Роль матери в эмоциональном развитии ребенка
Содержание:
Введение…………………………………………………………………
2
I.
Материнство в исследованиях
отечественных и зарубежных
авторов.
- Материнство
как психологический
феномен………………………… 4
II.
Роль матери в
эмоциональном развитии
ребенка раннего
возраста.
2.1
Особенности эмоционального
развития ребенка раннего
возраста… 8
2.2
Влияние общения
с близким взрослым
на эмоциональное
развитие
в
раннем возрасте………………………………………………………………11
2.3
Функции матери……………………………………………………………15
2.4
Влияние матери
на эмоциональное
благополучие ребенка…………..20
2.5
Привязанность ребенка
раннего возраста
к матери…………………..28
2.7.
Влияние материнского
отношения и
стиля семейного
воспитания на
эмоциональное развитие
ребенка раннего возраста………………………37
Заключение………………………………………………………………………43
Список
использованной литературы………………………………………..45
Введение.
Актуальность
изучения проблемы материнства состоит
в первостепенной роли матери для
полноценного эмоционального и психического
развития личности ребенка.
Успешность развития
ребенка как представителя вида и как
социального существа зависит от качества
материнского ухода, от способности и
желания матери удовлетворять потребности
ребенка.
В настоящее
время внимание многих психологов во
всем мире привлечено к проблемам раннего
детства. Этот интерес далеко не случаен,
так как
обнаруживается,
что первые годы жизни являются периодом
наиболее
интенсивного
и нравственного развития, когда
закладывается фундамент
физического, психического
и нравственного здоровья. От того,
в каких
условиях оно
будет протекать, во многом зависит
будущее ребенка. Еще не
родившийся ребенок
– это формирующееся человеческое
существо. Влияние
отношений матери
к еще не родившемуся ребенку
уже исключительно важно для его развития.
Любовь, с которой
мать вынашивает ребенка, мысли, связанные
с его
Появлением, богатство
общения, которое мать делит с ним, оказывают
влияние на развивающуюся психику ребенка.
В отдельные
периоды раннего детства возникают
повышенные, иногда чрезвычайные возможности
развития психики в тех или иных направлениях
(сенситивные периоды), а затем такие возможности
постепенно или резко ослабевают.
Многие исследователи
(Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв
ребенка от матери в первые годы жизни
вызывает значительные нарушения в психическом
развитии ребенка, что накладывает неизгладимый
отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд,
описывая эмоциональное развитие детей,
отмечал, что способность ребенка любить
окружающих тесно связана с тем, сколько
любви он получил сам и в какой форме она
выражалась.
Л. С. Выготский
считал, что отношение ребенка к миру –
зависимая и
производная величина
от самых непосредственных и конкретных
его отношений к матери.
Поэтому так
важно заложить основу доверительных
отношений между ребенком и матерью,
обеспечив эмоционально и психологически
благоприятные условия для гармоничного
развития ребенка.
Целью данной работы
является изучение влияния матери на
психическое и эмоциональное
развитие ребенка раннего возраста.
Задачи работы:
- Изучить феномен
«материнство»; - Выделить
черты психического и эмоционального
развития, характерные для ребенка раннего
возраста; - Провести
обзор библиографических источников,
посвященных проблеме материнства и влиянию
матери на эмоциональное развитие ребенка; - Сделать выводы
о влиянии матери на эмоциональное развитие
ребенка в раннем возрасте.
Рассматриваемая
тема вызывала интерес с давних времен,
но и сейчас актуальность этой темы
велика. Вопросами о взаимоотношениях
матери и ребенка занимались как
отечественные (Л.С.Выготский, Мещерякова,
М.И. Лысина и др.), так и зарубежные
(А.Маслоу, К.Хорни и др.) специалисты, результатом
этого стало появление большого количества
научных статей и литературы по изучению
особенностей развития отношений (и их
нарушение) между родителями и детьми.
I.
Материнство в исследованиях
отечественных и зарубежных
авторов.
- Материнство
как психологический
феномен.
Изучение материнства
как психологического феномена началось
в отечественной психологии сравнительно
недавно, хотя детско-родительские отношения
всегда представляли сбой актуальную
проблему для отечественной психологии
развития (Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т.,
Эйдемиллер Э.Г. и др.). К проблеме материнства
обращаются многие исследователи: В.И.
Брутман, Г.Г. Филиппова, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С.
