Роль общения в развитии эмоциональной сферы ребенка

Роль общения в развитии эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

Одной из характерных особенностей современного общества является все усугубляющееся противоречие между желанием родителей воспитать своих детей здоровыми, полноценными и всесторонне развитыми и возможностью реализации этих задач.

Социальные и политические позиции наших дней привели к внутрисемейным противоречиям, когда члены одной семьи оказались в разных идейных лагерях, защитниками разных моральных норм.

Такое положение определяет необходимость нового подхода к роли семейного воспитания в жизни каждого человека. Следует заметить, что для полного и гармоничного развития личности ребенка, его необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В теории и практике наиболее освещены вопросы роли семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка (Писарев Д.,Макаренко А.С., Ушинский К.Д.,Лесгафт Л.Ф., Сухомлинский В.А.).

Однако наименее изучены вопросы воздействия семьи на эмоциональную сферу ребенка, что и определило тему нашего исследования: «Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника».

Цель исследования: выявить и научно обосновать влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Предмет исследования: влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы дошкольника.

Задачи: 1. Рассмотреть роль эмоций в жизни человека, формирование эмоциональной сферы ребенка в семье.

2. Раскрыть условия успешного семейного воспитания.

3. Выявить зависимости между эмоциональным развитием ребенка и общением в семье.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; диагностические методы: тестирование родителей и детей дошкольного возраста, анализ и обобщение результатов эксперимента, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы.

Останавливаясь на основных видах качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, которые выполняют различную роль а реализации деятельности и общении человека с окружающими людьми необходимо отметить, что эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвещающей этим мотивам деятельности.

У дошкольника формирование эмоциональной сферы не происходит стихийно, независимо от влияния и воспитательного воздействия окружающей среды. Ее надо формировать, искореняя отрицательные явления и закрепляя положительные, что проявляется в характере ребенка. Большую роль в формировании эмоциональной сферы ребенка отводится семье, в которой он воспитывается. Для руководства духовным развитием своих детей, родители должны знать их переживания и эмоциональные реакции. Благодаря наблюдениям, анализу поведения и высказываний ребенка, близкому контакту с ним и отец и мать могут знать его переживания, степень проявления его чувств, их влияние на его поступки.

Задержки в психическом развитии детей бывают вызваны крайней бедностью семейного общения: когда ребенок лишен постоянных развивающих контактов с родителями.

Психические проблемы у ребенка могут возникать на основе сложившихся стереотипов семейных отношений.

В ходе проведенного эксперимента нам стало ясно, что проблема эмоционального воспитания в семье на сегодняшний день является острой. Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания, доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом для создания условий доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно управлять действиями и поступками ребенка и направлять их в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости. Мы сделали такой вывод исходя из того, что в ходе эксперимента учитывались: возрастные особенности, вид темперамента, тип семьи, тип родительского авторитета.

Сегодня ни кого не удивишь тем, что скажешь: «На улице «нашли» бездомных детей». Да, да именно бездомных, т.к. дети, не зная своих прав, оказываются на улице, причем по разным причинам. Но наиболее важная одна – непорядок в семье. Причин, вызывающих семейное неблагополучие множество. Из них можно назвать три самые яркие:

  1. Причина макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  2. Причина психолого-педагогического свойства, связанная с внутренним отношением и воспитанием детей в семье;
  3. Причина биологического характера. Эта группа семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологиями, здесь не рассматривается из-за их особой специфики.

На важное место среди причин, вызывающих неблагополучие в семье, выступают социально-экономические. Одна из причин того, что дети оказываются на улице – это их избиение. Насилие над детьми в семье имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самой неприглядной стороной в семейных отношениях является физическая расправа над ребенком. На вопрос: «За что бьют детей в знакомых вам семьях?» – затруднились ответить 20% опрошенных, остальные определили следующие причины: «за провинность» – 26%, «Срывая раздрожительность» – 29%, «когда в доме беда» – 20%, «когда не могут справиться» – 19%, « не любят» – 5%. Это делают психически неуравновешенные люди – 14%, пьяницы – 29%.

Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства.

Мы полагаем, что полученные результаты нашего исследования являются важными для практики семейного воспитания и формирования эмоциональной сферы дошкольника. Полученный вывод позволяет понять требования к общению ребенка в семье, определить, как можно руководить семейным общением в создании необходимых условий для благоприятного формирования эмоциональной сферы ребенка.

