Роль матери в развитии и социализации ребенка

Нравственные основы семейной жизни: Хрестоматия для учителя 10 класс;[авт-сост. Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина)]. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской Епархии, 2010. – 304 с.

Стр. 224-229

Отрывок из главы 5. Молодые родители. Тема 5.1. Семья в ожидании ребенка. Отцовство и материнство

Т.В. Андреева

Роль матери в социализации детей

Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее развитие известно с древнейших времен у разных народов. Важны взаимоотношения в семье в это время, отношение к зачатию (зародившейся жизни), к отцу ребенка, к самой беременности. Имеет значение настрой матери в период вынашивания — относится ли она к беременности как к болезни или как к нормальному состоянию, ведет ли замкнутый или активный образ жизни, думает о ребенке с любовью или пытается игнорировать беременность.

Отмечается негативное влияние стресса матери во время беременности, причем организм девочки более разнообразно (дисфункционально) отвечает на стресс матери. В количественном выражении влияние стресса при беременности матери преобладает у мальчиков, если прежде всего принимать во внимание последующие отклонения в их развитии (Захаров А.И., с. 176).

Достаточно хорошо исследован период младенчества. Наибольшее внимание исследователи уделяют оценке надежности связи младенец-мать, отзывчивости матери и ее влияния на младенца, синхронности отношений младенца со взрослыми, а также сравнению исключительной привязанности со множественными привязанностями.

В Соединенных Штатах и многих странах Западной Европы специалисты в области детского развития считают, что первичные отношения с одним человеком — обычно с матерью — являются идеальными для полноценного развития младенца. Такие отношения отличаются чуткостью, играми и интерактивным диалогом. Но во многих странах мира они вовсе не считаются нормой. В некоторых обществах младенцы могут находиться в тесном физическом контакте с заботящимся о них человеком, например их носят за спиной или они спят вместе с родителями или другим взрослым, но лицом к лицу с ним младенцы оказываются редко. Кроме того, ранние отношения младенца с одним человеком могут заменяться множеством других отношений. О младенце заботятся бабушки, тети, отцы, братья и сестры, соседи. Насколько непротиворечивы эти отношения, настолько здоровыми и уверенными в себе вырастают дети. Таким образом, хотя качество отношений, безусловно, важно, конечная цель может достигаться с помощью различных семейных и культурных моделей (Крайг, с. 313).

Начиная с середины 1960-х годов психологи, описывая первые отношения младенца с заботящимися о нем людьми, пользуются термином «привязанность», подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями (там же, с. 300-301). Чтобы оценить степень привязанности ребенка к тому, кто о нем заботится, чаще всего используется тест «Незнакомая ситуация», разработанный Мэри Эйнсворт (Ainsworth М., 1973). Тест Эйнсворт напоминает собой мини-спектакль, цель которого — дать оценку качеству привязанности мать — ребенок. Используется незнакомая игровая комната со множеством игрушек, действующими лицами являются мать, ее годовалый ребенок и незнакомец. Мать в эксперименте дважды выходит из комнаты, то оставляя (на 3 минуты) ребенка с незнакомцем, то совсем одного. 0 поведении ребенка судят по его реакции на уход и возвращение матери.

У большинства со стойкой привязанностью к матери были с ней теплые и нежные взаимоотношения в течение 12 месяцев, предшествовавших тесту. Последующие исследования показали, что такие дети более любознательны, социальны, независимы и компетентны, чем их ровесники в возрасте 2, 3, 4 и 5 лет (Mattas, Arend, Srouf, 1978, Srouf, Fox, Paneake, 1983; Waters, Wippman, Srouf, 1979).

<…>

Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и овладении языком, процессах, идущих согласованно. Если младенцам удается прочно привязаться к кому-то в течение 1-го года жизни, плохое обращение в течение 2-го года приносит им меньший вред (Beeghly, Cicchetti, 1994).

Другие исследования указывают на потенциально опасное сочетание двух факторов: 1) халатного или непостоянного выполнения материнских функций и 2) биологической (или, говоря иначе, обусловленной темпераментом) уязвимости младенца. Это сочетание может привести к ненадежной амбивалентной привязанности ребенка, который будет испытывать сильные страдания, вспышки гнева, а впоследствии и трудности при социальной адаптации (Cassidy, Berlin, 1994).

