Роль общего состояния ребенка в развитии кариесогенной ситуации

Роль общего состояния ребенка в развитии кариесогенной ситуации thumbnail

Кариес — одно из самых распространенных заболеваний в мире. По разным данным, почти у каждого человека в полости рта имеется хотя бы один кариозный зуб, а то и несколько. Причина кариеса — бактерии. Но для их активации и развития деструктивного процесса необходимо действие предрасполагающих факторов. В стоматологии есть такое понятие, как кариесоегенная ситуация в полости рта — факторы, которые способствуют формированию кариеса у детей и взрослых. MedAboutMe подробно расскажет об этих факторах, и какими из них можно управлять.

Предрасполагающие факторы к кариесу

Предрасполагающие факторы к кариесу

Факторы, способные спровоцировать кариес, можно условно разделить на 2 большие группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые факторы — это те причины, которые могут поддаваться корректировке, то есть родители или врачи могут на них воздействовать и убрать их патологическое воздействие. Главный критерий объединения в группу неуправляемых (малоуправляемых) — низкая возможность корректировки или ее полное отсутствие.

Для эффективной профилактики кариеса у детей необходимо знать об этих факторах и уметь на них воздействовать. В рамках данной статьи MedAboutMe расскажет о факторах, которыми можно управлять. К ним относятся питание, микроэлементы, гигиенический уход за полостью рта.

Роль и значение микроэлементов для детских зубов

Для здоровья зубов у детей значение имеют такие элементы, как кальций, фосфор, магний и, конечно, фтор. Сбалансированное питание обеспечит не только достаточное их поступление, но и полноценное усвоение. Уже ни для кого не секрет, что некоторые элементы практически не усваиваются по отдельности, только в присутствии других.

Дети до 3 лет должны получать около 800 мг кальция в сутки. Получить достаточное количество этого элемента дети могут с питанием:

  • при грудном вскармливании основной источник кальция — материнское молоко, обеспечивающее наиболее полное усвоение;
  • дети на искусственном вскармливании могут испытывать дефицит минерала. Количество кальция в смеси не идет ни в какое сравнение с его концентрацией в грудном молоке, кроме того, такой кальций хуже усваивается.

Фосфор — один из структурных элементов эмали и дентина, участвующий в построении костной ткани. Организм не может усваивать фосфор без кальция и наоборот. Для полноценного усвоения микроэлементов необходимо их правильное соотношение – 1:6. Присутствие в эмали магния придает ей прочность.

Питание детей

О значении питания для здоровья детей сказано много. Главный критерий сбалансированного питания — правильный баланс белков, жиров и углеводов. Достаточное поступление элементов в организм ребенка будет обеспечивать полноценное формирование и минерализацию эмали. При обеспечении этих целей необходимо помнить и про потребность в витаминах группы В, а также С, D.

Огромное значение в формировании кариеса играет сахар. Как известно, это лишь собирательный термин. Одни сахара будут крайне вредны для зубов у детей — такие, как сахароза; другие расцениваются как менее вредные и практически безвредные — фруктоза и лактоза.

При попадании сахарозы в рот буквально сразу меняется рН полости рта в кислую стороны, что является наиболее приемлемой средой для размножения бактерий, вызывающих кариес. Кислоты, которые выделяют бактерии (молочная, пировиноградная), и будут способствовать деминерализации эмали и развитию кариеса.

Стоматологи напоминают, что до 5-6 лет из рациона питания ребенка необходимо исключать рафинированные продукты, способные оставаться длительное время на зубах. Образовавшаяся пленка — питательная среда для болезнетворных бактерий.

В профилактике кариеса и управлении питанием, как предрасполагающим фактором развития кариеса, необходимо не только исключать сладости и липкие продукты, но и обращать внимание на консистенцию пищи.

