Роль мозаики в развитии ребенка

Роль мозаики в развитии ребенка thumbnail

Мозаика для детей

Мозаика – это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков формируется изображение предметов или целые сюжетные картины. 

Мозаика

Польза мозаики для детей

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.

Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата.

А самых маленьких еще знакомит с основными формами, цветами, развивая зрительное внимание и сенсорику.

Мозаика для детей

Как выбрать детскую мозаику по возрасту

  • Для самых маленьких детей подойдет сотовая или сферическая мозаика. Элементы в такой мозаике крупные, так что ребенку удобно брать их в руки и одевать на ячейки. Обратите внимание, защелкиваются ли элементы на поле, иначе при любом наклоне мозаики она будет рассыпаться.
     
  • Для деток постарше (примерно от 2 лет) подойдет уже мозаика с элементами на ножке. Для двух-трехлетнего ребенка выбирайте мозаики такого типа с небольшим количеством элементов и цветов. Игры с такой мозаикой способствуют развитию творческого воображения, ведь хотя к набору и прилагается обычно буклет с изображениями, ребенок может собирать из элементов мозаики любые картинки.
     
  • В возрасте 2-3 лет ребенку нравится играть в составную мозаику – паззл. Это разрезанные на небольшое количество (2-8) частей картинки с изображением разных предметов. Детали у такой мозаики крупные, поэтому ее удобно собирать на полу. Изображения на мозаике должны быть понятными малышу – животные, фрукты и овощи, игрушки. Некоторые разновидности такой мозаики сделаны из прочного эластичного материала, который имеет способность прилипать к поверхности под воздействием влаги, то есть использовать ее можно во время купания.
     
  • Для детей в возрасте 5-6 лет подойдут более сложные мозаики. Например, магнитная мозаика по номерам, которая предполагает составление многоцветных картинок из элементов по номеру и цвету. В нее входят около 1000 элементов, так что собирать эту мозаику будет интересно даже взрослым.

Детская мозаика

Помимо сборки узоров и картинок, можно использовать мозаику и в качестве вспомогательного материала для обучения математике (считая элементы или предлагая ребенку дать определенное количество фишек названого цвета), развития внимания – выложите узор и предложите ребенку его запомнить, а потом поменяйте форму или цвет фишек.
 

Иногда в форме мозаик делают наборы цифр и букв, которые помогут старшим дошкольникам в игровой форме освоить азы счета и буквы алфавита. Фишки, выполненные в форме букв и цифр, позволяют составлять слова и слоги, записывать на игровом поле примеры, а ребятам постарше составлять на поле целые кроссворды.

Выбирая среди широкого ассортимента детскую мозаику в интернет-магазине детских товаров, обращайте внимание на наличие сертификат качества, санитарные заключения, инструкцию по использованию выбраной продукции. 
 

Подготовила Марьяна Чорновил

Источник

Роль мозаики в развитии ребенка

Роль пазлов и детской мозаики в развитии ребёнка 

16 апреля 2016

Что такое мозаика?

Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.

В чем польза мозаики?

Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.

Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».

Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).

У малыша при игре с мозаикой стимулируется развитие:

— постановки цели и стремления выполнить ее;
— мелкой моторики пальцев;
— логического мышления;
— образного мышления и воображения;
— художественного вкуса.

Одним словом, составляя картинку из деталей мозаики, малыш фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии.

Роль пазлов в развитии детей.

 Пазлы – это многофункциональный материал для развития ребенка. 
      
     ◊ Развивают мелкую моторику. Малыш берет детали пазлов пальчиками, перекладывает их, перебирает, собирает в целостную картину. Это и есть воздействие на уровне мелкой моторики. Ее развитие играет огромную роль для развития многих навыков ребенка. 
      
     ◊ Развитие логического мышления. Прежде, чем положить деталь в то или иное место, ваше чадо размышляет. И чем больше головному мозгу ребенка давать возможности так размышлять, тем лучше. 
      
     ◊ Развитие пространственного и абстрактного мышления. Это одна из главных характеристик пазлов. Они способствуют тому, что малыш учится представлять предмет, картину в пространстве, не видя ее перед глазами. Таким образом у ребенка развивается фантазия, когда он способен придумывать что-то или представлять то, чего в данный момент нет перед ним. 
      
     ◊ Учат пониманию того, что все в этом мире состоит из частей, деталей. И если их собрать вместе, правильно подобрать одну к другой, то получится реальный предмет. 
      
