Роль игры в жизни ребенка 3 4 года

Игра в жизни ребенка 3-4 лет

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.  ( А.С. Макаренко)

Игра в дошкольном  возрасте является  ведущей деятельностью, и имеет большое значение для умственного, физического, нравственного развития малыша. В игре ребенок учится понимать мир, знакомится с взаимоотношениями между людьми, их эмоциями, и желаниями. В результате этого формируется и внутренний мир самого малыша. В игре ребенок учится мыслить, рассуждать логически, понимать своего собеседника, решать вопросы и многое другое. В игре ребенок приобретает навыки  необходимые ему для общения со сверстниками. Очень большое значение игра оказывает на развитие речи. Любая игра требует от ребенка речевого общения, что способствует формированию связной речи. Существует огромное количество различных игр: подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, игры с правилами и т д. Все игры оказывают огромное воздействие на развитие психических процессов и на формирование личности в целом.

Многие малыши не способны сами организовать себе игру, именно поэтому совместные игры детей с родителями очень важны.  В игре проходит почти вся жизнь малыша, он готов играть почти целый день. Огромную радость доставляют малышу игры с родителями, ведь это так прекрасно, когда можно поиграть не только с другими детьми, но с мамой и папой, бабушкой и дедушкой.  С помощью взрослого ребенок способен перенести какое-либо действие из жизни в игру. В совместной игре малыш учится сотрудничеству, ответственности, взаимопомощи, учится выполнять правила, идти к цели общими усилиями.

Многие родители задаются вопросом, во что и как надо играть с ребенком. Вот самые простые правила, которые с легкостью может выполнить любой родитель.

–  Нужно увлечь ребенка игрой, или вступить в уже готовую игру, заставлять играть нельзя.

– Старайтесь постоянно озвучивать свои действия. Игра не должна проходить в тишине.

– Не диктуйте  малышу свои правила, а принимайте позицию малыша, будьте с ним на равных.

– Не ругайте малыша, если у него что-то  не получается.

– Помните, что малыш не может долго играть в одну игру, играйте не более 15 минут, но старайтесь всегда доводить начатую игру до конца.

– Не забывайте постоянно усложнять игру.

Виды игр.

Сюжетно-ролевые – это игры, которые придумывают сами дети. В игре ребенок воспроизводит какую либо сферу деятельности и общения взрослого человека. (магазин, школа, библиотека, семья и т д).

Дидактические игры – один из методов активного обучения, организуемый в виде учебной игры. Эти игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей ребенка.( лото, чудо мешочек, что лишнее)

Театральные игры – это игры представления, в которой разыгрывается  литературное представление (сказка, рассказ, басня и т д).  Эти игры знакомят детей с устным народным творчеством, помогают понять идею произведения, развивают выразительную речь,  творческие способности.

Подвижные игры – это активная деятельность ребенка, основанная на различных движениях, связанных общими правилами для всех игроков. Эти игры  укрепляют физическое здоровье, развивают ловкость, быстроту, выносливость, сообразительность, смекалку. (совушка, космонавты, зайка)

Строительные игры – это игры со специальным строительным материалом, развивают у детей конструктивные способности.

Таким образом, выбирая какую либо игру необходимо помнить, что она должна соответствовать возрасту ребенка, его возможностям, интересам. И тогда все ваши игры, будут проходить с пользой, и способствовать эффективному развитию малыша. Игра делает жизнь детей жизнерадостной и веселой. Старайтесь ежедневно находить время для игры, а так же позаботьтесь  об игрушках необходимых вашему малышу для организации игр.

Детям 3-4 лет необходимы куклы с одеждой на разное время года, посуда, мебель, мягкие игрушки, изображающие персонажей сказок, машинки, различный транспорт, механические игрушки. Так же необходимо приобрести различные виды конструктора, различный инструмент (молоток, отвертка), музыкальные инструменты, мячи, развивающие игры (лото, мозаика).

Приобретая игрушки так же  необходимо помнить, что их не должно быть слишком много иначе малышу будет трудно выбрать с чем поиграть.

Удачи вам в совместных играх.

Источник

Наталья Гричкосей
Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка 3–4 лет»

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы, но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия,помните три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую – и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Читайте также:  Ночью температура у ребенка 3 года

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно – детям.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!

Источник

Татьяна Коняхина
«Игра в жизни детей 3–4 лет». Родительское собрание

Предварительная работа:

1. Посещение других семей с целью ознакомления с игровыми уголками.

2. Стихи и загадки об игрушках (Разучивание стихов, загадок с детьми)

3. Оформить плакаты «Игра-это общение»

4. Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»

5.Стенд с вопросами:

• Вы играете со своими детьми?

• В какие игры играете дома?

• У вашего ребенка есть любимые игрушки? Какие?

Ход собрания.

1. Вступление.

Три года – это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача – помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника – главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребёнка.

Жизнь ребенка – это игра»

Давайте сегодня поговорим об игре.

2. Вопросы родителям:

Как вы считаете, нужно ли управлять игрой ребёнка?

Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с детьми, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя. Играя,следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.Возьмите за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.

Игры, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у ребенка затруднение, помогите ему. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания предметов, выявления их сходства и различий.

Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли.

Для трёхлетнего ребенка наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов. Игры направленные на развитие творческих способностей, стимулируют его воображения.

И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами. И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка.

3. Работа с памятками

Правило первое: не давайте ребенку для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. Смените игру на новую – и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи.

