Роль искусства в умственном развитии ребенка

Роль искусства в умственном развитии ребенка thumbnail

Роль искусства в воспитании

«Искусство создает хороших людей,

формирует человеческую душу»

– П.И. Чайковский

Наряду с развивающими методиками, такими как методика Глена Домана, Марии Монтессори, воспитание по методу Макото Шичиды, использование элементов ТРИЗ-педагогики, стало модным приобщение детей к истории искусства, изучению живописи, раннее знакомство с музыкой. Востребованность и популярность таких методов у родителей объясняется тем, что современное общество предъявляет все больше требований к человеку как к личности. Быть образованным уже недостаточно. Важно уметь мыслить творчески и решать нестандартные задачи легко и непринужденно. Быть разносторонней личностью, имеющей широкий кругозор и собственное мнение.

По мере взросления ребенок все больше проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост. Важной составляющей роста и развития является эффективная работа мозга, которая обеспечивается тесным взаимодействием правого и левого полушария.

Американский нейропсихолог Р. Сперри в своих работах отмечал, что каждое полушарие отвечает за особый специфический способ познания мира и в большинстве случаев действует как самостоятельный мозг. Таким образом, для эффективного функционирования головного мозга, необходимо активное взаимодействие полушарий. Левое и правое полушарие должны быть хорошо развиты в одинаковой мере и работать слаженно.

Положительное влияние искусства на развитие детей

В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие. Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.

Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания, как элемент культуры, оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.

А именно:

  • Происходит формирование личности
  • Благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал
  • Способствует формированию социально-приемлемых нравственных ориентиров
  • Помогает ребенку учиться мыслить творчески
  • Занятия творчеством способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе
  • В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать
  • Учится переводить язык чувств и эмоций в словесную форму
  • Развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание
  • Искусство, как элемент культуры помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира
  • Искусство – хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем

Как сделать искусство частью жизни ребенка?

  • Пусть искусство будет доступно для ребенка. Слушайте музыку, танцуйте, рисуйте, пойте.
  • Занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами.
  • Организуйте зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы, цветная бумага, клей, пластилин, масса для лепки.
  • Выделите полку для книг, связанных с искусством и повествующих о нем.
  • Читайте книги о художниках, музыкантах, архитекторах, скульпторах и предметах искусства.
  • Рассматривайте репродукции. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять.
  • Посещайте музеи, театры, выставки, концерты. Обращайте внимание ребенка на уличное творчество.
  • Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.
  • Заведите специальную папку (подойдет папка с файлами на кольцах) или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
  • Сделайте традиционными домашние спектакли, мюзиклы, музыкальнее концерты.
  • Если вы заметили, что ребенок интересуется определенным видом искусства, запишите его в тематический кружок, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки.

Заключение

Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.

Гармоничного развития Вам и Вашим детям!

Интересно, а какие виды искусства и каким образом включены в жизнь вашего ребенка? Поделитесь в комментариях!

Автор: Алла Нагинайло, психолог

Источник

Роль искусства в развитии ребенка

Благодарова Т. А.,

старший воспитатель МБДОУ № 31

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.

В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.

Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.

Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.

Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.

По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.

Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.

Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые психологи говорят даже о пренатальном периоде.

Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Источник

«ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста». Г. Г. Нейгауз

Перед каждым учителем стоит задача, создать условия, при которых любой обучающийся мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, умел творчески подходить к проблеме.

Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека. Обладающий креативностью человек отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может решать проблемы нестандартным, творческим путём. Именно в области искусства ребёнок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества.

Положительное влияние искусства на развитие человека уже хорошо известно. До эпохи Ренессанса искусство считалась одним из главных предметов в общей системе образования. И только в современной культуре искусство оказалось растоптанным технической цивилизацией. Но именно исследования последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать

Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста. В связи с этим особый интерес представляют возможности использования в обучении детей, предметов искусства.

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.

Развитие интеллекта и интеллектуальных способностей обучающихся напрямую связано с количеством перерабатываемой информации.

Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка – тренирует мышцы. Под воздействием потока информации высокой интенсивности происходит улучшение кровоснабжения головного мозга, образование новых нейронных связей – как следствие развитие интеллекта.