Радионова, О.Р. Ворошнина, С. Ю. Мещерякова
и др. В последнее время появился ряд работ,
связанных с феноменологией и психологией
материнства (О.В.Баженова, Л.Л.Баз, В.И.
Брутман, О.Ю.Дубовик, О.А. Копыл, Г.В.Скобло,
Г.Г.Филиппова). Культурно-исторические
аспекты материнства рассматриваются
в работах Э.Бадинтер, М.Мид, Н.Пушкаревой,
В.А.Рамих, М.С.Радионовой, Л.П.Репиной,
исследование концепта «материнства»,
как одного из ключевых феноменов русской
этнической культуры принадлежит Т.Б.Щепанской.
Институт материнства как исторически
обусловленный и изменяющий свое содержание
в зависимости от эпохи был проанализирован
в работах Г.Каплана, И.Кона, М.Мид, М.С.Радионовой,
А.Рич, Э.Эриксона. Появляются исследования,
посвященные изучению материнства как
самостоятельного феномена. Предпринимаются
попытки создания фундаментальной психологической
теории материнства (Филиппова Г.Г.). Поскольку
работа в этом направлении началась сравнительно
недавно, ощущается некоторый дефицит
теоретических знаний в этой области, то несомненный
интерес представляет опыт, накопленный
зарубежными исследователями материнства.
Изучение материнства
на современном этапе развития российского
общества несомненно является одним
из приоритетных направлений отечественной
науки о человеке. Изучение материнства
в настоящее время становится все более
популярным как в теоретическом, так и
в прикладном аспектах. Оно изучается
в русле различных наук: истории, культурологии,
медицины, физиологии, биологии поведения,
социологии, психологии.
Под материнством
традиционно понимается феномен, который
связывается с физиологическим появлением
ребенка и всем спектром взаимоотношений
в диаде «мать – дитя» в последующий период
его развития. Материнство – достаточно
сложный феномен, имеющий свои физиологические
механизмы, эволюционную историю, культурные
и индивидуальные особенности. Последние
исследования материнства позволили отечественным
и зарубежным психологам говорить о формировании
материнства, как о сложном процессе, который
проходит онтогенетический путь развития
на протяжении всей жизни женщины.
Наиболее комплексно
проблема материнства в отечественной
науке поднимается в работах С. Ю. Мещеряковой
и Г. Г. Филипповой. С. Ю. Г.Г.Филлипова в
своих исследованиях, проводимых с позиции
материнско-детского взаимодействия,
выделяет несколько направлений:
- Культурно-исторические
аспекты материнства; - Биологические
аспекты; - Психологические
аспекты.
Она же в содержании
материнской сферы выделяет три
блока:
- потребностно-эмоциональный
блок представлен поэтапным развити-
ем потребности
в эмоциональном контакте с ребенком,
потребности в его ох-
ране и заботе
о нем и потребности в материнстве,
возникающей на основе
рефлексии матерью
своих переживаний;
- операциональный
блок, состоящий из операций по уходу и
операцио-
нального состава
общения с ребенком, имеющий специфическую
эмоцио-
нальную окраску,
которая придает операциям стилевые
характеристики: ос-
торожность, мягкость,
бережность и т.п., специфику вокализации
и мимики;
- ценностно-смысловой
блок, включающий отношение к ребенку
как
самостоятельной
ценности, а также ценность материнства
как состояния
«быть матерью».
Одной из основных особенностей материнской
сферы человека, по мнению Г.Г. Филипповой,
является не фиксированное эволюционно,
а прижизненно формирующееся наполнение
ценностно-смыслового блока, потребностей
и способов их удовлетворения. В этом отношении
можно говорить о конкретно- культурной
модели материнства – как содержании
всех блоков материнской сферы женщины,
которая ориентирована на развитие соответствующего
конкретно-культурного варианта личности
ребенка.
Зарубежные исследования
в области психологии материнства
и смежных проблем, в противовес
отечественным, отличаются чрезвычайной
обширностью, разнонаправленностью концепций
и подходов. Наиболее значимые исследования
различных аспектов материнства проводили:
Д.Боулби, В.И.Брутман, Р.Миллер, М.Мид, К.Флейк-Хобсон,
Э.Эриксон, Д.Винникотт, Г.Клауд, Р.Спитц,
М.Раттер, Т.Филд.
В последние
годы появился интерес к комплексному,
междисциплинарному изучению материнства.
