Роль общения в развитии ребенка первого года жизни

Роль общения ребенка первых лет жизни

Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоянно взаимодействовать с людьми, то вряд ли когда-нибудь он станет человеком вообще. Да, многие исторические факты свидетельствуют об этом. Например, дети, которых воспитывали не люди, а животные, после того, как попадали в общество людей, уже никогда не могли усвоить элементарных правил человеческого общества. Они не могли обучиться прямохождению, речи и многому другому. Значительно отстают в развитии и дети, которые в первые годы своей жизни воспитываются в детских домах или приютах и при этом имеют ограниченные контакты с взрослыми.

Американский психолог Р. Спитц описал состояние детей-сирот, которые с трехмесячного возраста были воспитанниками одного из детских домов. Дети в 2-3 года плохо говорили, были замкнутыми, заторможенными, страдали плохим аппетитом и бессонницей. Эти и другие примеры приводятся в книге М. И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» (1986).

Так, М. И. Лисина отмечает, что недостаточность контактов малышей с взрослыми может способствовать снижению уровня сопротивляемости болезням и темпу психического развития.Что же получает ребенок раннего возраста от общения с взрослым и как он общается вообще? Примерно с шести месяцев и до трех лет общение ребенка с взрослым носит ситуативно-деловой характер. Это значит, что ребенок не просто радуется присутствию взрослого, а нуждается в постоянном сотрудничестве с ним. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых и незнакомых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с этими незнакомыми вещами. Взрослый для малыша – это человек, умеющий творить чудеса с различными предметами, а значит, и пример для подражания. При этом малышу очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, и участником совместных дел, связанных с овладением окружающими предметами. Ребенок раннего возраста «нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения» (М. И. Лисина, 1986, с. 86).

Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами и демонстрировать им назначение различных предметов. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может полностью прокомментировать все свои действия: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!».Общение ребенка со взрослыми способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи. Если с ребенком мало общаются, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые, уделяя сыну или дочери много внимания, пытаются предвосхитить любое желание малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную с помощью одного только жеста, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.

Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, родителям необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении: «Почему мой Сынулька не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по-своему, как будто бы назло». Нет, ребенок не пытается досадить любимой маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!», сказать: «положи на место!», вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего-либо».

Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой. В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки и стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность в обучении с малышом не стоит упускать! Минуты совместного чтения несомненно принесут радость не только малышу и родителям, но и старшим сестренкам и братишкам.

Родителям, которые много читают своему чаду, много с ним разговаривают и играют в детские, пусть даже примитивные, на их взгляд, игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями, подстерегающими каждого на пути воспитания, следует заметить, что среди людей, взаимодействующих с ребенком раннего возраста, наверное самые большие трудности испытывает мать или взрослый, который ухаживает за малышом. Многие мамы жалуются, что ребенок не отпускает их от себя ни на минуту: ходит по квартире «хвостиком»-, а если вдруг понимает, что мама куда-нибудь собралась, цепляется за нее, стараясь всеми силами удержать.

Почему ребенку важно общаться именно с мамой, а не с кем-нибудь другим? В этом случае мы сталкиваемся с проявлением так называемой «ранней детской привязанности», которая формируется у ребенка в том случае, если отношение с матерью носит эмоционально положительный характер.Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка. Малыш ощущает потребность в безопасности и любви, а в лице матери он видит того человека, который может обеспечить ему удовлетворение этой потребности. Если мама рядом, значит, беспокоиться нечего.

Многочисленные исследования психологов показали, что дети, имеющие привязанность в возрасте 1-1,5 лет, позднее более умело обращаются с игрушками и более свободно общаются со сверстниками в отличие от ребят, которые не были так сильно привязаны к матери. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляют больше упорство в учебе и более эффективно взаимодействуют с одноклассниками. У этих детей лучше развиты память, внимание мышление, и они проявляют больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.Ранняя детская привязанность может сформироваться у ребенка не только по отношению к одному человеку, но и по отношению к нескольким людям (в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек). Однако в любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родственниками будут способствовать лучшей адаптации маленького человека в мире взрослых и сверстников. Поэтому мы рекомендуем всем родителям как можно больше общаться со своим малышом. Время, потраченное на совместные занятия с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды, стоит только немного подождать!

О развивающей силе общения ребенка не только с родителями

Ребенок может развиваться психически и психологически только в том случае, если у него имеется возможность все лучше и лучше познавать самого себя. Это значит, что ты должен позволить своему ребенку «таскать каштаны из огня» самому, то есть не монополизировать общение с ним.

Очень важно, чтобы ребенок с младенческой поры соприкасался с людьми кроме своей семьи. Нельзя держать его под стеклянным колпаком. Понятно, что от них будут идти некие влияния, которые ему в этом возрасте трудно «переварить». И нужно внимательно следить за этим процессом и в нужный момент ограничить его.

Он должен общаться с себе подобными (я имею в виду подобными по возрасту) и другими взрослыми. Если же ребенок все время находится под строгим наблюдением родителей, не общаясь с детьми или же другими взрослыми людьми, то он может казаться развитым не по возрасту, но при этом будет оставаться дитем.

