Роль искусства в развитии речи ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102
«Детский сад присмотра и оздоровления»
г. Кемерово
Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии речи детей дошкольного возраста»
Педагог дополнительного образования Шведкова Людмила Александровна
Кемерово, 2018
Для умственного развития детей дошкольного возраста имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование связной речи у ребенка, а также обогащает их словарный запас. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений, лишь способствует обогащению словаря малыша. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. Чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его неординарное воображение, тем вероятнее, что тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Давно отмечено, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой деятельности детей. Поэтому, без развитой речи, без настоящего общения, нет подлинных успехов в изобразительной деятельности. Таким образом, определение направлений и условий развития речи детей в рисовании, педагоги относят к числу важнейших педагогических задач.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того, чтобы развивать творческое воображение детей, необходима организация изобразительной искусства. Это в первую очередь подразумевает создание условий в группе. В доступном для детей месте, нужно разместить краски – гуашь, кисти различных размеров, подставки, палитры на каждого ребенка, а также для воплощения различных творческих идей, пробки, тычки, стеки. Для лепки – доски, пластилин, глина, различные мелкие предметы для процарапывания вылепленных изделий.
Работу по развитию связной речи через изобразительное искусство необходимо начинать, прежде всего, с наблюдения и экскурсий. На таких прогулках нужно акцентировали внимание детей на разнообразие форм, строение, цвета деревьев и кустарников. Предлагать сравнивать природу в разное время года. Например: летом березка стоит одетая в красивое зеленное платье. Затем детям предложить описать березку осенью, зимой, весной. В таких беседах дети учатся сравнивать, проводить аналогию, употреблять эпитеты, что значительно обогащает их словарный запас, развивает эстетический вкус. Также в наблюдениях за природой, рассказывать детям о том, как изменяется цвет листвы в зависимости от состояния погоды. Если светит – солнце, то листья яркие, красочные, в пасмурный день – светлеет, как бы теряется на фоне осеннего пейзажа. Осень – прекрасная пора. В яркие, красочные цвета окрашивается боярышник, рябина, цветут астры, георгины. На экскурсиях стараться обратить внимание детей на изящество этой красоты. Задавать вопросы детям, сравнивать, играть в различные игры. Такая работа создает условия для разнообразной умственной деятельности, что обеспечивает речевую активность детей. Впоследствии на занятиях по изобразительному искусству применять все полученные знания на практике. Например, на рисовании клумбы с цветами сначала вспомнить форму, цвет различных цветов. Необходимо развивали у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов различными приемами (примакивание, вращение вокруг своей оси клеевой кисточкой, нанесение точек, пятен). Учить смешивать краски. На занятиях такого рода у детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление, ассоциативное восприятие окружающей действительности, речь. Немаловажное значение для речи детей имеет привлечение стихотворного текста, что значительно усиливает эстетическое впечатление и образное восприятие у ребят.
Еще одним направлением в развитии речи у детей является рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к сказкам. При рассматривании большую роль играют наводящие вопросы:
• Что вы видите на картине?
• Кто изображен?
• Что он делает?
• Как одет?
• Какое время года изображено?
Такие вопросы развивают творческие способности детей, воображение, что в последствии помогает детям выразительно и с фантазией отображать это в своих работах.
Лепка также тесно связана с развитием речи у детей. Во время занятий лепкой нужно учить детей лепить всей кистью руки и пальцами. Уточнять форму предметов, их строение, пропорции. Например, при лепке моркови, дети пальцами помогают, чтобы получить овальную форму, совершают вращательные движения между ладонями для получения круглой формы. Огромное значение для детей имеет свободная деятельность. Дети импровизируют, фантазируют. В свободной деятельности дети любят экспериментировать с цветами, что значительно развивает диалогическую и монологическую речь. Чтобы дошкольникам стало интересней, можно включить в свободную деятельность нетрадиционные техники рисования.
Обучение детей рисованию не может быть в полной мере осуществлено без взаимодействия с семьей. В помощь родителям можно выпускать информационные листы, листы-памятки, папки-передвижки. Проводить консультации подгрупповые и индивидуальные. Задача воспитателей приобщить родителей к творческому процессу, заинтересовать их, чтобы они поняли всю значимость развития речи их детей. Например: выпустить информационный листок на тему «Как организовать занятия по ИЗО и лепке дома», где дать советы, что можно слепить из пластилина и глины, как лучше изобразить животных, деревья, и какими доступными средствами. Организация ИЗО, лепки в домашних условиях очень благотворно влияет на мыслительную, речевую, творческую деятельность детей в детском саду.
Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей у детей невозможно без развития речи. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать умение детей передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений, поощрять эксперименты с цветом, знакомить с различными средствами воплощения художественного замысла. А также предоставить дошкольникам возможность осваивать различные пластические материалы, помогая при этом овладевать разносторонними приемами лепки. Все это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками.
Использование сюжетной картины в развитии повествовательной речи у детей дошкольного возраста.
Работа по картине Дубовской «Осень в парке»
Прочесть отрывок из стихотворения Бунина «Листопад».
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…»
Спрашивает, может ли эта картина служить иллюстрацией к этому стихотворению.
Просит детей объяснить, с чем сравнил лес Бунин и почему.
(Показывает изображение терема).
Спрашивает, какими цветами расцвечен лес в стихотворении и на картине.
Просит детей объяснить, как художник изобразил лес на картине и что значит «стеной».
Просит детей высказать свою оценку картине (нравится, не нравится, какое настроение в картине и почему).
Слушают стихотворение.
Высказывают свое мнение.
Объясняют почему лес сравнивают с теремом.
Вспоминают цвета осенней листвы, объясняют какие это краски «лиловый», «золотой», «багряный».
