Роль перинатального периода в развитии ребенка

Роль перинатального периода в развитии ребенка thumbnail

От автора: Перинатальный период несёт в себе огромную роль и потенциал в формировании психо-эмоционального и физического состояния будущего человека.

В период внутриутробного развития, когда формируется тело будущего человека, происходит, формирования всех жизненно важны систем позволяющих плоду, жить вне тела матери по истечению 10 месяцев (по лунному календарю).  За этот относительно не продолжительный период формируются все ткани и органы, а так же головной и спинной мозг в совокупности, составляющие нервную систему будущего человека.

    Уже к завершению второго месяца беременности закладываются почти все внутренние органы и системы, свойственные взрослому организ­му, образуются сосуды легких, формируются желудочки сердца и зародыш приобретает человеческий вид. Более того, с пятиде­сятого дня у плода начинают фиксироваться мозговые импульсы. Этот факт явля­ется свидетельством развития нервной системы зародыша. На втором месяце дифференцируются все отделы головного мозга и формируются все слои коры его больших полушарий.

Влияние перинатального периода на психику человека Часть 1  физиология внутриутробного периода

     На протяжении формирования плода, вплоть до самого рождения, организм плода находиться  в симбиотическом союзе с матерью. В этот периода связующим звеном является плацента, которая через пуповину осуществляет связь между матерью и плодом. Так всё, что происходит с матерью, ощущает и плод под воздействием гормонального фона, вырабатываемого эндокринной системой матери, например, при продолжительном стрессе или волнении матери, плод испытывает чувства беспокойства и дискомфорта. В свою очередь гормоны выделяемые плодом оказываю воздействие на организм матери, тем самым создавая благоприятную среду для развития. Таким же путём, плод сообщает организму матери о готовности появиться на свет, когда полностью заканчивается формирование лёгких, в организме плода вырабатываются гормоны, которые дают сигнал о готовности к родам.

Роль перинатального периода в развитии ребенка

     На третьем месяце, появляется кожная чувствительность, на четвёртом-пятом плод может воспринимать  звуки,  что свидетельствует о развитии соответствующих  центрах мозга, которые на протяжении последующих месяцев совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

     В этот период хорошо развит вкус, и плод поглощает ежедневно определённое количество амниотической жидкости, отдавая предпочтение сладкого – горькому.  Бертин Андре в своей статье,”Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях” пишет, «внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и, которая характерна для региона проживания родителей». 

   Наиболее детально изучены чувствительность и слух. Разработанный врачом из дани, Францем Вельдманом, метод позволяет поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Что в свою очередь доказывает о возможности воздействия на плод во внутриутробном периоде. Так же на пятом месяце беременности плод воспринимает звуки, например при разговоре постороннего человека он может замирать, а при регулярном общении с ним его отца, ребёнок может узнавать его голос уже сразу после рождения. 

Продолжение в следующей публикации

Получить консультацию перинатального психолога

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное программное обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования в Республике Беларусь

Программа развития системы дошкольного образования в РБ на 2009-2014 гг. разработана в соответствии с Законом РБ ”Об образовании“, а также ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (спец. образовании)“ на основе анализа современного состояния развития системы дошкольного образования в РБ. В Программе предусматривается реализация основных направлений гос. политики в сфере дошкольного образования.

В настоящее время вместо программы дошкольного образования “Пралеска” разработана новая учебная программа дошкольного образования, которая внедрена в образовательный процесс учреждений дошкольного образования в декабре 2012 г. Она определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения. В дошкольном образовании акцент ставится на развитие воспитанника, которое осуществляется по пяти основным направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, художественно-творческое и эстетическое.

Во всех дошкольных учреждениях с учетом запросов семьи предоставляются образовательные услуги по таким направлениям деятельности, как эстетическое, музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, обучение иностранным языкам и др.

Читайте также:  Игры развивающие с ребенком 2 года дома для развития

Образовательный процесс с детьми дошкольного возраста осуществляется с учетом их склонностей, в том числе по индивидуальным программам развития. Для этих целей организовано около 19 тыс.кружков (230,2 тыс. детей), в том числе 15,3 тыс. на платной основе (190,9 тыс. детей).

В 1982 г. была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (НАПВ). По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни.

