Роль логического мышления в интеллектуальном развитии ребенка
Римма Ильина
Консультация для воспитателей «Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»
Ильина Римма Васильевна, старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка «Звездочка»– детский сад №8» города Железногорска Курской области
Консультация
«Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»
Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность).
В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.
Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.
Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.
Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.
В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению. Но что же такое логика и нужна ли она маленькому ребенку? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в историю.
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой.
Во-вторых, логика — это закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой.
Слово «логика» употребляется и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей. В этом значении она используется чаще всего.
Итак, логика — это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению.
Формальная логика — одна из древнейших наук. Отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться в 6 в. до н. э. в древней Греции и Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая — в Европе и на Ближнем Востоке.
Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами ораторского искусства как часть риторики. Эта связь прослеживается в Древней Индии, Древней Греции, Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии, в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Об этом пишет известный русский востоковед академик В.Васильев: «. Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи,их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые истории».
Дискуссии были распространены и в Древней Греции. Выдающиеся ораторы пользовались большим уважением. Их избирали на почетные государственные должности, отправляли послами в другие страны.
Подавляющее большинство людей размышляет и рассуждает, не обращаясь за помощью к специальной теории и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны считать свое мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля, как например, дыхание или ходьба. Разумеется, это заблуждение. Наше стихийно сложившееся и неосознанное умение мыслить логически правильно далеко не всегда достаточно. Все мы умеем правильно говорить, но это не делает ненужным изучение грамматики. Логическая интуиция нуждается в прояснении не меньше, чем грамматика. Понимание принципов логической деятельности — одно их самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своем анализе.
Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чем ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утверждение «вы ошибаетесь» никого не убедит. Нужно показать, в чем человек ошибается.
Знание логики не только помогает убеждать людей в ошибочности их убеждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях.
Изучив типичные ошибки и освоив навыки их обнаружения, ошибки замечают мгновенно, почти автоматически. Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми человек ранее не встречался.
Как наука, логика изучается в высших и специальных заведениях. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами.
Логическое мышление — это умение сравнивать, анализировать, рассуждать, делать умозаключения. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовывать себя в ней, не растеряется, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Чтобы понять, доступна ли логика дошкольнику, вспомним особенности мышления детей в дошкольном возрасте:
1) ребенок решает мыслительные задачи в представлении — мышление становится внеинтуитивным.
2) речь приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач
3) детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления
4) появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возникает планомерность мышления
5) экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения
Таким образом, к концу дошкольного возраста развиты следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы логического мышления. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии (у младших дошкольников). Наглядно-образное мышление — это мышление образами, умение решить задачу в представлении (старшие дошкольники). Таким образом, особенности мышления указывают на то, что логические операции доступны детям дошкольного возраста.
У детей формируется умение рассуждать, делать умозаключения. Значит, на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки и умения, приобретенные в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе.
Но все мыслительные операции развить за один год невозможно, становление мыслительной деятельности происходит на протяжении всего дошкольного периода.
К проблеме развития мыслительных операций обращались не только известные мыслители и философы прошлых веков. Эти вопросы волновали и методистов-математиков, занимающихся математическим развитием дошкольников. Так, в материнских школах Франции выделялись три вида деятельности дошкольников: классификация, сходство, формирование понятий пространства и времени. Французскими педагогами предлагалась целая система логических игр для детей разного возраста. В играх у детей развивалась способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умению переносить усвоенное в новые ситуации. Дети 5-6 лет, используя математический язык, должны были четко и кратко излагать свои мысли, обнаружить и исправить ошибки, допущенные другим ребенком. М. Фидлер (Польша) и Э. Дум (Германия) также придавали особое значение в математической подготовке — умению детей классифицировать и упорядочить предметы по различным признакам. Бельгийский математик Ж. Пате в своей методике формирования представлений об отношениях использовал многоцветные графы, которые способствовали развитию абстрактного мышления как предпосылки логического мышления.
Из советских педагогов развитию начал логического мышления уделяли внимание:
1) Н. И. Непомнящая в своем исследовании «Использование наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач».
2) Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лавреньева в своих исследованиях «Способность дошкольников к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями»
В настоящее время некоторыми педагогами используется идея простейшей логической подготовки дошкольников (А. А. Столяр).
