Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста презентация
Слайд 1
Роль общения со взрослым в развитии психики и личности ребенка в раннем возрасте «… любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно, в процессе развития, становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним.» Л. В. Выготский Педагог-психолог Самойлова Дарья Александровна
Слайд 2
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово « communication » происходит от латинского «связывать, давать» . Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка . Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка будет посвящена эта работа.
Слайд 3
Анализ социальной ситуации развития младенца привел Л. С. Выготского к заключению, что, начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной потребности , как по своему содержанию, так и по происхождению, — потребности в общении — и что эта потребность и составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру. М.И . Лисина подчеркивала роль общения как важнейшего фактора развития познавательной активности в детские годы . Она определяла общение как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Общение в рамках культурно-исторического подхода
Слайд 4
осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах К оммуникативная деятельность взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата Общение ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ
Слайд 5
Структурные компоненты общения другой человек стремление ребенка к познанию и оценке взрослого, а через это— к самопознанию и самооценке Мотив общения Предмет общения Потребность в общении партнер по общению
Слайд 6
Структурные компоненты общения единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены действия , совершаемые в процессе общения Средства общения Действие общения Задачи общения операции, с помощью которых осуществляются действия общения ответные действия инициативные акты Продукты общения образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения
Слайд 7
Функции общения I Организация совместной деятельности ( согласование и объединение усилий для достижения общего результата) II Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений) III Познание людьми друг друга Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления «работы» общения , а с другой — позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека.
Слайд 8
Компоненты общения Инициативность в общении . Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям. Чувствительность к воздействиям взрослого . Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Средства общения – это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действий участвует в них. экспрессивно-мимические : возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух мес. жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п . предметно-действенные : возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; речевые операции : позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Слайд 9
Формы общения детей раннего возраста Первое полугодие жизни Ситуативно-личностное общение Н епосредственно– эмоциональное общение Форма общения когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Содержание потребности в общении – доброжелательное внимание взрослого. Ведущий мотив общения: личностный – взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка . В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления » Значение данной формы общения в общем развитии ребенка – неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием
Слайд 10
Формы общения детей раннего возраста 6 месяцев — 2 года Ситуативно-деловая форма общения . Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка: развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью.
Слайд 11
Формы общения детей раннего возраста 2 лет 6 месяцев — 3 лет и старше Внеситуативно -познавательная форма общения . Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей к той оценке, которую дают им взрослые. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка : развитие игровой деятельности, развитие речи.
Слайд 12
Влияние общения на развитие личности ребенка С возрастом ребенка значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Особое влияние общение отмечается в области : 1 ) дальнейшего взаимодействия со сверстниками 2) интересов касательно окружающего мира 3) эмоциональных переживаний 4) в формировании любви ко взрослым 5) овладения речью 6) формирования личности и самосознания
Слайд 13
Влияние общения на общее психическое развитие ребенка раннего возраста Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что: 1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др ); 2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком; 3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию; 4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Слайд 14
Пути влияния общения на психическое развитие Позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей . Влияние общения обнаруживается в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Обогащение опыта ребенка
Слайд 15
Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009 – 258 с. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова . — М.: Педагогика. – 1978. – 288 с. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед . вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИЦ «Академия», 2003. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Особенности общения дошкольников Воспитатель Сеськина И. Д. МБДОУ « Атемарский детский сад №1 «Теремок»
Слайд 2
План: Общение и его роль в развитии ребенка; Особенности общения дошкольника со взрослым; Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками; А нализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми; Развитие навыков общения.
Слайд 3
Общение и его роль в развитии ребенка Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Слайд 4
Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М. И. Лисиной. Общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения. Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.
Слайд 5
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным , лишь внешне, анатомо – физиологически напоминающим человека. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.
Слайд 6
Особенности общения дошкольника со взрослым По Выготсокому Л. С . источник психического развития находится в отношениях ребенка со взрослым. Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье.
Слайд 7
Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми . В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Формы внеситуативного общения: Позновательная Личностная В неситуативно -познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого . Внеситуативно -личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка, это способствует формированию морального сознания, развитию самосознания и самоконтроля.
Слайд 8
Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками Начиная с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.
Слайд 9
Особенности общения дошкольников со сверстниками М. И. Лисина и А. Г. Рузкина Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности . Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными.
Слайд 10
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.
Слайд 11
Анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми Особенности общения ребенка со сверстниками Особенности общения ребенка со взрослыми Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования. Преобладание спокойной речи. Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил, дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества. Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения. Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Ребенок больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого. Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой. Взрослый остается для ребенка источником оценки. Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование. Ребенок требует правдивости.
Слайд 12
Развитие навыков общения В дошкольном возрасте ( от 3 до 6-7 лет) межличностное отношение детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа: Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. В 4-5 лет в средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1080 дошкольное отделение – 1 Подготовила: Воспитатель Каплина Е.Д
Слайд 2
Общение как фактор формирования развития личности детей дошкольного возраста
Слайд 3
Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Слайд 4
Этот особый вид деятельности имеет: Мотивы Предмет, Содержание, Средства, Результат В процессе общения складываются субъектно – субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность адресующуюся к личностям другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Слайд 5
Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себе и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.
Слайд 6
Процесс общения составляет три стороны: Социально – перцептивная – восприятие другого человека Интерактивная – межличностное взаимодействие Коммуникативная – передача информации.
Слайд 7
Формы общения У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: Ситуативно – личностная, Ситуативно – деловая, Внеситуативно – личностная
Слайд 8
Ситуативно – личностная Ситуативно – личностное общение, характерно для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребёнка. Непосредственно – эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребёнка привлекает личность взрослого, а всё остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остаются на втором плане.
Слайд 10
Ситуативно – деловая В раннем возрасте ребёнок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по – прежнему необходимы тёплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребёнок и взрослый выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют всё более сложные действия с ними. Общение развёртывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно –деловым .
Слайд 12
Внеситуативно – познователельная С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», « откуда?», « как?» – начинается новый этап в развитии его общения со взрослыми, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребёнок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, а именно, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим всё на свете, становится для него всё тот же взрослый человек.
Слайд 14
Роль семьи в общении с детьми Огромное влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации, стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребёнка с родителями в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни. Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.
Слайд 15
Советы для родителей – чтобы ребенок рос общительным Должен быть психологический комфорт в семье – отсутствие агрессии и сверхопеки , безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях. Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и « ЗЛО» определять моральную ценность поступка. Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу , то позднее, н о обязательно ответить на них. Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.
Слайд 16
Игры на развитие навыков общения дошкольников Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры взрослый способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а так же со сверстниками и взрослыми.
Слайд 17
Игра « Ласковое имя » Цель : учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга . Игра « Кто пришел к нам в гости ?» Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношения детей к сверстникам . Игра « У птички болит крылышко » Цель : способствовать формированию у детей умение любить окружающих.
Слайд 18
Общение ребенка и взрослых является важным фактором развития малыша. С первых дней маленький человечек учится навыкам жизни, а для этого ему нужен учитель, который подаст пример.
Слайд 19
Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. Совет психолога, – М.: АРКТИ, 2004. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до шести лет. – М.;1996. Лисина М.И., Галигузова Л.Н . Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии ( под ред. Лисиной М.И.) М., 1980. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание.
Источник