Если ребенок скован в общении с родителями, то вполне возможно, что ему будет плохо и в общении с друзьями.

Но это общение научит его легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха в общении с посторонними людьми, когда настанет это время. В этом плане очень хорошую роль может сыграть воспитательница в детском садике.

Но ребенка ни в коем случае нельзя отдавать в ясли! И только после двух лет его можно отдать в детский садик. Но все-таки лучше будет, если он будет жить в непосредственном и постоянном контакте с мамой до 3 лет. Только после этого мать может выйти на работу. У ребенка до 2 лет по теории объектных отношений диагностируется шизоидные реакции. Мама рядом – она хорошая, мамы нет – она плохая.

Доказано, что для ребенка до 2-3 лет уход матери куда-либо (пусть только на полчаса) воспринимается как ее смерть! Представь себе: каково ему, когда он каждый день переживает смерть матери и ее воскрешение? Какие уродства характера, какие страхи это может посеять в душе?

Источник

  • .

– . – .

. , , , , . , , . – . . .

, ; , ; , , .

1983 , , , . , , . . .

. , ,

, , .

. – . – , .

(. , . ) , , .

. , , , , .

. . * , – .

, .

( )- ; ; , ; .

2. . .

2.1. .

. – , , , , – . . , , , , , . , , , . – .

:

1. : , , , , , . , , . , , , , . , , . . , , .. – – , , ( ) . . , , .

2. – , – . XX , , . – , -, , . , , . . , – – , , , , .

. . , . , , – . , – -.

2.2. . .

, , .

. , , . , . , .

. , – .. . , .

. : , . , . , .

. . .

. . , , , .. . – .

. . .. , . , , .

-, .

. . , , . , , . , – (..). ( , .

. , , , . , .

. , ( – ). , . , . (), (.).

. , : , , , . , .

. . , , . , (, , , ).

. , . , , , (, , ). . (, ) , .

. , – . . .

. . , , . (-), .

. – (). , . , , , . , .

. , objekt relation, . -, -, , , , . . , -, : , , . .

. . . , .

. . ( ), . , , – – (.., .. ), , , . : – -. .

.

. , , . , . , .

. , – . , , , .

. ( ), , . , , .

. : . – , . -, ߔ. , – ( ). , .

. , , . .

. – , , – , . . – .

. , – . , . , , , . , , , , .., . , , , . , , . . , , , . , .

2.3. .:-.

.

(., .,. , .,. , .. ,..,..,.. , .. , .. , .., .. , .. , .. )

. . , , – , , . , . , . ( ) . , . (, , , , ..) , , ( ).

– , , , , .

.

. , . , , , , , . , . , . . ( , , ) .

. , . , . ( ) , .

. . , , . . , – . , . . , . , , . , , ( ). , , . , ( ) . , , ( ) – . , .

, . , , , . . , . , , ( ), , . , , . . , , , , ( ). , , , , .

, , , (., . ). , , , , . ( ) (), ( -). , ( – , ), , , , – . , , .

, , , , , .

( ) . . , , . . , , . : 1) ; 2) (); 3) . , , , . , .

.

.. : . , . , , , , . , . , , , . .

, . . , . , , , . , (). – . . . , . . , .

, , , – . – . , -, , -, , . .

. , . ( ) ( ) [..]. .. , . , , – -. , – . , . ( ) ( ), , ( – -) .

: , – – . , , – . – .

, [..]. [..], – [..], – . , , , , , , . [..], [..], [..], , [..]. .

, -, . , . ( ) , .

, , , , -, , . . : , , – . – . – – . – .

. , , , , , , , , , . , . , , , .

. , – .

3.

, . , . , , .

– , , , . , , .

, , , , , , .

, , , , .

. , , , – , , .

: , . . , . , , , .

, .

. , , .

: , , . – , , .

. . , . , , , .

, , . . . , , , , , .

, , .

, , , . :

– ( );

– ( -);

3.1

, . , . . , . . . 9- , . , .

, , , , , , . . , , , .

8 , 5 .

, . , , . .

, , , . , , . , , , .

, . . , , . – , : . , , . , , .

. , , : . , , . . – , . , , , .

. .

, , . , . , , .

, . . . . , , .

, , .

3.2

– , . , ; , ; , , .

. . , , , : , , . ( ) . , , , , ; , . , , , , , . – , , , . , , , . , , .

, . , , . . .

, , , .

1983 , , – , . , , .

, .

. , , , . , , , , , . , .

, , , , .

4. .

( , , , ).

: , .

. , , , , . , .. , .

, , , , . ( , , ), , (, ), , , ,

: , , . .

. – , , , – , , (, ) .

, , . , , . , ( ) , , , , , , . ). : , , .

() . . , , , , , . , . , , . , , .

(, ) . , , , . , , , , , .

4.1

– , , , , , . – , . , , .

, , . : , . , . , . , . , , , , , , , , , . , , , .

, . , . . , , , . . , , …

, , , .

1956 . . , . , .

, – , . , . , , . , , . , , , , . , . . . , – . , . , – . : , . , .

, , , , . . , 2 ; , , .

: , .

, , . , , , , . .