Основным выводом, сделанным авторами
этих и других исследований, является,
во-первых, констатация необходимости
продолжения психологических исследований
материнства как целостного явления и,
во-вторых, отсутствие адекватного подхода
и теоретической концепции для осуществления
такого исследования. Необходимость изучения
психологии материнства и подготовки
специалистов в этой области обусловлена
также бурным развитием такой отрасли
психологической практики, как психологическая
помощь матери и ребенку (коррекция развития
ребенка и материнско-детского взаимодействия),
включая младенчество и пренатальный
период. Вторжение процессов осознания
в область интимных отношений матери с
ребенком, изначально регулируемых филогенетически
ранними неосознаваемыми механизмами,
требует тщательной научной рефлексии
как самих этих взаимоотношений, так и
способов вмешательства в них в целях
диагностики, психологической коррекции
и профилактики. Особенно это касается
нашей страны, где активно развивающийся
социальный запрос на такого рода психологические
услуги сталкивается с полным отсутствием
теоретического, методического и организационного
обеспечения.
Важность материнского
поведения для развития ребенка,
его сложная структура и путь
развития, множественность культурных
и индивидуальных вариантов, а также
огромное количество современных исследований
в этой области позволяют говорить о материнстве
как самостоятельной реальности, требующей
разработки целостного научного подхода
для его исследования. В психологической
литературе (преимущественно зарубежной)
много внимания уделяется биологическим
основам материнства, а также условиям
и факторам индивидуального развития
его у человека. В отечественной психологии
в последнее время также появился ряд
работ, связанных с феноменологией, психофизиологией,
психологией материнства, психотерапевтическими
и психолого-педагогическими аспектами
беременности и ранних этапов материнства,
девиантным материнством.
II.
Роль матери в
эмоциональном развитии
ребенка раннего
возраста.
2.1.
Особенности эмоционального
развития ребенка раннего
возраста.
Развитие высших
психических функций неотделимо
связано с развитием эмоционально-потребностной
сферы ребенка. Доминирующее в раннем
возрасте восприятие аффективно окрашено.
Аффективный характер восприятия приводит
к сенсомоторному единству. Ребенок
видит вещь, она его привлекает и благодаря
этому начинает разворачиваться импульсивное
поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Дети раннего возраста максимально связаны
наличной ситуацией. Их поведение является
импульсивным, ничто из того, что лежит
вне наглядной ситуации их не привлекает.
Примерно до 2х лет ребенок вообще не может
действовать без опоры на восприятие.
Например, его не может обрадовать игрушка,
которую подарят в будущем, но отданная
сейчас она же вызовет бурную реакцию.
Желания ребенка неустойчивы и быстро
преходящи, он не может их контролировать
и сдерживать; ограничивают их только
наказания и поощрения взрослых. Все желания
обладают одинаковой силой: в раннем детстве
отсутствует соподчинение мотивов. Это
легко наблюдать в ситуации выбора. Например,
если ребенок возьмет игрушку, но увидит
более привлекательную, то тут же бросит
старую и будет просить дать ему именно
ее. Заполучив же желаемое, но заметив
как кто-то катается на машинке сейчас
же побежит к ней, выбросив желаемую игрушку.
Выбрать, остановиться на чем-то одном
ребенок еще не может – он не в состоянии
принять решение.
Развитии эмоционально-потребностной
сферы зависит от характера общения
ребёнка со взрослыми и сверстниками.
И если в младенчестве преобладает
ситуативно-личностное общение, которое
было ограничено узкими рамками ситуации,
в которой удовлетворяются потребности
ребенка, то в раннем детстве эта ситуация
меняется. У него появляется потребность
в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями
в новых впечатлениях и активности, может
быть реализована в совместных действиях
со взрослым. Подробнее о роли общения
в развитии ребенка раннего возраста мной
будет рассмотрено в следующей главе курсовой
работы.
Источник
От автора: Статья посвящена исследованию проблемы влияния отношений ребенка с матерью на протекание его процесса социализации и социально-психологической адаптации. Описывается влияние ранней материнской депривации на отклонения в развитии ребенка, проявляющиеся в задержках психического и физического развития и формировании девиаций в поведении. Подчеркивается важность формирования отношений зависимости между матерью и ребенком и последующей сепарации его для обретения самостоятельности и независимости личности
Как известно, семья может являться как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения [5, 6, 7, 8].
