Роль эстетического воспитания в нравственном развитии ребенка

Мария Мустайкина
Консультация «Роль эстетического воспитания в развитии детей»

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитаниянеобходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребёнка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Развитие художественно-творческих способностей детей. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в справедливость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, – писала Н. К. Крупская, – на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок научается преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выхода из положения».

Творческое воображение детей проявляется и в том,что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссёр К. С. Станиславский говорил актёрам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним,как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлечённостью.

Формирование основ эстетического вкуса. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и пониманием красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Всё это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть, и чувствовать красоту окружающего, беречь её. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвёл и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Источник

 Нравственно – эстетическое воспитание  – важнейшая сторона развития личности школьника.

                                                         Старикова И.А.,

                                                                                 учитель начальных классов,

                                                            ГБОУ «Школа №1583»имени К.А. Керимова г. Москвы                    

      Учитель в школе располагает большими возможностями для разностороннего развития детей в процессе их эстетического и нравственного воспитания.

      Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка,  предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношения к труду, к своим обязанностям и к самому себе. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. В процессе нравственного воспитания школа формирует у  школьника чувство патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

      Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически и целенаправленно.

      С целью воспитания лучших моральных качеств в детях, с первых дней  его пребывания в школе используют очень маленькие, но поучительные рассказы, сказки Толстого, Маршака, Чуковского. Книги о дружбе и товариществе, прочитанные детям в классе, дают свои положительные результаты, но, к сожалению, не всегда.

      Нравственное воспитание – это, прежде всего, разумное, мудрое ограничение. Ребенок с первых шагов должен понять, что есть три вещи: можно, надо, нельзя. К сожалению, дети (не все, конечно) любят первое – можно. Этот вопрос звучит часто. Отрицательный ответ у него вызывает недовольство или все-таки ученик (недисциплинированный ученик) позволяет себе недозволенное. Возникает конфликт. Очень важным методом в воспитании является запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять.

      В классе должно проводиться много бесед, главной целью которых является то, что они помогают детям становиться лучше : «О добросовестном отношении к учению и труду», «Бережно относись к школьному и общественному имуществу», «Как жить в мире  с самим собой», «Хочу и должен».

      Важное значение в процессе формирования нравственного сознания школьников имеет целенаправленная система нравственного просвещения, которая вооружает учащегося знаниями о доброте, зле, справедливости, долге и совести, честности.

      Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения, отношений со взрослыми и сверстниками, нравственные знания и чувства, являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания.

      Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

      Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной. Таким образом, нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребёнка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе, трудятся ли в сквере – всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать и как особый раздел воспитания, и как сторону любого другого раздела воспитания.

      Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов,  форм воспитательной работы и соответствующих им конкретных целей, перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений между детьми.

      Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых, или под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок иной раз ошибается, неправильно поступает. Учитель должен помочь ему осознать и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.

      В каждом классе четко выделяются конкретные задачи данного этапа воспитания. Например, в начальных классах можно использовать такие формы, как встречи с интересными людьми, заочные путешествия по главным городам нашей Родины. Для этого дети задолго начинают подготовку: смотрят фильмы, учат стихи и песни. В ходе бесед дети не получают готовых выводов, они сами учатся анализировать обстановку события, взаимоотношений людей.

      Так, постепенно, со ступеньки на ступеньку, ведет учитель своих учеников по азбуке морали, формирует их нравственный облик, бережно прививает простые гражданские качества. 

      Первоначальный период воспитательной работы со школьниками имеет большое значение для всего воспитательного процесса. Именно в первые дни сентября учитель вступает на путь воспитательной работы. Учитель личным примером учит детей искать в каждом хорошее, делиться хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что может доставить радость классу, окружающим людям, проявлять заботу о родном классе, о школе, о близких людях, о родном крае, проявлять заботу старших о младших.

      Нравственное отношение в процессе эстетической деятельности формируется и выражается при помощи совокупности изобразительно-выразительных средств того или иного вида творчества. Рисуя, читая стихи, занимаясь лепкой, дети анализируют, различают, сравнивают. Использование этой способности школьников к эмоционально-образному освоению материала способствует повышению эффективности обучения и воспитания в целом.

