Роль музыки в развитии ребенка в детском саду
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Невского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
Тема:
«Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста».
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Максимова Татьяна Николаевна
Санкт-Петербург
2016 год
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Музыкальная культура личности – это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.
Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.
В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.
Задача педагогов дошкольных учреждения – по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий – низкий, громкий – тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.
Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.
Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.
В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.
Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «внимание маленького ребенка – это капризное “существо”. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка – если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник”.
Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.
И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.
Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога – стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.
В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально – сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.
Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.
Список литературы
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности “Музыка и пение” – М.: Просвещение, 1983.-224 стр.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.; Просвещение, 1981г.
Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.
Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.
Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979.
Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. – М.; 1986г
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977г.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г.
Источник https://festival.1september.ru/articles/608220/
Источник
Екатерина Зеленина
Значение музыки в развитии детей
Значение музыки в развитии детей
Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, «тем лучше для них.» В. Г. Белинский
Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.
Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка.Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых.
А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
– Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн – чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;
– Бетховен, Шуберт, Брамс – чтобы успокоиться;
– Бах от напряжения в отношениях;
– Моцарт, Лист, Хачатурян – для поднятия жизненного тонуса, активности;
– Чайковский, Бетховен – поднимает настроение;
– Бах, Гайдн – уменьшают злобность;
– Чайковский, Дебюсси, Мендельсон – концентрация внимания.
Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.
Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.
Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.
Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!
Влияние музыки на развитие ребенка
Никто уже сегодня не оспаривает, что музыка вплывает на наши настроения и эмоции, утешает, поправляет настроение и снимает стресс, или злит, побуждет агрессию. Оказывается, что через музыку очень рано мы можем содействовать и стимулировать чувства детей, а через это развивать их врождённые таланты. Соразмерно подобранная музыка положительно воздействует на ребенка уже в лоне матери, ведь начиная двадцатой шестой недели он слышит ритм и мелодию!
Ученые, которые изучали влияние музыки на человека констатировали, что музыка стимулирует развитие мозга и нервной системы. Музыка, которую ребенок слышит в детстве, влияет на отбор звуковых импульсов в течении всей жизни, помогая строить нейронную дорожку, которая в свою очередь влияет на восприятие иностранных языков и развитие памяти. Соответствующая музыка помогает в концентрации, вызывает рост креативности и запоминания, повышает мотивацию, понижает усталость.
Оказалось, что лучше всего стимулируют мозг произведения Моцарта. отсюда и возник термин “Эффект Моцарта”. Хоровая музыка влияет на память и концентрацию. Музыка барокко – Вивальди и Баха – содействует процессу усваивания знаний. Произведения Бетховена и Штрауса гармонизируют ритм работы сердца и мозга.
Те. кому не очень нравится классическая музыка, для релаксации могут слушать записи звуков природы – пение птиц, шум водопада или горного ручья, морских волн.
Дети могут слушать соответствующую музыку во время игры или решения домашних заданий. Малыши охотно засыпают под колыбельные песни.
Источник
Конспект заседания Совета педагогов на тему
«Роль музыки в развитии личности ребенка».
Цель. Систематизировать знания педагогов о методике проведения музыкальных занятий, проанализировать эффективность используемых форм организации музыкальной деятельности в режиме дня ДОУ.
Форма проведения – «Путешествие в музыкальном трамвайчике».
Вступительное слово старшего воспитателя. Эпиграф.
Как гимнастика выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет
душу человека.
В.Сухомлинский
Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М.Теплова, музыка является особым видом познания – эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.
Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. По предположению Л.С.Выготского, эмоциям принадлежит и роль регуляторов общего развития личности: “Главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки в виде эмоций. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы”.
Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как “почву”, на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.
Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности.
Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства(эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.
Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, “искусство есть путь к науке”.
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.
Музыка является средством всестороннего развития ребенка
Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыки, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.
СВЯЗИ МУЗЫКИ. Музыка связывает, “роднит” человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем – через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого “родства” к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие “себя во всем и всего в себе”. Происходит, согласно учению о становлении человека, “выход за пределы” (Гегель, Энгельс, Вернадский).
“Выход за пределы” означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и отношениями детей, с их восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все “внемузыкальные” проявления и интересы ребенка. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях.
«Влияние музыки на детей благотворно,
и чем раньше они начнут его испытывать на себе,
тем лучше для них». В.Г. Белинский
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются – это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и формирует личность ребенка всю жизнь.
Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного свободного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга. В этом другая особенность влияние музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого.
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Не менее важная особенность влияние музыки, по выражению Д.Шостаковича, – «прекрасный своеобразный язык», сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонии, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.
В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех их музыка влияет, не одинаково, формируя личность человека.
Дети, они весьма восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.
В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое – то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельные движения, проявляет «комплекс оживления».
Дети постарше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.
Складываются музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
И для того, что бы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Каким образом Вы , уважаемые педагоги, развиваете познавательные и эмоциональные процессы у детей сегодня Вы нам продемонстрируете в ходе нашего путешествия на «Музыкальном трамвайчике» отправляясь в путь мы с вами разделимся на две команды и вашими капитанами будут музыкальные руководители Дмитриева А.В. и Большакова Н.Н.
