Роль кукольного театра в развитии речи ребенка
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка.
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.
В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
С детьми третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа, настольного и пальчикового театра.
Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
По мнению известного психолога А.Н. Леонтьева, «развитая игра-драматизация
– это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей».
Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки , театр марионетки.
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров , которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа , изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки , стихотворения или потешки.
В театре бибабо, используются куклы перчаточного типа:кукла, полая внутри , надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний. Остальные пальцы прижимаются к ладони.
Занимаясь с детьми театром , мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной , наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки . полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Источник
Коноплева Елена Дмитриевна
Высшая квалификационная категория
город Прокопьевск, Кемеровской области
МКУ «Детский дом №6 «Огонёк»
Название материала:
Роль кукольного театра в развитии речи детей с ЗПР
Слайд №1
Использование игровой деятельности для коррекции недостатков развития и речи детей является в современной психологии и педагогике актуальной проблемой. Это обусловлено значимостью игровой деятельности, в том числе театрализованной игры, для детей с нарушением в развитии. Работая с детьми с ЗПР, можно отметить, что у детей данной категории отмечаются трудности в структурировании словаря, связном оформлении высказывания, в овладении навыками словообразования и как следствие – нарушение навыков вербальной и невербальной коммуникации. Одна из форм работы по развитию навыков коммуникативной компетентности, которую мы используем в своей работе с детьми, является – театрализованная игра. Именно в ней создаются условия для непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнёрства, когда общение оптимально мотивировано. Одним из видов театрализованной деятельности, который я широко применяю в своей практике, является – кукольный театр. Куклы, являются непременным атрибутом детства и имеют особое значение для психологического развития детей, их социализации.
Слайд №2
В своей работе применяю различные виды кукол:
теневые, ростовые, пальчиковые, тростевые, перчаточные.
Слайд № 3,4,5
Особенно хотелось бы остановиться на использовании перчаточных кукол в своей работе. Ведь именно они «приводят» ребенка за ширму, которая позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться.
Слайд № 6
Так, даже если малыш боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается и начинает говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой. Перчаточные куклы, умело используемые во время непосредственной образовательной деятельности, помогают вызывать у детей положительные эмоции и ослабить их нервное напряжение.
Кукла на руке у взрослого или ребенка, выступающая в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, и побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.
Для взрослого кукла – замечательная возможность корректного воспитательного воздействия, которое не воспринимается детьми как поучение и не вызывает у них негативных эмоций. Например, в ответ на торопливую речь ребенка кукла, управляемая педагогом, может отрицательно качать головой, закрывать уши руками, отказываться слушать. И наоборот, если он говорит правильно, кукла хлопает в ладоши и даже подпрыгивает. Ребёнок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, слова, поведение; учится находить адекватное выражение своим эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации.
Слайд №7
Коррекционная роль театрализованных игр состоит в том, что они развивают не только языковые компоненты речи, но и умение применять их на практике.
Формируется словарь- идет обогащение словаря новыми словами. Например, знакомя дошкольников со сказкой «Колобок», в которой есть новые слова: сусеки, амбары, печка. Затем вводятся слова в речь детей, т.е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласкательным суффиксом) и т.д.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы. В процессе работы незаметно активизируется словарь детей через знакомство:
– с театральными профессиями (актер, режиссер, т.д.);
– с театральными жанрами: драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др.;
– с разными видами кукольных театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо и др.
– с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.;
– с хорошей литературой, настоящей поэзией.
Развивается связная и монологическая речь.
После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать.
Все это обыгрывается на небольших рассказах.
Также идет развитие и диалогической речи. Работа начинается с небольших потешек, далее составляются небольшие рассказы.
Развивается и звуковая культура речи. Отрабатывается правильное произношение звуков и их автоматизация в речи. Например, дети подражают животным, издавая характерные им звуки (звукоподражание).Формируется самоконтроль и контроль за звукопроизношением со стороны взрослого и партнера.
Осуществляется развитие фонематического слуха.
