Роль наследственности в развитии личности ребенка

Роль наследственности в развитии личности ребенка thumbnail

Роль наследственности в развитии личности

Введение

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму

Педагогическая наука в оценке факторов развития личности прошла несколько этапов, которые отразили как становление научного знания в области социальных и естественных наук, так и политические приоритеты.

Уже педагогическая дискуссия 20х г. отвергла биогенетический подход, которого придерживались А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский . Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, что главное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в ней 90% социального и лишь 10% биологического.

С течением времени, однако, психологи и педагоги вынуждены были поставить вопрос о том, что без признания роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в «бездетную» науку. Невозможно было игнорировать известных фактов науки о том, что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка , наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики.

Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.

1. Основные факторы, влияющие на развитие человека

Развитие человека – это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.1

Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.

Развитие – это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей2.

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.3

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Зеньковский предлагал следующую схему факторов развития личности4:

1. Наследственность:

а )физическая (таланты, нравственный потенциал родителей «укорененность греха», психофизиологические особенности);

б) социальная (соборность);

в) духовная, его «крест».

2. Среда :

а) социальная наследственность (традиции);

б) социальная среда (круг общения);

в) географическая среда.

3. Воспитание:

а) социальное;

б) активность (самовоспитание).

2. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»5.

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову)6. К ним относятся:

пищеварительные рефлексы (слюноотделение),

оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),

ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:

развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении – прямохождение, развитие речи),

предрасположенность к целенаправленному труду,

развитие мыслительных способностей человека,

осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

физический облик,

цвет волос,

физические данные;

группу крови и резус-фактор,

задатки способностей;

программирует также свойства нервной системы,

свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.7

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.8

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей9.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это

Читайте также:  Типы личностного развития ребенка

умственные способности,

тонкость и точность ручных движений,

развитая память,

совершенная речь и ряд других.

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:

математические,

музыкальные,

лингвистические,

литературные,

художественно-творческие,

технические,

спортивные,

организаторские,

экономические и др.

Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .

Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений…»10. Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.

Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены11.

Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.

Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.

Развитие человека с физиологической точки зрения – очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.12

Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.

Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека13.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста дошкольная педагогика

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов – и наследственности, и среды.

Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

Литература

Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.

Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.

Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.

Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.

Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.

Лихачев Б. Т. Педагогика – М., 1999.

Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976.

Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.

1 Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.

2 Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.

3 Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.

4 Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.

5 Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.

6 Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976

7 Там же

8 Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.

9 Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.

10 Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.

11 Лихачев Б. Т. Педагогика – М., 1999

12 Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.

13 Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.

Источник

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

Так ли важна наследственность

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся пищеварительные рефлексы (слюноотделение), оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.). Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей, развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении – прямохождение, развитие речи), предрасположенность к целенаправленному труду, развитие мыслительных способностей человека, осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует также свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Значимость определённой ДНК в вопросе развития личности

Известно, что носителями наследственности являются молекулы ДНК, отвечающие за все жизненно важные процессы в организме (за сохранение информации о протекании всех процессов, за обновление клеток, за защиту от мутаций и за многое другое).

Генетическая программа наследственности заложена в молекулярных структурах ДНК. Она, как сверхсовершенная ЭВМ, обеспечивает заданность параметров работы всех структур организма: от биохимических, биопсихических до физических; сохраняет наследственную память обо всем организме как индивидуальной единице биологического мира (по мнению ряда исследователей, вплоть до 13-го колена). Это в среднем 1000 лет. В Библии есть упоминание о продолжительности жизни до тысячелетнего возраста. Генетическая наследственность обеспечивает и возможность клонирования людей. Открытия российских и американских ученых доказывают, что, управляя ростом, развитием хромосом, можно напрямую управлять ростом новых клеток, тем самым обеспечивая организму неограниченную продолжительность жизни.

Диалектика биологических процессов обозначена и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним можно отнести болезнь крови (гемофилия), шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов. Появляются сообщения, что по наследству может передаваться и предрасположенность к правонарушениям и преступлениям, садизм, суицидальное поведение и т.д.

Читайте также:  Лечение отставание в развитии речи ребенка 3 лет

Исследованиями установлено, что неизменность биологических популяций на протяжении многих миллионов лет обусловлена почти не изменяющимися условиями жизни. Другой позиции придерживается известный философ Лаптев: «Как только то или иное условие существования становится определяющим для каких-либо существ, они специализируются, приспосабливаясь больше всего именно к этому условию, и … останавливаются в своем развитии, приспособившись. Вид попадает в эволюционный тупик… Скорпион существует без изменений около 300 млн. лет» . Но генный аппарат наследственности, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие.

Факторы, влияющие на наследственность

Наверное, «это предопределило возможность многостороннего развития человеческого организма, стало как бы потенциалом его универсальности» , сохранив при этом потенцию эволюционирования наследственности. Однако отметим, что быстротечные воздействия на аппарат наследственности ведут к разрушению древних генетических кодов и памяти, к сокращению сроков жизни и необратимым генным мутациям.

Таким воздействием является радиация, действующая на генный аппарат человека. В результате ионизирующего воздействия на хромосомы уже в организме матери нарушается структура ДНК, у новорожденных возникают наследственные болезни, а также уродства (две головы, два туловища, сросшиеся близнецы, огромных размеров голова или уши и т.д.). Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами. К расстройству генной структуры приводят и бытовые канцерогены (алкоголь, курение, медикаменты, звуковые нагрузки и многое другое).

Английские и датские ученые обнаружили, что прием женщинами гормональных противозачаточных средств приводит к нарушению гормональной системы и потенции у их сыновей уже в раннем возрасте. «Десять миллионов генов и порождаемых ими белков,- пишет О. Леднев, – образуют машину-человека. Ее работа зависит от полноценности генов, которые весьма чувствительны к вредным воздействиям, проникающим в клетки организма с воздухом, водой, продуктами питания, радиацией и т.д. Эти вещества вызывают мутацию генов. При летальной (смертельной) мутации белок или вовсе не образуется, или полностью теряет свою биофункцию. Активность организма снижается, он заболевает, интеллект ослабляется вплоть до распада».

Практически установлено, что у определенной части людей наблюдается повышенная склонность к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Обосновывается точка зрения, что наряду с социальными факторами в возникновении алкоголизма играют роль и некоторые биологические предпосылки. Это главным образом связано с обменом веществ, что рассматривается как критерий риска или предрасположенность к заболеванию.

Современная генетика и медицина ведут интенсивный поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие человека. В ряде направлений уже имеются определенные успехи: волнующей умы представителей разных направлений науки является проблема наследственных задатков и способностей, т. е. таких индивидуально-психологических особенностей личности, которые являются одним из важнейших условий успешного выполнения определенных видов деятельности.

Каким образом гены влияют на личность

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других». Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие»2. К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга (подробнее о способностях – у Р.С. Немова).

Значительная часть способностей природно обусловлена; среда и воспитание – лишь те условия, в которых они проявляются. Существуют способности в значительной мере социально обусловленные. Из них назовем, например, предметно-познавательные или способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностные.

Но проявление наследственного в голове находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком’. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов.

Это указывает, что решающим, основным в развитии человеческих свойств и качеств является общение с людьми, обеспечивающее усвоение человеческого опыта. Вторая сигнальная система, унаследование общечеловеческих задатков развивается в благоприятных условиях и в соответствующей системе воспитания. Социологи полагают, что у людей с высоким уровнем интеллекта увеличивается продолжительность жизни.

Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15 %. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей. С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот – на склоне лет), с другой – условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.

Источник