Роль эмпатии в воспитании и развитии ребенка

Автор(ы): Кузовыхо Н.Ф.
Тезисы второй всероссийской научной конференции “Психологические проблемы современной российской семьи” (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. – 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с.
Огромное влияние на развитие человека оказывают родители, семья, детство. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В семье закладываются нравственные, социальные качества.
В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.
В области возрастной психологии А. Бек и В. Штерн положили начало изучению эмпатии и ее проявлений у детей. Проблема эмпатии рассматривается в связи с формированием личности ребенка, развитием форм поведения, социальной адаптацией.
В дальнейшем А. Валлона (1967) привлекает эта проблема в аспекте развития эмоциональной сферы ребенка, и он намечает эволюцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства взрослых и детей. Валлон отмечает, что ребенок на первых этапах жизни связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения.
По А. Валлону, на втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». На этой стадии ребенок как бы слит с конкретной ситуацией общения и с партнером, чьи переживания он разделяет. «Ситуация симпатии» подготавливает его к «ситуации альтруизма». На стадии альтруизма (4-5 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения.
Так по мере
психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.
Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в
адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла.
Х.Л. Рош и Е.С. Бордин считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. По их мнению, эмпатия – сочетания теплоты, внимания и воздействия. Авторы опираются на идею о развитии ребенка как процессе установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Соблюдение баланса потребностей делает воспитание эффективным, если эмпатия определяет психологический климат обучения ребенка взаимоотношениям с людьми.
Эмпатия в отношениях родителей и детей возможна только в том случае, когда родители понимают чувства детей, принимают участие в их делах и разрешают им некоторую самостоятельность. Эмпатийные отношения родителей облегчают процесс адаптации подростка. В отношениях со взрослыми эмпатия выступает как мотивация поведения, изменяющаяся по мере эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Сочувствие у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Тот, кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого, охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами (2).
Развитие эмпатии – это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере
психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития (3).
П.А. Сорокин особое внимание в своих исследованиях уделил роли любви в воспитании детей. И сегодня актуальным является его учение о методе любви, которая должна присутствовать «… в любой приносящей успех методике нравственного и социального воспитания нормального ребенка» [6, 280]. Любовь, считал П.А. Сорокин, проявляется как решающий фактор жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития индивида. П.А.
Сорокиным установлено, что «нелюбимые и нелюбящие дети дают более высокую долю извращенных, враждебно настроенных и неуравновешенных взрослых, чем дети, выросшие под сенью благотворящей любви». Исследовав биографии великих альтруистов, выросших в апостолов любви, он пришел к выводу о том, что почти все они вышли из гармоничных семей, где были желанными и любимыми.
Состоявшаяся семья – это семья, где психологический климат характеризуется взаимной доверительностью, а несостоявшаяся – семья, где нет такой доверительности. Согласно мнению А.В. Петровского: «Семья, три-четыре человека, соединенных родственными связями, могут стать, а могут и не стать коллективом в зависимости того, какой характер приобретут межличностные взаимоотношения» [3, 62]. Семьям, которым присущи отношения сотрудничества, характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, сочувствие, взаимопомощь, сплоченность, соучастие.
К сожаленью, многие семьи не выполняют такую важную функцию, как эмоциональная поддержка своих членов, формирование чувства психологического комфорта и защищенности. А взаимодействие детей с родителями не носит направленного на конкретную деятельность характера, детей и родителей не связывают общее любимое дело, родители редко обсуждают проблемы своих детей, редко радуются их успехам, родители реже делятся своими переживаниями даже между собой.
Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует
психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.
«Трудные» дети – это результат семейных травм: конфликтов в семье, недостатка родительской любви, родительской жестокости, непоследовательности в воспитании. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор, и он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают (4).
Стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним влияют на формирование эмпатии. Неблагополучие взаимоотношений с родителями создает опасность нарушения последующего хода формирования эмпатии у ребенка как личностного образования и может привести к тому, что он может оказаться нечувствительным к проблемам другого человека, равнодушным к его радостям и печалям. Очень важным является стиль родительского отношения к детям, в котором проявляются эмоциональное принятие или отвержение ребенка, воспитательные воздействия, понимание мира ребенка, прогнозирование его поведения в той или иной ситуации.
Очень важным для ребенка является то, что он растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты. Воспитание должно быть окрылением, окрылять ребенка нужно признанием, симпатией и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищение и поощрением, одобрением и похвалой (1).
Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми.
Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и
значимого для них человека.
Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении.
От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка. Будущее – как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, или неэмпатичной личности – эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми.
Родителям можно рекомендовать следующее: разбирать с детьми случившиеся нравственные, конфликтные коллизии, ведь часто в таких ситуациях дети слышат только себя, они направлены исключительно на себя, нужно помочь им услышать своего партнера, понять его эмоциональное состояние, научить вставать на позицию другого, представить себя на его месте. В процессе общения происходит совместное восприятие сложившейся ситуации, понимание собственного поведения. Только заинтересованное, доброжелательное отношение к ребенку поможет (позволит) ему полностью проявиться, что даст наилучшую возможность для взаимопонимания и успешного общения.