О высоком уровне развития интеллекта свидетельствуют такие интеллектуальные способности, как креативность мышления, интуиция, умение принимать правильные решения, организаторские способности.

На уроках искусства особенно в начальной школе делается акцент на развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – залог нормального развития интеллекта ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует умственную деятельность.

Есть разные виды деятельности применяемые на уроках искусства, которые развивает мелкую моторику у обучающихся. Первая: Пальчиковая гимнастика, она усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти.

Рисунки на фольге – это нестандартная техника рисования без красок.

Это разрушит стереотипы, и откроет воображению новую грань изобразительного творчества – создание объемной гравюры.

Рисунки мятой бумагой- нестандартная техника рисования, похожая на технику рисования штампиками. Развивает самостоятельность и тренирует

мелкую моторику.

Рисунки не отрывая руки. Это невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также мелкой моторики обучающихся . Почти ничего для себя

не требуя – оно способствует очень важному делу – развитию одаренности.

Тиснение восковыми мелками – способствует развитию объёмного мышления.

Непосредственное участие обучающихся в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, развивает понятийное и образное мышление, которое является важнейшим фактором интеллектуального становления личности и помогает, раскрыть свои способности .

Анатолий Франс сказал: «Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, так всем людям , ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять».

Доказано психологами, что при использовании на уроке изобразительного искусства музык, у обучающихся улучшается кратковременная вербальная память, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок.

На данном выразительном рисунке хорошо видно, что мозг разделен на две части, мыслительные свойства которых существенно различаются между собой. Левое полушарие отвечает за понятийное (языковое) мышление, пользуется результатами личного опыта человека. Правое полушарие отвечает за образное мышление, использует материал внешнего мира в виде различных его вещественных образов, создает пластические образы в виде различных форм.

Музыка стимулирует мозговую деятельность, так как музыкальные функции очень широко расположены в мозгу и обнимают все его зоны – музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы.

Музыкальные функции расположены и в правом и в левом полушарии; слушание музыки и работа на уроке искусства требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования и взаимодействия в музыкальном восприятии и творчестве. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.ре. согласованность работы мозговых полушарий. Другие виды деятельности не дают такой же согласованности и, что говорит о гармонизующем воздействии музыки на мозговую деятельность .

Именно поэтому уроки искусства важны в школьном возрасте…В результате проведённого мониторинга можно увидеть разницу в развитии детей, посещающих эстетич. предметы и тех, кто не занимался вообще.

У гениев независимо от вида деятельности оба полушария работают синхронно, что многократно увеличивает потенциал мозга и, соответственно, продуктивность умственной деятельности. Синхронизация работы левого и правого полушария мозга – первый шаг на пути к гениальности. Музыка в этом плане занимает одну из ведущих ролей.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от занятий искусством, например:

1. повышение уровня читательских навыков.

2. повышение уровня речевых навыков.

3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач.

4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей.

5. улучшение концентрации внимания.

6. улучшение памяти.

7. улучшение моторной координации.

По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия, снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания.

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. Сказал Эмерсон У.

Для актуализации мыслительной деятельности во время учебного процесса следует использовать интеллектуально – познавательные игры. Любая интеллектуально-познавательная игра развивает интеллектуальные способности и творческую активность обучающихся, расширяет кругозор. Психолог Крутецкий В.А. утверждает : «Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса». «Игра – творчество, игра – труд. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои усилия.

Например игра:

– Цветик – семицветик. Игра на развитие памяти и музыкального слуха.

– Большой цветок, На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе.

– Исключение лишнего слова.

-Викторина «Кто из них»?

– Эрудит-лото – это тесты с вариантами ответа

– загадки

– Шарады.

– Музыкальное лото. ( Для закрепления пройденного материала)

– Презентации по различным правилам игр, например «Морской бой».

– Презентации на развитие ритма и внимания.

В заключении хотела добавить, что искусство влияет на развитие мыслительных навыков, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Родители, понимающие роль искусства в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие занятия искусством праздными и бесперспективными. Искусство – лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; оно учит мыслить. Из всего выше изложенного следует, что уроки предметов искусства влияют на интеллектуальное развитие обучающихся и помогают поверить в свои силы.

Источник