На занятии используются музыкальные инструменты – звоночек, барабан, дудочка. Как они звучат – высоко или низко, далеко или близко. Используются музыкальные игры, дети под музыку имитируют движения животных.
Здесь развивается интонационная выразительность речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен – говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.
Развивается сила голоса и дикция.
Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим все было хорошо слышно и все понятно.
Слайд№7
Кукольный театр развивает мелкую моторику и координацию рук.Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мозга, следовательно, речи и мышления. Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук – ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих перчаточных партнёров по спектаклю, передавая им свою энергию.
Развитие мелкой моторики при помощи кукол провожу поэтапно.
Слайд №8
На Iэтапе дети учатся правильному физиологическому и речевому дыханию, укреплению пальцев, самомассажу рук, пальчиков.
Сначала дети делают пальчиковую гимнастику без кукол. Это способствует большему развитию пальцев.
Дальше на этом этапе занимаюсь с детьми упражнениями на развитие эмоций, делаем артикуляционную гимнастику. Предлагаю детям упражнения на выразительность мимики, жестов движений, воображения, упражнения на интонационную выразительность, развитие дикции, речи. Для снятия напряжения учу детей расслаблению, развиваем плавные движения рук. Занимаемся с детьми пальчиковыми играми, упражнениями на развитие психических процессов.
На IIэтапе: учимся работать с большими куклами.
Это подготовка рук к вождению кукол. Например: упражнение «Двигаем голову куклы». Дети закрепляют знания, что указательный палец двигает головку куклы. Сначала одной рукой, потом другой, далее одновременно обеими руками.
Гимнастика с куклами учит движениями куклы передавать характер кукольного героя, его поступки. Например: дети надевают куклу-лису на руку, под музыку показывают куклой то, что показывали пластикой тела.
Дети в диалогах между собой ищут выход из проблемной ситуации, дают характеристику поступкам героев, делают выводы: как было, как нужно поступить. Решают, чему учит этюд, сценка, спектакль.
Слайд № 9,10,11,12
Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней проявляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Диалог между детьми становится необходимой составляющей в игровой деятельности между детьми. Работа с детьми, с использованием различных видов кукол дала положительный результат. Речь детей стала более интонированной, в ролевых играх и драматизациях отмечались не только высказывания ориентировочного типа, но и высказывания с элементами планирования.
Слайд № 13
Спасибо за внимание!
Использованные информационные технологии:
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=from=yandex.ru
Картинки в ПНЖ сказочные персонажи.
Диаграммы
Источник
Куренкова Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети возможно раньше овладели своей родной речью, говорили красиво и правильно. Чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Я работаю с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения.
В работе с детьми, имеющими особенности в развитии интеллектуальной сферы (8 вид), используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родному языку и речи на уроках русского языка, различные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература).
В своей работе с обучающимися я использую такой нестандартный педагогический метод по развитию речи, как кукольный театр. В раннем детском возрасте кукольный театр – популярная форма досуга. Но в школьном возрасте кукольный театр уже нельзя рассматривать только как развлечение. Очень важно его воспитательное, познавательное и развивающее значение.
Кукла помогает установить контакт с ребенком, если он эмоционально «зажат». Дети скорее согласятся дать руку кукле, чем взрослому человеку. Активно взаимодействуя с куклой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром и людьми.
Мои ученики с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать обучающихся к самостоятельным театрализованным играм, к постановке знакомых литературных произведений. Особо хочу отметить, что положительный эффект в развитии речи ребенка дает необходимость четко сочетать в театральном действии речь и движение, работа над эмоциональной окраской и выразительностью речи кукольного персонажа. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми), артикуляционной гимнастики, пальчикового тренинга.
Занимаясь кукольным театром, дети с нарушениями речи могут самостоятельно анализировать основные характеристики звука, улучшают звукопроизношение, учатся соотносить внутренний выбор коммуникативных воздействий с внешним выражением их интонаций, повышают эмоциональный интеллект, узнают как преодолевать волнение, убеждать и увлекать слушателей, поддерживать интерес аудитории, контролировать поведение.
Обучение вождению кукол – дело сложное. Когда пришла идея использовать кукольный театр как средство обучения и развития речи у детей, то большую помощь в реализации этого замысла мне оказали актеры Санкт-Петербургского кукольного театра «Карлсон-хаус».
