Роль изобразительного искусства в эстетическом развитии ребенка
Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Сегодня современные педагоги большое внимание уделяют вопросам эффективного использования изобразительного искусства как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Многие ученые, исследователи, педагоги, искусствоведы говорят об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных видов и жанров живописи в работе с детьми.
Так, Е.А. Дубровская, С.А. Козлова отметили, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются и совершенствуются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д.
Исследования педагогов и искусствоведов В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана свидетельствуют о том, что изобразительные искусства обращаются к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека.
Философы, педагоги и психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский, Ю.Б. Борев, В.А. Разумный, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Т.С. Комарова и др. доказали влияние искусства на формирование личности, которое связано с внутренним миром ребенка и осуществляется в эстетическом воспитании, способствуя формированию чувственного восприятия жизни. Развивая эту способность, искусство учит правильно подходить к эстетической оценке действительности, реализуя потребности в творчестве.
Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина отметили, что, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности .
Такие исследователи, как Н.М. Сокольникова, Л.Г. Савенкова, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева, А.А. Грибовская указывают на развитие восприятия и наблюдения объектов как на один из важнейших методов обучения детей дошкольного возраста художественному видению мира и утверждают, что познание эстетического в воспринимаемых объектах невозможно без знания красоты конкретных качеств, таких как цвет, форма, строение и др. Педагоги рассматривают эстетические объекты окружающего мира с позиции развития восприятия, формирующего отношение детей к красоте окружающего. А благодаря красоте окружающего мира, изобразительному искусству у детей появляется интерес, потребность к образному познанию действительности.
В исследованиях Н.А. Курочкиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой доказано, что художественное восприятие наиболее полно формируется в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.
Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством создает условие для их дальнейшего психического, нравственно-эстетического развития и формирует начало художественного творчества.
Изобразительное искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте становятся все ближе к реальности, то есть рисуют предметы те, которые видели в окружающем мире, а не рисунки с натуры.
Изобразительное творчество – это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т.д. Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование – это естественная потребность ребенка.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте у ребенка формируются и развиваются творческие способности. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и является одной из самых интересных для детей старшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции.
Детское изобразительное творчество является формой развития художественной культуры и способствует социализации личности в определенной среде, поэтому так важна деятельность в сфере искусства. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, однако ребенок ограничен в их выборе: дети не пишут картины масляными красками на холсте, не создают скульптуры на камне и многое другое. Посещая музеи и выставки, дети видят многообразие произведений изобразительного искусства .
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. Так, А.В. Запорожец отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, играющего большую роль в общем и творческом развитии ребёнка.
Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и сенсорному развитию. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать сверстников.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т.п.
Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами .
Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.
Для успешного развития у дошкольников эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке к занятию учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в современных дошкольных организациях. Благодаря им дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт.
Таким образом, сегодня детский сад решает общую задачу всестороннего развития дошкольника через приобщение к искусству и посредством художественно-эстетического развития и изобразительной деятельности, в частности.
Э.Ф. Алиева, например, указывает на зависимость нравственного воспитания от содержания изобразительной деятельностью. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.
Это ведёт к выводу о том, что изобразительная деятельность содействует и познавательному развитию детей, т.к. тесно связана с познанием окружающей жизни. Непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом, приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Изобразительная деятельность также содействует личностному воспитанию ребёнка. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Именно, в процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива.
Отметим также возможности изобразительной деятельности в социально-коммуникативном развитии. Так, в процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.
Обобщая изложенное, ещё раз отметим изобразительная деятельность – важнейшее условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, условие гармоничного воспитания ребенка.
Таким образом, педагогическая целесообразность включения в непосредственную образовательную деятельность изобразительной деятельности объясняется её широкими возможностями в содействии творческому, познавательному и духовно-нравственному воспитанию детей.
Познавательное развитие детей обеспечивается расширением и углублением знаний в области изобразительного искусства, что обеспечивает необходимую базу для освоения в будущем (в условиях начального общего образования и далее) всей отечественной и мировой культуры. Освоение знаний об изобразительном искусстве и различных изотехник и направлений в живописи выступает основой общекультурного и духовно-нравственного развития, стимулирует развитие художественно-творческих способностей, воображения, памяти и мышления.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется через приобщение детей к достижениям искусства, что обеспечивает художественно-творческое осмысление окружающего мира и внутреннего духовного содержания человека.
Здоровьесбережение детей достигается благодаря оздоровительно-коррекционной функции изобразительной деятельности, которая выступает эффективным средством снятия психологического напряжения и инструментом разрешения межличностных конфликтов, осознания своего внутреннего мира. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение печаль и страх, удивление и восторг.
Итак, в изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач художественно-эстетического воспитания. Занятия изобразительным искусством являются важным средством эстетического и всестороннего развития детей.
Обобщая материал данного части исследования считаем возможным заключить, что:
– проблема художественно-эстетического развития и воспитания как условия формирования общей культуры личности дошкольника одна их важных задач, которая ставится сегодня перед дошкольной образовательной организацией;
– художественно-эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный, управляемый и поэтапный процесс формирования у ребёнка художественной и эстетической культуры, через развитие эстетических чувств, вкуса, эстетического отношения к окружающей действительности, формирование эстетических представлений и знаний, освоение детьми способов художественно-предметной деятельности, развития творческой активности;
– большое значение в решении задач эстетического и художественного воспитания играет изобразительная деятельность.
Источник
Автор: Саевская Анастасия Константиновна
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника.
В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.
Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию изображаемых в альбоме и наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики явлений, событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность. Наблюдая яркую зелень травы, деревьев, сочные бутоны тюльпанов, роз, нежные переливы красок вечернего неба, мрачные грозовые тучи, ребенок хочет выразить свои чувства, свою радость от увиденного и услышанного, спешит рассказать о своих впечатлениях другим и для этого берет цветные карандаши и краски. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям.
Психологи считают, что процесс изображения представляет собой процесс отражения реальной действительности. Естественно, что это отражение в рисунках детей разного возраста различно и неповторимо. Один уровень отражения предметов и явлений окружающего мира можно видеть в рисунках четырехлетнего ребенка, другой уровень – в рисунках детей 9 лет, третий уровень – в рисунках детей 13 лет. Это отражение реального мира в рисунках детей зависит от соответствующего уровня развития восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, умений и навыков. Фундаментом такого развития является организованное систематическое обучение детей основам закономерностей искусства и реальной действительности. Как говорил известный русский психолог Е.И. Игнатьев, «наша конечная цель – путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения».
Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий.
Содержание уроков изобразительного искусства отражает специфику изобразительного искусства в процессе художественного творчества, позволяет решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Процесс формирования личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.
Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника.
Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика.
Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.
Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников.
В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании.
Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности.
s powered by Hypers
Источник