Роль конструктивной деятельности в развитии ребенка

Роль конструктивной деятельности в развитии ребенка thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №4 детский сад «Звёздочка»

Воспитатель высшей категории: Николаева Т. В.

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,

является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный

неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему

ребенку – его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов

мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое

пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек,

коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование – пустое развлечение или полезная,

развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических

процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

1 Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2 Конструирование также способствует развитию образного мышления:

ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на

некоторый образ того, что получится.

3 Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ

постройки, описание пространственного расположения отдельных

деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных

действиях – развивается также и речь ребенка, расширяется его

словарный запас.

4 Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику,

глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5 К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как

усидчивость, внимательность, самостоятельность,

организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6 А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 – 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 – 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В

этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому,

дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки

соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это

позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла “подросла”, и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река “разлилась”, и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть

очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе

заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия.

Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической

точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный

строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной

формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих

пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным

возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного

возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру

постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у

некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например

цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному возрасту конструирование становится

самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как

возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более

сложными и интересными, в них используется большее количество

разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в

сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные

королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий

вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство

уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не

Читайте также:  Игры для развития ребенка от годика

заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!!

Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании

окружающей действительности, они способны дать элементарную

эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно

поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,

привлекать внимание детей к архитектурным и художественным

достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни,

маяки).

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям

познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора.

Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему

другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.

Игры со строительным материалом

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования

мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта

(действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные о различной форме, величине, цвете предметов), координации

движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию

сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться

результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат

действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой

стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают

свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой

вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому

самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании

существуют правила, которых родители должны придерживаться.

1 Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно

как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у

ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете

быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не

строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное

выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо

правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке

кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из

коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь

постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.

2 Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов,

например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь

возьми еще кубик – вот так! ( Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком

способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает

он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и

навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш

строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские

способности, а более важная сложная сторона – творческие способности –

останется на примитивном уровне.

3 Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих

силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не

только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать

подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою

ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в

собственных силах.

4 Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с

постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент

называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь

малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые

«будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда

постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.

5 Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не

будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы

ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые

игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета,

размера.

6 При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по

своему усмотрению последовательность проведения игр, так как

последовательность предполагает нарастание степени сложности

конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный

переход от простого к сложному.

Вывод.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут

вашему ребенку развивать:

· мелкую моторику;

· пространственную ориентацию – представление о расположении предметов

в пространстве и относительно друг друга;

· воображение;

· творческие способности;

· узнать много нового;

Читайте также:  Способы развития мышления ребенка

· совершенствовать элементарные технические умения;

· активизировать словарь.

Картотека игр по конструированию

(младший дошкольный возраст)

  1. «Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. – Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

2 «Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик

Материал: кирпичики.

Ход игры. приносим набор пластмассовых домашних животных и предлагаем построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

  1. «Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

4 «Ворота для машины Айболита»

Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.. Материал: кирпичики

Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше., нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

5 «У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал: кубики и кирпичики. призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.

6 «Городок для кукол»

Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

Материал: кубики и кирпичики призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. – Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам., создадим свои дома., придумаем свои постройки.

7 «Складываем фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры:

Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом треугольники, квадраты.

8 «Придумываем фигуры»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры:Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

9 «Лесенка для черепашки»

Цель: Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры. В группе дети находят семью черепашек. Воспитатель заранее строит в группе водоем и предлагает детям построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.

Источник

Статья:

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Читайте также:  Развитие мышления умственно отсталого ребенка

Выделяются два типа детского конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность значит существенно обеднять развитие детей.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Согласно Т. В. Лусс, при правильно организованной деятельности дети приобретают:

  • конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д.;

  • делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т.д.;

  • обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы,

  • сравнивать их между собой и расчленять на части,

  • видеть в них общее и различное,

  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

По мнению Л. А Парамоновой, конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

  • речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. Согласно Л. А. Венгер, в процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,

  • самостоятельность,

  • инициатива,

  • упорство при достижении цели,

  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

  • работать дружно, не мешая друг другу.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник