Роль педагога дополнительного образования в развитии ребенка

Фигура педагога дополнительного образования появляется в воспитательном процессе там и тогда, где и когда возникает осознанная необходимость позаботиться об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, содействовать максимальному проявлению личностных способностей и выявлению индивидуальных способностей.
Общее назначение педагога, как профессионального лица – вводить ребёнка в контекст культуры – нуждается в индивидуальной интерпретации в силу уникальности каждого ребёнка.
Педагог курирует индивидуальное личностное становление ребёнка, профессионально прослеживая такое становление, корректируя обстоятельства и активность ребёнка в этих обстоятельствах, осуществляя помощь и индивидуальную поддержку ребёнку в его взаимодействии с миром.
Все должностные лица школы содействуют воспитательной цели – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Данную цель ставлю себе и я, как педагог дополнительного образования, в работе с группой детей. Доминантой моей работы, однако, является индивидуальное формирование каждого ребёнка, как личности, способной строить свою жизнь. Цель работы заключается в реализации индивидуальных способностей ребёнка. Прослеживанием личностного становления и развития каждого отдельного ребёнка обеспечивается поэтапное движение к цели.
Осознать назначение педагога дополнительного образования помогает сегодняшняя ситуация, когда организованное обучение полностью заполняет пространство развития личности, невольно превращая ребёнка в “мешок со знаниями” и создавая представление о человеке, как о функционере, исполняющем какую-то работу и достигающем карьеры и благополучия.
У школьного учителя есть время, чтобы дать ребёнку необходимые знания. В объединение дети приходят со своими проблемами, вопросами. У педагога дополнительного образования есть время, чтобы помочь каждому ребёнку, выслушать его. Есть в детском объединении время и на духовное обогащение. Педагог дополнительного развития курирует стратегическую задачу развития личности. Область его профессиональных усилий – духовный мир ребёнка. Школьный учитель вводит детей в науку. Педагог дополнительного образования вводит детей в жизнь. Такого чёткого разделения не существует в нашем общественном сознании. Однако на уровне обыденного сознания взрослые и дети всегда видели водораздел между теми, кто детей обучает в классной комнате, и теми, кто содействует восхождению детей на высокую ступень культурной жизни, кто помогает им решать проблемы жизни – сегодняшние и будущие, ожидающие их в период взросления [6; 103].
Водораздел образует содержание работы с детьми. Именно содержанием работы педагога дополнительного образования с детьми объясняется тот факт удивительного преображения личности учащегося, когда ему повезло, и он оказался в группе педагога высшего мастерства.
Чтобы наполнить содержанием взаимодействие педагога с детьми, следует обращаться к мотивационной стороне дела:
Дети пишут, чтобы оформить мысль;
Подростки танцуют, чтобы выразить радость своего бытия;
Юноши беседуют, чтобы понять смысл науки для своего существования на земле.
Общим объектом, который всегда исполняет работу педагога и детей, является жизнь в её непреходящей проблематичности для человека. В жизни возникают различные ситуации: ссора с товарищами, непонимание родителей, плохая оценка и др. Каждый ребёнок переживает по-своему, педагог может помочь ребёнку пережить эти трудности, отметить что-то хорошее, поднять уверенность в своих силах.
Проблема жизни всегда есть содержание педагогического взаимодействия педагога дополнительного образования с детьми: когда слушает музыку, когда поёт вместе с детьми, когда играет с детьми, когда украшает комнату для занятий перед праздником, выставкой. Разумеется, что содержание привносит педагог и никто другой, хотя не исключено, что дети в силу хорошего домашнего воспитания, наполнят содержанием групповую жизнедеятельность, отодвинув роль педагога, как субъекта воспитания, на второй план.
