Роль мяча для развития ребенка

Ушакова Татьяна Васильевна
Значение игр и упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

С. А. Шмаков

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.

Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.

В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.

А систематические игры и упражнения с мячомактивно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.

Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!

Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.

Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.

Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом.

К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.

Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

• Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.

Посмотрите, как легко мячик наш катается.

• Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.

Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

• Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.

Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

• Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.

Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

• Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.

Постараться должен мяч – этот друг веселый.

• Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его.

Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

• Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.

Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

• Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.

Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

• Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.

Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

• Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.

Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 лет зубы

Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое занятие детей.

Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

Источник

Сабина Мирзоева
Влияние игр с мячом на психофизическое развитие детей дошкольного возраста

«ВЛИЯНИЕ ИГР С МЯЧОМ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мирзоева С. М.

ГБДОУ детский сад №80

Московского района

Санкт-Петербурга

«Движение – это жизнь, – писал Аристотель. – Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.

Актуальность темы определяется тем, что развитие психофизических качеств, одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников.

Ни одно, из основных физических качеств, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой.

Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике, на мой взгяд, мячу уделяется недостаточное внимание.

В своей статье я не буду описывать все множество игр с мячом, а лишь попробую раскрыть его огромную роль в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.

Так же не стоит забывать, что психофизические качества имеют определенную физиологическую, даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника.

Чаще всего мы видим мячи в качестве спортивного снаряда для игры в футбол, волейбол, баскетбол, теннис и пр. И все реже – в руках детей в качестве игрушки. А между тем возможности игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребенку этот обычный мяч. Ведь, зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть самостоятельность и волевая активность.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствует разгрузке нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения.

Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.

Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Читайте также:  Возрастная периодизация развития ребенка

В играх с мячом у ребенка повышается умственная активность, ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Совместное выполнение движений – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детейк универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные побуждают к выполнению точных, слаженных действий. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Игры должны подбираться с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них необходимо использовать лишь те элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.

Таким образом, игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии детей дошкольного возраста. Не стоит рассматривать мяч только как средство для развития физических качеств – лoвкости, меткости, силы, координации. Возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей.

Источник

Валентина Мануйлова
Использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольника

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение детский сад №15 «Дружба»

г. Новокубанска, муниципального образования Новокубанский район

352244 Краснодарский край г. Новокубанск, ул. Новаторов,10 тел. 8(86195) 3-40-43

«Использование разнообразных мячей

в физическом развитии дошкольника».

Подготовила

Инструктор по физической культуре

Мануйлова Валентина Викторовна

г. Новокубанск

2016г.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Одна из основных задач в дошкольном воспитании – это укрепление и охрана здоровья детей. Укрепление здоровья – это систематическое закаливание организма, формирование и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание гигиенических навыков, а так же, формирование у детей положительных эмоций, активности и самостоятельности двигательной деятельности. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Согласно Федеральному закону “Об образовании в Российской Федерации” «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Одной из главных задач, на которую направлен ФГОС дошкольного образования, является «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Данные задачи можно решать с помощью одного из основных средств физического воспитания – подвижных игр.

Подвижные и спортивные игры – непременные спутники жизни дошкольников. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Упражнения с мячом вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, бросить партнёру, а так же рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку.

Актуальность:

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии: руки; кисти; общая двигательная активность; здоровье, мозг; эмоциональная достаточность; речь; физическое развитие; группа мышц (туловище, руки, ноги); интеллектуальное развитие; ориентация в пространстве; глазомер; ловкость; координация; быстрота реакции; смекалка; мышечная сила (легкие, сердце).

Изучив федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,я поставила перед собой следующую цель и задачи в работе с воспитанниками:

Цель:

способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности посредствам взаимодействия с мячом индивидуального характера и при сотрудничестве с взрослыми (родителем, педагогом).