Репертуар для школьного кукольного театра мы с детьми подбираем сами. Основа репертуара – переработка известных сказок, музыкальных произведений, а также «Необыкновенный концерт», в котором принимают участие Маша и Медведь, Буренка из Масленкино, герои сказок Олеси Емельяновой. Выбирая репертуар, мои ученики учатся понимать темы текстов, выбирать, систематизировать и синтезировать соответствующий теме материал, редактировать собственный текст, вкладывать в текст эмоции, озвучивая и сопровождая своего героя.
Знакомясь с лучшими речевыми образцами, дети совершенствуют на практике и грамматический строй речи, говорят распространенными предложениями. Как учителя-словесника меня особенно радует и то, что речь моих учеников становится образной, активизируется ее различные стороны – словарь, диалог, монолог, дикция, эмоциональность.
Сегодня кукольный театр можно купить, можно сделать своими руками. Нам в этом вопросе повезло. Конечно, пришлось приложить руки. На уроках технологии ученики с помощью учителя изготавливали из обычных игрушек кукольных персонажей. Сегодня некоторые из них по праву занимают место на постоянно действующей выставке «Герои нашего театра».
Актеры театра «Сказка» с нетерпением ждут выступлений. Наш зритель – это учащиеся нашей школы № 7 Красносельского района, ученики начальной школы и групп «Особый ребенок». Зрители добрые, открытые, благодарные. А с каким волнением после выступления ребята вместе с куклами выходят на поклон! А сколько радости у зрителей, когда они могут потрогать, погладить куклу и даже станцевать! «Спасибо за добрую и поучительную сказку, игра актеров завораживает и восхищает», – говорится в одном из отзывов в Книге гостей театра «Сказка».
Занимаясь с детьми кукольным театром, я делаю жизнь моих учеников интересной и содержательной, наполняю ее яркими впечатлениями и радостью творчества, но самое главное – этот вид деятельности может быть своеобразным шагом интеграции ребенка в обществе и эффективным средством коррекции и развития речи.
Источник
Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Занятие в средней группе
«Использование кукольного театра в развитии речи детей».
Подготовила Волкова М.
Цель:
Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки, свободно общаться и двигаться.
Задачи:
1. Формировать интерес к устному народному творчеству.
2. Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать детей к импровизации.
3. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
4. Поощрять творческую инициативу.
Оборудование: ширма, куклы для сказки «Колобок», , модели деревьев, музыкальный центр.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Музыка», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация».
Непосредственная образовательная деятельность.
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, т.е. пожелаем им здоровья.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Теперь у нас с вами хорошее настроение.
– Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да. Очень любим.
Воспитатель: Сказка по лесу идёт –
Сказка за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
Сегодня я приглашаю вас в волшебный мир сказок.
Ребята, в русских народных сказках главными героями были богатыри. А какими они были?
Дети: добрыми, сильными, смелыми, здоровыми.
Воспитатель: Да, самое главное – здоровыми.
А какое сейчас время года?
Дети: зима.
Воспитатель: Правильно зима. В холодное время года наши ребятки очень часто болеют, чтобы этого не было проведём массаж «Неболейка».
Массаж «Неболейка».
Массаж биологически активных точек «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний)
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
(поглаживают ладонями шею мягкими движениями рук сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
(указательными пальцами растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошки держим козырьком.
(прикладывают ко лбу ладошки козырьком и растирают его движениями в стороны одновременно)
«Вилку» пальчиками делай,
Массируй ушки, ты умело.
Знаем, знаем – да – да – да
Нам простуда не страшна.
(потирают ладони друг о друга)
А давайте вспомним какие сказки мы с вами знаем. Приготовили все ручки.
Пальчиковая гимнастика «Сказки».
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» –
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.
-Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?
Дети: Куклы.
Воспитатель: А как называют людей, которые управляют куклами?
Дети: Кукловоды.
