Роль языка в умственном развитии ребенка
Роль речи в умственном развитии ребёнка Татьяна Путинцева Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средство к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким. Владеть по возможности в совершенстве всеми видами проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества. Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли. Ребёнок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путём. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным. Для ребёнка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира. Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей. В раннюю пору детства языка – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребёнок не может ещё отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место – вещь как предмет познания и речи, об этом говорил ещё Коменский Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребёнка, как отсталость в развитии языка. Для того чтобы развивался язык ребёнка, понимаемый как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдения отражать в слове. Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из неё непринуждённо и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка – тот фундамент, на котором должно строиться всё дело воспитания и который обуславливает развитие языка. Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении- таковы требования, которые должны предъявлены к воспитателю. Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий. Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком, найдет свое словесное выражение; обеспечить этот процесс, ему содействовать -основная цель школы речи. Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять. |
Источник
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей1.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»1.
Структурно – логическая схема 1. Роль языка в формировании личности (Стерликова В.В.).
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка(в широком смысле).Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.
В первую группувходят характеристики, согласно которым язык – средство:
1) общения как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;
3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:
4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
6) опосредствования высших психических функций человека;
7) развития познавательных интересов;
8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:
9) осознания человеком собственного «Я» и
10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания.Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
1 Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. М.; Л., 1935.
РБ – расширяющий блок
Источник
Департамент образования города Москвы
Северное окружное управление образования
ГБОУ гимназия №1409 СП «Гармония»
ДОКЛАД
На тему: «Развитие речи – важное условие
умственного развития ребенка».
Подготовила и провела: Сидорова С.В.
Воспитатель высшей категории.
Москва
Накопление знаний, обогащение личного опыта ребенка и его растущая самостоятельность обеспечивают дальнейшее быстрое развитие у него мышления и речи. Освоение детьми правильной, связанной и выразительной речи является одной из самых главных задач дошкольного воспитания. Поэтому в работе воспитателей детских садов развитию речи детей всех возрастных ступеней уделяется много внимания.
Работа с трехлетними детьми, воспитатель преследует три основные задачи:
- Обогащать словарь детей.
- Добиваться чистоты звукопроизношения.
- Воспитывать связанную речь у детей, т.е. учить их строить простые предложения.
Эти цели достигаются обычно на одних и тех же занятиях или беседах. В результате таких систематических бесед обогащается словарь ребенка. Дети на четвертом году жизни, осваивая новые слова, включают их не только в пассивный, но и в активный словарь, объем которого быстро растет. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Кроме того, гораздо чаще ребенок узнает множество названий различных признаков предметов; он узнает такие слова, как высокий, тяжелый, легкий, вкусный, горячий, мягкий, гладкий и многие другие.
Трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные. Они даже иногда «считают» по порядку, правильно называя числа от одного до семи, даже до десяти. Но разве можно говорить, что в этом возрасте дети уже знают числа 3,5,7, что они умеют считать любые предметы? Конечно, нет. Заученный ими ряд чисел похож на заученный стишок и так же, как он, повторяется наизусть.
К концу четвертого года жизни большинство детей уже правильно относит слова один, два, три к одному или двум, трем кубикам, конфеткам или куклам, но и в этом случае ребенок еще не выделил признак количества и лишь на взгляд относит эти заученные слова к соответствующей по количеству группе предметов.
В этом возрасте интерес детей к слову заметно растет: дети начинают все больше прислушиваться к новым словам и пытаются их произносить. Правда, дети часто затрудняются в произношении отдельных слов, а некоторые звуки они долго не говорят правильно, чаще все звуки р, ш, ж : либо заменяют их другими, либо произносят слишком мягко (сюсюкание, шепелявость, картавость).
