Роль интеграции в развитии личности ребенка
В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры.
Георгий Александрович Струве в своей статье «Духовность – это бескорыстие» рассматривает культуру как способ жизнетворчества народа, он подчёркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстранённо, как это сегодня происходит на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки в школе. Освоение молодыми поколениями нашей национальной культуры должно соответствовать самой её природе: это должна быть деятельно-созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в неё. Только тогда её традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека-творца».
Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в неё с самого раннего детства. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелёгкая для педагога задача. Для этого необходимы два условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка. Ребёнок па занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.
Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности. Такое занятие соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребёнка. Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами (при этом дошкольники опираются на полученные ими ранее впечатления), ручной труд: изготовление игрушек, плетение, работа с тестом, посев семян (цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребёнка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приёмы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.
Итерированные занятия могут иметь широкий тематический диапазон. Тема природы включает не только знакомство с временами года, но и с конкретными природными явлениями. Например, «Серебряные росы», «Восходы и закаты», «Люблю грозу в начале мая», «Радуга», «Зимние узоры» и др. Могут быть выбраны отдельные темы, посвящённые растительному или животному миру. Например, «Погляди, подсолнушки!», «На грядке вырос удалец…», «Лён кудрявый, зеленой», «Возле изгороди тыква», «Петушок», «Лебеди» и т. п. Тематика интегрированных занятий может носить и социальный характер: «Москва златоглавая», «Москва гостеприимная», «Книга о Красной площади», «Моя малая родина Калтан» (о месте проживания), «Художник-сказочник» (о творчестве В. Васнецова), «Болдинская осень» (о творчестве А. С. Пушкина), «Музыкальная гостиная» (о творчестве П. И. Чайковского) и т. п. В основе интегрированных занятий – не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), решаются задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм – сердце музыки», «Мелодия – душа музыки», «Музыка и настроение», «Громко – тихо», «Вальс в музыке, в песне, в движении, в сказке» и др. Такой подход может быть и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной.
Интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребёнка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.
Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это специально организованная деятельность, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных направлений художественно-эстетического развития. Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к музыкальному и изобразительному искусству.
В современной педагогике довольно широко применяется рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать своё внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Ведь даже, по мнению К.Д.Ушинского «Ребенок мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Поэтому слушание музыки и рисование музыкальных образов влияет на развитие эмоциональных качеств детей, что и позволяет сделать следующие выводы: 1) арт-терапия позволяет детям рассказать о своих эмоциях и чувствах; 2) обогащает способы регуляции собственных эмоций и чувств; 3) позволяет погашать негативные эмоции и учит реагировать на них адекватно.
Большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и репродукций известных художников, слушание и сравнивание музыкальных произведений, выполнение творческих заданий в музыкально-ритмических движениях. Для более проникновенного понимания образа было использовано художественное слово.
При сочетании разных видов детской деятельности на интегрированном занятии включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата.
На таких занятиях важно, чтобы тема изобразительной и музыкальной деятельности сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент -образ. Образ является объединяющим элементом. Яркие музыкальные и художественные образы производят неизгладимое впечатление на ребёнка. При создании этих образов должна быть подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушают музыку, беседуют о композиторе, произведении, которое прослушали и о музыкальном образе и только после этого приступают к рисованию.
Таким образом интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Источник
Роль интеграции в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Традиционно проводится образовательная деятельность, предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности дошкольников, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, – интегрированные занятия.
Что такое интеграция? Интеграция обозначает восстановление, восполнение – в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Какие ассоциации у Вас вызывает слово «интеграция»
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.
4. Плюсы и минусы интегрированных занятий (работа в паре)
5. Обобщение (см. Приложение 1)
Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитии творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
6. Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
– Какие приёмы и методы наиболее эффективны? (работа в паре)
7. Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. (см. Приложение 3)
Структура интегрированного занятия
1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
2.Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
8. Основные принципы взаимодействия с детьми: (см. Приложение 4)
При организации организованной образовательной деятельности решаются целые системы задач. Преимущество этой деятельности в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации. В основе реализации интегрированного подхода к организованной образовательной деятельности используется принцип эмоционального восприятия. Ощущение и восприятие в раннем возрасте – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь, опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности. Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.
Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей. (Памятки самоанализа)
9. Тема самообразования С.Н.
10. Школьный конкурс интегрированных занятий. (итоги)
11. районный конкурс
12. план на апрель:
Вторник – 17.04 – День открытых дверей
23 – семинар проектной деятельности
27 – Публичный творческий отчёт, занятие
Приложение 1
Актуальность интегрированного подхода:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Приложение 2.
Приёмы и методы, наиболее эффективные на интегрированном занятии.
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Приложение 3.
Требования к структуре интегрированных занятий:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Приложение 4.
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Источник
Основная цель системы специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – максимально возможная их социализация, активное включение в социокультурную среду.
Социализация – совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребёнок с ограниченными возможностями здоровья усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Этапы социализации ребёнка-инвалида обязательно включают его школьное обучение, которое в свою очередь подразумевает обязательное развитие личности.
В целевой федеральной программе «Дети-инвалиды» в качестве основной цели реабилитации детей-инвалидов выдвигается формирование их личности с учётом общего и особенного в их способностях к творческой и физической деятельности и создание условий для самореализации, саморазвития конкретной личности путём интеллектуального, эмоционального, нравственного, культурного, профессионального и других направлений развития личности [2].