Отрицательно влияет и навязываемый, «вмешивающийся» уход матери, которая не учитывает желаний малыша и мешает ему проявлять собственную активность. Когда стиль взаимодействия матери с ее 6-месячным младенцем отличается навязыванием собственной воли, ребенок может демонстрировать низкий уровень учебных, социальных, эмоциональных и поведенческих навыков в 1-м и 2-м классах школы (Egelund, Pianta, O’Brien, 1993, с. 320).

Все эти исследования, возможно, под влиянием психоаналитической традиции связывают условия раннего детства и успешность учебы в начальных классах школы напрямую, то есть здесь соотнесение «влияние матери в младенчестве — ичсразу успешность или неуспешность в младшем школьном возрасте». В то же время определенный глубинный стиль отношения матери к ребенку, если он был в период младенчества, никуда не исчезает и в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Вероятно, тот же стиль навязывания своего, либо отсутствие отзывчивости к нуждам ребенка продолжает существовать в отношениях матери и ребенка и после младенчества — в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте и в юности, меняются лишь его внешние проявления.

Прямую пропорциональность взаимосвязи между влиянием матери во младенчестве и успешностью учебы ребенка 7-8 лет нарушают также взаимодействия ребенка с другими близкими родственниками — прародителями, братьями и сестрами, иногда сиблингами родителей и т.д.

Согласно А. Адлеру, в идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству. Социальный интерес Адлер рассматривал как барометр психического здоровья личности, а его неразвитость считал причиной неврозов.

В России подробным изучением вопроса о влиянии негативных аспектов материнского воспитания занимался А.И. Захаров. Он выделяет следующие неблагоприятные моменты в личности матери и во взаимодействии с ребенком:
— негибкий и гиперсоциализированный стереотип отношений (навязанного им их матерями в детстве);
— стремление доминировать в семье и воспитании;
— установка на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучет их индивидуальности;
— образование сверхценных идей о возможности несчастья с ними, завышенная опека;
— отрицание спонтанной детской активности, редкая ласка и улыбки в отношениях с детьми;
— контроль каждого шага, ранняя социализация, обучение навыкам должного, во всем регламентированного поведения;
— излишняя дистанция в отношениях с детьми.

Все эти черты подмечены им у матерей детей с невротическими расстройствами.

Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства (по существу на социализацию детей) оказывают отношения между матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, потому что чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают объединяться с одним из родителей против другого. В этой игре, в конце концов, проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д., 1997).

Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие.
СПб.: Речь, 2005. С. 170-177.

Источник

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОЛИ МАТЕРИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Варламова Елена Алексеевна

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

E-mail: timosha98@mail.ru

В данной статье была изучена роль матери в социализации детей, ее влияние на развитие девочек и мальчиков. Упор делался на теории зарубежных и отечественных психологов, например, таких как: З. Фрейд, К. Г. Юнг, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Я. Варга, В. В. Столин и др.

Ключевые слова. Социализация, Я-концепция, родители, младенчество, ранний и дошкольный возраст, школьники, подростки, взаимосвязь между матерью и ребенком.

Введение. Научное теоретическое и практическое изучение проблемы роли матери в социализации детей детерминировано в первую очередь рядом вопросов, которые задавались и задаются сторонниками психоаналитического подхода (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби, Д, Винникотт, М. Кляйн), отечественными психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга)

Традиционно в личностной психологии и в возрастной психологии анализ отношений матери и ребенка возникал со времени рождения ребенка. Но, задолго до его рождения рассматривали также воздействие матери на последующее развитие ребенка. В древние времена отношения между родными людьми, отношение матери к оплодотворению, к отцу ребенка и к самой беременности было очень важно. Большое значение имело то, настроена ли мать к вынашиванию ребенка – считает ли беременность болезнью или относится к ней, как к нормальному состоянию, ведет изолированный или динамичный образ жизни, думает о ребенке с любовью или с презрением.

Отмечается отрицательное воздействие перенапряжения мамы во время беременности, причем организм девочки более многообразно (дисфункционально) отвечает на стресс матери. В количественном выражении влияние стресса в период беременности доминирует у мальчиков, если в первую очередь принимать во внимание последующие отклонения в их развитии.

Во всех странах младенцев активно исследуют, наибольшее внимание ученые придают оценке устойчивости связи младенца с матерью, ее отзывчивости и влиянию на ребенка, и вдобавок сравнению исключительной привязанности с множественными предрасположенностями.