Читайте также:  Моему ребенку год и 3 месяца не говорит мама а папа говори

В каждую игру можно играть с одним малышом. А лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

4. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания

А. «Как играем в семье»

Б. «как проводим досуг в семье»

5. антека-задание

Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы ответите положительно на большинство вопросов, значит, игра в вашем доме присутствует всегда, и ваш ребенок любознателен, любит играть с вами. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

1. Рассказываю о своих играх в детстве

2. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

3. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

4. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

5. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки

6. Часто дарю ребёнку игру, игрушку

7.Обобщение:

Решение родительского собрания

1. принимать активное участие в играх детей

2. принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке

3. организовать семейные экскурсии по интересам детей

4. принимать активное участие в жизни детского сада

Источник

МБДОУ Детский сад №27 «Сказка»

Консультация для родителей

«Игра как ведущая деятельность

в жизни ребенка 3- 4 лет».

Подготовила воспитатель:

 Соловей Ю.А.

Г.о.г Выкса, 2018

Вы когда-нибудь наблюдали за тем, как играет ваш ребенок? За тем, как он общается со своими друзьями во время игры? Какие игрушки выбирает? Нет? А зря! Как доказано учеными, именно в процессе игры закладывается своеобразная модель дальнейшего поведения ребенка в коллективе сверстников, в семье, в обществе.

Игра в жизни дошкольника является ведущим видом деятельности, так как она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Только в игре развивается такие важные психологические процессы как воображение, без которого невозможно деятельность человека. Воображение строится на переработанном материале прошлых воспоминаний и является основой творческого мышления. С возрастом игровая деятельность влияет на формирование произвольности внимания и памяти.

Мини-тренинг – оценка воображения детей 3 – 4 лет.

• Ребенку предлагается картинка с недорисованными элементами: дом без окон, дверей, кошка без хвоста, цветок без лепестков, машина без колес и т. п. Предложите ребенку дорисовать картинку.

• Придумывает сказку. Ребенку предлагаем продолжить предложения. Жил-был мальчик. Его звали…. Однажды в парке он встретил волшебника…. Волшебник ответил… И потом случилось вот что….

• Прогулка по зоопарку. Попросите ребенка показать, как прыгает заяц, ползет змея, летает птица, охотится лев т. п.

Если в два-три года ребенок играет один или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный руль, то к четырем-пяти годам особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игр ребенок черпает из окружающей его действительности. Он воспроизводит сцены из семейной жизни (дочки-матери, гости, социальной действительности (детский сад, магазин, заправка, полиция). Здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сестры, и родители и у каждого своя роль. Несмотря на то, что продолжительность игры детей 3 – 4 лет составляет всего 10 – 15 мин, за это время дети проживают свою, пусть игрушечную, ненастоящую, но жизнь, где ребенок познает прелесть человеческого общения: ребенок учится языку общения, учится согласовывать свои действия с действиями другого, учится взаимопониманию и взаимопомощи.

Игра развивает рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями и поступками других людей. Рефлексия способствуют адекватному поведению человека в мире людей. В игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие (игра в больницу, т. е. ребенку приходится занимать двойную позицию – исполнителя и контролера.

Одним из важных средств влияния на психическое развитие ребенка является игрушка. Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Это не только предмет забавы и развлечений, это мощный «двигатель» детского развития. Мы поговорим о роли игрушки в плане нравственного развития личности ребенка. Особое место здесь занимают куклы и изображения животных. Игрушка здесь выступает как объект для эмоционального общения. Кукла – заменитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Ребенок учится заботиться, сопереживать, покровительствовать. Благодаря воле и воображению кукла ведет себя таким образом, как это нужно в данный момент хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива или упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает с своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях.

Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала.

Важное значение имеет соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза вызывают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы – герои сказок, мультфильмов (Буратино, Чебурашка, Вини-Пух и др.) несут в себе заданность образа поведения. Это эталоны поведения для ребенка. Но что интересно, в самих сказках положительные герои (Буратино, Мальвина, Чипполино) не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, так же как и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей) не имеют большого набора негативных черт. Но благодаря тому, что кукла несет в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредотачивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений.

Читайте также:  Как правильно причастить ребенка 3 года

К сожалению, наш рынок сейчас наводнен игры и игрушки, совсем не предназначенные для детского потребления, а лишь для обогащения. Настольные игры не отражают зачастую реальности, куклы для мальчиков и девочек несут в себе лишь агрессивный позыв или элементы жертвенности. Это ведет к формированию у подрастающего поколения холодной отчужденности, отрицание человеческого достоинства, формирование отношения к другому человеку как у безликому, не имеющему ценности существу.

В последнее время психологам все чаще стали сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны, скованность и недоразвитие речи. С другой – сильная агрессивность и демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимо, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.

С раннего возраста эти дети играют гаджетами, игнорируя игрушками, и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности.

В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т. к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека.

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки».

У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

Далее, хочу вам предложить для внимания рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.

– Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. Если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет телевизор смотреть не следует;

– здоровым детям 3 – 4 лет можно проводить у телевизора 15 мин;

– 5 – 6 летние дети 30 мин.;

– младшие школьники 1 – 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.

До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.

На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.

Используемая литература:

  1. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.
  2. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» – СПб: Издательство «Союз», 2002. -336 с.
  3. Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. -160 с.
  4. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. – Ростов н / Д: Феникс, 2005. -192с.
  5. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста, – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Источник