Ребенок – отражение семейных отношений, воспитывать его надо личным примером, стать для него образцом, поддерживать и направлять усилия ребенка.
Дети, имеющие близкие теплые эмоциональные отношения с родителями, чаще могут делиться с ними своими проблемами (рассказывать ситуации, связанные с проявлением определенных эмоций, переживаний), и также чаще слышат о чувствах и эмоциональных состояниях родителей.
Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения (сопереживание, сочувствие и содействия к другим) возможно на базе развития творческого воображения при сочетании детских деятельностей (восприятия художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в который входят такие эмоции: сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем
контексте, который может и должен создавать взрослый. Также могут быть использованы такие формы: творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки (7).
Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.
В своем исследовании Кузьмина В.П. делает вывод о том, что «…эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность. Форма и устойчивость проявления эмпатии ребенка к сверстникам зависит от особенностей детско-родительских отношений в семье. Эта зависимость определяется понятием «социальной связности», представленной следующей цепочкой: эмпатийное отношение к ребенку в семье (формирование эмпатии у ребенка как личностной характеристики по законам интериоризации-экстериоризации (эмпатийное отношение ребенка к родителям (обратная связь) и сверстнику (прямая связь)) [5, 9].
Эмпатия первична по отношению к поведению и посредством ин-териоризации и последующей экстериоризации «вбирается» личностью в себя, а затем направляется на других людей (Кузьмина В.П.).
Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.. Аст-Пресс, 1999.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1997.
- Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 54-65.
- Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис… канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 1999.
- Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М., 1997.
- Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации // Обруч. 1996. № 4. С. 24-27.
Последнее редактирование: 2018-04-19
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.
Тест: А не зомбируют ли меня? Тест: Определение веса ненаучности
В предметном указателе: Астрология | Проверка астрологии | Что такое эзотерика | Эзотерика | эзотерический | Роль мотивации в изучении инос… | Автоматическая и контролируемая переработка информации и внимание | Биогеохимическая роль ледниковой органики в гляциальном литогенезе на примере морено- ледниковых комплексов центральной Азии | Взрывоопасный гастролер | Виртуальный суд над астрологией | Особенности эмпатии у старшеклассников | Природа эмпатии и ее роль в психотерапии Ягнюк К.В. | Сопереживание, эмпатия | Эмпатия | Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии | Всем, кто ненавидит эмпатию и когнитивность! | Обсуждение статьи Эмпатия | Сопереживание, эмпатия | Авторитарное воспитание ребенка | В чем сила и польза религии для общества и воспитания? | Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей | Воспитание «трудных» подростков в военно-спортивном лагере | Голливуд и зомбирование или воспитание ненависти в американцах | Опасность религии и религиозного воспитания | Роберт Пломин. Наследственность и воспитание | Без веры нет духовности | Привлечение вдохновения | Развитие воображения | Развитие гениальности | Творчество и нарциссизм | Аномалии развития головного мозга – причины, симптомы, диагностика и лечение | Вундеркинды отстают в развитии | Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей | Дэир (Дальнейшее энерго-информационное развитие) | Интеллект и экономическое развитие. Ричард Линн | Анализ личности | Изучение личности | Концепция личности | Личность | личность душа | Личность человека | Мотивация личности | Основа личности | Особенности личности | Психология личности | Развитие ребенка и влияние родителей | Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье Шапатина О.В. | Что делать, если вашего ребенка принуждают изучать «основы православной культуры» | Этапы жизни ребенка: от доверия до активности | Как узнать ребенка-аутиста в лицо | Женщины определяют, хочет ли мужчина ребенка, по чертам его лица | Обсуждение Развитие ребенка и влияние родителей | Игра и ее роль в психическом развитии ребенка | Бесконечно ли всемогущество теории суперструн? Игорь Иванов | Голографическая модель мира и психики, о телепатии, телепортации и связи всего со всем через некую Образующую Волю Вселенной | Дмитрий Шабанов: Блуждание глазами по всему небу | Доклад В.М. Бронникова на Всемирном Конгрессе Итоги тысячелетия ноябрь 2000г. Санкт-Петербург | Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий | Психология семейных кризисов | Психология семейных отношений | Распределенный мозг муравьиной семьи
Источник
Воспитатель, МБДОУ “Детский сад” №51, г. Гатчина
Кузьмичева Е.А. Эмпатия и ее формирование у детей дошкольного возраста // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 09.06.2021).
Заказ № 582963
В настоящее время зарубежные и отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи с многогранностью его использования.
Эмпатия является основной социальной эмоцией и в ее наиболее общей форме определяется как способность индивида, подразумевающая субъективное восприятие другого человека, понимание его внутреннего мира, переживаний, мыслей и чувств, способность чувствовать чужое состояние и способность сохранять свою позицию.
С точки зрения дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, способность правильно распознавать эмоциональное состояние человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке и, наконец, предоставление реальной помощи.
Эмпатия важна для развития, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с кем у нас есть прямой контакт: члены семьи, одногруппники, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, пассажиры в автобусе и друзья и т.д. Чем проще дошкольнику чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем легче ему будет жить.