Рассматривают репродукцию картины.
Высказывают свое мнение о значении выражения.
Дают оценку картине, объясняют свои ответы.
Источник
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА.
Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос неординарной, яркой личностью, творцом своей жизни. Но для того, чтобы этим мечтам было суждено осуществиться не достаточно лишь “не мешать” – родители должны принимать активное участие в творческом развитии своего ребенка. И пройдет немало времени, прежде чем бутон раскроется и задатки превратятся в способности и таланты.
Можно с уверенностью сказать, что художественно-творческая деятельность имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка, ее истоки лежат в раннем детстве.
Для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.
Перед логопедом, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие творчества у детей с нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Ребенок-дошкольник не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка, лепки. Следует тактично относиться к его замыслу попытаться помочь ему выразить содержимое. Необходимо рассматривать рисунок, лепку совместно с ребенком, при этом не анализировать, то есть не делать критических замечаний («Что за мазню ты нарисовал»), дать ребенку возможность получить удовольствие и от процесса рисования, лепки, и от того, что получилось, при этом спрашивать («Куда едет машина?», «А кому ты подаришь красивые цветы?»).
Всем уже хорошо известно, что художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка, начиная с момента появления на свет.
В сегодняшнем обществе отношение к общему развитию детей дошкольного возраста, и главное, к их возможностям, резко изменилось. Уже не нужно никому доказывать, что с ребенком нужно активно разговаривать и заниматься еще задолго до того, как он сможет выговорить свои первые слова и начнет самостоятельно передвигаться. Художественная деятельность неотделима в дошкольном возрасте от познавательной. Исследуя различные материалы, ребенок знакомится с их свойствами и качествами, расширяя свой сенсорный и эмоциональный опыт, что в свою очередь оказывает влияние на общее развитие в целом. К тому же, развитие мелкой моторики работа с различными материалами и инструментами в свою очередь стимулируют развитие речи.
Кроме того, совместное художественное игротворчество – это еще один способ общения взрослого с ребенком и другими детьми. Процесс сочувствования, совместного эстетического переживания в играх заполнит эмоциональный резервуар малыша и сделает ваши взаимоотношения с ребенком более значимыми в дальнейшей жизни.
Поэтому творческое развитие – это не столько приобретение каких-либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, развивать речь, окунаться в неизведанное, творить.
Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются своему произведению. Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, персонажа. Кроме того, ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и материалы из которых можно что – то сделать, пластилин, краски, тесто, кубики и коробки и т.д. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать интерес ребёнка и научить его рисовать, лепить, конструировать. А значит, общаясь с ним, и развивает речь ребенка.
Чрезвычайно высока роль рисования, лепки, конструирования и другой деятельности в интеллектуальном развитии ребенка – способствует развитию воображения, памяти, внимания, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослым, активизирует мелкую моторику рук, приучает ребенка к аккуратной работе за столом.
Художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка.
Источник
Фоминова Виолетта Юрьевна
Использование произведений изобразительного искусства в развитии речи дошкольников
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве-линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые.
Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.
Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает события, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.
Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Теплов и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события.
Т. Г. Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.
Цель данных разработок: Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Задачи:
• развивать умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи;
• учить детей составлять рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением
• формировать элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);
• обучать соединению предложений разными способами связи;
• развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
• учить построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений;
• обогащать словарь;
• закреплять изобразительные навыки детей.
Предлагаемый комплексный систематизированный материал призван способствовать развитию связной речи детей посредством приобщения детей к изобразительному искусству.
Использование занимательных игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и раздаточного характера, создание игровых ситуаций помогает избежать утомляемости и повышает интерес к занятиям. Это является необходимым условием для эффективной коррекционной работы по данной проблеме.
Данный материал предполагает целостное воздействие на личность через восприятие искусстваи действительности и строятся на следующих принципах: -занятия способствуют общекультурному развитию детей;
-занятия развивают в детях способность воспринимать искусство;
-для приобщения детей к искусству необходима комплексная система работы;
-занятия должны актуализировать включение регионального компонента художественного образования.
На занятии в комплексе решаются различные речевые задачи, причем главной задачей является формирование связной речи.
Обучение предполагает проведение фронтальных занятий (1-2 занятия в месяц).
Структура занятия.
На первом этапе основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями, а так же работа по обучению умению строить предложения разных типов.
Происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используютсяразнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение.
На втором этапе воспитатель читает подобранный текст, проводит заключительную беседу после чтения. Так как тексты подобраны в соответствии с лексическими темами, то его содержание перекликается и с содержанием картин. Это позволяет сформировать у детей эмоциональное отношение к прочитанному и к произведению изобразительного искусства.
Словарик-помощник позволяет детям расширять словарный запас, причем воспитатель включает новые или сложные слова в свою речь до и после занятия (во время индивидуальной работы, бесед на прогулке, в свободном общении).
Игры и этюды заменяют знакомые всем физкультминутки. Ведь во время проведения дидактических игр, разгадывания загадок, соревновательных конкурсов дети находятся в постоянном движении.
Следующий этап- разучивание стихотворения, которое подбирается также в соответствии с содержанием картины и прочитанного текста. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Заучивание стихотворений можно продолжить во время работы в «мастерской художника».
«В мастерской художника» – заключительный этап занятия. Разработанные задания не сложны, чтобы у детей не возникло перегрузки.Но роль этой работы велика: во-первых – развивается мелкая моторика рук, во-вторых – повышается эмоциональное восприятие занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М. ; Издательский центр «Академия»,1997.-400с.
3. Волков Н. Н. Восприятие картины. М., 1997.- с.
4. Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
5. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М. ,1969. – 111 с.
Источник