Роль литературы в развитии личности ребенка

Роль литературы в развитии личности ребенка thumbnail

Тема: «Роль детской литературы в развитии личности ребенка»

Работу выполнила: Бикбова В. М.

Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Дети, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Детские произведения направлены на то, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.

Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

Большой раздел детской литературы посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. При подборе рассказов данного раздела ставится задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.

Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу следует вести так, чтобы вызвать у детей эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения рассказа, следует поговорить с детьми об организации практических дел, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами.

Важную роль играет эмоциональный настрой самого педагога. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ребятам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции педагога передаются детям, способствуют формированию у них определенного отношения к прочитанному.

Направленность вопросов, подведение итогов обсуждения прочитанного произведения должны будить мысль ребенка, быть “проблемными”.

Нередко дети оценивают поступок на основе лишь внешних фактов. Они ограничиваются чаще всего словами “поступил хорошо” или “поступил плохо”. Помочь детям выразить мысль более точно и определенно – значит помочь им осознать нравственную сторону поступков и чувств литературного героя.

Главной целью литературного чтения, является развитие личности ребенка, его интеллекта, эмоциональной сферы, нравственных представлений.

Итак, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения – в неразрывном единстве всех этих проявлений.

Прежде всего, надо знать, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя различные методы, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого, во-вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.

Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы ребенок хотел правильно поступать и поступал правильно, во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди, и сам упражнялся (это самое главное!) в правильном поведении.

Читайте также:  Анамнеза развития ребенка в доу

Словесное воздействие. Важную роль в формировании личности детей играет живое слово педагога, с которым он обращается к воспитуемому. Роль второй сигнальной системы в организации поведения ребенка очень велика. Поэтому метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения, формирования у детей правильных моральных (нравственных) представлений и понятий. Все это тем более необходимо, что у многих ребят, имеются незрелые, ошибочные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных понятий (например, ложное понимание дружбы и товарищества, упрямства, мужества и смелости и т.д.). Именно этим и объясняются многие случаи неправильного поведения детей.

Личный пример. Большое значение в формировании личности ребенка имеет личный пример воспитателей, учителей. Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. Педагогу всегда надо помнить, что он является образцом, примером для воспитанников, поведение которых иногда просто отражает его собственное достоинство или недостатки. Учитель должен предъявлять к себе и своему поведению самые строгие требования. Справедливо говорится, что учитель – человек, специальностью которого является правильное поведение.

Упражнения в правильном поведении. Главное, основное в воспитании личности, как уже отмечалось, – это организация практического опыта в правильном поведении. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно научаются выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм.

Литературные герои могут служить в качестве примера. Эмоциональное подключение к полюбившемуся персонажу создает лично значимую ситуацию. Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Роль одобрения и осуждения. Воспитывая личность ребенка, конечно, нельзя ожидать, что он сразу при всех условиях и обстоятельствах будет выбирать правильные формы поведения.

Действенные средства регулирования и коррекции поведения – одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение, поощрение служат средством подкрепления и благодаря этому средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, порицание, наказание являются средством торможения и задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.

Главной целью литературного чтения, является развитие личности ребенка, его интеллекта, эмоциональной сферы, нравственных представлений.

Воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений. Для этого существуют различные средства и методы. Мы рассмотрели основные из них: методы словесного воздействия, роль личного примера воспитателя и организация упражнений в нравственном поведении, опыт общественного поведения. Существуют разные формы занятий по чтению. Но их объединяет одно, – они дают ребенку возможность поделиться с товарищами радостью пережитого. Узнать, что их интересует и волнует.

Литература:

  1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А.Каирова. – М., 1979.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Л., 1997.
  3. Диалоги о воспитании (Книга для родителей). / Под ред. В.Н.Столетова. – 1984.
  4. Доброта начинается с детства. // Начальная школа. – 2000. – №4.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.
  6. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1980.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  8. Практикум по детской психологии. / Под ред. Г.А.Урунтаевой. – М., 1995.
  9. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М., 1984.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.

Источник

Выступление на педсовете:

« Роль художественной литературы в развитии личности ребенка»

Воспитатель:

Бахтыгареева Р.Р.

Бирск 2019 год

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение личности ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение.

Главная задача ознакомления детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

Читайте также:  Центр развития ребенка 1007

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка.

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:

– беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

– придумывание однокоренных слов;

– использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

– пересказ сказки по ролям.

– чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др.;

– беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др.;

– игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

– дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.

-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями.

Особая роль в жизни и воспитании личности ребенка отведена сказкам. Это первая художественная форма с которой дети начинают знакомство с литературой.

Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Во время чтения сказок я беседую с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям. После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения. Иногда предлагаю детям после чтения сказки нарисовать «Волшебную картину». Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы (например, шапка-невидимка или сапоги-скороходы) и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги). После этого дети вырезывают эти предметы, а затем составляют общий коллаж: «Волшебную картину». По желанию дети могут придумать новую сказку. Затруднения у детей вызывают задания- «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы. Дети очень часто произносят необычные фразы, поэтому я планирую создать рукописную книгу «Говорят дети». Провели выставку книг и рисунков «Моя любимая сказка». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.

Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни.

Большую роль художественное слово играет и в организации всех режимных моментах. При проведении гигиенических процедур, использую русские народные потешки: «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…», «Кран, откройся! Нос, умойся…». При одевании на прогулку «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться…». Во время приема пищи в игровой форме: «Идет коза рогатая…», «Ай, качи-качи-качи…».

На прогулках неоднократно читаю стихи о природе, времени года, животных «Солнышко- ведрышко…», «Дождик-дождик…», «Ты мороз, мороз, мороз…» и т.д. загадываю загадки, начинаю знакомить и пословицами, поговорками. Причесывая девочек после сна читаю потешку: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» тем самым дети непринужденно запоминают содержание и сами их читают, переносят в игровую деятельность.

В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

Читайте также:  Влияние витаминов на развитие ребенка

Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.

Важное место в своей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок.

К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Провела литературную викторину «Сказки К.И. Чуковского». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, такими как Мойдодыр и Айболит, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений в исполнении автора.

Работу с родителями строю на основе перспективного планирования. Провела анкетирование родителей. Из анкет узнала, что большинство детей имеет дома библиотеку детских книг. В основном дети любят, когда им читают сказки. Детям нравится любая деятельность, связанная с художественной литературой совместная с родителями.

Рассказываю на консультациях и в индивидуальных беседах о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка читают ребенку, высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы.

Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и детей. Как сориентировать родителей в книжном мире?

В родительский уголок помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения. Постоянно действуют рубрики «Повторите с детьми», «Что читать детям», знакомящие родителей с новыми детскими книжными изданиями. Провела консультации для родителей по теме: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Научите ребенка любить книгу», оформила памятку для родителей.

Особенность художественной литературы заключается в том, что она расширяет представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важна для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Литература

1.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга » (издательство «Акцидент », С-П 2006г).

2. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева – М.: изд. “Педагогика”, 1998. – 138 с.

3. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 1994 .

4. ПавловаЛ.Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание №10, 1990.

5. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Русской – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.

6. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями

А.Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 1998.

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176 с.

8. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина – М.,1999.

9.Юченкова Л. А. Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.

Источник