Роль общения в развитии ребенка первого года жизни
Роль общения ребенка первых лет жизни
Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоянно взаимодействовать с людьми, то вряд ли когда-нибудь он станет человеком вообще. Да, многие исторические факты свидетельствуют об этом. Например, дети, которых воспитывали не люди, а животные, после того, как попадали в общество людей, уже никогда не могли усвоить элементарных правил человеческого общества. Они не могли обучиться прямохождению, речи и многому другому. Значительно отстают в развитии и дети, которые в первые годы своей жизни воспитываются в детских домах или приютах и при этом имеют ограниченные контакты с взрослыми.
Американский психолог Р. Спитц описал состояние детей-сирот, которые с трехмесячного возраста были воспитанниками одного из детских домов. Дети в 2-3 года плохо говорили, были замкнутыми, заторможенными, страдали плохим аппетитом и бессонницей. Эти и другие примеры приводятся в книге М. И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» (1986).
Так, М. И. Лисина отмечает, что недостаточность контактов малышей с взрослыми может способствовать снижению уровня сопротивляемости болезням и темпу психического развития.Что же получает ребенок раннего возраста от общения с взрослым и как он общается вообще? Примерно с шести месяцев и до трех лет общение ребенка с взрослым носит ситуативно-деловой характер. Это значит, что ребенок не просто радуется присутствию взрослого, а нуждается в постоянном сотрудничестве с ним. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых и незнакомых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с этими незнакомыми вещами. Взрослый для малыша – это человек, умеющий творить чудеса с различными предметами, а значит, и пример для подражания. При этом малышу очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, и участником совместных дел, связанных с овладением окружающими предметами. Ребенок раннего возраста «нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения» (М. И. Лисина, 1986, с. 86).
Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами и демонстрировать им назначение различных предметов. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может полностью прокомментировать все свои действия: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!».Общение ребенка со взрослыми способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи. Если с ребенком мало общаются, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые, уделяя сыну или дочери много внимания, пытаются предвосхитить любое желание малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную с помощью одного только жеста, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.
Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, родителям необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении: «Почему мой Сынулька не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по-своему, как будто бы назло». Нет, ребенок не пытается досадить любимой маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!», сказать: «положи на место!», вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего-либо».
Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой. В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки и стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность в обучении с малышом не стоит упускать! Минуты совместного чтения несомненно принесут радость не только малышу и родителям, но и старшим сестренкам и братишкам.
Родителям, которые много читают своему чаду, много с ним разговаривают и играют в детские, пусть даже примитивные, на их взгляд, игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями, подстерегающими каждого на пути воспитания, следует заметить, что среди людей, взаимодействующих с ребенком раннего возраста, наверное самые большие трудности испытывает мать или взрослый, который ухаживает за малышом. Многие мамы жалуются, что ребенок не отпускает их от себя ни на минуту: ходит по квартире «хвостиком»-, а если вдруг понимает, что мама куда-нибудь собралась, цепляется за нее, стараясь всеми силами удержать.
Почему ребенку важно общаться именно с мамой, а не с кем-нибудь другим? В этом случае мы сталкиваемся с проявлением так называемой «ранней детской привязанности», которая формируется у ребенка в том случае, если отношение с матерью носит эмоционально положительный характер.Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка. Малыш ощущает потребность в безопасности и любви, а в лице матери он видит того человека, который может обеспечить ему удовлетворение этой потребности. Если мама рядом, значит, беспокоиться нечего.
Многочисленные исследования психологов показали, что дети, имеющие привязанность в возрасте 1-1,5 лет, позднее более умело обращаются с игрушками и более свободно общаются со сверстниками в отличие от ребят, которые не были так сильно привязаны к матери. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляют больше упорство в учебе и более эффективно взаимодействуют с одноклассниками. У этих детей лучше развиты память, внимание мышление, и они проявляют больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.Ранняя детская привязанность может сформироваться у ребенка не только по отношению к одному человеку, но и по отношению к нескольким людям (в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек). Однако в любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родственниками будут способствовать лучшей адаптации маленького человека в мире взрослых и сверстников. Поэтому мы рекомендуем всем родителям как можно больше общаться со своим малышом. Время, потраченное на совместные занятия с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды, стоит только немного подождать!
О развивающей силе общения ребенка не только с родителями
Ребенок может развиваться психически и психологически только в том случае, если у него имеется возможность все лучше и лучше познавать самого себя. Это значит, что ты должен позволить своему ребенку «таскать каштаны из огня» самому, то есть не монополизировать общение с ним.
Очень важно, чтобы ребенок с младенческой поры соприкасался с людьми кроме своей семьи. Нельзя держать его под стеклянным колпаком. Понятно, что от них будут идти некие влияния, которые ему в этом возрасте трудно «переварить». И нужно внимательно следить за этим процессом и в нужный момент ограничить его.
Он должен общаться с себе подобными (я имею в виду подобными по возрасту) и другими взрослыми. Если же ребенок все время находится под строгим наблюдением родителей, не общаясь с детьми или же другими взрослыми людьми, то он может казаться развитым не по возрасту, но при этом будет оставаться дитем.
Если ребенок скован в общении с родителями, то вполне возможно, что ему будет плохо и в общении с друзьями.
Но это общение научит его легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха в общении с посторонними людьми, когда настанет это время. В этом плане очень хорошую роль может сыграть воспитательница в детском садике.
Но ребенка ни в коем случае нельзя отдавать в ясли! И только после двух лет его можно отдать в детский садик. Но все-таки лучше будет, если он будет жить в непосредственном и постоянном контакте с мамой до 3 лет. Только после этого мать может выйти на работу. У ребенка до 2 лет по теории объектных отношений диагностируется шизоидные реакции. Мама рядом – она хорошая, мамы нет – она плохая.
Доказано, что для ребенка до 2-3 лет уход матери куда-либо (пусть только на полчаса) воспринимается как ее смерть! Представь себе: каково ему, когда он каждый день переживает смерть матери и ее воскрешение? Какие уродства характера, какие страхи это может посеять в душе?
Источник
– . – . . , , , , . , , . – . . . , ; , ; , , . 1983 , , , . , , . . . . , , , , . . – . – , . (. , . ) , , . . , , , , . . . * , – . , . ( )- ; ; , ; . 2. . . 2.1. . . – , , , , – . . , , , , , . , , , . – . : 1. : , , , , , . , , . , , , , . , , . . , , .. – – , , ( ) . . , , . 2. – , – . XX , , . – , -, , . , , . . , – – , , , , . . . , . , , – . , – -. 2.2. . . , , . . , , . , . , . . , – .. . , . . : , . , . , . . . . . . , , , .. . – . . . .. , . , , . -, . . . , , . , , . , – (..). ( , . . , , , . , . . , ( – ). , . , . (), (.). . , : , , , . , . . . , , . , (, , , ). . , . , , , (, , ). . (, ) , . . , – . . . . . , , . (-), . . – (). , . , , , . , . . , objekt relation, . -, -, , , , . . , -, : , , . . . . . , . . . ( ), . , , – – (.., .. ), , , . : – -. . .. , , . , . , . . , – . , , , . . ( ), , . , , . . : . – , . -, ߔ. , – ( ). , . . , , . . . – , , – , . . – . . , – . , . , , , . , , , , .., . , , , . , , . . , , , . , . 2.3. .:-. . (., .,. , .,. , .. ,..,..,.. , .. , .. , .., .. , .. , .. ) . . , , – , , . , . , . ( ) . , . (, , , , ..) , , ( ). – , , , , . . . , . , , , , , . , . , . . ( , , ) . . , . , . ( ) , . . . , , . . , – . , . . , . , , . , , ( ). , , . , ( ) . , , ( ) – . , . , . , , , . . , . , , ( ), , . , , . . , , , , ( ). , , , , . , , , (., . ). , , , , . ( ) (), ( -). , ( – , ), , , , – . , , . , , , , , . ( ) . . , , . . , , . : 1) ; 2) (); 3) . , , , . , . ... : . , . , , , , . , . , , , . . , . . , . , , , . , (). – . . . , . . , . , , , – . – . , -, , -, , . . . , . ( ) ( ) [..]. .. , . , , – -. , – . , . ( ) ( ), , ( – -) . : , – – . , , – . – . , [..]. [..], – [..], – . , , , , , , . [..], [..], [..], , [..]. . , -, . , . ( ) , . , , , , -, , . . : , , – . – . – – . – . . , , , , , , , , , . , . , , , . . , – . 3., . , . , , . – , , , . , , . , , , , , , . , , , , . . , , , – , , . : , . . , . , , , . , . . , , . : , , . – , , . . . , . , , , . , , . . . , , , , , . , , . , , , . : – ( ); – ( -); 3.1 , . , . . , . . . 9- , . , . , , , , , , . . , , , . 8 , 5 . , . , , . . , , , . , , . , , , . , . . , , . – , : . , , . , , . . , , : . , , . . – , . , , , . . . , , . , . , , . , . . . . , , . , , . 3.2– , . , ; , ; , , . . . , , , : , , . ( ) . , , , , ; , . , , , , , . – , , , . , , , . , , . , . , , . . . , , , . 1983 , , – , . , , . , . . , , , . , , , , , . , . , , , , . 4. .