      Закономерность развития нравственного отношения к действительности у школьников в процессе эстетической деятельности, а также анализ передового опыта работы школ, позволил выделить основные этапы в нравственном воспитании детей средствами художественного творчества. Итогом каждого внеклассного мероприятия является оформление классного альбома или стенда. Каждый ученик имеет возможность поделиться своими впечатлениями, помогающими учителю определить, что нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. И что самое важное, каждый ребенок должен принимать участие в такой работе.

      Общение с учителями, работающими в классе, родителями учащихся, знакомство с системой воспитательной работы школы и планированием воспитания учащихся составляют основу для собственного планирования воспитательной работы в классном коллективе.

      Планируя свою работу с детским коллективом, классный руководитель должен помнить, что она будет давать свои результаты в том случае, если взрослый предполагает, что не только он будет влиять на детей, но дети тоже будут иметь на него влияние. Определяя свое общение с коллективом учащихся, классный руководитель должен руководствоваться профессиональными нравственными принципами работы с классом, без которых добиться неформальных результатов в работе с детьми невозможно.

      Процесс воспитания детей будет результативным, если каждое внеклассное мероприятие будет проводиться нешаблонно, необычно, нестандартно и тем самым будет будить лучшие чувства и мысли ученика. Это должен быть творческий процесс, построенный на лучших культурных традициях человечества. Учитывая тот факт, что ребенок воспитывается не только в школе, но и в социуме, в семье, воспитательные приемы классного руководителя должны быть настолько впечатляющими в положительном смысле, что их эффект сможет быть более убедительным и значительным, чем те, с которыми сталкивается ребенок вне школы. В каждом воспитательном мероприятии должно быть место для каждого ученика. Нет смысла в мероприятиях, проводимых в классе, если в их организации

участвует несколько учащихся. Все, что проводится в классе с учащимися, должно быть доведено до сведения родителей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его единомышленниками, друзьями, людьми, которым совсем небезразлично, какими вырастут их дети. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста необходимо размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

      Огромное значение в работе классного руководителя играют нравственные классные часы.

      Классные часы – это возможность непосредственного общения классного руководителя с учащимися класса. Нравственные классные часы могут проходить в различной форме, но суть их остается одна и та же. Это серьезная и системная работа по формированию нравственных качеств личности и нравственных ценностей школьников.

      Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Зачем? Выяснять проблемы, накопившиеся за неделю? Ругать всех нерадивых, нарушителей дисциплины? Или, может быть, это то самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно говорить о самом интересном, волнующем? То самое время, когда каждая встреча становится долгожданной? «Наш класс» – ощутить каждому. «Мы – коллектив, и мы растём!» – понять это. Наконец, почувствовать другое значение этого слова –  классный. «Руководитель у нас – классный! И каждую неделю у нас классный час!».

      Иногда классные часы превращаются в бесконечные нотации и нравоучения учащихся, поводом для которых служат двойки в дневнике, плохая дисциплина, проступки учащихся. Во время таких классных часов многие ребята занимаются своими делами. Очень часто дети просто с нетерпением ждут, когда классный руководитель отменит классный час. Пользы от таких классных часов мало. Во многих школах классные часы превращены именно в такие неинтересные собрания либо не проводятся вовсе. Это связано с отношением педагога к порученному делу. Уважающий себя педагог понимает это и превращает любой, даже самый заурядный классный час в интересную и увлекательную работу ума, души и сердца. Как сделать так, чтобы классный час оставил свой добрый свет в душе ребенка? 

Для этого необходимо, чтобы:

* классный час был заранее продуман и подготовлен;

* на классном часе была возможность детям высказать свои мысли и чувства;

* классный час был полезным для развития коллектива;

* классный час был информативен и разнообразен;

* классный час будил положительные эмоции учащихся класса и самого учителя.

Организуя процесс воспитания школьников, классный руководитель должен уделить большое внимание воспитанию нравственной культуры своих воспитанников. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа

Источник