Направляющая роль в формировании личности ребёнка-инвалида принадлежит педагогической интернальной интеграции, которая требует в настоящее время пересмотров некоторых её позиций. Изначально, с момента формирования новой образовательной системы для детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая интернальная интеграция предполагала формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, внутри системы специального образования, без взаимодействия участников специального и массового образования.
Современные социокультурные аспекты требуют уточнения некоторых вышеизложенных положений. Потенциал педагогической интернальной интеграции даёт широкую возможность не только для формирования способности к усвоению учебного материала, но и для формирования собственно личности ребёнка-инвалида, это обусловлено проблемами влияния личностных особенностей на успешность овладения учебным материалом.
Методологической основой изучения личности детей с психическим дизонтогенезом является концепция Л.С.Выготского [1] о сущности дефективности, в которой подчёркивается, что огромную роль в развитии личности аномального ребёнка играет социальная среда и общество. Л.С.Выготский отмечал, что физический недостаток сам по себе не делает ребёнка дефективным, но, изменяя социальную позицию личности, приводит к появлению особых черт в его поведении и характере. Для изучения влияния дефекта на личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья важными являются положения Л.С.Выготского о сложной структуре дефекта, в которой он выделял первичные особенности организма и вторичные новообразования.
В.Н.Мясищев, изучая структурно-динамические характеристики личности, подчёркивал, что к первичным особенностям относятся динамические свойства личности, обусловленные свойствами нервной системы, и особенностями заболевания. На основе первичных симптомов возникают вторичные особенности в форме различных характерологических сдвигов, представляющих собой результат сложных взаимодействий внешних и внутренних факторов. Возникновение вторичных особенностей личности больного ребёнка может быть вызвано рядом причин, к которым относятся переживания по поводу дефекта, условия воспитания, характер отношений в семье. Всё это приводит к нарушению системы отношений ребёнка, и если он не приобретает в ходе своего развития способности адекватно разрешать встающие перед ним проблемы, то это может привести к нарушению социальной адаптации [2].
Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с ограниченными возможностями здоровья ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, своей неполноценности. Негативное влияние на развитие личности оказывают также такие факторы, как ранняя социальная депривация, а также неправильное воспитание и своеобразное отношение окружающих к ребёнку с ограниченными возможностями. Всё это обусловливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенную внушаемость у такого ребёнка.
Поэтому вопросы формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях педагогической интернальной интеграции приобретают особую важность.
Для успешной педагогической интеграции необходимо соблюдение трёх важных условий:
1) учёт индивидуальных возможностей ребёнка;
2) соблюдение желания родителей, оказание помощи и поддержки;
3) помощь службы психолого-педагогического сопровождения.
Учёт индивидуальных возможностей ребёнка подразумевает диагностику его познавательной сферы и личностных особенностей, анализ полученных данных и построение плана коррекционной работы. Этими вопросами в системе специального образования занимаются учителя, логопеды и психологи.
Работу с семьёй осуществляют классные руководители и психологи. Эти специалисты проводят диагностику семей обучающихся, разрабатывают и реализуют планы работы с семьёй, включающие разные направления взаимодействия.
Помощь службы психолого-педагогического сопровождения включает собственно коррекционную работу, направленную на преодоление отклонений в развитии ребёнка, предупреждение возможных вторичных нарушений, и подразумевает слаженность взаимодействия участников психолого-педагогического процесса. Структурно вся система педагогической интернальной интеграции может быть представлена следующим образом (см.рис.1):
Учитель (классный руководитель) | ||||
Логопед | Познавательная сфера | Психолог | ||
Ребёнок с ОВЗ | ||||
Личностные особенности | ||||
Родители | ||||
Диагностика, анализ проблем ребёнка, разработка плана коррекционной работы, психолого-педагогическая коррекция, оценка результатов | ||||
Рис.1. Структура педагогической интернальной интеграции
Представленная структура по своей сути в плане реализации сложна и может быть эффективна в условиях взаимодействия только всех специалистов коррекционных школ.
Систематическое наблюдение за развитием каждого ребёнка в условиях интернального обучения, разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний и индивидуальных возможностей учащихся, способностей и динамики развития, условий и степени принятия психолого-педагогической помощи, способствуют их наиболее эффективной и адекватной социализации.
Коррекционная работа над формированием личностных особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в структуре педагогической интернальной интеграции должна опираться, в первую очередь, на уровень интеллектуального развития ученика и включать в себя:
1. Формирование эмоционально-волевой активности.
2. Формирование познавательного отношения к окружающему.
3. Развитие морально-нравственной стороны личности.
4. Развитие самооценки.
Однако в настоящее время реализация вышеизложенных положений в структуре специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья затруднена, что объясняется влиянием следующих факторов:
-кадровыми проблемами (отсутствие в коррекционных образовательных учреждениях квалифицированных специальных психологов);
-сокращением в учебных планах количества часов, отведённых на коррекционную работу;
-занятостью родителей на производстве или отсутствием у них интереса к проблемам ребёнка;
-тенденцией к усложнению структуры дефекта, что значительно увеличило приток в коррекционные учреждения детей с комплексными нарушениями в развитии (данная категория детей в настоящее время недостаточно изучена).
Следовательно, проблема роли педагогической интернальной интеграции в развитии личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является актуальной для специальной педагогики и требует определения путей для её решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Педагогика, 1956. -364с.
2. Детский церебральный паралич / Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. -СПб.: Дидактика Плюс, 2001. -272с.
Источник