Эмпатия не присуще человеку с рождения, но развивается в жизненном процессе, когда ребенок взаимодействует с людьми. Маленький ребенок совершенно не способен сопереживать другим людям.
В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи. A.B. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, Г.М. Бреслав, О.И. Никифорова и другие. В исследованиях Д.Б. Эльконина, эмпатия представляет собой способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, что является одним из условий развития социальной децентрации .В своих работах С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, эмоционально опосредованное отношение к окружающим [16]. Исследователь Т.П. Гаврилова изучает эмпатию как форму эмоционального переживания [1]. Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H. Обозова, который охарактеризовал эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Соответственно представленным компонентам выделяется три уровня эмпатии.
Развитие эмпатии в период дошкольного детства, по мнению ученых, проходит несколько этапов.
Начальный этап «эмоционального заражения»
- 1-й год жизни -ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания»;
- 2-й год жизни – малыш начинает проявлять активный интерес к детям и взрослым, различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или засмеяться, когда смеются его родители);
- на 3-4-м году жизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознает, что у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста, он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок склонен игнорировать чувства и желания других людей);
- В 4-6 лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» Ребенок учится сосредоточиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.
Заключительный этап «со-радости» (ощущение радости от успехов других людей) формируется между 6 и 9 годами. В этот период, если развитие ребенка прошло правильно, он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им адекватную помощь.
Многозначность изучения эмпатии учеными дает основание выделить в ее структуре следующие компоненты:
- Эмоциональный компонент, выражается в способности распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека;
- Когнитивный компонент, выражается в способности «переносить себя» в мысли, чувства, действия другого человека, а также характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира, проявлением сочувствия;
- Поведенческий компонент, следует рассматривать как практическую готовность ребенка к определенному виду отношений со взрослыми и сверстниками; умение использовать виды взаимодействия, облегчающие страдание другого человека; помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого.
Духовное и интеллектуальное начало ребенка развивается через эмпатию, способствует тому, что ребенок позитивно адаптируется к обществу.
Представьте себе самую повседневную ситуацию: один из детей сломал свою любимую машинку на детской площадке. Некоторые из его товарищей поспешат утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своим делом, а кто-то даже посмеется и даже будет счастлив. Эти три модели поведения ясно показывают степень развития эмпатии у детей. Не все дети могут сочувствовать ребенку в неудобной ситуации, и это тревожный знак для родителей, потому что сочувствие является важным социальным навыком.
Понимание проблем других людей необходимо закладывать в ребенке с трехлетнего возраста, поскольку именно в этот период происходит начальное становление социальных норм. Если старший дошкольник сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и разочарования сверстников и близких, вполне вероятно, что в будущем он не будет уделять должного внимания проблемам других.
По мере того, как формируется эмпатия, дети учатся заботиться о других, уважать природу и адекватно эмоционально воспринимать происходящее. И все это крайне необходимо, чтобы стать дошкольниками полноправными членами общества.
Мы можем выделить три необходимых условия:
- Получение своего положительного опыта.
- Осознание собственных эмоций и чувств.
- Осознание того, что должен чувствовать другой.
Эти условия являются одновременно этапами развития эмпатии.
Проблема развития и формирования эмпатических переживаний принадлежит к числу наименее разработанных в психологии, и в частности, в детской психологии. Разработка эффективных, научно-обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем создание методов обучения ребенка каким-либо знаниям и навыкам.
Формирование эмпатии у ребенка зависит от многих факторов.
Мы перечислим его основные:
- индивидуальный темперамент и эмоциональные характеристики возбудимость, психодинамические качества человека;
- мотивирующие характеристики;
- формирование у ребенка представлений об эмоциях и чувствах;
- социальные и моральные отношения и требования;
- степень близости к объекту эмпатии и частота общения с ним;
- интенсивность стимула эмпатии, богатства и разнообразия опыта у ребенка.
Каждый вид деятельности, которую ребенок осваивает в детском саду (коммуникативная, предметная, учебная, художественная деятельность, игра, труд) дает возможность для развития эмпатии.
В таблице приведены различные формы развития эмпатии в рамках каждого вида деятельности.
Таблица. Формы и методы развития эмпатии в рамках разных видов деятельности
Вид деятельности | Формы и методы развития эмпатии |
Коммуникативная деятельность |
|
Предметная деятельность |
|
Учебная деятельность |
|
Художественная деятельность |
|
Игровая деятельность |
|
Трудовая деятельность |
|
Физическая культура |
|
Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в дошкольном возрасте показывает, что этот период благоприятен для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность понимать переживания другого человека и демонстрировать эмпатию. Условиями развития эмпатии у дошкольников являются:
- комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;
- развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей;
- развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний,
- осознавать собственные переживания,
- развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)
Для того чтобы всецело организовать воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо четко спланировать этот процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также ресурсы, задействованные для этого.
Литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 672 с.
- Атаханов Р. и др. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / М.Г. Бобкова. М.: МГППУ, 2007. 102 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2010. 186 с.
- Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 26-35.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. 179 с.
- Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников театрализованной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб.: Союз, 2009. 25 с.
- Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013. С. 96 -102.
- Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2015. 252 с.
Источник