Проблемой влияния условий перинатального периода на эмоц.-личностное развитие ребенка занимались и занимаются следующие ученые: Андре Бертин, Соколова О.А., Батуев А.С., Мухамедрахимов Р.Ж., Чумакова Н.Г., Драпкин Б.З., Пальчик А.Б., Журба Л.Т., Авдеева Н.Н. и многие другие.

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя». Роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоц. состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших условий для развития.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положит. эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Сл-но, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода.

Было установлено существование зависимости отклонений в поведении ребенка от месяца беременности, в который возникло травмирующее влияние на мозг ребенка, причем наибольшее значение для формирования эмоц. сферы ребенка, по данным ученых, имеют 4-й, 5-й и 6-й месяцы внутриутробной жизни, когда наиболее активно развиваются и дифференцируются мозговые структуры, которые играют основную роль в формировании эмоций.

Однако на нормальное физическое и психическое развитие плода влияют не только материнские эмоции, но и различные внешние факторы, в том числе вещества, применяемые в быту. Напр., курение может привести к нарушениям в развитии тканей нервной системы и головного мозга.

Таким образом, на развитие плода, формирование его психики и эмоц. состояния во взрослой жизни оказывает огромное влияние эмоц. и физическое здоровье матери во время беременности, а также образ жизни беременной женщины.

Уровень сенсорного восприятия плода.Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к 3-му месяцу беременности. На протяжении последующих 6 месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая х-на для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоц. успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце 6-го месяца беременности. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Например, если отцы часто разговаривают с плодом во время беременности, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать их голос. Это сделает более прочной связь ребенка с отцом, что самым положительным образом отразится на психическом и эмоц. состоянии ребенка.

Малыши часто узнают песни и музыку, услышанные в пренатальном периоде, причем они действуют успокаивающе на ребёнка и могут использоваться родителями, напр., при его сильном эмоц. напряжении как успокаивающее средство. Что касается рок-музыки, металла и т.п., то такое воздействие на плод является негативным и отрицательно действует на его развитие в утробе матери и на состояние психики уже после рождения. Дети родителей, увлекающихся рок-музыкой, чаще страдают различными нервными расстройствами.

Читайте также:  Развитие ребенка в школьном возросте

Эмоц. след в формировании личности ребенка.Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоц. характера, которые поставляет ему мать. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с рождением; богатство общения с плодом оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей жизни.

Чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие – заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты с классической музыкой и картинные галереи. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто сразу готовясь отправит его на работу сразу после рождения.

Тревожные переживания беременной женщины оказывают существенное влияние на развитие ребенка первых месяцев жизни. Дети матерей с высоким уровнем тревоги х-ся в неонатальном периоде тенденцией к угнетению центральной нервной системы, эмоц. неустойчивостью, нарушением качества сна, имеют более низкие баллы по психомоторному развитию, нарушение коммуникативных функций в виде неполноценного «комплекса оживления». Оптимально, когда женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Современные исследования в области психологии и психиатрии доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиолог. родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положит. установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят ряд негативных факторов. Причем х-р негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и х-ром вмешательства в их ход.

Таким образом, мать и отец будущего ребенка при желании и ответственном отношении к будущему малышу, могут заложить в него фундаментальные, базовые основы его личности, что во взрослой жизни будет очень важно для социализации ребенка, и помогут ему найти себя в жизни.

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3060; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Краткая характеристика периодов пренатального развития: герминальный, эмбриональный, фетальный. Факторы, влияющие на внутриутробное развитие.

От зачатия до рождения плод интенсивно развива­ется и созревает. Этот процесс продолжается и в дальнейшем в жизни ребенка. Жизнь в утробе матери подразделяется на три основных стадии продолжите­льностью приблизительно по три месяца. Первый и третий периоды являются самыми важными для жизни и здоровья как плода, так и будущего ребенка.

Первый период называется эмбриональным и начи­нается с момента прикрепления оплодотворенного яйца к стенке матки. В течение этого периода образуются зачаточные формы всех органов, особенно между шестой и двенадцатой неделями. В это время эмбрион особенно восприимчив ко всем вредным влияниям.