     ◊ Развивают понятие больше-меньше. То есть существуют пазлы, где частей мало или много.

Читайте также:  Стадии развития кашля у ребенка

Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их.  Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!

Источник

ксения евсеенко
Консультация для родителей «Польза мозаики» для детей раннего развития

Роль мозаики в развитии воображения ребенка

Для родителей всегда непросто принять решение, какая игрушка принесет больше пользы маленькому ребенку. Хочется и красивую, и интересную, и развивающую одновременно. Когда обращается к детской мозаике, то у взрослых возникают некоторые опасения, не причинят ли ее мелкие детали вред здоровью малыша. Но со временем родители обязательно оценят великую роль этой детской игры-игрушки в развитии ребенка.

Что такое мозаика?

Мозаика – это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.

В чем польза мозаики?

Если у вас уже есть детская мозаика, понаблюдайте за тем, как ведет себя с ней малыш. Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного. Что же там сложного? Сиди себе и перекладывай фишечки, подбирая по цвету и форме.

Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия – от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».

Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. При работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на длительный срок.

У малыша при игре с мозаикой стимулируется развитие:

-постановки цели и стремления выполнить ее;

– мелкой моторики пальцев;

– логического мышления;

– образного мышления и воображения;

– художественного вкуса.

Одним словом, составляя картинку из деталей мозаики, малыш фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии.

Виды мозаики

Родители маленьких детей, которые впервые видят современное разнообразие мозаики на полках магазинов игрушек, безусловно, несколько теряются, затрудняясь в сколько-нибудь правильном выборе игрушки для «своего» возраста. Все виды мозаикиможно разделить на такие группы:

мозаика с ножкой;

мозаика без ножки;

– магнитная мозаика;

напольная мозаика;

мозаика самоклеющаяся;

термомозаика;

тетрис-мозаика;

мозаика с буквами алфавита.

Для самых маленьких (от 1 года до 2 с половиной лет) желательно приобрести напольную детскую мозаику. Это набор деталей очень крупного размера – от 60 до 80 мм. Специального поля для них нет, детали собирают на плоской поверхности. Мозаика интересна тем, что все ее компоненты собираются по принципу пазлов за счет наличия особого вида соединения между собой (выступами, шипиками). В этой мозаике используется 4 вида цвета – красный, желтый, синий, зеленый, значит, с детьми можно изучать основные цвета.

Напольная мозаика способствует развитию воображения и творческого взгляда. После нескольких «уроков», которые проведет взрослый, ребенок научится сам складывать несложные изображения, например, дорожку, кружочек, что символически может соответствовать радуге, цветочку, солнышку.

Ожидать много от ребенка не нужно. Скорее, карапузу будет интересен принцип соединения деталей в единое целое, изучение цветов и формы фишек.

Для деток от 3-х до 4-х лет предпочтительнее выбирать мозаики без ножки или с ножкой. Для них есть специальные поля с дырочками, а детали также разных цветов. Из фишек можно конструировать как простые изображения в виде цветка, домика, птички, так и целые сложные замысловатые картины, например, сюжеты к сказкам или вашим придуманным историям.

Термомозаики, самоклеющиеся и магнитные мозаики сложнее и предназначены для возраста старше 5 лет. Родители должны внимательно ознакомиться с инструкцией к ним, только потом разрешать играть детям.

Читайте также:  Ускоренный процесс роста и развития ребенка

Вершина дизайнерской мысли – мозаика-азбука, из деталей которой малыши-дошкольники могут составлять слова и целые фразы, так как на фишках изображены буквы алфавита.

Правила безопасности при игре с мозаикой

Родителям нужно без устали повторять детям любого возраста, как правильно играть с мозаикой. Игрушка потенциально представляет опасность для малышни до 3-х лет. Но если ребенку доходчиво объяснить, что фишечки нельзя совать в рот, ушки, нос, то все будет хорошо.

Обязательно предложите детям такую занимательную развивающую игрушку, как детская мозаика. Очень скоро вы заметите, что у ребенка получается выполнять намного более сложные узоры, которых не было в инструкциях.

Похоже, что детская мозаика будет «бессмертной»! В настоящее время она доступна для детей даже в электронном виде.

Консультация для родителей «Польза мозаики» для детей раннего развитияРоль мозаики в развитии ребенкаРоль мозаики в развитии ребенкаРоль мозаики в развитии ребенкаРоль мозаики в развитии ребенка

Источник

Наталия Лякутина
Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками

Введение

Все сопровождающие детей взрослые хотят видеть их здоровыми и образованными. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить достаточно много усилий для его воспитания и развития. И в этом, учитывая специфику детского возраста, во многом помогают дидактические игры.

Среди огромного многообразия существующих в настоящее время развивающих игр и игрушек хочется обратить особое внимание на достаточно простую, знакомую всем с детства и, в тоже время, очень полезную игру – мозаика. Мозаика это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины. Роль мозаики в развитии ребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают,что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки. Часто приходится слышать жалобы родителей, что ребенок быстро теряет интерес к мозаике. Вот он уже настроился дорожек, окошек, заборчиков, а собирать узоры по схемам, которые прилагаются к набору, еще не готов. Поэтому ещё немного поразбрасывал мозаику по комнате, и все – игрушка забыта.

На первый взгляд игра с мозаикой кажется пустым занятием, помогающим убить время, но это далеко не так. За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает развивать ребенка. Игры с мозаикой развивают:

психические процессы;

познавательную активность;

конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);

математические способности (счет, пространственная ориентировка);

мелкую моторику;

художественный вкус;

волевые качества личности (целеустремленность, усидчивость и т. п.).

Кроме того, в процессе игры с мозаикой у ребенка накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий. Общаясь со взрослым во время игры, малыш не только начинает лучше понимать обращенную к нему речь, но и активно говорить.Опыт совместной деятельности бесценен для ребенка: именно в играх со взрослыми или сврстниками он приобретает умение строить отношения с окружающим миром.

Изучение существующего теоретического и практического опыта деятельности ДОУ по данной проблеме показывает, что четкой системы работы с мозаикой, которая имеет цель, последовательные этапы и планируемые результаты, нет. Указанное и определило актуальность данной методической разработки, целью которой является ознакомление педагогов с использованием мозаики как игровой технологии, направленной на всестороннее развитие дошкольников.

Содержание

«Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками»

Цель: развитие психических процессов детей дошкольного возраста.

Этапы реализации технологии:

1) организация игровой деятельности без игрового поля;

2) организация игровой деятельности с игровым полем;

3) использование игр с мозаикой в ходе совместной деятельности взрослого с детьми.

Планируемые результаты:

– развитие психических процессов дошкольников;

– совершенствование моторной ловкости пальцев рук;

– развитие волевых качеств личности.

На первом этапе реализации технологии проводится работа с деталями мозаики без использования игрового поля. Это дает детям возможность познакомиться с разнообразием цветов, размеров и форм деталей. На этом этапе детей учат брать в руку только одну деталь мозаики и держать её правильно, т. е. за шляпку. В игровой деятельности детали мозаики предлагается использовать как предметы-заместители (дети как конфетами угощают ими кукол; перевозят как груз на машине и т. п.).Затем предлагаются игры на сортировку деталей: по цвету, величине, количеству.

Самой простой и безопасной является крупная мозаика, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластину без отверстий. Детали такой мозаики просто накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля, а крепление больше всего соответствует уровню развития ловкости пальцев маленького ребенка. Для игр с детьми старше 3 лет используется так называемая классическая мозаика, детали которой состоят из ножки и шляпки.

Второй этап реализации игровой технологии представляет собой знакомство детей с пространством игрового поля, которое происходит в определенной последовательности и сопровождается созданием игровой ситуации:

1. Одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю)

Игровая ситуация «Идет дождь»

2. Выкладывание вплотную друг к другу (без просветов)

Читайте также:  Анкета развитие моего ребенка для детского сада

Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»

3. Выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали)

Игровая ситуация «Травка»

Игровая ситуация «Цветочек»

Выкладывание по горизонтали или вертикали требует тщательного подбора игрового поля, т. к. не любые его варианты позволяют расположить детали рядом друг с другом без просветов, строго соблюдая ровную линию. Кроме того, при первом выкладывании таких линий необходимо располагать детали мозаики строго по краю игрового поля.

4. Выкладывание замкнутой линии (по кругу, полукругу, овалу)

Игровая ситуация «Выглянуло солнышко»

Далее детям предлагается выкладывание простых узоров из чередующихся деталей. Практика показывает, что только к 3,5-4 годам дети могут придумать и выложить свои собственные узоры. Поэтому, работая с детьми более раннего возраста, целесообразно сначала показать детям вариант выкладывания готового узора и предложить его повторить.