На всех стадиях онтогенеза формирование ребенка связано с причастностью взрослого и проистекает из связи ребенка со взрослым. Данное развитие реализовывается в качестве взаимодействия нескольких рядов факторов: значение внешних факторов на ранних этапах воспитания ребенка играет мать (или другой человек, реализующий функции матери), влияние внутренних факторов — генетическое обеспечение индивидуального развития, направленное на формирование в условиях материнского поведения, и качественное преобразование последнего в сообразности с логикой развития ребенка.

На данный момент актуальность проблемы социализации детей обуславливается тем, что число сложно адаптирующихся детей растет, поэтому необходимо более углубленно изучить особенности психологического сопровождения ребенка от рождения до поступления в школу. Сейчас можно отметить недостаточность эмпирических исследований этой темы и факторов, влияющих на развитие ребенка.

Формулировка цели статьи. изучение роли матери в социализации детей

Основное изложение материала.

Отношения ребенка с матерью

Семья — это один из самых важных социальных институтов, в котором выполняются основные этапы формирования и становления индивидуальности ребёнка, закладываются фундаментальные понятия о жизни в обществе, правильном поведении, элементарных правилах нормы и моделей установления взаимоотношений с социумом.

В США и многих странах Западной Европы ученые в области развития ребенка предполагают, что исходные взаимоотношений с одним человеком – чаще с матерью – представляются образцовыми для полноценного развития младенца. В таких отношениях можно выявить отзывчивость, игры и интерактивные диалоги. Но, в большинстве стран мира, такие отношения совсем не считаются нормой. В отдельных обществах младенцы могут находиться в тесном физическом контакте с заботящимся о них человеком, например, родители часто переносят детей за спиной, также они часто спят рядом, но лицом к лицу с ними младенцы оказываются редко. Помимо этого взаимоотношения грудного ребенка с одним человеком могут сменяться многими другими отношениями. Младенца воспитывают его бабушки, дедушки, тети, братья и сестры, отцы и иногда соседи. До какой степени алогичны эти отношения, до такой степени здоровыми и уверенными в себе становятся дети. Отсюда следует, что важно и само качество отношений и конечная цель, которая достигается при помощи разных семейных и культурных моделей.

Едва родившись, ребенок почти не обладает никакой самостоятельностью, но, все же, является частью диады. Иная часть диады — мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мама воспитывает в ребенке будущую личность, которая способна сопротивляться изменению среды и бороться со стрессами. Здесь главное значение отводится привязанности или чувству любви, проявляющемуся между матерью и ребенком. Возникшая эмоциональная связь между ребенком и матерью склоняет его искать у ближнего защиты при любой демонстрации опасности, овладевать под руководством родителей всеми необходимыми навыками, без которых у него не сформируется должное для жизни чувство безопасности, комфорта и уверенности в своих возможностях.

Основными причинами эффективного материнского ухода, создающими условия для нормального формирования ребенка, принято считать:

• мать как источник сенсорных и других стимулов (пеленание, ласка, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним);

• мать как источник удовлетворения потребностей ребенка (в пище, желаемых предметах);

• мать как проводник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая или реже интенсифицирующая их воздействие.

Мать в жизни девочки

Роль женщины в семье и обществе более ясная, поэтому и цели закладываются соответственные – посвящение в введение домашнего хозяйства, подготовка к роли матери, жены и так далее. К тому же девочки лучше других осваиваются в современном обществе и поэтому имеют меньше проблем с поведением и самоопределением. При помощи общения и связи с мамой девочкам прививается правильное поведение в обществе. У них складывается правильное представление о современных женщинах и мужчинах, так же они имеют четкое представление, что такое семья, любовь, забота и взаимопонимание.

Что же случается, если мать в жизни девочки не присутствует? Это приводит к проблемам в социализации ребёнка. Девочка не видит должного примера, что дает толчок ошибочному поведению (употребление наркотиков, алкоголя, поведение «пацанки»). В жизни такой девочки не будут сформированы нормальные, здоровые взаимоотношения, она не сможет создать крепкую семью. В воспитании своих детей будет допущено множество ошибок, так как девочка не знает, как правильно выстраивать отношения со своими детьми.