Как правило, первым человеком, который дает ребенку представление об окружающем мире и положении в нем является мать. Ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями. После рождения осознанно или неосознанно мать начинает воспитывать своего ребенка в соответствии со своим первоначальным проектом, согласно которому ребенку могут приписываться положительные или негативные качества. Формирование тех или иных личностных черт у ребенка происходит через создание матерью для своего ребенка зоны свободы или ограничений и запретов, говорящих о доверии или недоверии матери к своему ребенку. Именно этот посыл «считывает ребенок через свое бессознательное начало в общении с матерью [9].
Основы будущего материнства закладываются еще в родительской семье. Проведенные исследования В.И. Брутмана. А.Я. Варги и И.Ю. Хамитова на примере женщин-отказниц показали, что будущие отказницы отвергались своими матерями с детства, что привело к нарушению нормального материнского поведения. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. Ведущая потребность женщины с девиантным материнским поведением – получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью. Предполагается, что для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе – эмоциональная сепарация [6].
В литературе большое внимание уделяется описанию последствий материнской депривации для развития личности ребенка. Исследования показали, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, интеллектуального, социального, могут появиться симптомы физических и психических болезней. Родительская депривация – главная причина психогенной патологии, и низкая самооценка – один из ее первых результатов [15, 16, 17].
Боулби пришел к выводу, что значительная часть делинквентных детей была в раннем возрасте надолго оторвана от матери. Реакцией на отсутствие материнской заботы может являться асоциальная агрессивность, замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность. Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло. Связь ребенка и матери обусловлена выраженной потребностью малыша в близости к ухаживающему за ним человеку. Развитие психических и моторных функций Боулби связывает с развитием способов достижения близости к матери. Такая близость обеспечивает безопасность, позволяет заниматься исследовательской деятельностью, обучаться, адаптироваться к новым ситуациям. Следовательно, потребность в близости – базовая потребность ребенка [15, 17].
Исследования в клинической практике показали, что некоторые дети не выздоравливают без материнской заботы, несмотря на все старания медиков. Если рядом не было матери, они не умели сопротивляться болезни и почти всегда умирали. При материнской заботе они не только оставались живы, но выздоравливали быстрее и буквально расцветали [7].
Общение ребенка с матерью на первом году его жизни формирует базовое доверие или недоверие по отношению к миру. В этих интеракциях важно то, что малыши начинают обнаруживать определенную последовательность, предсказуемость и надежность в действиях своих опекунов. Когда они чувствуют, что родитель последователен и надежен, у них вырабатывается чувство базового доверия к нему. Альтернативой является ощущение недоверия, чувство, что родитель непредсказуем и ненадежен и его может не оказаться рядом, когда в нем будет необходимость. Доверие, таким образом, – это ощущение, что другие люди надежны и предсказуемы. Сирс установил, что дети матерей, которые только демонстрировали свою любовь к ним, а на самом деле были к ним равнодушны, проявляя любовь в обмен на послушание, и которые были нетерпимы к агрессивности, относились к матерям с выраженной зависимостью [15].
Г.С. Саливан считал, что в первые месяцы жизни младенцу свойственен особый вид физической эмпатии с материнской фигурой, так что младенец автоматически чувствует напряженное состояние матери. Если мать испытывает тревогу, ее испытывает и малыш; если мать спокойна, спокоен и малыш. Малышам необходимо чувствовать, что нахождение рядом с другими людьми в основе своей положительно и придает уверенность [15].
В случае, если окружающие ребенка люди, в первую очередь мать, являются гиперопекающими, запугивающими, раздражительными, сверхпедантичными, потакающими, неустойчивыми, придирчивыми, равнодушными у ребенка развивается не чувство принадлежности «мы», а напротив, возникает острая незащищенность и мрачные предчувствия, для которых К. Хорни использует термин «базальная тревога». Это чувство изоляции и беспомощности в мире, представляющемся ребенку потенциально враждебным. Мощное давление базальной тревоги в последующем не дает ребенку относиться к другим людям непосредственно, как подсказывают его реальные чувства, и вынуждает его найти иные пути обращения с ними. Он должен (бессознательно) вести себя с людьми так, чтобы это не возбуждало (или не повышало), а, скорее, смягчало бы его базальную тревогу. Особые установки, проистекающие из подобной бессознательной стратегической необходимости, определены как темпераментом ребенка, так и характером его окружения. Он может попытаться либо вцепиться в наиболее могущественное лицо из своего окружения, либо возмутиться и вступить в борьбу с окружением, либо захлопнуть перед другими двери своей внутренней жизни и уйти от них эмоционально. В принципе это означает, что он может идти к людям, против людей или прочь от них [15, 19] .