Второй период начинается в конце третьего месяца, когда в основном завершен процесс формирования всех органов. В это время органы уже начинают функциони­ровать, хотя они еще едва проглядываются. Зародыш меньше подвержен опасным воздействиям, за исключе­нием некоторых редких болезней, например, сифилиса.

В третьем периоде также наблюдается повышенная чувствительность плода. Однако, в отличие от первого периода, когда возможно ошибочное развитие отдель­ных органов, в этом периоде наблюдается опасность преждевременных родов или, еще хуже — гибели самого плода.

Читайте также:  Ребенок 1 год отставание в развитии

Факторы, влияющие на внутриутробное развитие ребенка. Существует много факторов, вредно влияющих на плод в утробе матери в любой период беременности, и поэтому их нужно остерегаться. Приведем лишь неко­торые из них: острые инфекционные заболевания беременных общие токсины или бактериологические паразитарные заболевания последствия от применения лекарств недостаточное питание беременных кровотечения в ходе беременности и трудности в процессе внедрения оплодотворенного яйца в стенку матки все причины, затрудняющие приток кислорода в организм матери, а также рентгеновские лучи, другие виды излучений и ряд других факторов. В первые месяцы созревания плода его вес увеличи­вается в 10 раз каждый месяц в отношении к предыду­щему. Позднее вес удваивается, но в конце беременнос­ти увеличение веса замедляется. Перед самыми родами вес снова увеличивается. С первого дня зародыш растет в длину и этот фактор является более достоверным мерилом для определения возраста плода. Его длина может даже определяться по месяцам. В первые 5 месяцев количест­во возрастных месяцев возводится в квадрат, а позднее количество месяцев умножается на 5.

Тенденции развития, начинающиеся в пренатальном периоде и продолжающиеся в раннем детстве.

Особенности протекания перинатального периода и его влияние на психическое развитие ребенка (О. Ранк, Н.Фоудор).

Важная проблема – адаптация ребенка к родам и рождению. В настоящее время растет интерес к проблеме влияния на психическое и личностное развитие пренатального и перинатального периодов. Первыми, кто обратил на данную проблему внимание, были психоаналитики. Отто Ранк отводит центральную роль в развитии личности родовой травме, рассматривая рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях. Травма рождения, согласно О. Ранку, связана с отделением ребенка от матери, когда ребенок теряет «блаженство», райскую ситуацию внутриутробного существования. Именно эта первичная травма является причиной всякого страха, травматических переживаний всех последующих разлук, а также любых невротических состояний. Весь период детства О. Ранк рассматривает как ряд попыток справиться с травмой рождения. Центральный человеческий конфликт, по О. Ранку, – стремление вернуться в матку, к безмятежному, райскому состоянию и в то же время родовая тревога, страх возвращения в материнское лоно из-за страха «изгнания из рая». Всякое удовольствие, с его точки зрения, в конечном счете имеет тенденцию к восстановлению первичного внутриматочного удовольствия. Также и сексуальность – это символическое воссоединение с матерью, воссоздание внутриутробного блаженства. Травма рождения, согласно О. Ранку, – психологическая сила, лежащая в основе человеческого творчества, религиозных образований, искусства, философских построений, которые, в конечном счете, являются попытками преодоления травмы рождения, средствами адаптации к ней.

Н. Фоудор полагает, что опыт собственного рождения настолько травматичен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской памяти. Страх смерти фактически возникает при рождении, и родовая травма, пережитый при родах страх символически представлен в сновидениях. Осложненное пренатальное развитие или процесс рождения ведет, по Н. Фоудору, к тому, что некоторые дети уже рождаются невротиками в результате перенесенных внутриутробных испытаний.

Н. Фоудор предлагает четыре принципа пренатальной психологии [Там же]:

• роды являются травматичными почти в каждом случае;

• продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения;

• интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов и сразу после рождения, и в дальнейшем ведет к более серьезным последствиям;

• любовь и забота о ребенке непосредственно сразу после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий.

Одни современные исследователи утверждают, что психика младенца во время, а тем более до рождения слишком неразвита, чтобы процесс появления на свет мог оказать сколько-нибудь серьезное воздействие на последующее развитие ребенка. Но другие ученые (например, психоаналитики) утверждают, что процесс рождения, несомненно, запечатлен в бессознательном и доступен зрелому сознанию.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник