Роль общения в развитии ребенка младенческого возраста

. . , , . : , . , , , . .

, . . . , , , . – . , , .

, , , , . , , , , .

( ), , , , . , , , , .

, , , , – , .

, 8, 0.

, . , , .

0, 10, 0. , , , , , . ( . .)

. – . . , , . – .

0, 9, 20. , ; . , , , – , : -! ( ..-.)

, , . , , , , .

, . , , .

. , , .

, . , . .

. , . . , , , , , , , . , .

, . , . , , .

, , , , , , , . 7 (, ) , , . ( . . .)

, . (, , ). , , , : , , .

, – .

, , ; , , . ( . ..)

, , , , , . , .

. , .

. . , , . , , , . , . , . , : , . ( ) . , : –! –!, , ( : –! –!).

, , , , . , . , .

. . : , , .

, , . , . . , . .

, , . . . -, : -? – . . – , – . , , . , – , .

, 5, 9 0, 5, 15. : (, ). . : . , – . . : .

, 10, 0 0, 11, 0.

, .

. – , . , , , , , . : ? . ? . .

: . : . : . : ? . ? . . , . . . . . . ( . . .)

. . .

, 10, 0. . , , ..

: , . . . ( .) . , . ( 30 . , . – , .)

: . . , ? . , . . , , . – , . : ? , , , . , , . . ( . . .)

, , , , . : -? , : ! .

, , : , , , .

. : ? : -; ? , : -; ? , : -. 4 1015 . .

. , , ; !, !, !, !, !, !; , : , , , , , .

, , . , , .

. ( ) . : . 1/8 ; 1/4 ( 1/8 ).

, .

. , () . , . . . , . . , : , , , , – . , , .

, . , , . .

, , .

. , . , , , , – ; , , , ( ) , , .. , . , , , , . , , , , . , , , . , . , , . .

, , . , . (, ), .

. , , . , , , . , , , -. .

, , , – , , , , . , , . .

, , . , , , , . . , , .

. – . , , , , . , , . ( . , .. , , .)

, . , , , , . , , ( ) . , . . , , , , , . , .

: -, , -, , – . , , , . – – . , : , , , .

. , . . , , , . , , . . , , , , . – , , – .

. (, , ) , , , . .

, 3, 29. . , , . . , .

, 4, 3. .

, 4, 6. . . ( . .)

, , .

, 6, 14. , , , . , , .

, 6, 26. , , , , , . , . ( ..-.)

, , . . : , , , . , , , . – , , , – .

. , . , , , .., . ( , ) , , .

, , , .

, 9, 22 0, 10, 0. . , , , . , .

. . . – , .

0, 10, 0 0, 11, 0. . . , . . , . , , . . , , .

, . , , . ( B.C..)

, . , (, ) , , , – , , .

. , . – , , , , ..

, : ; ; ; . , , . , , , . , , . , , , . . , . , , , . , . .

, .

, , . . , – , .. , -, -. , . ( 25 ). .

. , – . : , , .

. , . , , , , . . -, , . . , , . , , , , ( : ). , : , , , , , , , .

, , , . : , (, ), . , , , . , 25 75 , , .

, : , , . -, . , – ( – ).

, , , , , , , , , , .. . , , . . .

, , , , (, ), .

, . , , . , , . , , – . – ( ) , . ( ) – , , , – . – : , , – , – – . , .

, , , , .. . , , . , : , . . ? , , . – , , , , . , .

, , . , , , , , , . , , , , , . , , .

– , , . . . , , . . , , , : – , , , , , , .

, 8, 0. , . , , – (, ). ( ), , , . ( . .)

, , ( , , ).

, , .

, , -, , , .

( – ) , , , . (- , , ) – .

, , , . . , , .. .

, 10, 16. , . . , . . ( . .)

, , – , .

2. :

  1. 82.
  2. 4
  3. 2.
  4. XII
  5. 15 . . .
  6. 12 . ߻
  7. 4.3. .
  8. 4.2. .
  9. 9.2. .
  10. , ,
  11. 3. ,
  12. 4. , .