Мать в жизни мальчика

С мальчиком у матери обычно более тесная связь на психологическом и эмоциональном уровнях.

Мама всегда защищает своего сына от любых «нападок» (даже от строгих требований отца) – вне зависимости от того, до какой степени они справедливы. Суровость отца уравновешивается мягким характером матери, из-за чего развитие ребёнка идет гармонично.

В случае, когда мать проявляет к ребенку холодность на эмоциональном уровне, не проявляет чувств, он старается всеми средствами обратить её внимание (капризами, плаксивостью, агрессивностью, кривлянием и т.п.).

Посредством общения и взаимодействия с матерью мальчик учится правильно общаться с девочками, женщинами. В психологическом плане формируются представления о будущей избраннице.

Мальчику закладываются представления о сопереживании, взаимопомощи, его учат быть мужчиной, но более эмоциональным и чувственным. Важно отметить, что присутствие отца в жизни сына очень важно, так как воспитание мальчика одной лишь мамой приводит к феминизации и инфантильности.

Мальчик, лишенный матери и соответственно ее любви, сталкивается с проблемами социального характера, существует вероятность, что он вырастет деспотичным и агрессивным. Участие матери в воспитании сына влияет на эмоциональную сферу, она окружает ребенка и всю семью теплотой и заботой, создает атмосферу любви. Отсутствие всего вышеперечисленного со стороны родительницы приводит к неправильному развитию понимания противоположного пола. В последующей жизни могут обнаруживаться проблемы в создании долгосрочных крепких взаимоотношений с противоположным полом.

Взгляды психологов на роль матери в социализации детей

Начиная с середины 1960-х годов психологи, объясняя отношения младенца с заботящимися о нем людьми на первоначальных этапах, используют термин «привязанность», имеющий в виду те отношения, которые обладают сильной взаимосвязью, усиленной обоюдными чувствами и жизненно необходимыми связями на эмоциональном уровне.

L. J. Yarrow (1965) отмечает, что взаимосвязь между раздражителями, которые исходят от матери и одновременным формированием ребенка на этапе младенчества незначительная. Прогресс в развитии шестимесячных младенцев он определял при помощи теста Кеттела и получил следующие результаты: четыре фактора ухода матери получили высокий уровень корреляции с результатами тестов развития: адаптация к возбудителю, стимуляция развития, масштабы физического контакта. По всей вероятности умение противодействовать стрессу (реакции ребенка в моменты расстройства в обстановке теста и его характерные реакции на обычные неприятные ему моменты повседневной жизни) в большей мере зависит от того, до какой степени мать может адаптировать внешнее окружение ребенка под его индивидуальные особенности.

A. W. Burgess (1978) обнаружил первоначальные черты прочной и глубочайшей предрасположенности, а также указал на признаки низкой, слабо формирующейся привязанности.

Для того, что бы можно было сделать оценку степени привязанности ребенка к человеку, который о нем заботится, как правило, используют тест «Незнакомая ситуация», разработанный Мэри Эйнсворт. При проведении исследования ей было обнаружено, что примерно 32% детей различались неустойчивой привязанностью и, что эта ненадежная привязанность принимала две формы: избегания мамы согласно её возвращению и двойственности действий ребенка. Можно утверждать, что ненадежность привязанности таких детей приводит их к поведению зависимого от различных авторитетных фигур.

Во время того, когда Эйнсворт проводила исследования детей в Уганде, она выяснила, что у них в поведении присутствует сильнейшая привязанность, чему способствует очень чуткая мать, которая быстро реагирует на запросы своего ребенка.

L. Stroufe со своими коллегами проводили исследования над детьми со стойкой привязанность, избегающими и амбивалентными. В итоге получилось три группы со следующими результатами: было выявлено значительное различие в поведении, познавательном развитии и общении со сверстниками. Таким образом, дети с прочной привязанностью уже к 18 месяцам проявляли больше упорства, энтузиазма и готовности к коллективной работе, к 2 годам они более умело обращались со своими игрушками и общались со сверстниками, так же проявляли больше фантазии в символических играх. Отличия сохранялись и в пятилетнем возрасте. Позднее, в младший школьный период, дети, которых отнесли к группе со стойкой привязанностью в первой половине 2-го года жизни, показывали более настойчивое отношение к учебе, выражали наибольшее желание к овладению новыми навыками и более эффективно общались с взрослыми и сверстниками.

Источник