Воспитатель:
– Кто сегодня желает быть кукловодом? Мне нужно 7 человек. Остальные будут зрителями. А я буду режиссером, можно? Кукловоды подойдите к столу и выберите себе куклу. Кто выбрал куклу, познакомьтесь с куклой, нежно её погладьте, прижмите к себе, согрейте своим дыхание, чтобы ожила ваша кукла. Подумайте, каким голосом говорит ваша кукла, как она двигается?
Кукольный спектакль «Колобок».
Рассказчик: Дед и баба жили-были
Колобок они слепили.
В жаркой печке испекли,
И к окошку поднесли.
Баба: Мы живём, не тужим
С дедом дружно.
Сделаю для деда
Всё, что нужно.
Испеку я колобок для деда.
Дед: Я жену люблю и уважаю,
Никогда её не обижаю.
Всё она в хозяйстве разумеет,
Колобки всех лучше печь умеет.
Баба: (со слезами)
Положили на окошко,
Чтобы он остыл немножко,
Положили, чтоб остыл,
Колобка и след простыл.
Дед: Покатился он туда,
Где и не был никогда.
Колобок: Я весёлый Колобок,
Колобок.
Колобок – румяный бок,
Колобок.
До чего же я хорош и пригож
А другого ты такого не найдёшь!
Рассказчик: Он катился, не скучал,
Вот и зайца повстречал.
Заяц: (поёт) Я хороший, добрый зайка,
Я весёлый попрыгайка.
Я морковку обожаю,
А волков не уважаю.
(говорит) Ты откуда, Колобок
Колобок – румяный бок?
Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц,
Послушай, какую я тебе песенку спою.
С Дедом, с Бабой не простился,
Просто взял и покатился.
А от зайца на лугу
И подавно убегу.
Рассказчик: Покатился он туда,
Где и не был никогда.
Он катился, не скучал,
Вот и волка повстречал.
Волк: Про меня, про волка,
Говорят, я страшный,
Говорят, зубастый,
Говорят, опасный.
Ты откуда, Колобок
Колобок – румяный бок?
Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Волк,
Послушай, какую я тебе песенку спою.
С Дедом, с Бабой не простился,
Просто взял и покатился.
Мимо зайца на лугу.
И от волка убегу!
Рассказчик: Он катился, не скучал,
И медведя повстречал.
Медведь: Я мишка-медвежонок,
Бурый я с пелёнок.
Лапы, как у папы,
Тоже косолапы.
Я мёд люблю покушать,
И сказочки послушать.
Ты откуда, Колобок
Колобок – румяный бок?
Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Медведь,
Послушай, какую я тебе песенку спою.
С Дедом, с Бабой не простился,
Просто взял и покатился.
Я от зайца убежал.
Волка видел – не дрожал!
И от мишки я в лесу
Бок румяный унесу!
Рассказчик: Покатился он туда,
Где и не был никогда.
Вот и встретил он в лесу
Очень хитрую лису.
Лиса: Я лисонька, лисичка,
Я рыжая лиса.
Мой хвост – моё богатство,
А мордочка – краса.
Ты откуда Колобок
Колобок – румяный бок?
Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Лиса,
Послушай, какую я тебе песенку спою.
С Дедом, с Бабой не простился,
Просто взял и покатился.
Я от зайца убежал.
Волка видел – не дрожал!
Я от мишки убежал.
А от тебя Лисичка
И подавно убегу.
Рассказчик: Всё услышала лисица,
Но хитрющая косится.
Лиса: Я услышать не могу,
Сядь на верхнюю губу.
Рассказчик: колобок покорно сел
И опять свое запел.
Лиса: Я не слышу дурачок
Сядь ко мне на язычок.
Рассказчик: колобок покорно сел.
А лиса его…
Лиса торопливо: успокаивая всех,
Нет, нет никто его не съел!
Он такой хороший, буду я с ним дружить!
Ребята, положите своих кукол на стол, где они с нетерпением будут ждать встречи с вами.
Вот и закончилась наша сказка. Но конец у нашей сказки необычный. Хитрая лиса не съела колобка, а решила с ним дружить. Мне бы тоже хотелось, чтобы ребята в нашей группе тоже были дружными. А сейчас давайте споем песню о дружбе.
Источник