Существенное отличие педагога от любого другого профессионала, работающего с детьми, кроется в видении проблем жизни, высвечивании его значимости для жизни вообще и для жизни ребёнка в частности. Содержание педагогической работы по организации жизнедеятельности детей, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Например, если у ребёнка что-то не получается, он падает духом, у него опускаются руки, и другие дети относятся к нему кто снисходительно, кто презрительно. Ребёнок остаётся вне коллектива. Здесь важно не упустить момент и заметить то, что получается у ребёнка очень хорошо. Педагог должен подать его успех наиболее выигрышно, чтобы изменить отношение детей к этому ребёнку.
Шанс быть достойным всегда предоставляется человеку, в том числе и маленькому. Использовать предоставленный шанс – значит, сделать выбор. Выбор приходится делать и подрастающему ученику, и этот выбор есть не что иное, как решение проблемы жизни в согласии с уровнем культуры человеческой жизнедеятельности.
Выход на проблемы жизни совершается через выход на ценности жизни. Ценность – то, что значимо для жизни человека. В решении проблемы жизни человека скрыта апелляция к тому, что значимо для жизни человека. Педагог предъявляет детям этот застойный механизм: прежде, чем что-то сделать, решая ставшую перед тобой проблему, обратись к ценностям твоей жизни и сопоставь предметный результат и ту вечную для тебя значимость, без которой нет твоей достойной жизни. Поэтому работа педагога наполняется ценностными отношениями. Постоянным вектором его деятельности с детьми выступают отношение к миру во всех его проявлениях.
Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство (полноправие), труд, познание, общение, игра. Венчает эту пирамиду ценностей сам “человек”.
“Знание” и “умение” занимают место средства жизни в данной пирамиде ценностей. Точно такое же место они занимают и в воспитании человека: ему знания нужны, чтобы выстраивать свои отношения с миром и собственной жизнью, чтобы знания служили средством самостоятельного выстраивания той жизни, которую бы хотел иметь субъект.
Содержательное наполнение работы педагога с группой происходит путём “распредмечивания” предмета, обобщения явления, выявления в предмете и явлении значимости их для жизни, социального значения и личностного смысла предмета и явления для отдельной личности и её индивидуальной жизни.
Познавательная работа с детьми наполняется ценностью знания, истины, свободы, разума; проживается удивительное устройство мира в его противоречивости и гармоничности, многомерности и бесконечности, упорядоченности и хаотичности; оценивается способность человека использовать истину для построения достойной жизни, осмысливается бегство человека от свободы в невежество, религию, научные спекуляции.
Преобразовательная деятельность обладает широчайшими потенциальными возможностями быть богато содержательной. Дети проживают роль творца обстоятельств собственной жизни и себя самого, они могут обнаружить обратное влияние обстоятельств на человека, развивают свою способность предвидеть результат и итог событий; реально проживают влияние на ход жизни взаимосвязи людей и материальные ценности наглядно и выпукло представляют перед ними, как носители духовных отношений.
Источник
Фигура педагога дополнительного образования появляется в воспитательном процессе там и тогда, где и когда возникает осознанная необходимость позаботиться об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, содействовать максимальному проявлению личностных способностей и выявлению индивидуальных способностей.
Общее назначение педагога, как профессионального лица – вводить ребёнка в контекст культуры – нуждается в индивидуальной интерпретации в силу уникальности каждого ребёнка.
Педагог курирует индивидуальное личностное становление ребёнка, профессионально прослеживая такое становление, корректируя обстоятельства и активность ребёнка в этих обстоятельствах, осуществляя помощь и индивидуальную поддержку ребёнку в его взаимодействии с миром.
Все должностные лица школы содействуют воспитательной цели – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Данную цель ставлю себе и я, как педагог дополнительного образования, в работе с группой детей. Доминантой моей работы, однако, является индивидуальное формирование каждого ребёнка, как личности, способной строить свою жизнь. Цель работы заключается в реализации индивидуальных способностей ребёнка. Прослеживанием личностного становления и развития каждого отдельного ребёнка обеспечивается поэтапное движение к цели.