Рацион ребенка должен состоять преимущественно из продуктов и блюд, требующих тщательного пережевывания: свежие овощи, фрукты, отварное мясо, особенно полезна в этом плане говядина. При активном пережевывании стимулируется выработка слюны — главного защитника полости рта, также происходит стимуляция роста челюсти.

Кроме консистенции пищи родители должны обращать внимание на кратность ее приема. В идеале, в зависимости от возраста ребенка, за день должно быть 3-5 приема пищи.

Питание — одновременно фактор агрессии и защиты полости рта. И вышеперечисленные выводы удалось сделать благодаря исследованиям. Стоматологи исследовали интенсивность и распространенность кариеса у детей, питание которых осуществлялось дома и в государственных организациях (детские дома, интернаты и другие учреждения), где меню составляли профессионалы. Выяснилось, что распространенность кариеса у детей, которые получали питание, проконтролированное профессионалами, в несколько раз меньше.

Качество воды и кариес

Качество воды и кариес

Вода — источник некоторых минералов и элементов, необходимых для полноценного развития и минерализации зубов. Напомним, что в построении и минерализации эмали участвует более 20 микроэлементов, большую часть из которых можно найти в качественной питьевой воде.

Читайте также:  Диагностика развития предметной деятельности ребенка

Основной интерес для стоматологов представляет концентрация фтора в питьевой воде. Нормой можно считать 0,8-1,2 мг/л. К большому сожалению, всего лишь 3% регионов России могут похвастаться нормальным содержанием фтора в воде, и около 20% регионов приближены к нижней границы нормы.

Роль фтора в профилактике кариеса и минерализации эмали доказана многочисленными научными исследованиями, проведенными как в СССР, России, так и за рубежом.

И родители вполне могут контролировать источник воды, заботясь о достаточном поступлении минералов в организм ребенка.

Уход за зубами у детей

Уход за зубами у детей — основа профилактики. И это, пожалуй, самый мощный фактор защиты и агрессии. При соблюдении всех правил гигиены полости рта, регулярном посещении стоматолога риски развития кариеса можно свести буквально на нет. Если уход за зубами у детей неправильный, есть погрешности и ошибки — риск развития кариеса значительно возрастает.

Стоматологи напоминают, что чистка зубов у детей должна начинаться с самого первого прорезавшегося зуба, с помощью специальных средств и предметов гигиены. По мере взросления ребенка средства ухода за полостью рта также должны меняться, становиться более сложными и не только очищать, но и способствовать профилактике и лечению некоторых стоматологических заболеваний.

Родители должны с самого детства приучать ребенка к основам ухода за полостью рта — чистить зубы минимум 2 раза в день, делать это правильно и, при необходимости, с использованием дополнительных средств гигиенического ухода.

Все вышеперечисленные предрасполагающие факторы развития кариеса у детей поддаются корректировке. Родители или стоматологи могут влиять на них, следовательно, снижать риски развития патологии в разы.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

                                 ГБОУ ВПО ЧГМА, д.м.н., доцент

                                                                 ________________ О.В.Ходакова

  « » апреля 2014 г.

Методические разработки практических занятий

По стоматологии детского возраста

 для студентов 3 курса стоматологического факультета (6 семестр)

                        специальность «Стоматология»

        Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»

ЧИТА 2014.

Авторский коллектив: Петрова А.М, Е.С. Попова, М.Ю. Пронин, И.В. Дежкина. 

Методические рекомендации для практической работы студентов по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология» составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (3 выпуск) и разработанной на его основе рабочей программы производственной практики.

Данные рекомендации являются основным документом для выполнения практической работы студентами III курса по дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология»

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры, протокол № от   

Заведующая кафедрой к.м.н., доцент Е.Н.Калинина.

На ЦПМК факультета протокол №  от     

Председатель ЦПМК д.м.н., проф. Ю.Л. Писаревский 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1.  Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта.

Профилактика кариеса реминерализующими средствами (за­дачи, показания к применению, методы реминерализуюшей терапии). Освоение методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей.