На третьем этапе реализации технологии игры с мозаикой активно используются в ходе совместной деятельности взрослого с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. При этом можно использовать не только детали мозаики, но и другие материалы (камешки, бусинки, разноцветные шнурки, кусочки ткани и т. п.). Работа с мозаикой может быть использована в рамках конкретной тематики.

Заключение

Для того, чтобы мозаика не была для ребенка простым манипулированием с деталями, а превратилась в действительно увлекательную и полезную игру, сопровождающим взрослым необходимо строить свою педагогическую деятельность, соблюдая правила реализации игровой технологии. Примеры готовых заданий (занятий) с детьми и рекомендации для родителей по работе в домашних условиях представлены в приложении методической разработки и на сайте нашего образовательного учреждения (htts://dsmalutka.68edu.ru). Надеемся, что их использование будет полезно педагогам ДОУ и родителям дошкольников.

Источник

Мозаика – это одна из тех игрушек, которая останется с малышом на несколько лет. И использовать ее можно не только по прямому назначению.

Сначала кроха складывает картинки из крупных деталей по подсказкам.

Малыш видит цветную картинку и подбирает элементы. Возможно, сначала кроха просто будет засовывать грибки куда придется, а доставать их и перекладывать фон будет уже мама.

А потом ребенок станет все более самостоятельным, будет действовать по правилам:

  • сам собирать-разбирать;
  • да еще и складывать в коробку.

Элементы мозаики можно использовать и без поля.

Это отличный материал для сортировки. Из горы деталей кроха должен выбрать элементы разных цветов и разложить их по своим кучкам. Или складывать их в стаканы-тарелки-миски.

А еще их (именно большие детальки) можно:

  • ловить сачком из воды;
  • спрятать их в песок или муку-манку, чтобы малыш их достал (просто раскопал пальчиками или орудуя лопаткой).

И параллельно ребенок еще и запоминает основные цвета.

Мозаики с более мелкими элементами рекомендуют использовать после трех лет.

Но под контролем родителей можно вручить их малышу и раньше.

Двухлетка будет просто вставлять элементы в дырочки, а потом переворачивать, рассыпать или выдавливать. Детали одних мозаик легко выпадают, на другие приходится надавить.

По мере взросления, кроха начнет создавать какие-то сюжеты, в силуэтах замечать собачку или кошечку. Тут уже вовсю работают:

  • воображение;
  • фантазия.

И ребенок обязательно научится выкладывать мозаику по инструкции, когда получается целый пейзаж с домиком или кораблем.

Тут кроха уже понимает, что нужно действовать по определенным правилам. Это тоже полезный навык.

Однако, если малыш решил создать нечто свое, не нужно его останавливать. Не обязательно же все время изображать дом или солнышко, можно сложить необычный узор, симметричный или не очень. Главное, чтобы ребенок получал удовольствие. А в это время мелкая моторика, воображение, внимание продолжают развиваться.

Пока ребенок маленький, разные герои и персонажи получаются у него, обычно, случайно. Он додумывает и видит человека или дом. А уже потом:

  • он представляет то, что хочет получить;
  • действует, опираясь на этот образ.

Это гораздо сложнее, чем рисование. Ведь творить кисточкой-фломастерами-мелками намного быстрее. Сбор мозаики, все-таки, трудоемкий и не очень быстрый процесс. И ребенок удерживает в голове придуманную им картинку довольно продолжительное время.

Можно не просто создавать сюжет, а выложить половину картинки.

Малыш же должен доделать ее, добавив симметрично такие же элементы. А если ребенок уже сам придумывает, отлично фантазирует, можно усложнить ему задачу. Собрать часть картинки, а он пусть дорисует ее деталями мозаики. Не повторит то, что создала мама, только в зеркальном отображении, а именно дополнит сюжет.

А еще в дырочки на поле можно продевать шнурки.

Это еще одно отличное упражнение на моторику.

Можно создавать сложные рисунки, прочерчивая линии шнурками, а потом заполняя их элементами мозаики. Как будто сначала рисуется контур, а потом закрашивается.

Мозаика, конечно же, тренирует усидчивость.

Даже если перед ребенком нет цели собрать какую-то картинку, скорее всего, он захочет заполнить все поле разноцветными фишками. А на это требуется время.

Приобрести мозаику рекомендуют и логопеды. Ведь подобные игры, включающие манипуляции с мелкими деталями, помогают развивать речь.

Источник