Осознать назначение педагога дополнительного образования помогает сегодняшняя ситуация, когда организованное обучение полностью заполняет пространство развития личности, невольно превращая ребёнка в “мешок со знаниями” и создавая представление о человеке, как о функционере, исполняющем какую-то работу и достигающем карьеры и благополучия.
У школьного учителя есть время, чтобы дать ребёнку необходимые знания. В объединение дети приходят со своими проблемами, вопросами. У педагога дополнительного образования есть время, чтобы помочь каждому ребёнку, выслушать его. Есть в детском объединении время и на духовное обогащение. Педагог дополнительного развития курирует стратегическую задачу развития личности. Область его профессиональных усилий – духовный мир ребёнка. Школьный учитель вводит детей в науку. Педагог дополнительного образования вводит детей в жизнь. Такого чёткого разделения не существует в нашем общественном сознании. Однако на уровне обыденного сознания взрослые и дети всегда видели водораздел между теми, кто детей обучает в классной комнате, и теми, кто содействует восхождению детей на высокую ступень культурной жизни, кто помогает им решать проблемы жизни – сегодняшние и будущие, ожидающие их в период взросления [6; 103].
Водораздел образует содержание работы с детьми. Именно содержанием работы педагога дополнительного образования с детьми объясняется тот факт удивительного преображения личности учащегося, когда ему повезло, и он оказался в группе педагога высшего мастерства.
Чтобы наполнить содержанием взаимодействие педагога с детьми, следует обращаться к мотивационной стороне дела:
· Дети пишут, чтобы оформить мысль;
· Подростки танцуют, чтобы выразить радость своего бытия;
· Юноши беседуют, чтобы понять смысл науки для своего существования на земле.
Общим объектом, который всегда исполняет работу педагога и детей, является жизнь в её непреходящей проблематичности для человека. В жизни возникают различные ситуации: ссора с товарищами, непонимание родителей, плохая оценка и др. Каждый ребёнок переживает по-своему, педагог может помочь ребёнку пережить эти трудности, отметить что-то хорошее, поднять уверенность в своих силах.
Проблема жизни всегда есть содержание педагогического взаимодействия педагога дополнительного образования с детьми: когда слушает музыку, когда поёт вместе с детьми, когда играет с детьми, когда украшает комнату для занятий перед праздником, выставкой. Разумеется, что содержание привносит педагог и никто другой, хотя не исключено, что дети в силу хорошего домашнего воспитания, наполнят содержанием групповую жизнедеятельность, отодвинув роль педагога, как субъекта воспитания, на второй план.
Существенное отличие педагога от любого другого профессионала, работающего с детьми, кроется в видении проблем жизни, высвечивании его значимости для жизни вообще и для жизни ребёнка в частности. Содержание педагогической работы по организации жизнедеятельности детей, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Например, если у ребёнка что-то не получается, он падает духом, у него опускаются руки, и другие дети относятся к нему кто снисходительно, кто презрительно. Ребёнок остаётся вне коллектива. Здесь важно не упустить момент и заметить то, что получается у ребёнка очень хорошо. Педагог должен подать его успех наиболее выигрышно, чтобы изменить отношение детей к этому ребёнку.
Шанс быть достойным всегда предоставляется человеку, в том числе и маленькому. Использовать предоставленный шанс – значит, сделать выбор. Выбор приходится делать и подрастающему ученику, и этот выбор есть не что иное, как решение проблемы жизни в согласии с уровнем культуры человеческой жизнедеятельности.
Выход на проблемы жизни совершается через выход на ценности жизни. Ценность – то, что значимо для жизни человека. В решении проблемы жизни человека скрыта апелляция к тому, что значимо для жизни человека. Педагог предъявляет детям этот застойный механизм: прежде, чем что-то сделать, решая ставшую перед тобой проблему, обратись к ценностям твоей жизни и сопоставь предметный результат и ту вечную для тебя значимость, без которой нет твоей достойной жизни. Поэтому работа педагога наполняется ценностными отношениями. Постоянным вектором его деятельности с детьми выступают отношение к миру во всех его проявлениях.
Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство (полноправие), труд, познание, общение, игра. Венчает эту пирамиду ценностей сам “человек”.
“Знание” и “умение” занимают место средства жизни в данной пирамиде ценностей. Точно такое же место они занимают и в воспитании человека: ему знания нужны, чтобы выстраивать свои отношения с миром и собственной жизнью, чтобы знания служили средством самостоятельного выстраивания той жизни, которую бы хотел иметь субъект.
Содержательное наполнение работы педагога с группой происходит путём “распредмечивания” предмета, обобщения явления, выявления в предмете и явлении значимости их для жизни, социального значения и личностного смысла предмета и явления для отдельной личности и её индивидуальной жизни.
Познавательная работа с детьми наполняется ценностью знания, истины, свободы, разума; проживается удивительное устройство мира в его противоречивости и гармоничности, многомерности и бесконечности, упорядоченности и хаотичности; оценивается способность человека использовать истину для построения достойной жизни, осмысливается бегство человека от свободы в невежество, религию, научные спекуляции.
Преобразовательная деятельность обладает широчайшими потенциальными возможностями быть богато содержательной. Дети проживают роль творца обстоятельств собственной жизни и себя самого, они могут обнаружить обратное влияние обстоятельств на человека, развивают свою способность предвидеть результат и итог событий; реально проживают влияние на ход жизни взаимосвязи людей и материальные ценности наглядно и выпукло представляют перед ними, как носители духовных отношений.
Источник
«Роль педагога дополнительного образования в развитии одаренного/талантливого ребенка»
В настоящее время обучающиеся имеют возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями.
В группах, секциях, кружках, сообществах формируются учащиеся примерно одного возраста ,из различных школ города. Учреждения дополнительного образования детей ведут разработку и внедрение образовательных программ формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению (включая диагностику интересов, склонностей и способностей подростков), умело сочетая в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения, активизируют познавательную и творческую деятельность.
Происходит выявление одаренных, талантливых учащихся, используя комплекс методов как наблюдение, общение с родителями, классным руководителем, учителями школ, психологом, ( при анализе тестирований, анкетировании, бесед), заключение экспертов в определенной деятельности, анализирование результатов олимпиад, конкурсов, соревнований, научно – практических конференций и др. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они , как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Они имеют отличную память, повышенное внимание, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры, они упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна, сильно развито чувство справедливости. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию.
Педагогическое сопровождение одаренных учащихся – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Педагогам дополнительного образования необходимо помочь одаренным, талантливым воспитанникам осуществить выбор деятельности в учреждении в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личными свойствами и особенностями.
Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Основные цели работы с одаренными детьми должны быть направлены на то, чтоб сформировать у детей уверенность в успехе, совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость, иметь адекватную самооценку Владеть эмоциональным состоянием, навыками общения с группой сверстников. Педагоги должны проводить своевременную диагностику для оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны развития, профессионального самоопределения.
Важную роль следует отнести к взаимодействию с родителями, их вовлечению в учебно – воспитательный процесс, повышая педагогическую психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка .Специалисты должны оказать консультативную помощь учащимся к проектированию индивидуального маршрута обучения , к проектированию собственного жизненного пути, имея шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.
Источник
Государственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №603 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Отделение дополнительного образования детей
Студия декоративно-прикладного творчества «Родник»
ДОКЛАД
Роль педагога дополнительного образования
Составитель: педагог дополнительного образования Беляева Светлана Ярославна
Санкт-Петербург
- Дополнительное образование – то «благо», которое существует в школе;
- Особенности дополнительного образования и роль педагога в связи с этим;
1. Сотрудничество педагог-ученик;
2. Отсутствие «жёстких форм» – отметки;
3. Свобода выбора;
4. Работа со сложным контингентом учащихся;
5. Увлечённость предметом, помощь в других сферах деятельности;
6. Занятия дополнительного образования – векторы будущих профессий;
7. Социальная значимость занятия. Педагог – гарант выше изложенных концепций.