Ошибки в произношении детьми отдельных слов объясняются часто и тем, что специальный анализ звуков человеческой речи, в которой все звуки слиты в один поток, так называемый фонематический слух, у трехлетнего ребенка еще очень слабо развит. Обычно ошибки в произношении исчезают по мере того, как ребенок все чаще слышит и повторяет эти слова. Однако очень важно, чтобы речь взрослого была безупречно правильной и чистой, а трудные для ребенка слова педагог повторял несколько раз медленно, ясно и громко, предлагая и детям правильно произносить их.
Трехлетние дети, как правило, уже свободно строят простые предложения. Это возможно потому, что они очень рано практическим путем усваивают грамматику языка. Раньше всего они начинают изменять окончания слов по падежам, родам и числам.
Ребенок играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, но особенно важное значение имеет речь в развитии мышления ребенка.
Многочисленные исследования показали, что хотя мышление трех-, четырехлетних детей остается действенным, однако овладение речью быстро изменяет его характер. Существуют определенные, но совсем не простые, взаимоотношения между развитием речи и развитием мышления детей. Оказывается, ребенку этого возраста легче что-то сделать, чем рассказать о том, что он сделал.
Таким образом, осмысливание того, что ребенок построил или изобразил, рассказ о том, что он сделал (т.е. оформление в речи), наступают у него обычно после того, как он уже выполнил какое-то действие. Это объясняется тем, что у трех-, четырехлетних детей еще не развито словесное мышление, они не умеют заранее, до действия решить предстоящую им задачу «в уме».
У трех-, четырехлетних детей наблюдается известное «расхождение» между тем, что они сделали, решая задачу, и тем, как они объясняют свои действия.
Такие наблюдения есть у каждого воспитателя. Они говорят, во-первых, о том, что существуют очень сложные отношения между двумя формами (или способами) детского мышления: действительно и речевой; во-вторых, что трехлетнему ребенку доступно решение только вполне конкретных задач и прежде всего действительным способом. В-третьих, описанные факты говорят о том, что в этом возрасте ребенок не все то, что он делает, может осмыслить и передать в речи.
Эти факты очень важны для педагогической практики. Они подсказывают воспитателю, что необходимо упражнять детей в решении маленьких и конкретных задач. Это, прежде всего таки задачи, которые ребенок может решить, действуя руками, т.е. практическим путем.
Необходимо развивать речь детей не только для того, чтобы разговаривать с ними в повседневной жизни. Важно учить ребенка задумываться над задачей, т.е. прежде всего, учить понимать вопрос, который ставит ему взрослый.
Уметь отвечать на вопрос – значит учится мыслить словами. Включая эту работу в решение практических задач, воспитатель развивает мышление ребенка, которое из действительного постепенно становится словесным.
От трудовых вопросов ребенка лучше всего отвлекать, но так, чтобы он не терял желание в дальнейшем спрашивать старших о том, что он видит. Важно, чтобы его пытливость и любознательность возрастали.
Источник
Доклад
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Выполнила: воспитатель
Хорлунова Наталья Владимировна
Воспитатель, Хорлунова Н. В.
Доклад.
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения.
Большое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми, следующими основными отношениями действительности: 1) «часть – целое», 2) «предмет – предмет», 3) «предмет – система предметов».
Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется воспитателем, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении.
В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей основной задачи, способствовали в различной степени и умственному воспитанию дошкольников.
В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.
Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т.е. решать следующие задачи 1) работать над правильным понимание смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребёнка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно, обеспечить гармоничное речевое развитие в частности формирование полноценных словообразовательных навыков и умений. При усвоении способов словообразовании важнейшей задачей является воспитание интереса к слову, чуткости его семантике и форме, создание широкой ориентировки в формально-семантических отношениях между одно структурными и однокоренными наименованиями, опыт творческого применения знаний и умений. Без этой основы невозможно сформировать грамматически правильные способы словообразования. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком освоения его звуковой стороны, определённого словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении родным языком «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение членению предложений на слова и составлению предложение из слов, т.е. приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует обще речевому и умственному развитию детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие дошкольников развитие умственной активности на формирование осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при ознакомлении старших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребёнка.
Источник