2-3. Экзогенная профилактика кариеса препаратами фтора. Освое­ние методики применения фторлака.

4-5. Герметизация фиссур интактных зубов. Практическое освое­ние метода “запечатывания фиссур” интактных зубов.

6.  Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль пи­тания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устра­нения кариесогенных факторов, касающихся вопросов пита­ния.

7.  Эндогенная лекарственная профилактика кариеса. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь.

8.  Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний паро-донта у детей дошкольного возраста. Организация и проведе­ние групповой профилактики в детском саду.

9   Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний паро-донта у школьников. Организация и проведение групповой профилактики в школе.

10. Санитарное просвещение в организованных коллективах (ор­ганизация, формы, методы, средства), гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения (практические заня­тия в женских консультациях, в детских садах, школах).

11. Диспансеризация детей у стоматолога. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, до­школьного и школьного возраста. Проведение занятий в дет­ском саду, школе.

12. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в раз­витии кариесогенной ситуации. Назначение противокариоз-ных препаратов внутрь (занятие проводится в “Школе мате­рей” женских консультаций).

13. Комплексная программа профилактики стоматологических за­болеваний. Принципы планирования. Анализ ситуации. Кон­тингент. Цель, задачи, методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.

14. Тератогенез врожденных пороков лица и их профилактика.

15. Профилактика травм лица и органов полости рта.

16. Основы профилактики гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.

Практическое занятие №1

Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта.

Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы реминерализующей терапии). Освоение методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей.

Читайте также:  Ребенок один год и восемь месяцев развитие

Актуальность темы:

Пораженность зубов кариесом связывают с характером питания населения, уровнем солнечной радиации, содержанием фтора в окружающей среде, возрастом, полом, различными климато-географическими условиями и т.д. В немалой степени пораженность зубов кариесом зависит от ухода за полостью рта и ее гигиенического состояния.

Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 5, 17, 51 и общекультурной 1 .

ОК-1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК-5 «Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного»

ПК-17 – способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья

ПК-51 – способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине

Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для освоения темы:

1. Морфофункциональные особенности периодов развития ребенка.

2. Сроки закладки, прорезывания и минерализации временных и

        постоянных зубов.

3. Минерализация, реминерализация и деминерализация эмали зубов.

4. Определение интенсивности и активности кариозного процесса.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Местные и общие факторы риска в развитии кариесогенной ситуации полости рта.

2. Влияние кариесогенных факторов в антенатальный период  

развития зубочелюстной системы.

3. Эндогенные факторы в развитии кариесогенной ситуации

полости рте

4. Экзогенные факторы в развитии кариесогенной ситуации

полости рта

5. Реминерализующая терапия, показания.

6. Препараты, применяемые для реминерализующей терапии.

7. Методы, используемые для применения реминерализующей

терапии.

8. Выбор средств и методов реминерализующей терапии в

возрастном aспекте.

Перечень практических навыков, осваиваемых на занятии:

1. Знать механизм действия основных реминерализующих средств.

2. Уметь приготовить материалы и препараты для реминерализующей   

терапии.

3. Уметь применять местно реминерализующие средства.

4. Уметь выписывать рецепты основных реминерализующих

средств.

Логико-дидактическое изложение темы:

Кариесогенная ситуация, по определению профессора В.К.Леонтьева,создается тогда, когда любой кариесогенный фактор или группа их, действуя на зуб, делают его восприим­чивым к воздействию кислот. Конечно, пусковым механизмом являет­ся микрофлора полости рта при обязательном наличии углеводов и контакте этих двух факторов с тканями зуба.

Кариесогенные факторы подразделяются на общие и местные.

Общие факторы:
1. Неполноценная диета и питьевая вода.
2. Соматические заболевания, сдвиги в функциональном состоянии органов и систем в период формирования и созревания тканей зуба.
3. Экстремальные воздействия на организм.
4. Наследственность, обуславливающая полноценность структуры и химический состав тканей зуба. Неблагоприятный генетический код.