. , , , , , . : , , , . , – , .

.

, . . , , . -, , . , – . , , …

, .

. , , , , , , , , .

, , , , . , , , , .

. , : , , , ; , , , , , . , , , .

4.2

. , . , , .

, , , , , .

. . () , , , , , ( ).

, – . , .

. , , , . .

. . . . , , ; , , . , . , , , , .

4.3.

, . .. .., , – . ?

, , , , . , , .

. . , , , . 2 . 4- , , , , , . . , – 6 12 . . , .

, , , . , , , . 38 , . ; .

, , , .

5. .

, , , . , . , .

. . , .. , .

, , . . . . . 7 , . .

A – ; , , ( ?; !; !; !), . , .

.

( , ). , . , .

, . , . , . . ( ) .

5.1.

, . , .

. , , .

:

. .

. .

. , . , . .

. . . .

: -, -, – -.

1- . .

1- . 2 – .

:

, ;

; ;

(-) .

, , , . – . :

, , ;

,

; , ;

, , , ;

(-) , .

, , ; . , . : . , , – – .

, , – . , .

, , (, ) ().

2-4 . ۔, Ӕ. .

1- , . , -, . . .

. . . . , . . . . , . . , . , , .

, 1- , . 50 100 .

8 , .

, .

.

, . 4-5 , , ( , , , , ) . , , .

, , , . .

, .

1- : . . , .

, (), ( ).

5.2.

. , 1- 2- . .

: – , . .

, , , – , -, . , , . . , . , . ,

. ,

.

5.3. .

, , , .

, , , , . . , , .

, : . , . , , . , . ?

, ? , .

, ? , , . , , , .

5.4. .

, :

,

,

.

.

.

, , , , , .

, . . , . . , . . , . , , , , – . 2 , .

– . , , , , . , , , , , , . , , . .*, , 6 1- , , .

, , . , . – , .

, . , . , , , , .

, , , , .

5.5. .

. , , , , , .

. . , , , – , . – . , , , . , , , . ; ; , .

, . , , , , , , , , . , , , , . , -, , – , , .

, . , , (, , ) , ( , , ).

, : , , .

5.6. .

– – , . .

, , . , , – , ( – ).

, . , . , . , , .

, . , , , . , . , .

, , , . , , . -, -, -, . . , (: -) . (, !), .

, . , , , .

, , .

5.7. ߠ .

: -, ; -, .

.

– . – -. :

– ;

, ;

, , , , ;

, , , , .

.

, . , . , .

. . , , , . , , , , , – . , .

, , , , . , .

, , , , – . , , , , , , .

. , : .

. 1993-1994 , , , , , () .

( ) ( ). 7- , .

. , , ( ) 7- . , 20 , , , .

7- – , , . , . , . – – .

. 7 9 ( -2 4 – ). , 7- , 2 , , :

;

;

( , );

;

;

.

, – – . , , . , , .

, .

, , ?

: , , . , , : , , . , , .

: , . , , . ? , : -, -. – . – ? . , . , . , . . , , , . , . , , , .

6. .

– , , . , , – . ; .

, . , , , . – , , , . , , . , , , , , . , , (, , , ..). , , , , . , , , , .

, ; , , , , , . , . , , . , , . , .

, . , , . , , . , , .. – -. , , . , .., , , .

(, , ) , , , . , , – , – , , .

, ( ).

, , , : , , , . , , , , . , , , , .

, , , . , , , , , , .. .

, , , , , , , , . , . , , , . – , , – , . , , .

, , , :

–, ;

-, ;

– () .

. , , . , , , , , () .

, – , – . , – . , , , , , , , , , .. , , , , .

, , . , , .

, , , , . -, – – .

– , , , , . , , . – , :

– – ;

– ;

– .

( 3- ) , : , , ( ۻ). 3 ߻, .. , . ( ) , . 3 . , , . 3- , .

– , , , – .

– , . , .

( ), , , , . , , . , -, , ( ), -, , , , , . , , – , , .

, .

:

1. .

2. .

3. .

, , . , , , ( ), .

: , . , , , .

, , , , , .

, . .

1. , ( ), , . , .

2. – , , , .

3. , , .

, .. . , , , -. , , , , .

7.

1. .. . ., ,1998

2. .. 6- . .4, ., , 1984

3. .. . . ., – . -, 1991

4. . . . . .. ., 1988

5. .. . 2- . .2, ., , 1983

6. .. . ., ,1986.

7. . ., ϔ, 1997

8. .. . ., , 1989.

9. . .. ., , 1985

10. . . ., , 1996

11. .., .. . – .,1991.

12. .. . – .,1968.

13 . .. . -.,1982.

14. .. . – .,1985.

15 . .. . – .,1967.

16. .., .. . – –, 1987.

17. .. , , . -.,1975.

18. .., .. . -., 1956.

19. .. . – .,1974,.

.. . 2. – .,1995.

20. . // . .. , … – .,1990.

21. . . – .-.,1932.

22. // . .., .. – .,1964.

22. // . .., .. – .,1964.

23. // . .. – .,1976.

24 .- .. .

25. . . – .-.,1930.

26 . . . – ,1922

Источник