Роль музыки в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль музыки в развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Невского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Тема:

«Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста».

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Максимова Татьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2016 год

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности – это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения – по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий – низкий, громкий – тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «внимание маленького ребенка – это капризное “существо”. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка – если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник”.

Читайте также:  Сложный дефект и сложная структура нарушения развития у ребенка

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога – стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально – сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Читайте также:  Анатомия развитие нервной системы ребенка

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности “Музыка и пение” – М.: Просвещение, 1983.-224 стр.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.; Просвещение, 1981г.

Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.

Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.

Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979.

Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. – М.; 1986г

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977г.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Источник https://festival.1september.ru/articles/608220/

Источник

Музыка способствует развитию малыша: его личности, мозга, творческих способностей, мышления, интеллекта. Стремитесь ко всестороннему развитию чада? Включайте ему красивые мелодии с младшего дошкольного возраста.

Роль музыки в развитии ребенка

Многочисленные исследования доказали ― искусство положительно влияет на работу мозга. Ученые указывают на такие положительные эффекты:

  1. Улучшает память. Малыш слушает произведения, песенки. На подсознательном уровне запоминает мелодию и слова. Логопеды советуют учить с малышами стихи для тренировки памяти. С любимыми песенками все происходит естественно;
  2. Запускает речь. Дитя поет любимые песни, напевает мелодии – тренирует артикуляционные мышцы. Чем больше дитя говорит, тем быстрее происходит развитие речи;
  3. Повышает успеваемость в школе. Хотите, чтобы дочка, сын быстро научился читать, писать и считать? Тренируйте пространственное мышление. Эффективный инструмент – музыка для развития ребенка. Она оптимизирует работу мозга. Результат – хорошие оценки по математике в школе, способность к изучению иностранных языков;
  4. Стабилизирует эмоциональный фон. Гиперактивных деток успокоит и расслабит спокойное произведение, тихих и пассивных – взбодрят веселые мелодии;
  5. Улучшает координацию движений. Это актуально для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, гипо- или гипертонусом мышц – они обычно хуже владеют телом;
  6. Повышает познавательный интерес. Заменяйте музыкой виртуальную реальность и гаджеты. Она подпитывает любознательность, познавательный интерес деток;
  7. Развивает чувство ритма. Оно отвечает за координацию движений, выразительность речи, эмоциональную уравновешенность, ощущение времени и умение планировать, аналитическое мышление.

Совместные занятия музыкой – пение, слушание, воспроизведение – укрепляет ваши отношения с чадом.

Интеллектуальное развитие

Ученые доказали: положительно влияют на интеллект произведения Моцарта. Они улучшают память, умственные способности. Эффекту есть научное объяснение: красивые, сложные и богатые мелодии влияют на определенные гены и образуют белки, которые отвечают на мыслительные процессы.

Вот почему стоит как можно раньше давать сыну, дочке слушать красивые произведения. Они конструируют мозг: у ребят дошкольного возраста он очень податлив, как губка впитывает новые знания, эмоции, опыт.

Детские психологи советуют: во время обучающих игр включайте фоном диски Бетховена. Быстро заметите результат: сын, дочка будет лучше выполнять задания, повысится внимание и продуктивность. Эффект доказан в ходе исследования.

После занятий или активных игр, перед сном включите спокойные мелодии: звуки природы, колыбельную. Они расслабят дитя, обуздают эмоции, помогут справиться с усталостью и нагрузками.

Эмоциональное развитие и социализация

Красивые мелодии воздействуют на отделы мозга, которые отвечают за способность человека реагировать эмоционально: сопереживать, доверять, впоследствии – находить общий язык, дружить и сотрудничать с людьми.

Это заметно в детском саду: малыши вместе слушают произведения, играют на инструментах, поют, танцуют – их сближает совместная деятельность, которая располагает к общению, дарит ощущение причастности к коллективу и происходящему вокруг.

Еще один эффект музыки для развития детей – она учит выражать свои чувства, делиться ими. У маленьких ребятишек это проявляется через двигательную активность: они подпрыгивают, раскачиваются, переступают с ножки на ножку в такт мелодии. Реагируют улыбкой, смехом, хлопают в ладоши. Это первые проявления эмоций.

Так формируются социальные навыки малышей.

Раннее развитие творческих способностей личности

Оно происходит через восприятие музыкальных произведений – слушание, анализ и музыкальную деятельность – пение, танцы, ритмические движения, игру на детских инструментах (бубне, маракасе, ксилофоне, барабане, дудочке). Хорошо иметь их дома.

Читайте также:  Про система развития ребенка

Ребята слушают мелодию и учатся понимать, чувствовать и интерпретировать ее. Это невозможно без воображения, фантазии.