Местные факторы:
1. Зубная бляшка и зубной налет, изобилующие микроорганизмами.
2. Нарушение состава и свойств ротовой жидкости, являющейся индикатором состояния организма в целом. 3. Углеводистые липкие пищевые остатки в полости рта.
4. Резистентность зубных тканей, обусловленная полноценной структурой и химическим составом твердых тканей зуба.
5. Отклонения в биохимическом составе твердых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба.
6. Состояние пульпы зуба.
7. Состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания зубов.

Ионы минеральных элементов, проникающие в эмаль, оседают на

органической основе, образуя кристаллическое вещество, или включаются в структуру неразрушившихся кристаллов апатита эмали.

Состояние зубных тканей определяется динамическим равновесием процессов де- и реминерализации. При равновесии этих процессов эмаль сохраняется в состоянии оптимального функционирования. В результате действия неблагоприятных факторов (нарушение процессов де – и минерализации), а также в период внутриутробного развития эмаль прорезывающихся зубов уже может иметь неоптимальный состав и свойства и быть подвержена кариозному процессу. Одним из основных и перспективных направлений патогенетической профилактики является реминерализующая профилактика.

В настоящее время общепризнанным является положение, что состояние зубных тканей определяется динамическим равновесием процессов де – и реминерализации. Эти процессы постоянно протекают в полости рта, причем процесс деминерализации идет за счет постоянного растворения эмали, взаимодействия ее с органическими кислотами слюны, полости рта, пищи, питьевой воды.

Процессы реминерализации поверхности эмали осуществляются, в основном, минеральными компонентами слюны, зависят от ее состава и свойств, водородного показателя (рН) и многих других причин. При равновесии этих процессов эмаль сохраняется в неизменном виде, однако, повышение интенсивности процессов деминерализации или снижение реминерализации влечет за собой потерю эмалью минеральных компонентов, что является основой начальных проявлений кариеса зубов.

В результате несовершенного генеза твердых тканей зубов, происходящего, в основном, во внутриутробном периоде за счет действия неблагоприятных факторов на организм матери и ребенка, эмаль прорезающихся зубов уже имеет не оптимальный состав и свойства, и нуждается в усиленной реминерализации, чтобы предотвратить кариес.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве

Эти фундаментальные положения легли в основу разработки методов патогенетической профилактики кариеса зубов, целью которой является повышение резистентности (устойчивости) организма и зубов к действию неблагоприятных факторов.

Одним из основных и перспективных направлений патогенетической профилактики является реминерализующая профилактика. Процессы реминерализации эмали определяются двумя ее свойствами: проницаемостью и способностью к восстановлению своего состава или изменению его в заданном направлении.

Проницаемость эмали была хорошо изучена отечественными учеными Е.В. Боровскиим и П.А. Леусом. Их работы показали, что ионы кальция, фосфора, фтора, а также некоторые органические соединения могут поступать в эмаль из слюны и проникать на значительную глубину. Причем в измененную эмаль, например, при начальных стадиях кариеса, эти вещества поступают быстрее и в больших количествах. Таким образом, создавая различные реминерализующие смеси, можно целенаправленно регулировать состав и свойства эмали зубов, повышая ее устойчивость к кислотным воздействиям и благоприятно изменяя характер физико-химического обмена со слюной.

Проблема состава и свойств реминерализующих смесей является очень важной для практики. В настоящее время применяется ряд средств и методов реминерализующей профилактики кариеса зубов.

Реминерализующая терапия — это комплекс мероприятий по созданию условий для полноценного формирования и минерализации твердых тканей зубов для предотвращения или устранения кариесогенной ситуации.

Реминерализующая терапия применяется как в профилактических, так и в лечебных целях.