Наличие страхов у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, эмоциональное непринятие приводит к возникновению страхов и у ребенка [4, 10]. Мать всегда играет активную роль в возникновении тревоги, особенно в детских неврозах, этиология которых, несомненно, восходит к раннему детству [11].
Исследование ряда психосоматических расстройств, в частности бронхиальной астмы и язвы желудка и двенадцатиперстной кишки показали, что ядро их составляет конфликт, состоящий в неразрешенной зависимости от матери. Вытесненная зависимость от матери является постоянной чертой, вокруг которой могут развиваться различные типы защит характера. Стремление к зависимости может возникнуть в результате того, что в детстве таких детей либо отвергали, либо баловали, соответственно, симптомы болезни выступают как реакция на фрустрацию стремления к зависимости [12, 13].
Нарушение отношений между матерью и ребенком в дальнейшем может проявиться в возникновении различного рода девиаций в поведении ребенка. Исследование матерей агрессивных подростков показало наличие противоречивых родительских ожиданий со стороны матерей: данные матери хотели бы, чтобы их дети обращались к ним за помощью, при этом они также считали, что для мальчиков важно научиться решать свои проблемы самостоятельно. Ситуация, в которой мальчик поощряется и наказывается за одно и то же поведение, определенно делает его конфликтным и усиливает враждебность и чувство обиды. Кроме того, снисходительное отношение матерей к проявлению агрессии против себя способствовало проявлению агрессии дома и развитию агрессивного поведения в целом. Также если подросток воспитывается в семье, в которой его отвергает отец, а мать, в свою очередь, непоследовательна в своем отношении к зависимому поведению своего сына, то подростки в последующем начинают бояться и избегать тесных зависимых отношений [5] .
Воспитывая девочку, мать также может столкнуться с рядом затруднений, связанных с формированием полоролевой идентификации у дочери. Отношения между матерью и дочерью рассматриваются в свете нескольких ключевых проблем, причем в центре стоит сложный процесс идентификации с матерью и отличения от нее. Протекающие между матерью и дочерью процессы идентификации и проекции ведут к передаче новых конфликтов мать-дочь от поколения к поколению. Именно при рождении дочери велика вероятность, что возродится и оживет отношение к собственной матери. При позитивном отношении к собственной женственности женщины фантазируют о своем собственном новом рождении в дочери. Согласно Бергману, рождение дочери может связаться с желанием, происходящим из периода кризиса повторного сближения, приводя к триангуляции в ряду нескольких поколений: быть маминым ребенком, и как мама, самой иметь ребенка. К тому же, может исчезнут и чувство утраты матери, берущее начало в фазе сепарации-индивидуации. Для женщин, которые чувствуют, что не приняты своей матерью, или сами не могут принимать свою мать, есть две возможности: либо они пытаются справиться с неразрешенными конфликтами, воссоздавая былые конфликты в отношениях с дочерью, либо чувствуют, что более или менее осознанно охвачены этими былыми чувствами [9, 20, 21].
Беньямин и другие исследовательницы с сожалением отмечают, что развитие автономии у девочки неизбежно останется недостаточным, пока она не сумеет воспринять и мать как автономный объект со своими собственными правами. А мать со своей стороны способна контролировать свои собственнические и идентификаторские инстинкты и воспринимать дочернюю индивидуальность лишь в том случае, если она сама приобрела достаточную дистанцию от подобной идентификации с собственной матерью. Я-идеал какой-то во всем хорошей матери, никогда не оставляющей ребенка, женский страх, легко ассоциирующий отдаление с разрывом отношений или чувство вины, связанное с агрессией периода сепарации, могут остаться в качестве рудиментов изначального взаимодействия маленькой дочери с матерью. Фрайди описывает матерей, которые после родов теряют всякий сексуальный интерес и как раз после рождения дочери уходят в мир без мужчин. Отрыв от такой матери вызывает у девочки особенно сильное чувство вины и ей страшно внутренне отмежевываться от матери, поскольку она чувствует ее разочарование и печаль[9, 20, 21].
