Роль педагога в речевом развитии ребенка

Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей

Автор: Коновалова Елена Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №183»

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Прежде чем начать наше выступление, нам хотелось бы показать вам отрывок из мультипликационного фильма, ему уже много лет, возможно, кто-то его уже видел, но он как нельзя кстати подходит к теме нашего выступления.

(Просмотр мультфильма)

Нельзя не согласиться со словами К. Чуковского о том, что ребенок, действительно является величайшим тружеником, какое огромное количество информации должен усвоить малыш, насколько сложным для него является процесс усвоения и познания нашего родного языка. Но в тоже время дошкольный возраст является сензитивным периодом, то есть наиболее благоприятным для речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно – тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте – это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

– Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

– Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

– Речь педагога;

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Слово, как известно, является визитной карточкой каждого человека. И от оттого, насколько грамотно человек общается с окружающими людьми, зависит его успех не только в повседневном общении, но и прежде всего в профессиональной деятельности. И кто как не педагог, речь которого должна быть примером для ребенка, обязан владеть культурой речи.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Типичные ошибки, встречающиеся в речи педагогов

В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:

– орфоэпические;

– грамматические;

– семантические (лексические).

Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи (произносительные нормы устной речи изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия). Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностью произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Данные ошибки проявляются:

– в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);

– в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт»; «красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты» и т.п.).

Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:

– в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);

– в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т.к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»)

– в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»);

– в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»);

– в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи» – в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»!);

– в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» – здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).

Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Слово должно употребляться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Эти ошибки проявляются:

– нарушение лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то);

– тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).

Слова – паразиты.

лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов таких как «типа», «как бы», «это самое», «короче», «таки», «на самом деле», «собственно», «ну..», «так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «а именно», «на этом», «действительно» и других.

Требования к речи педагога.

Исходя из всего вышеперечисленного, к устной речи педагогов предъявляются следующие требования:

Среди требований к речи педагога в ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. К выразительным средствам относятся интонация, темп речи, сила, высота голоса.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

– А сейчас мы предлагаем Вам поиграть и в тоже время проверить свою грамотность. (Раздать листы с заданиями )

-Вам нужно зачеркнуть неправильные ответы.

Задание № 1. «Зачеркни неправильный ответ»

Образовать форму родительного падежа множественного числа существительных:

Одно яблоко – много яблок / яблоков;

одно полотенце – много полотенец / полотенцев;

один апельсин – много апельсин / апельсинов;

один помидор – много помидоров / помидор;

один баклажан – много баклажан / баклажанов;

одно блюдце – много блюдец / блюдцев;

одно кофе – много кофе / кофя;

одни оладьи – много оладьев / оладьяв;

одно пианино – много пианино / пианин;

одно пальто – много пальто / польт;

один рукав – много рукавов / рукав;

одни носки – много носков / носок;

одно окно – много окон / окнов;

одни сапоги – много сапог / сапогов;

одни рельсы – много рельсов / рельс.

Соблюдение норм и правил русского языка и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы педагога по речевому развитию детей в ДОУ.

Опубликовано: 16.12.2019

Источник

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

детский сад №13 «Искорка»

Сообщение

к педагогическому совету

на тему: «Роль воспитателя в развитии речи детей».

подготовил:

воспитатель детского сада

№13 «Искорка»

Москвина Н.В.

г. Людиново 2014 год

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком в саду является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для детей.

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ним, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только красивой, с ясным и отчетливым произношением, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен разговаривать понятно и доступно, короткими фразами, а громоздкими и витиеватыми, правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова – сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «значит»), исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.

Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.

Вводя новое слово, воспитатель объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяет круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения.

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение – это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а не правильное произношение может взять за эталон.

Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого воспитания взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной критикой, могут закрепиться, стать привычкой в более взрослом возрасте.

Интонационная выразительность речи – важный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем снова перестают слушать.

Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушиваться в слова, вникнуть в смысл того, о чем они говорят. Поэтому с детьми лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды. – это утомляет и взрослого, и детей.

Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительной речи.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка;
  2. Иметь ясную, отчетливую речь, то есть хорошую дикцию;
  3. Использовать в своей речи литературное произношение;
  4. Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности;
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
  6. Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом ребенка;
  7. Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18»

Консультация для педагоговтема: «Роль воспитателя в становлении речи детей»

подготовила:

учитель-логопед

Шашкова М.В.

Г.Энгельс,

2019 г.

Роль воспитателя в становлении речи детей

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – всё является образцом для детей.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

Здесь можно слышать различные ошибки. Педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть – значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу…»

Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести педсовет в октябре месяце». Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяц и.т.д.

Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям? Может ли служить моя речь образцом для ребят?

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.

В наше время, мы постоянно встречаемся с новыми понятиями и словами, обозначающими их. Например: новое мышление, перестройка, человеческий фактор, аэробус, альтернатива, видеозапись и т.д. А некоторые уже имеющиеся в нашем языке слова приобретают новое, дополнительное значение золото (о золотой медали за победу на конкурсе или спортивных соревнованиях), головной (ведущий в ряду, в группе) и т. д.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.

Звуковая культура речи… Хорошая дикция, правильное литературное произношение – это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.

Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся «Масква», «пайду», «вада», «акно», «вална».

Интонационная выразительность речи – немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая – возможно, доверят ответственное поручение.

Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство.

Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса.

Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми – быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.

Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.

Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства: фразовые и логические ударения; паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей – ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Внешние проявления воспитателя должны соответствовать его душевным побуждениям, быть выразительны и одновременно сдержанны.

Высказанное положение имеет прямое отношение к общению с родителями воспитанников, коллегами. Недопустимо вести разговор второпях, «через плечо», смотреть мимо собеседника, с мимикой равнодушия или высокомерия.

Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность.

Не менее важно для воспитателя умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков – писателей и поэтов.

Например, стараясь привлечь внимание ребят к красоте заснеженной березы, что стоит перед окном групповой комнаты, воспитатель вспоминает вслух четверостишие из стихотворения С. Есенина «Белая береза»: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

Учить на лучших образцах родного языка – одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. Педагог – активный пропагандист и поборник чистоты родного слова. Он проявляет нетерпимость к тем, кто опошляет и загрязняет наш язык.

Для пропаганды чистоты речи он может использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары, практикумы, лекции на родительском всеобуче. Темы их могут быть самыми разнообразными: «Развитие мышления и речи у дошкольников», «Как и о чем мы разговариваем с ребенком», «Рассказывают дети», «Что и как читать, рассказывать, разучивать с ребенком дома», «Осторожно: дети вслушиваются», «Культура речи взрослых – пример для маленьких» и др. Многие из обсуждаемых тем могут быть проиллюстрированы выступлениями воспитанников детского сада, магнитофонными записями детских высказываний, бесед и занятий по родному языку и т. д.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Список использованной литературы:

  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
  1. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
  1. Столяр А.А.. Давайте поиграем. – М.: Наука, 2008.
  1. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Источник