Показания к применению:

1. Профилактика кариеса зубов

2. Консервативное лечение кариеса зубов (начального, поверхностного, острого кариеса)

3. Консервативное лечение некариозных поражений зубов (гипоплазия, флюороз, кислотный некроз эмали, повышенная стираемость эмали , травмы зубов).

Для реминерализующей терапии используют следующие препараты, содержащие кальций, фосфаты, другие микроэлементы:

1. 10% раствор кальция глюконата,

2. 5 – 10% раствор подкисленного фосфата кальция,

3. 2,5 – 10% раствор глицерофосфата кальция,

4. 5 – 10% раствор лактата кальция,

5. 3% раствор ремодента (водный),

6. кальций-фосфат содержащие гели.

Е.В.Боровский и П.А.Леус (1972) предложили метод профилактики и лечения начальных проявлений кариеса зубов путем использования глюконата кальция и фторида натрия. Перед сеансом профилактики пациенты чистят зубы 2 – 3 минуты гигиенической пастой. Далее зубы обкладываются ватными тампонами, смоченными 10% раствором глюконата кальция. Аппликация длится 3 – 5 минут. По завершению аппликации глюконата проводится второй этап процедуры: зубы на 1 – 2 минуты обкладываются валиками, смоченными 2% раствором фтористого натрия. На курс рекомендуется три процедуры через день. Через 5 – 6 месяцев повторная серия.

Через 2 года применение этого метода авторы получили снижение кариеса зубов на 24%, далее эффективность растет, достигая 52%.

Методика Т.Ф.Виноградовой:

а) аппликация 10% раствором глюконата кальция 2 – 4 минуты;

б) ротовая ванночка или полоскание 0,05 – 0,2% раствором фторида натрия 1 – 2 минуты или покрытие зубов фторлаком.

Методика Леуса П.А. (1997):

а) электрофорез с 10% раствором глюконата кальция 3 – 5 мин;

б) аппликация с 2% раствором натрия фторида 1 – 2 мин. Курс: 3 раза через неделю.

Фториды – как средство профилактики кариеса.

Основной составной частью фтористых соединений является фторид натрия.

При местном применении фторид натрия действует подобно импрегнирующим веществам, вступая в химическое соединение с неорганической субстанцией твердых тканей зуба, способствует реминерализации, а также оказывает обезболивающее действие при гиперстезии эмали и дентина.

Препараты фтора местно применяются путем втирания, полоскания, ротовых ванночек, аппликаций, в качестве герметиков.

Саморегуляция возможна:

– у соматически здоровых детей (не нарушен гомеостаз в полости рта);

– при достаточной концентрации СА/Р в слюне (норма 1/1,67) и крови;

– наличие достаточной внутриклеточной воды, чтобы микроэлементы могли диффундировать в эмаль (в прорезавшихся зубах до 4% воды, минерализованных до 3%)

У детей с соматической патологией и суб и декомпенсированной формой кариеса саморегуляция не возможна.

Реминерализующая терапия – направлена на восстановление кристаллов аппатитоподобных структур.

Задачи:

1. восстановить или укрепить кристаллическую решетку эмали зуба;

2. сформировать резистентный к кариесу наружный слой эмали;

3. устранить кариесогенную ситуацию в полости рта.

Свойства рем. препаратов:

1. должны хорошо проникать в гидратный слой и удерживаться там

– проникновение рем. препаратов (доставка микроэлементов к поверхность эмали), проникновение м/элементов с поверхности эмали в гидратный слой и проникновение м/элементов с гидратного слоя в кристаллическ) решетку)

2. рем. препараты должны длительно контактировать с поверхностью эмали

3. концентрация их должна быть больше на поверхности зуба, чем в гидратном слое

4. реминерализующие вещества должны содержать микро и макроэлементы в ионизированном виде.

Реминерализующую терапию необходимо назначать с антенатального периода и заканчивать после полной реминерализации зубов.

Источник