Неразрешенный конфликт в отношениях с матерью препятствует интеграции собственной женственности. Э. Эриксон считал, что идентификация не самоотождествление с другим лицом, а отнесение себя к какой-либо категории лиц или классу людей. В результате такого соотнесения происходит социальная категоризация личности и осознание себя как социального субъекта в данной социальной реальности. Невозможно целостно воспринимать самою себя, опираясь при этом на тотальное отрицание образа матери[15, 20].
Воспитание девочки матерью в неполной семье также в последующем отражается на ее развитии. Психоанализ указывает, что развитие девочки движется от привязанности к матери в направлении идеализации отца. В отсутствие отца такого движения не происходит, так как ориентиры движения утрачены. И оказывается, что ребенок не в состоянии преодолеть влияние психического поля матери. Даже когда отец ругает свою жену, он тем самым способствует сепарации детей от психологического поля матери, так как позволяет взглянуть на происходящее с другой точки зрения, заставляя задуматься, а действительно ли дело обстоит так, как говорит мать[9, 21].
Девочка, растущая без отца, целиком поглощенная психологическим полем матери, не научается диссоциироваться от нее, от ее проблем, эмоциональных состояний. Необходимо, чтобы произошел объективный процесс сепарации-индивидуации в отношениях с матерью[9, 20, 21].
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что в неполных семьях зачастую происходит формирование сверхзависимости между матерью и ребенком. Дети в таких семьях, не сумев построить собственный «Образ-Я», могут остаться с мамой и прожить с ней всю жизнь. При этом осознанно или неосознанно мать будет привязывать их к себе, испытывая страх одиночества и старости. Становясь одинокими людьми, такие «выросшие дети» испытывают повышенную тревожность перед миром, остро чувствую свою незащищенность и уязвимость. Их мучают страхи, они мнительны и подозрительны, ожидая от окружающих людей каких-либо неблаговидных поступков по отношению к себе. Часто такие негативные ожидания преувеличены и не связаны с реальным отношением к ним людей. Они стремятся найти защиту у мамы, которая, как им кажется, надежно, как «стена», закрывает их от агрессивного и непредсказуемого внешнего мира [9].
Однако нельзя говорить односторонне, обвиняя во всем только мать, которая в своем материнстве ищет путь спасения от одиночества. Вполне оправданно можно говорить и о вине ребенка – сына или дочери. Сына или дочь, вступающих в период подростничества или юности, можно обвинять в том, что они не борются за себя, за свое взросление и за свою самостоятельную жизнь. В определенном смысле они пользуются матерью, ее жизненной силой и опытом, испытывая страх перед взрослением. Ведь стать взрослым – это взять на себя обязательства, усвоить социальные нормы и запреты, принять долг любви, материнства и отцовства. Это все – тяжелый ежедневный труд, исполняемый не столько по желанию и в соответствии с принципом удовольствия, сколько по чувству долга и в соответствии с принципом объективно-необходимого [9].
Подводя итог описанию дисгармонии в отношениях между матерью и ребенком, неизбежно возникает вопрос: каковы пути коррекции данных отклонений и как помочь всем членам семьи обрести личностную зрелость и встать на путь личностного роста и гармонии в развитии. До самого конца жизни дети могут предъявлять претензии матери и перекладывать на нее ответственность за собственные недостатки. Терапия же может помочь изменить это переложение ответственности, признать собственный вклад в эти проблемы и распутать многие осложнения между матерью и детьми через понимание (в смысле эмпатии) судьбы собственных родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. Учебное пособие.- Л., 1989Барабанщиков В.А., Ломов Б.Ф.: Системный подход к исследованию психики // Психологический журнал, 2002, том 23, №4, С.27-38Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. – 1968. – №6.Н. Аккерман. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Семейная психология. Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – Спб.: Речь, 2007, с. 228-244.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 512 с.Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал, 2000, том 21. №2, с. 79-87Матейчик З. Родители и дети. Пер. с чешского. М., 1992Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.- СПб., 2000.Самоукина Н.В. Психология материнства // Прикладная психология, 1998, №6, с. 79-95.Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007. 218 с.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – 1997.- 384 с.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2006 – 336 с.Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 2009. – 464 с.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2006, 352 с.Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. – СПб.: «Речь», 2002. – 416 с.Роджер Р. Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. – СПб., 2003. – 416 с.Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.Хорни К. Женская психология. – СПб., 1993.Белл К. Мать и дочь – трудное равновесие
Пухова Т.И. Повторение пути, пройденного матерью// Журнал практического психолога 2000, №12, с. 61-73.
Источник