( , , , ). : , . . , , , , . , .. , . , , , , . ( , , ), , (, ), , , , : , , . . . – , , , – , , (, ) . , , . , , . , ( ) , , , , , , . ). : , , . () . . , , , , , . , . , , . , , . (, ) . , , , . , , , , , . 4.1 – , , , , , . – , . , , . , , . : , . , . , . , . , , , , , , , , , . , , , . , . , . . , , , . . , , … , , , . 1956 . . , . , . , – , . , . , , . , , . , , , , . , . . . , – . , . , – . : , . , . , , , , . . , 2 ; , , . : , . , , . , , , , . . . , , , , , . : , , , . , – , . . , . . , , . -, , . , – . , , … , . . , , , , , , , , . , , , , . , , , , . . , : , , , ; , , , , , . , , , . 4.2 . , . , , . , , , , , . . . () , , , , , ( ). , – . , . . , , , . . . . . . , , ; , , . , . , , , , . 4.3. , . .. .., , – . ? , , , , . , , . . . , , , . 2 . 4- , , , , , . . , – 6 12 . . , . , , , . , , , . 38 , . ; . , , , . 5. . , , , . , . , . . . , .. , . , , . . . . . 7 , . . A – ; , , ( ?; !; !; !), . , . . ( , ). , . , . , . , . , . . ( ) . 5.1. , . , . . , , . : . . . . . , . , . . . . . . : -, -, – -. 1- . . – 1- . 2 – . : , ; ; ; (-) . – , , , . – . : , , ; , ; , ; , , , ; (-) , . , , ; . , . : . , , – – . , , – . , . , , (, ) (). 2-4 . ۔, Ӕ. . 1- , . , -, . . . . . . . , . . . . , . . , . , , . , 1- , . 50 100 . 8 , . , . . , . 4-5 , , ( , , , , ) . , , . , , , . . , . 1- : . . , . , (), ( ). 5.2. . , 1- 2- . . : – , . . , , , – , -, . , , . . , . , . , . , . 5.3. . , , , . , , , , . . , , . , : . , . , , . , . ? , ? , . , ? , , . , , , . 5.4. . , : , , . . . , , , , , . , . . , . . , . . , . , , , , – . 2 , . – . , , , , . , , , , , , . , , . .*, , 6 1- , , . , , . , . – , . , . , . , , , , . , , , , . 5.5. . . , , , , , . . . , , , – , . – . , , , . , , , . ; ; , . , . , , , , , , , , . , , , , . , -, , – , , . , . , , (, , ) , ( , , ). , : , , . 5.6. .– – , . . , , . , , – , ( – ). , . , . , . , , . , . , , , . , . , . , , , . , , . -, -, -, . . , (: -) . (, !), . , . , , , . , , . 5.7. ߠ . : -, ; -, . . – . – -. : – ; , ; , , , , ; , , , , . . , . , . , . . . , , , . , , , , , – . , . , , , , . , . , , , , – . , , , , , , . . , : . . 1993-1994 , , , , , () . ( ) ( ). 7- , . . , , ( ) 7- . , 20 , , , . 7- – , , . , . , . – – . . 7 9 ( -2 4 – ). , 7- , 2 , , : ; ; ( , ); ; ; . , – – . , , . , , . , . , , ? : , , . , , : , , . , , . : , . , , . ? , : -, -. – . – ? . , . , . , . . , , , . , . , , , . 6. . – , , . , , – . ; . , . , , , . – , , , . , , . , , , , , . , , (, , , ..). , , , , . , , , , . , ; , , , , , . , . , , . , , . , . , . , , . , , . , , .. – -. , , . , .., , , . (, , ) , , , . , , – , – , , . , ( ). , , , : , , , . , , , , . , , , , . , , , . , , , , , , .. . , , , , , , , , . , . , , , . – , , – , . , , . , , , : –, ; -, ; – () . . , , . , , , , , () . , – , – . , – . , , , , , , , , , .. , , , , . , , . , , . , , , , . -, – – . – , , , , . , , . – , : – – ; – ; – . ( 3- ) , : , , ( ۻ). 3 , .. , . ( ) , . 3 . , , . 3- , . – , , , – . – , . , . ( ), , , , . , , . , -, , ( ), -, , , , , . , , – , , . , . : 1. . 2. . 3. . , , . , , , ( ), . : , . , , , . , , , , , . , . . 1. , ( ), , . , . 2. – , , , . 3. , , . , .. . , , , -. , , , , . 7.1. .. . ., ,1998 2. .. 6- . .4, ., , 1984 3. .. . . ., – . -, 1991 4. . . . . .. ., 1988 5. .. . 2- . .2, ., , 1983 6. .. . ., ,1986. 7. . ., ϔ, 1997 8. .. . ., , 1989. 9. . .. ., , 1985 10. . . ., , 1996 11. .., .. . – .,1991. 12. .. . – .,1968. 13 . .. . -.,1982. 14. .. . – .,1985. 15 . .. . – .,1967. 16. .., .. . – –, 1987. 17. .. , , . -.,1975. 18. .., .. . -., 1956. 19. .. . – .,1974,. .. . 2. – .,1995. 20. . // . .. , … – .,1990. 21. . . – .-.,1932. 22. // . .., .. – .,1964. 22. // . .., .. – .,1964. 23. // . .. – .,1976. 24 .- .. . 25. . . – .-.,1930. 26 . . . – ,1922 |
Источник