Способствуют этому и детские песенки. У них простые ритмы, слова легко запоминаются. Детки слушают песни – представляют их в картинках, воображение рисует яркие образы. Позже придумывают свои стихи и песни, поют их.

У детских психологов есть отличное упражнение: рисование под песни. Задача ребят: изобразить на бумаге услышанное или то, что они чувствуют.

Художественно-эстетическое развитие личности

Стремление к красоте – естественно для людей. Хотите вырастить человека с чувством прекрасного? Окружайте его им с раннего детства! Знакомьте с красивой музыкой, живописью, книгами. Для него это будет прививкой от низкопробного искусства на всю жизнь.

Лучшая музыка для развития детей

Любые произведения влияют на маленького человека: его организм, мозг, психику. Ваша задача как родителей – оградить его от негативного влияния и предложить правильный репертуар.

Особое влияние оказывает классическая музыка: Моцарт, Бетховен, Шопен. А произведения Моцарта нейропсихологи советуют включать во время игр. Они включают мозг: дитя становится креативным, находчивым, решает задачи необычными способами.

Не забывайте о детских песнях, сказках-мюзиклах. Они веселые и радостные. Учат добру, справедливости, выходить из разных жизненных ситуаций, прививают правильные ценности.

Какая музыка для развития детей не подходит

Не включайте эти произведения чаду и не слушайте их в его присутствии:

  • громкая, тяжелая. Она отрицательно воздействует на нервную и эндокринную системы;
  • с обилием шумов и ударных инструментов. Они на уровне подсознания не дадут чаду сосредоточиться – страдает интеллект;
  • песни с нецензурной лексикой. Малыши схватывают и повторяют все слова, которые слышат. Отучить их от бранных слов будет невероятно сложно;
  • монотонные мелодии. Блюзы, баллады – это хорошо. Но дозированно. Старайтесь чередовать спокойные (но не заунывные) мелодии с задорными. Учитывайте время суток, темперамент чада.

Поговорим о жанрах. Нейропсихологи советуют оградить малышей от прослушивания панка, гаражного рока, хауса, хэви-металла, готики. Это слишком тяжелая нагрузка для детских ушей. Малыши отреагируют на такие песни плачем, истерикой, старшие дошкольники – гиперактивностью, агрессией. Ни о каком положительном влиянии музыки для развития ребенка в этом случае не идет.

Как происходит развитие детей средствами музыки

Психологи рекомендуют заниматься музыкотерапией для формирования личности маленького человека регулярно:

  1. Оптимальная частота – 2 ‒ 3 раза в день;
  2. Продолжительность – от 20 до 30 минут одно занятие. Ваше чадо любит слушать мелодии, песни – увеличивайте время;
  3. Подбирайте мелодии: спокойные – после еды, перед сном, веселые – до еды, в течение дня;
  4. Выбирайте громкость: не громче спокойной разговорной речи, фоновый режим;
  5. Предлагайте ассортимент: классика, джаз, эстрадные, народные, детские песни – не зацикливайтесь на одном жанре. Широкий репертуар – залог разностороннего развития личности.

Соблюдайте баланс – музыка для развития ребенка принесет замечательные результаты.

Музыка для развития ребенка: когда начинать?

Чем раньше вы включите в ваши занятия с сыном, дочкой музыкотерапию, тем лучше. Мозг деток пластичен. До 3 лет малыши копят знания в огромном объеме. Они развиваются интеллектуально, творчески, эмоционально, личностно. Облегчите этот процесс, помогите им взять от этого периода по максимуму.

Прекрасно подходит музыка для развития ребенка до рождения и новорожденных. Когда включать ее нерожденному малышу?

С 15 ‒ 18 недели беременности он услышит первый звук. Включать ему мелодии объективно рано, но при желании делайте это.

На 24 неделе его слуховой анализатор развит достаточно, чтобы реагировать на шум извне. Ближе к дате родов безошибочно узнает голос мамы.

Кроха способен слышать мелодии в 3 триместре. Включайте крохе нежную, светлую классическую музыку, например Моцарта – детки в утробе реагируют на него шевелениями. Выберите несколько колыбельных и давайте слушать дочке, сыну. Пойте или включайте ему эти песни – дитя появится на свет и узнает их.

Как использовать музыку для развития детей

Младенцам, младшим и старшим дошкольникам – музыкотерапия полезна всем. Новорожденному включайте диски в фоновом режиме во время кормления, купания, переодевания. Включайте колыбельные или спокойные тихие мелодии перед сном. Динамичные и жизнерадостные – во время зарядки, массажа.

Младшим и старшим дошкольникам включайте классику во время развивающих занятий, настольных игр. Задорные песни – для переключения внимания, во время активных игр и шалостей, спокойную – в конце дня, перед сном.

Источник