Роль педагога в творческом развитии ребенка

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области

«Роль педагога в художественно – творческом развитии детей»

Воспитатель:

Оберемко Е.А

                             «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

 его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Фридрих Шиллер

 Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.    

     Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для  воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.

Художественно-творческая деятельность дошкольника может быть организованна как с помощью педагога, так и самостоятельно.

Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности – рисунки, поделки, реализовать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса художественно – творческого воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Важную роль в художественно – творческом воспитании дошкольника играет роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.

Для полноценного воспитания художественно-творческой развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.

Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен  демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

     В связи с этим воспитателю должны быть присущи  определённые  качества: чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость, широкий  круг интересов и умений, чувство юмора.

     Владение воспитателем эффективными методами  воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей,  поощрение работы над  предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей  всех,  оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников,  вовлечение детей в совместную деятельность и др.

Именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. . Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.

. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии  и в самостоятельной деятельности и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Литература

1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

3. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.

6. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4050

7. https://infourok.ru/scenariy-pedsoveta-tema-rol-pedagoga-v-hudozhestvennotvorcheskom-razvitii-detey-3048585.html

Источник

Искусство – это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.

Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.

Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:

– способность делать учебный материал доступным;

– творчество в работе;

– педагогически-волевое влияние на учащихся;

– способность организовать коллектив учащихся;

– интерес и любовь к детям;

– содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

– педагогический такт;

– способность связать учебный предмет с жизнью;

– наблюдательность;

– педагогическая требовательность.

В преподавании изобразительного искусства весьма остро стоит проблема профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Духовно-творческий потенциал художника-педагога определяется как совокупность способностей, определяющих его самореализацию и саморазвитие, позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной деятельности и деятельности учеников.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами.

Например: на уроках декоративного рисования надо предварительно показать детям серию цветных иллюстраций, изображающих формы природы и сочетания цветов в реальной действительности узоры ветвей деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек. А на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок),  чтобы активизировать работу учащихся читают отрывки из сказок.

Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома.

Задания на уроках и дома должны быть самыми разнообразными по характеру, по самому типу работы в соответствии с требованиями программы: то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоративное рисование.

Повышая активность учеников надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.

Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Композиция картины помогает ученикам не только яснее раскрывать сюжетно и выразить своё отношение к данному событию или явлению.

К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает, их всему классу разъясняя, в чём их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.

Источник

Публикация статьи в сборнике научных трудов под редакцией проф. Симонова В.П.

Педагогический колледж в условиях инновационного развития

      Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.    

     Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для  воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.

Особенностью детского творчества  является игровая  деятельность. Игра­ – исходный путь, из которого пойдет развитие личности. В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Игровые занятия помогают ему создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. В игре ребенок по-своему преобразовывает окружающую среду, а значит – активная игровая деятельность детей может благоприятно сказываться и на росте их творческих способностей. Кроме того, важнейшее преимущество игровой деятельности составляет внутренний характер ее мотивации. Поэтому педагоги на занятиях с детьми дошкольного возраста могут использовать естественную потребность детей играть и, связанный с этим, высокий уровень мотивации для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

       Игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными  явлениями, с жизнью   до возможности   использовать их в целях  развития творческих способностей.

      Для того чтобы  игровая деятельность  явилась средством  формирования  творческих способностей  у детей, воспитатель должен пробуждать интерес к игровой деятельности, создавая условия для ее проведения, побуждать к активной деятельности, развивать самостоятельность в осуществлении задуманного. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. Приучать в процессе  игры к соблюдению элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать, не мешать друг другу).

       Необходимо, насколько это возможно, создавать обстановку, опережающую развитие детей: заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиться.

     Это вытекает из самого характера творческого процесса, который требует  максимального напряжения сил: способности, развиваются успешнее тогда, когда чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Воспитатель должен  понимать, что не  надо спешить на помощь ребёнку, если он может решить  задачу сам.

     Очень важно предоставлять ребенку больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-то делом, в выборе способов и т.п. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надёжной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, а пойдет ребенку на пользу.

     Предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослого. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку.

     Формирование творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

     Большую роль в формировании творческой индивидуальности играет семья, детский сад, школы раннего обучения для дошкольников. Все моменты, существующие в отношениях между родителями и детьми, способствующие творческому развитию детей, сохраняются и в отношениях между воспитателем и ребенком на занятиях, в учебных ситуациях, в игре.

     Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен  демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

     В связи с этим воспитателю должны быть присущи  определённые  качества:

чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость,  широкий  круг интересов и умений,     чувство юмора.

     Владение воспитателем эффективными методами  воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей,  поощрение работы над  предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей  всех,  оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников,  вовлечение детей в совместную деятельность и др.

     Воспитателю необходимо помочь детям в развитии позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к высказываниям с их стороны, поощрения их деятельности.

     Детям очень нравятся игры с пальчиками. Головки мальчиков и девочек, изображения птиц и животных,  вырезают из старых книг или журналов, наклеивают на картон и сзади к ним пришивается резинка (по размеру большого пальца).

Надев на палец эти головки, воспитатель может обыграть ряд потешек.

Например: на пальцах головки мальчиков, пальцы сжаты в неплотный
кулак. Воспитатель спрашивает детей, показывая при этом большой
палец:

– Знаете, почему он такой толстый?
И считает:

Этот пальчик в лес пошел.
Этот зайчика нашел.

Этот с зайки шкуру снял.
Этот зайку жарить стал.

А этот все и съел потому и потолстел!

А вот еще стишок, его можно прочитать, предварительно надев на пальцы
соответствующие головки:

Этот пальчик дедка.
Этот пальчик бабка.

Этот пальчик – папенька /тятенька /.
Этот пальчик – маменька.

Этот наш малыш. А зовут его … /называет именем ребенка /

В опыте нашей работы есть много подобных примеров и в перспективе работы детское творчество должно стать для ребенка средством, стимулом быть счастливым, создавая свое «Я», неповторимость и уникальность. Ведь проявляя себя, ребенок видит свое отличие от других, свою «самость», что позволяет ему в итоге стать творческой личностью.

Автор: 
Михайлова Г.П.

Источник