовать по сигналу, развивают ловкость, умение ориентироваться в пространстве, внимание и смекалку. В такие игры дети могут играть не только группами, но и вдвоём, а также ребёнок и взрослый. Это игры типа «ловишек» и «перебежек», имеющие простые правила и игровые действия, например: «Догони», «Найди предмет», «Кто первый?», «Кольцеброс».
Игры – забавы предназначены для развлечения детей. Такие игры повышают эмоциональный настрой и способствуют поддержанию весёлого настроения ребёнка, а также в определённой мере способствуют развитию двигательных умений и ловкости. Это игры для самых маленьких: «Ладушки», «Коза рогатая» и для детей постарше: «Жмурки», «Прятки».
Подвижные игры – аттракционы – это двигательные задания, обычно выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Такие игры проводятся на различных праздниках и развлечениях с целью поднятия настроения и создания праздничной атмосферы. Такие игры – аттракционы как «Бег в мешках», «Воздушная цель», «Детский лабиринт», «Вокруг стульев» и др. требуют от детей определённой ловкости, уверенности и внимания.
К сложным играм относятся игры спортивные. Эти игры призваны подготовить физиологическую организацию ребёнка, систему управления движениями, а также мышцы, связки и психику к более серьёзным физическим и умственным нагрузкам. Спортивные игры требуют организованности, наблюдательности, собранности, быстроты двигательной реакции и овладения определённой техникой движений. Спортивные игры всесторонне влияют не только на физическое развитие ребёнка, но и на развитие психофизических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты. Очень важным фактором является то, что ребёнок учится действовать в команде, что даёт возможность почувствовать важность участия в совместных действиях к успеху, а это воспитывает у ребёнка чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности. Кроме того, принимая участие в спортивных играх, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, благодаря чему у ребёнка воспитывается самообладание, решительность, воля, сдержанность.
Спортивные игры делятся на командные, личные, а также игры, существующие как личные и командные. К командным играм можно отнести такие игры как: футбол, хоккей, волейбол, гандбол. Примером личных спортивных игр являются следующие игры: шашки, шахматы, боулинг, кёрлинг. К личным и командным видам игр относятся: теннис, бадминтон, гольф.
Итак, подведём итог. Какую же роль в развитии личности ребёнка играет подвижная игра?
• подвижная игра укрепляет физическое развитие и здоровье ребёнка, благотворно влияя на нервную и сердечно – сосудистую системы
• способствует формированию личности ребёнка, развитию социальных, нравственных и волевых качеств
• развивает психомоторные процессы: память, внимание, воображение, мышление
• формирует коммуникативные качества: взаимопомощь, коллективизм, дисциплинированность
• поддерживает положительный настрой и атмосферу радости
• способствует развитию самостоятельности, сообразительности, инициативы, творчества
• развивает умственные способности ребёнка
• обогащает речь и пополняет словарный запас
• формирует трудовые навыки и прививает положительное отношение к труду
Список литературы:
- Аршавский И. А. Ваш ребенок может не болеть. – М., 1990. – С. 7.
- Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. I. М., 1951, с. 309.
- 30. Родионов В. Двигательная активность способствует развитию интеллекта // Дошкольное образование, 2004. № 15.
- Ковалько В.И. – Школа физкультминуток. 1-4 классы. Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников
[2007, PDF, Rus ]
- Физкультура для всей семьи / Сост. Козлова Т. В. , Рябухина Т. А. – М.:
физкультура и спорт, 1988.
6. https://festival.1september.ru/articles/510459/
Источник
Подвижные игры и их значение в развитии личности ребёнка-дошкольника. Разнообразие подвижных игр.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижные игры способствуют формированию жизненно важных качеств личности таких как: инициатива, целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, быстроту реакции, координации движений, ловкости. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Очень важно физически тренировать детей с раннего возраста.
Подвижная игра одновременно оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка.
Оздоровительное: совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений, активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Умственное: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир.
В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. В игре происходит: формирование дружного детского коллектива, самостоятельности, положительного отношения к труду, становление личности ребенка, формирование здоровья.
Таким образом, подвижные игры оказывают комплексное разностороннее влияние на ребенка. Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).
Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.
С детьми четвертого года в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни время увеличивается до 15-20 мин.
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.
С детьми старшего дошкольного возраста длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке 8- 12 мин. В остальные дни 20 – 25 мин.
Классификация подвижных игр:
Подвижные игры делят на элементарные и сложные.
Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Бессюжетные подвижные игры: «Ловишки», «Перебежки» – не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.).
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов). В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий».
Подведение итогов игры:
Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике.
Источник
Татьяна Левыкина
Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста
«Роль подвижной игры в развитии
детей дошкольного возраста»
МОУ «Фоминская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение Д/С «Сказка»
«Роль подвижной игры в развитии
детей дошкольного возраста»
Воспитатель разновозрастной группы:
Левыкина Т. В
Содержание
1. Роль подвижных игр в воспитании ребенка
2. Требования безопасности во время проведения подвижных игр
3. Классификация подвижных игр для дошкольников
Заключение
Список литературы
1. Роль подвижных игр в воспитании ребенка
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре. Психологи и педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно, овладевает языком — могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Для любого ребёнка с момента рождения существует только один способ познания окружающей среды-игра. Играя ребёнок постепенно входит в мир взрослой жизни с её правилами, запретами, возможностями. Именно в игре формируется характер ребёнка.
Игра- это врождённая потребность ребенка. Большинство современных игр пришли из глубины веков, ведь еще наши прабабушки играли в жмурки, в лапту и в салки. Потребность в движении у детей была всегда, а сегодня, как никогда, она стоит очень остро. Ведь не секрет, что современные дети очень много времени проводят перед телевизором и компьютером, а не на спортивной площадке или играя во дворе с друзьями
Подвижные игры- наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья. И поэтому все заботливые и заинтересованные родители должны уделять как можно больше времени и внимания своим детям, не только покупая им игрушки и сладости, но и играя вместе с ними. Не стоит стесняться бегать и прыгать вместе со своими детьми, ведь никакие взрослые условности и собственные комплексы не заменят улыбки здорового малыша.
Играть для детей- это прежде всего двигаться, действовать во время подвижных игр у детей совершенствуется координация движений, развивается инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети учатся согласовывать свои действия и соблюдать определённые правила.
Подвижные игры влияют на умственное развитие ребёнка, они способствуют развитию логического мышления, учат укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра. Дети дошкольного возраста очень подвижны. Подвижные игры в плане воспитания неоценимы для детей раннего и дошкольного возраста, поэтому они должны быть неотъемлемой частью общего двигательного режима ребёнка. Важнейший результат игры- радость, удовлетворение, эмоциональный подъём.
В педагогике широко используются подвижные игры, в которых кроме основных движений используются и другие, например, ритмичные хлопки, притопывание и пр. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели в зависимости от того, на каком и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр — стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата — выигрыша.
У 3-4-летних детей мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому содержание игр должно быть доступным и сопровождаться текстом который раскрывает содержание игры. Это может быть короткая песенка или стихотворение («Солнышко- дождик», «У медведя во бору»). В играх детей этого возраста отсутствует соревновательность. Их увлекает процесс, а не результат.
С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением образов и действий, которые они наблюдают в жизни, знакомых по книгам и картинкам. В игры можно вносить элементы соревнования. Организуются игры на развитие координации движений, ловкости. В них включают бег на скорость, метание предмета, прыжки через препятствия. Используется также текст, который определяет ритм движений, способствует развитию речи ребёнка.
В играх для 6-7-летних детей значительно чаще применяются бег, прыжки, лазанье, метание. Дети в этом возрасте увлечены не только процессом игры, но и её результатом, поэтому для них можно устраивать игры-соревнования.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное, и образовательное значение, легкодоступны для семейной физкультуры. Они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
В играх воспитываются основные физические качества детей, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки.
Проводить игры можно в любое время года на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от3 до 6 лет в среднем составляет 10-20 минут.
По окончании игры необходимо поощрить каждого игрока, отметив его ловкость, силу, инициативу.
2. Требования безопасности во время проведения подвижных игр
-Перед игрой необходимо провести разминку
-Внимательно слушать и выполнять все команды воспитателя
-Строго выполнять правила игры
-Избегать столкновений, толчков, ударов
-При падении надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги
-При возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки
Подвижные игры для самых маленьких
Игры для малышей должны быть несложными и не продолжительными, поскольку маленькие дети быстро устают и перестают получать удовольствие от игры. Поэтому каждая игра должна длиться не более 10 минут.
Для детей 1-3 лет подвижные игры особенно полезны, так как они укрепляют еще слабые мышцы ребенка, учат соотносить слова с вещами, помогают развить координацию движений. В таких играх желательно задействовать как можно больше предметов, например мячи, кубики, стулья…
Подвижные игры для детей от 2 до 5 лет
В играх для детей этого возраста уже просматривается несложный сюжет, хотя в основном содержание игр сводится к повторению движений ведущего.
начинают проводиться командные игры, так как ребёнок уже в состоянии скоординировать свои действия с действиями других игроков и умеет принимать решения в разных игровых ситуациях
Подвижные игры для детей от 5 лет
Способность играть в команде не только воспитывает в детях здоровое чувство коллективизма, но и развивает чувство уверенности, способность к самовыражению, развивает образное мышление. Игры для 5-летних и старше обретают законченный сюжет, в них появляются победители и побежденные. Каждый ребёнок узнаёт радость победы и горечь поражения- это бесценный жизненный урок, который пригодиться детям в дальнейшем
Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес
детей к ней. Огромный эффект имеет использование атрибутов.
В старшем дошкольном возрасте приемы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.Необходимо использовать следующую последовательность объяснения:
– назвать игру и ее замысел,
– кратко изложить содержание,
– подчеркнуть правила,
– напомнить движение,
– распределить роли,
– раздать атрибуты,
– разместить играющих на площадке,
– начать игровые действия.
Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.
3. Классификация подвижных игр для дошкольников
Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л. И. Чулицкая, Е. А. Аркин, М. М. Конторович, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, а позднее В. М. Богусловская, А. И. Быкова, А. И. Сорокина, Е. Г. Батурина, Н. Г. Кожевникова, Н. Н. Кильпио и др.
Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
В «Программе воспитания в детском саду» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
В сборнике М. М. Конторович и Л. И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детеймышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении,можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Сюжетные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.
Бессюжетные подвижные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают,все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Бессюжетные игры с использованием определенных предметов. «Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п.
Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий (“Доползи до погремушки”, “Попади в воротца” и др.).
Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.
Игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет, в младших группах их не проводят.
Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол и т. д.).
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей,имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.
Эффективное развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика,включающая:
• Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированное на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т. д).
• Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.
Правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей, способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками детей среднего дошкольного возраста.
Для решения проблемы необходимо использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку — знающим неумелого — умельцем.
Подвижные игрыбыли включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: занятия по физическому развитию, занятия на воздухе и в зале, утренняя гимнастика, прогулка, и др.
На каждом занятия по физическому развитию мы использовали подвижные игры разного характера: большой, средней и малой подвижности. Чаще всего использовались игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.
Для создания у детей интереса к игре мы вносили в игры маски, включали музыку.В играх-эстафетах использовали различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.
Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов и родителей. Не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства. Для любого ребёнка с момента рождения существует только один способ познания окружающей среды-игра. Играя ребёнок постепенно входит в мир взрослой жизни с её правилами, запретами, возможностями. Именно в игре формируется характер ребёнка.
Подвижные игры- наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, которые влияют на умственное развитие ребёнка, они способствуют развитию логического мышления, учат укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра.
Наша задача, в современных условиях деятельности дошкольных учреждений, выдвинуть взаимодействие с семьей по двигательной активности на одно изведущих мест и донести до понимания родителей,что: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего здорового человека происходит, прежде всего, в игре…» А. С. Макаренко.
Список литературы
1. Безносиков И. Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн.: «Четыре четверти», 1998. – 66с.
2. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. рекомендации, АФВ и СРБ. –Минск: Физкультура и спорт, 1992. – 44с.
3. Гужаловский А. А.Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352с.
4. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
5. Запорожец А. В. и Т. А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980.- 48с.
6. Кенеман А. В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». –М: Просвещение, 1985.- 144с.
7. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985.- 271с.
8. Коряковский И. М.Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1998.-271с.
9. Матвеев А. П. ,Мельников С. Б.Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. – М.:Просвещение, 1991.- 191с.
10. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
12. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
13. Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С.Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.
14. Шебеко В. Н. и Ермак Н. Н., а так же Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.
Источник