Роль экспериментирования в развитии ребенка

Статья на тему:

«Экспериментирование- эффективное средство интеллектуального развития дошкольников.»Воспитатель МБДОУ №8 г. Азова: Селиванова Ирина Андреевна Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком и нравственном уровне по

сравнению с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е. Тимирязев

На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования: на федеральном и региональном уровнях разрабатываются специальные программы, реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности. Помимо этого, качество образовательного процесса определяется применяемой методикой, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию.

Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – опытно-экспериментальную деятельность.

Потому что ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, дети делают множество открытий, и экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Оно пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, непосредственно-образовательную деятельность, прогулку, сон.

Свои отношения с детьми я строю на основе партнёрства. Мои дети на занятиях учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность и получить ответы на волнующие их вопросы «Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?», почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я выступаю не в роли учителя или наставника, а в роли равноправного партнера, соучастника деятельности, что позволяет детям проявлять собственную исследовательскую активность.

Перед собой я ставлю цель помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А дети сами хотят исследовать практически все. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Для того, чтобы дети могли реализовывать свои исследовательские способности, в моей группе оборудована мини – лаборатория, в которой имеются различные центры. В них представлена предметная развивающая среда для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами, магниты и т. д.

Центром экспериментирования являются познавательные занятия. Они требуют тщательной подготовки, определяются цели, задачи опыта или эксперимента, подбирается объект для исследования, а также пути решения поставленных задач. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Дети воспроизводят в речи все увиденное, формулируют обнаруженные закономерности, делают выводы. Поэтому я считаю важным включать экспериментирование в различные виды деятельности и интегрировать с различными образовательными областями. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Начиная со второй младшей группы дети входят в мир экспериментирования. Происходит знакомство со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Мы с ребятами на прогулке с удовольствием запускаем воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набираем в полиэтиленовые мешки воздух и замечаем, что они становятся плотными, упругими. Дети дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования великое множество и опытно – экспериментальная деятельность у воспитанников очень популярна.

В своей работе я выделяю такие особенности детского экспериментирования:

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательств. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
  2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время. Если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
  3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
  4. Я пришла к выводу, что дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов в детском саду я специально создаю условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует четко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
  5. Необходимо фиксировать полученные результаты с целью накопления опыта и его последующего использования.
  6. Немаловажный момент, который необходимо учитывать – это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда имел только правильную точку зрения.

При проведении экспериментов особое внимание необходимо уделять соблюдению правил безопасности. Потому что дети в силу их возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, дети просто забывают о правилах безопасности, поэтому эту обязанность я беру на себя.

В нашем детском саду нет чёткой границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперимент- это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Я стараюсь заразить детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным, потому что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми и общительными!

Источник

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

Цель: расширение знаний о развитии познавательных способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

– Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

– Уточнить знания о наполняемости уголков экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Вводная часть.

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в “лабораторных” условиях как средствами познания окружающего мира, является основной целью.

– Задачи: развитие мыслительных процессов; развитие мыслительных операций; освоение методов познания; развитие причинно-следственных связей и отношений;

– Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах;

– Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс “Что это?”, “Что такое?” В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: “Узнать – научиться – познать”;

– Средства: язык, речь, поисковые действия;

– Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты;

– Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций;

– Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Уголки экспериментальной деятельности включают в себя

– место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

-место для приборов. Место для хранения материалов (природного, “бросового”).

– место для проведения опытов.

– место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

– книги познавательного характера для младшего возраста;

– тематические альбомы;

– коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции “Подарки :” (зимы, весны, осени), “Ткани”.

– Песок, глина;

– набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

– материалы для игр с мыльной пеной,

красители – пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

– Лупы, сосуды для воды, “ящик ощущений” (чудесный мешочек), зеркальце для игр с “солнечным зайчиком”, контейнеры из “киндер-сюрпризов” с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

– “бросовый материал”: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

– семена бобов, фасоли, гороха

– на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

– персонажи, наделанные определенными чертами

(“почемучка”) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

– книги познавательного характера для среднего возраста;

– тематические альбомы;

– коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции “Подарки :” (зимы, весны, осени), “Ткани”.

“Бумага”, “Пуговицы”

– Мини-музей (тематика различна, например “камни”, чудеса из стекла др.)

– Песок, глина;

– набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

– материалы для игр с мыльной пеной,

красители – пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

– семена бобов, фасоли, гороха

– некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

– Лупы, сосуды для воды, “ящик ощущений” (чудесный мешочек), зеркальце для игр с “солнечным зайчиком”, контейнеры из “киндер-сюрпризов” с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

– “бросовый материал”: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

– на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

– персонажи, наделанные определенными чертами

(“почемучка”) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

– карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

– схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

– серии картин с изображением природных сообществ;

– книги познавательного характера, атласы;

– тематические альбомы;

– коллекции

– мини-музей (тематика различна, например

“Часы бывают разные:”, “Изделия из камня”.

– материалы распределены по разделам: “Песок, глина, вода”, “Звук”, “Магниты”, “Бумага”, “Свет”, “Стекло”, “Резина” ;

– природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

– утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

– технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

– разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

– красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

– медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

– прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

– сито, воронки

– половинки мыльниц, формы для льда

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

– мини-стенд “О чем хочу узнать завтра”;

– личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

– карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) “Что можно, что нельзя”

– персонажи, наделанные определенными чертами

(“почемучка”) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Для того, чтобы занятие прошло плодотворно, нужно выдержать его структуру, а именно:

-Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

-Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

-Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

-Уточнение плана исследования.

-Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

-Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

-Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Источник

«Значение экспериментирования в развитии ребенка»

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности. Оно тесно

связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благо-приятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Анализ полученных данных.

10. Словесный отчет об увиденном.

11. Формирование выводов.

Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:

• Почему карандаш рисует, а палочка нет;

• Что будет, если снег принести в комнату?;

• Почему шарик катится, а кубик нет?;

• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);

• Какой ку бик тяжелее? Почему? (большой и маленький);

• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);

• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);

• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);

• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);

• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);

• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования – способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям:

• живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

  • • неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  • • человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Подготовила воспитатель: Колесникова А.С.

Источник