Команда Большаковой Н.Н. Команда Дмитриевой А.В.
Киселева Н.В. Губаева Н.Ю.
Салдаева Л.А. Воронкова В.А.
Матвеева Н.А. Шугурова О.Н.
Лазарева О.В. Глебычева Н.Н.
Троян Е.Г. Маркова С.Н.
Андрюшина М.М. Поздеева И.Л.
Кларькова О.А. Кириллова Е.И.
Аринчева И.И. Ларькина В.А.
Щукина Е.М. Родионова В.Н.
Отправляемся в путь и первая наша остановка – станция «Музыкально-ритмическая».
1.Музыкальным руководителям – капитанам команд нужно выбрать из предложенных карточек возрастную группу и продемонстрировать со своими воспитателями набор музыкально –ритмических движений, характерных для этой возрастной группы.
2. Следующая станция «Песенно-распевочная». Музыкальные руководители расскажут, для чего нужны распевки и, выбрав любую, на ваше усмотрение возрастную группу проведут часть музыкального занятия, в которой будет распевка и исполнение или разучивание песни.
3. Следующая станция «Танцевальная». Командам предлагается, выбрав ведущего воспитателя, провести и пояснить часть музыкального занятия по обучению детей танцу.
4. Станция «Послушай». Командам предлагается ответить по очереди на вопросы:
4.1. Из каких произведений состоит репертуар для слушания музыки в детском саду? (из произведений классиков, современных композиторов, народных произведений разных жанров и направлений).
4.2. Каким должно быть слово педагога о музыкальном произведении? (оно должно быть ярким, кратким, образным и направленным на характеристику содержания произведения и средств музыкальной выразительности)
4.3. Есть ли различия в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и малышами по пояснению музыкального произведения?
(Да, есть. С малышами пояснения педагога коротки, предельно ясны, обращены на основной образ. Например: музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело пляшут. А с детьми среднего и старшего возраста пояснения наиболее развернуты, внимание обращается на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств.)
4.4. Для чего используют наглядность при восприятии музыкального произведения? (для более полного художественного образа)
4.5. Чем достигается эффективность результатов организации слушания музыки? (она достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных, наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.)
4.6. Перечислите формы работы по развитию навыков слушания музыки. (это организованные музыкальные занятия, развлечения, самостоятельная деятельность ребенка, концерты, праздники. Рекомендуется иметь в группе музыкальную библиотеку.)
Затем капитанам команд дается задание провести слушание музыкального произведения в старшей и средней группе.
5. Станция «Игровая» задания капитанам команд.
А)Провести часть занятия или свободной деятельности по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
Б) Провести музыкальную хороводную игру. (возрастная группа по выбору)
В) Провести музыкально-дидактическую игру. (возрастная группа по выбору)
6. Станция «Теоретическая» учитывая то, что музыкальные занятия являются ведущей формой организации музыкальной деятельности детей, прошу педагогов ответить на следующие вопросы:
6.1. Каково значение занятий как форы организации музыкальной деятельности детей.
6.2. Расскажите о требованиях к построению занятий в зависимости от воспитательно-образовательных задач и возрастных особенностей детей
6.3. Как вы осуществляете планирование и учет музыкальной деятельности детей?
6.4. Составьте перспективный план обучения на занятиях музыкально-ритмическим движениям детей любой возрастной группы.
6.5. Раскройте варианты построения занятий в какой-либо возрастной группе.
6.6.Как вы осуществляете проверку детских знаний?
6.7. Для чего воспитателю необходимо знать ход предстоящего музыкального занятия?
6.8. В чем вы видите роль воспитателя при обучении детей музыкально-ритмическим движениям?
7. Станция «Сказочно-творческая». Педагоги представляют домашнее задание – музыкальную сказку для детей на свободную тему. На этой станции команды соревнуются друг с другом в умении подобрать декорации и атрибуты и умело их использовать, интонационную выразительность и артистизм исполнения ролей, музыкальные способности участников. Оценивает жюри: заведующая ДОУ, медицинская сестра, старший воспитатель.
Проект решений:
- Музыкальным руководителям регулярно проводить педагогический час с воспитателями по знакомству с репертуаром и методикой проведения музыкально-ритмических занятий
Срок: еженедельно, начиная с сентября 2014г. (Большакова Н.Н. – среда, Дмитриева А.В. – четверг)
Ответственные: старший воспитатель, музыкальные руководители.
- Воспитателям составить картотеку музыкальных произведений для слушания детям в каждой возрастной группе.
Срок: сентябрь 2014г.
Ответственные: воспитатели возрастных групп.
- Музыкальным руководителям изготовить музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы и составить их картотеку, которая будет храниться в методическом кабинете.
Срок: сентябрь 2014г.
Ответственные: музыкальные руководители Большакова Н.Н., Дмитриева А.В.
Источник