Незря А.С.Макаренко писал: «Семья становится естественной первичной ячейкой общества, тем местом, где реализуются прелести человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети – главная радость человека». Еще П.П.Блонский отмечал, что «нельзя воспитывать детей, не воспитывая родителей». Видные педагоги были правы, ведь чтобы искоренить все пороки, или часть их, нужно навести «порядок» в семье, в самом себе.

Источник

Эмоциональные связи у детей с близкими взрослыми впервые возникают вскоре после рождения и к 2 месяцам складываются в сложную деятельность, в которой обмен партнеров выражениями взаимного удовольствия и интереса составляет основное содержание и суть.

После перехода детей на уровень более высокой формы ситуативно-делового общения значение эмоциональных контактов не уменьшается. Оно, скорее, даже возрастает, так как расположение ребенка и взрослого друг к другу включает теперь оценку также и практических умений, способностей к интересной совместной деятельности [29, с.135].

Поэтому, традиционно главным институтом воспитания и психического развития является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Причем, если в первые годы жизни, любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Главное требование к семейному воспитанию – требование любви, понимания, принятия ребенка. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека. [31, с.88-89]

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального – волевого и социально-нравственного развития ребенка. Поэтому, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития эмоционально – волевой сферы.

В семье ребенок приобретает первый эмоциональный опыт, и он может быть очень разным. [31, с.89]:

– полным и разносторонним (у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения и взаимная симпатия). В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему);

– ограниченным (у ребенка из неполной семьи или при отсутствии у него братьев и сестер). Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта;

– односторонним (когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, например развитию общего кругозора, моральных и нравственных качеств);

– неоднородным или противоречивым (когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные). Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Следовательно, эмоциональное – волевое развитие ребенка неразрывно связано со стилем родительского воспитания и с характером взаимоотношений родителей и детей. Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные возможности и выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности [23, с.7-9].

А.И. Баркан [2, с.156 – 163] выделяет демократический (адекватный) или, так называемый, «правильный» тип воспитания детей в семье и несколько типов неправильного воспитания, которые приводят к формированию нарушений развития эмоционально – волевой сферы.

По Баркану правильный тип семейного воспитания характеризуется:

– высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями;

– включенностью детей в обсуждение семейных проблем;

– учетом мнения детей, независимо от возраста;

– готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется;

– верой в успех самостоятельной деятельности ребенка;

– ограничением собственной субъективности в видении ребенка и т.д.

К неправильным типам относятся:

1. “Кумир семьи”: потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.

2. Гиперопека: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

3. Гипоопека: недостаток опеки и контроля за поведением. Наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.

4. Безнадзорность: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. 5. “Золушка”: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не “тот”, не “такой”.

6. “Ежовые рукавицы”: неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки “улучшения”, “коррекции” врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно “правильного” типа поведения.

7. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

8. “Культ болезни”: повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о “хрупкости” ребенка, его болезненности и т.д.

9. “Кронцпринц”. Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком.

10. Противоречивое воспитание: конфликтность во взаимоотношениях между супругами по поводу воспитания детей. При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен “жалеть” ребенка” идти у него на поводу.

11. Смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появления новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Бесспорно, что семья является источником и главным фактором эмоционального развития и поведения ребенка, т.к. дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Поэтому, чтобы понять особенности развития и причины отклонений в развитии эмоционально – волевой сферы ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности воспитания ребенка в семье и отношение к ребенку со стороны родителей.

Источник

Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.

Роль эмоционального общения в психическом развитии

детей раннего возраста

В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.

Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3]. Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными предметами. Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.

Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического развития ребенка.

О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека. Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:

1. Принятие и любовь. Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует полноценному формированию личности и развитию ребенка.

2. Явное отвержение. Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.

3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.

4. Чрезмерная опека. Данный тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.

Так, при явном отвержении дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.

При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями. В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.

Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.

Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.

Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.

Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.

В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. В современном технотезированном обществе часть родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников. Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и сказывается на развитии ребенка, особенно речевом. В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для родительской позиции, называемой явное отвержение.

Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.

Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека.

Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.

Литература:

  1. Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
  2. Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … – М., 2002.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
  4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
  5. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
  6. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.

Источник