Как известно, наша школа была одной из первых школ города, которая активно развивала дополнительное образование, чем как бы предвосхитила одно из требований концепции модернизации образования до 2021 года.
1. Основной стержень занятий дополнительного образования – это сотрудничество педагог – ученик, далеко выходящее за жёсткие рамки стандартного урока. Учителю часто приходится доказывать учащимся необходимость знаний по его предмету, при этом преодолевать недоверие, скептицизм, сопротивление, а то и самомнение некоторых учеников.
А на занятии дополнительного образования ребёнок приходит с большим доверием к программе действий педагога, к оценке его деятельности, проще говоря, с открытым сердцем и умом. В этом смысле учащиеся наша лёгкая «педагогическая добыча», но и огромная ответственность в том, чтобы предмет доверия был оправдан. Качественно новое взаимодействие педагога и ученика, по-другому выстроенный стиль общения (демократический) становится единственно возможным. Это очень привлекает детей и даёт возможность более глубоко влиять на них.
2. На занятиях дополнительного образования отсутствует тот «дамоклов меч», который постоянно висит над головой ученика (оценки), что тоже очень способствует раскрепощению, подталкивает к смелым экспериментам, решениям и способствует раскрытию творческого потенциала детей. Также отсутствует комплекс «пропустил – не понял», «все идут вперёд, а ты вязнешь в непонимании предмета».
3. Важную роль играет и свобода выбора. На занятия воспитанники приходят добровольно, подталкивает их только заинтересованность, желание заниматься тем или иным интересным для него делом. А уж если ребёнок пришёл сам, он конечно же, хочет получить максимум знаний, умений, навыков, и педагог с радостью наделит ими ученика.
4. Ещё один аспект – готовность работать и добиваться результатов с любым контингентом учащихся: «слабыми, сложными, трудными»; к каждому искать и находить подход – ведь в ком нет «искры Божьей?». Нужно только увидеть её, раздувать и поддерживать, «не талантливых детей не бывает» – таков наш девиз! А какая радость, когда «трудный ребёнок» успешно реализует себя в творчестве, спорте, ведь он растёт не только в собственных глазах, но и во мнении сверстников и педагогов.
5. Искренний интерес к занятиям, включённость в предметную деятельность позволяют в свою очередь многому научиться в творческом блоке.
Например, привить вкус, в научном плане – библиотека, компьютер – возможность применить свои знания на уроках, да и в практической жизни, занятия психологией – мощная поддержка для неокрепших душ, спорт – для неокрепших тел. Для многих учащихся занятие по дополнительному образованию – это взгляд в будущее, векторы их возможных профессий, а в некоторых случаях, как в художественном классе, нацеленность на подготовку к поступлению в конкретные учебные заведения. Это стимулирует детей, занимаются они всегда с большим увлечением.
6. Хотелось бы отметить, что для реализации творческого потенциала необходимы и материальные ресурсы (Интернет, библиотека, залы для хореографии, спортивные залы, художественный класс в стиле и русле проводимых занятий, другие оформленные кабинеты). Всё это имеет специальное назначение и очень поднимет детей в собственных глазах (в хореографическом зале – станки как в балетном классе, в художественном классе – мольберты как у настоящих художников, на занятиях каратэ – кимоно). Также необходимо постоянно поддерживать социальную значимость и важность деятельности учащихся. При входе в школу – кубки, грамоты на стендах, выставки, награждения. Каждое направление дополнительного образования отмечает те победы, творческие достижения, которые имеются у воспитанников.
7. Выделенные направления нужны, чтобы показать разнообразие факторов, обеспечивающих творчество обучающихся, однако мы хорошо понимаем, что все они теснейшим образом взаимосвязаны. И главная задача педагога создать условия для самореализации личности ребёнка, стать проводником знаний, умений, гарантом реализации вышеизложенных концепций, с чем блестяще справляются увлечённые педагоги дополнительного образования в тесном сотрудничестве со всем коллективом школы.
Источник