Однако, несмотря на совместный научный поиск зарубежных и отечественных педагогов, психологов проблема развития логического мышления на современном этапе по-прежнему остается актуальной.
Одной из важных причин раннего знакомства детей с логикой является изменившееся система дошкольного образования и проблема неготовности к учебной деятельности.
Несмотря на внешнюю привлекательность читающих и пишущих детей существует проблема в начальной школе — неумение детей логически мыслить, правильно оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения, отличить главное от второстепенного. Значит, одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в школьную учебную деятельность. Поэтому очень важно в дошкольный период развить у детей навыки логического мышления. Если они не сформированы, то ребенку будет труднее даваться учеба — решение задач, выполнение упражнений потребуют от него больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учебе.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мылить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовольствие.
Вторая причина актуальности темы (логическое мышление и математика) — это растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.
Стремительное наступление эры информации приводит к неуклонному перекачиванию трудовых ресурсов в информационную сферу многих видов человеческой деятельности. Следствие этого очевидно – вычислительная техника будет партнером наших детей в течение всей их дальнейшей жизни. Освоив основы логики и информатики как можно раньше, ребенок может применять полученные знания практически в любой профессии.
Источник
Дети могут делать то, что они хотят.
А вот захотеть они должны то,
что хочет взрослый.
Ж.Ж.Руссо
Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме:
«Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Идея опыта: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.
Цель: Формирование интеллектуальных способностей дошкольника по средствам развития логического мышления.
Задачи:
- Создавать условия для полноценного развития детей.
- Способствовать росту зоны ближайшего развития, повышение зоны актуального развития детей дошкольного возраста.
- Внедрять в воспитательно-образовательный процесс новые
формы развития дошкольников.
Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.
А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка, гражданина”
Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении трёх лет.
Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, центр «Занимательной математики», куда вошли разнообразные дидактические игры, математические развлечения. Работая над опытом формирования логического мышления у старших дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:
1.Изучение эффективности развития мышления дошкольников с использованием дидактических игр, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.
2.Определить педагогическую эффективность дидактических игр, как одной из форм развития логического мышления в дошкольном возрасте
Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,(сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации, кодирования со знаком отрицания.
Поэтому мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.
Результаты диагностики показали: с высоким уровнем – % детей, со средним уровнем – % детей, с низким уровнем – % детей.
Работая по программе «Детство» В.И, Логиновой и Т. И. Бабаевой я определила цели и задачи своей работы.
Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).
Задачи, которые я поставила перед собой:
1. Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Наблюдая за игровой деятельностью детей я отметила, что наибольший интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания настольных , творческих и дидактических игр. Я составила перспективный план, который определяет следующие формы работы по решению основных задач:
-организация предметно развивающей среды
-организация работы на непосредственно образовательной
деятельности
-организация совместной и самостоятельной деятельности
Организация работы на непосредственно образовательной деятельности , я предпочла перспективное планирование.
На непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию внесла Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Танграм», счетные палочки и другие развивающие игры
В ходе непосредственно образовательной деятельности использую следующие игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
3. Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому мною материалу, создание эмоционального фона занятия.
4. Метод предварительной ошибки – так же эффективен, особенно при закреплении материала.
• Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
• Индивидуальная работа.
Считаю целесообразным детей с низким уровнем с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общей непосредственно образовательной деятельности и способствует, как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.
• Предлагаемые мною игры предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
.
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности Здесь я определила следующие пункты:
• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в
самостоятельную;
• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
• Учитывание временных рамок.
Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3-5человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.
В группе организована работа с родителями по развитию интеллектуальной культуры детей. Провожу анкетирование родителей с целью осведомлённости по теме: «Логическое мышление в развитии интеллектуальной культуры детей». Организован информационный стенд для родителей «Занимательная математика», система адресных консультаций, картотека игр «Поиграем дома», оказывается методическая помощь в их проведении.
Ежеквартально проводятся дни открытых дверей «Приходите в гости к нам», совместные праздники «Весёлые встречи».
Родители привлекаются к изготовлению дидактических материалов и атрибутов к играм.
Результативность опыта
Проанализировав результаты своей работы, я провела диагностику на конец учебного года и пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты.
Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.
Результаты диагностики показали динамику роста развития детей. %%%%%%%%%%
Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) Все дети знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации.
б) Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.
Результаты диагностики показывают , что за время работы мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие.
В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». …
Благодарю за внимание!
Источник