– – –

– – – – – – –

Источник

Роль общения ребенка первых лет жизни

Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоянно взаимодействовать с людьми, то вряд ли когда-нибудь он станет человеком вообще. Да, многие исторические факты свидетельствуют об этом. Например, дети, которых воспитывали не люди, а животные, после того, как попадали в общество людей, уже никогда не могли усвоить элементарных правил человеческого общества. Они не могли обучиться прямохождению, речи и многому другому. Значительно отстают в развитии и дети, которые в первые годы своей жизни воспитываются в детских домах или приютах и при этом имеют ограниченные контакты с взрослыми.

Американский психолог Р. Спитц описал состояние детей-сирот, которые с трехмесячного возраста были воспитанниками одного из детских домов. Дети в 2-3 года плохо говорили, были замкнутыми, заторможенными, страдали плохим аппетитом и бессонницей. Эти и другие примеры приводятся в книге М. И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» (1986).

Так, М. И. Лисина отмечает, что недостаточность контактов малышей с взрослыми может способствовать снижению уровня сопротивляемости болезням и темпу психического развития.Что же получает ребенок раннего возраста от общения с взрослым и как он общается вообще? Примерно с шести месяцев и до трех лет общение ребенка с взрослым носит ситуативно-деловой характер. Это значит, что ребенок не просто радуется присутствию взрослого, а нуждается в постоянном сотрудничестве с ним. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых и незнакомых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с этими незнакомыми вещами. Взрослый для малыша – это человек, умеющий творить чудеса с различными предметами, а значит, и пример для подражания. При этом малышу очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, и участником совместных дел, связанных с овладением окружающими предметами. Ребенок раннего возраста «нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения» (М. И. Лисина, 1986, с. 86).

Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами и демонстрировать им назначение различных предметов. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может полностью прокомментировать все свои действия: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!».Общение ребенка со взрослыми способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи. Если с ребенком мало общаются, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые, уделяя сыну или дочери много внимания, пытаются предвосхитить любое желание малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную с помощью одного только жеста, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.

Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, родителям необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении: «Почему мой Сынулька не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по-своему, как будто бы назло». Нет, ребенок не пытается досадить любимой маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!», сказать: «положи на место!», вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего-либо».

Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой. В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки и стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность в обучении с малышом не стоит упускать! Минуты совместного чтения несомненно принесут радость не только малышу и родителям, но и старшим сестренкам и братишкам.

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в современном мире

Родителям, которые много читают своему чаду, много с ним разговаривают и играют в детские, пусть даже примитивные, на их взгляд, игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями, подстерегающими каждого на пути воспитания, следует заметить, что среди людей, взаимодействующих с ребенком раннего возраста, наверное самые большие трудности испытывает мать или взрослый, который ухаживает за малышом. Многие мамы жалуются, что ребенок не отпускает их от себя ни на минуту: ходит по квартире «хвостиком»-, а если вдруг понимает, что мама куда-нибудь собралась, цепляется за нее, стараясь всеми силами удержать.

Почему ребенку важно общаться именно с мамой, а не с кем-нибудь другим? В этом случае мы сталкиваемся с проявлением так называемой «ранней детской привязанности», которая формируется у ребенка в том случае, если отношение с матерью носит эмоционально положительный характер.Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка. Малыш ощущает потребность в безопасности и любви, а в лице матери он видит того человека, который может обеспечить ему удовлетворение этой потребности. Если мама рядом, значит, беспокоиться нечего.

Многочисленные исследования психологов показали, что дети, имеющие привязанность в возрасте 1-1,5 лет, позднее более умело обращаются с игрушками и более свободно общаются со сверстниками в отличие от ребят, которые не были так сильно привязаны к матери. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляют больше упорство в учебе и более эффективно взаимодействуют с одноклассниками. У этих детей лучше развиты память, внимание мышление, и они проявляют больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.Ранняя детская привязанность может сформироваться у ребенка не только по отношению к одному человеку, но и по отношению к нескольким людям (в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек). Однако в любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родственниками будут способствовать лучшей адаптации маленького человека в мире взрослых и сверстников. Поэтому мы рекомендуем всем родителям как можно больше общаться со своим малышом. Время, потраченное на совместные занятия с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды, стоит только немного подождать!

О развивающей силе общения ребенка не только с родителями

Ребенок может развиваться психически и психологически только в том случае, если у него имеется возможность все лучше и лучше познавать самого себя. Это значит, что ты должен позволить своему ребенку «таскать каштаны из огня» самому, то есть не монополизировать общение с ним.

Очень важно, чтобы ребенок с младенческой поры соприкасался с людьми кроме своей семьи. Нельзя держать его под стеклянным колпаком. Понятно, что от них будут идти некие влияния, которые ему в этом возрасте трудно «переварить». И нужно внимательно следить за этим процессом и в нужный момент ограничить его.

Он должен общаться с себе подобными (я имею в виду подобными по возрасту) и другими взрослыми. Если же ребенок все время находится под строгим наблюдением родителей, не общаясь с детьми или же другими взрослыми людьми, то он может казаться развитым не по возрасту, но при этом будет оставаться дитем.

Если ребенок скован в общении с родителями, то вполне возможно, что ему будет плохо и в общении с друзьями.

Но это общение научит его легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха в общении с посторонними людьми, когда настанет это время. В этом плане очень хорошую роль может сыграть воспитательница в детском садике.

Но ребенка ни в коем случае нельзя отдавать в ясли! И только после двух лет его можно отдать в детский садик. Но все-таки лучше будет, если он будет жить в непосредственном и постоянном контакте с мамой до 3 лет. Только после этого мать может выйти на работу. У ребенка до 2 лет по теории объектных отношений диагностируется шизоидные реакции. Мама рядом – она хорошая, мамы нет – она плохая.

Доказано, что для ребенка до 2-3 лет уход матери куда-либо (пусть только на полчаса) воспринимается как ее смерть! Представь себе: каково ему, когда он каждый день переживает смерть матери и ее воскрешение? Какие уродства характера, какие страхи это может посеять в душе?

Источник

метки: Развитие, Взрослый, Общение, Ребенок, Лисиный, Младенческий, Возраст, Психология

Университет Российской Академии Образования

филиал

Психологический факультет

«Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Психология развития и возрастная психология» (1 часть)

Выполнила:

Преподаватель:

Содержание:

Введение 3

Глава I. Психическое развитие ребенка первого года жизни 6

Глава II. Значение общения в младенческом возрасте для психического развития 13

2.1. Влияние матери на генезис общения ребенка со взрослым в концепциях Л.С. Выготского и М.И. Лисиной 13

2.2. Вклад младенца в общение 21

2.3. Вклад родителей в общение 25

2.4. Формирование общения в младенческом возрасте как предпосылка развития общения в раннем детстве. Нарушения общения 29

Заключение 34

Список литературы 36

Приложение 1. 38

Введение

Изучение превербальной коммуникации в раннем возрасте – очень увлекательное и волнующее занятие, так как оно связано с таинственным и трогательным миром младенчества, когда на свет появляются первые ростки человеческой души. Это относительно молодое направление в психологии развития переживает в наше время настоящий исследовательский бум. Не удивительно – ведь в данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики. Со стороны практиков – психологов, психотерапевтов, психоаналитиков – существует огромный интерес к пониманию истоков общения и речи, так как именно им приходится иметь дело со сложными, порой таинственными, трудно объяснимыми последствиями нарушений развития, произошедших в самом начале жизненного пути пациентов .

Читайте также:  Нарушение внимания памяти ребенка развитие

Впервые определяющее значение раннего детского опыта для дальнейшего психического развития ребенка было постулировано в психоаналитической теории. Занимаясь ретроспективным поиском следов переживаний детства, 3. Фрейд заложил основу новой традиции в психиатрии и психологии. Опыт, пережитый ребенком в этот период, стал рассматриваться как фундамент дальнейшего психического развития, и ему было приписано решающее значение в возникновении возможных невротических и психических нарушений у взрослых пациентов. М. Риббл впервые выдвинула идею о том, что отсутствие материнской любви и заботы может вызвать физические и психические нарушения.

10 стр., 4669 слов

Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ

… развитии общения детей, в обогащении его содержания играет взрослый. Общение со сверстниками в раннем возрасте вносит свой вклад в психическое и социальное развитие ребёнка. … развития общения детей со сверстниками в условиях ДОУ 59 Заключение 63 Список используемой литературы 66 Приложения 72 Введение На протяжении всего раннего возраста решающее значение для развития ребенка имеют его общение …

Уже тогда в детской психиатрии существовало представление об исключительной значимости материнского ухода для успешного психического развития ребенка. Материнская забота рассматривалась как незаменимая, а успешность развития взаимоотношений между матерью и ребенком ставилась в исключительную зависимость от уровня эмоционального контакта в паре.

Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи, связано с общением со взрослым.

Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность ведущего типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности – другой человек. Но если предмет деятельности – другой человек, то эта деятельность и есть общение.

М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрослым, с развитием действий общение становится ситуативно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет – игрушка).

Сегодня психиатры и психотерапевты признали, что развитие младенца может быть рассмотрено лишь в контексте его отношений с матерью или другими ухаживающими лицами из его социального окружения, а ранние формы интеракции означают больше, чем простой эмоциональный взаимообмен.

Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему моей работы «Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.

Объект исследования – психологическое развитие ребенка младенческого возраста.

Предмет исследования – роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.

Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи работы:

1. Рассмотреть особенности психического развития ребенка первого года жизни.

2. Теоретическое исследование значения общения в младенческом возрасте для психического развития.

Результаты теоретического исследования должны подтвердить существующие положения:

§ о доминирующей роли взрослого в общении с ребенком младенческого возраста;

§ выявить особенности материнского общения или лиц, заменяющих мать в пренатальном, натальном и постнатальном периодах.

Глава I. Психическое развитие ребенка первого года жизни

С момента рождения ребенка начинается новый этап его развития, который характеризуется переходом из относительно однородной среды материнского организма в мир, полный разнообразных раздражителей. Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

Младенец вооружен определенным количеством безусловных рефлексов (защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, сосательный и т. д.), которые проявляются в самые первые дни после рождения.

25 стр., 12025 слов

Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

… становилась непосредственным предметом ‘психологии. Центр тяжести психического развития ребенка был перенесен с понятий на деятельность, с … жизни, с одной стороны, и структуры внешней деятельности, с другой, -они могут давать разные последствия. И тогда результаты исследований, … особенно ясно показывает, как внешние формы речевого общения, будучи перенесены во внутренний план, становятся формами …

Большинство этих врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к новым для него условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты – детского места – из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот).

После того как легкие наполняются воздухом, целая система малыш включается в ритмические дыхательные движения. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Вся активность младенца направлена на сосание ради насыщения.

Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных, форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (потребностей в кислороде, пище, тепле).

Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.

Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребности в получении впечатлений, в движении, в общении с взрослыми).

На основе этих потребностей осуществляется психическое развитие.

Потребность в получении впечатлений связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный аппарат и слуховой аппарат новорожденного вступают в строй с первого дня, их работа еще крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся на близком расстоянии. Слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает, реагировать уже на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений рук, ног и головы, прекращение плача – происходит зрительное и слуховое сосредоточение.

Читайте также:  Центр развития ребенка в рубцовске

Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений………………..

Заключение

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности.

Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого .

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

… ­ние в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной дея­тельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее … овладение новыми способами действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с возникновением у развивающейся личности …

Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии, даже при хорошем гигиеническом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.

Важно не то, что делают люди друг с другом, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Эмоционально-личностное общение в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально-активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Таким образом, в результате теоретического исследования литературы, были найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста. Были выявлены особенности материнского общения с ребенком младенческого возраста и показана его особая роль в развитии ребенка.

Список литературы

1. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. – Т. 2. – Вып. 3. – 1996. С. 133 – 134.

2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 1998.

3. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Наука, 1984. Т. 3-4.

4. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. – №3. – 1961. С. 117 – 124.

5. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психологии. – №5. – 1978. С. 72 – 78.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Наука, 1986. С. 52.

7. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983.

8. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка // Вопросы психологии. – №12. – 2004. С. 32.

9. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1974. С. 69.

10. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1985. С. 54.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

… ­ние в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной дея­тельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее … овладение новыми способами действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с возникновением у развивающейся личности …

11. Папушек Х. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Журнал практической психологии и психоанализа. – №4. – 2001. С. 19.

12. Развитие личности ребенка / Под общей ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987.

13. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. – 1992. – № 2. С. 75-78.

14. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – №6. – 1994.

15. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – №6. – 1994. С. 5 – 16.

16. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997.

17. Солодилова О.П. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 56 с. С. 21.

18. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка // Перинатальная психология. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: psymama.ru/articles/index.html

Источник