Задачи:

• провести цикл занятий и мероприятий с мячами;

Читайте также:  Мы провели диагностику физического развития ребенка дошкольного возраста

• организовать выставку различных мячей;

• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по мячам;

• ознакомить детей с литературой, художественными и музыкальными произведениями по спортивной тематике;

• пропаганда ЗОЖ по средствам организации активного досуга с использованием мяча;

• пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным оборудованием нетрадиционного способа изготовления.

Мой опыт работы заключается в использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольников. Игры с мячом активно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Действия с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции дошкольников.

В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств. Такие игры учат детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Например, ради интересов команды ребенку приходится, скажем, отказываться от мяча, передавать его партнёру, который имеет более выгодные условия для ведения успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды достичь результата способствует развитию взаимопонимания, взаимопомощи, умения считаться с другими членами команды. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.

Игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.

Для укрепления здоровья детей через организацию спортивных игр с мячом,первостепенное значение имеют:

• Максимальное исполнение двигательной активности летом;

• Забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии;

• Уважительное отношение к результатам обучения спортивным играм с мячом;

• Обеспечение участия семьи в жизни дошкольного учреждения;

• Подбор оборудования для проведения игр, с учетом зрительного диагноза и общего состояния здоровья;

• Знание содержания игр и степень их влияния на организм ребенка.

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют.Все мячи можно разделить на две категории: прыгучие и не прыгучие. К прыгучим мячам относятся надувные, резиновые и баскетбольные мячи. Остальные мячи хорошо использовать для прокатывания, бросания, подбрасывания и т. д. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проходить игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные размеры (ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками, полосками яркой ткани, яркими стойками и т. д., поверхность площадки должна быть ровной, однородной.

Меры безопасности дают возможность ребенку легко входить в игру, создают положительный эмоциональный фон.

Примерный перечень игр, предлагаемый для организации спортивных игр с мячом на прогулке в летний оздоровительный период.

Младший дошкольный возраст:

«игры – упражнения с прокатывание мяча»

«Прокати мяч»

«Мяч ко мне»

«Докати до стены»

«Мяч между скакалками»

«Подбрось еще выше»

«Брось дальше»

«Какой мяч больше»

«Не урони мяч»

Средний дошкольный возраст:

В среднем дошкольном возрасте используются игры – упражнения с прокатыванием мяча, а так же такие игры,как:

«Мяч в обруч»

«Мяч по кругу»

«Будь внимателен»

«Догони мяч»

«Попади в мишень»

Старший дошкольный возраст:

«Мяч водящему»

«Стой»

«Ловишка в кругу»

«Мяч в обруч»

«Метание мяча»

«Горячий мяч»

«Школа мяча»

«Ловишки с мячом»

«Чей дальше»

«Сбей кеглю»

«Вышибалы»

«Передай мяч»

Педагогам известно, что положительного результата можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Я постаралась вызвать у них интерес к физической культуре, укреплению здоровья своих детей.

Как инструктор по физической культуре для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй,такие как:

Открытые физкультурные занятия для родителей.

Физкультурные праздники.

Беседы — индивидуальные и групповые.

Консультации.

Разработка и оформление стендовой информации.

Анкетирование.

Таким образом, можно говорить о том, что благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не для педагога, а для развития их собственного ребёнка.

В своей работе тесно сотрудничаю с коллегами:

выступила на педсовете с сообщением «Правила организации игр»;

провела консультации: «Игры с мячом», «Школа мяча»;

провела открытый просмотр образовательной деятельности по физкультуре с использованием мячей;

разработала и изготовила картотеки для воспитателей всех возрастных групп «Игры с мячом».

В дальнейшем планируем продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием разнообразных мячей, пополнить картотеки оздоровительной гимнастики, продолжить оснащать физкультурные уголки, составить перспективное планирование физкультурных досугов совместно с родителями, обобщать опыт семейного воспитания родителей наиболее активно занимающихся спортом со своими детьми

Источник