Роль игры в жизни ребенка 2 3 года

Игра и ее роль в развитии личности детей 2-3 лет.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра – отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.

Игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Игра характеризуется следующими особенностями:

  • игра – отражение ребенком окружающего мира;
  • игра – это совокупность разных действий, а не отдельного движения (например: лепка, рисование и т.п.);
  • она имеет общественный характер, поэтому может изменяться под воздействием новых социальных условий;
  • игра – это творческое отражение ребенком окружающего мира, так как они вносят в сюжет множество собственных задумок;
  • игра – это демонстрация ребенком своих знаний, умений, навыков, их уточнение, закрепление, приобретение новых;
  • игра – это коллективная деятельность, дети взаимодействуют друг с другом;
  • игра – развивает все высшие психические функции ребенка.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях.

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет – это новая игра.

Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться “оживить” для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:

1. Подвижные игры: всевозможные забавы с мячом, со скакалкой, прятки, салки и т. д. Подвижные игры – не только прекрасное средство физического воспитания детей, постепенно они прививают навыки поведения в коллективе: дети учатся подчиняться правилам (а правила, порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре).

2. Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача, они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают наблюдательность, восприятие, память, мышление.

3. Сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд людей взрослых, причем, играя, они относятся к своему воображаемому труду, игрушкам, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу окружающие их взрослые.

Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения. К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого дошкольники развертывают самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным – «понарошку» продавцом, врачом, мамой.

Дети в возрасте 2-3 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Как правило бесцельно возят взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.

Читайте также:  Рецепт из тыквы ребенку 2 года

Литература:

1. Выготский Л.С.: «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка». 1966г. № 6.- С. 62-77.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004. – 244 с.

Источник

«Роль игры в жизни ребёнка»

Настоящая игра возникает не сразу. Сначала ребёнок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в кастрюльке, причёсывает куклу расчёской, кормит игрушечной ложкой.

В возрасте 2 – 3 лет формируются первые игровые умения, у ребёнка складывается способность ставить и решать игровые задачи, начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместной игре. Кроме этого появляются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет развиваться в дошкольном детстве, а именно:

  • ребёнок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные и называет этот предмет-заместитель в соответствии с его игровым назначением (коробка – домик, кирпичик – мыло, шарик – яблоко);
  • усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей (Девочка сначала купает куклу, потом вытирает её полотенцем, укладывает спать, поёт колыбельную песню);
  • действия обобщаются и отделяются от предмета. Появляются воображаемые предметы: полотенце, конфета, вода, книжка;
  • ребёнок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и называть себя именем взрослого. Взрослый выступает как образец действий. Ребёнок старается действовать самостоятельно, но как взрослый. («Я – мама, пошла в магазин. Возьму сумку, кошелёк. Дочка, что тебе купить?»).

В возрасте 2-3 года обычно происходит важное событие – одушевление игрушек. В руках малыша зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссориться и мириться, болеть и выздоравливать. В своей комнате, чаще на ковре ребёнок создаёт свой, воображаемый мир, в котором происходят разные события – знакомые и придуманные. Это уже настоящая творческая игра, которую в педагогике называют режиссёрской.

Ближе к возрасту трёх лет ребёнок, осваивая ролевое поведение в игре, невольно понимает, что игра должна стать коллективной. И он пытается втянуть вас в свою игру. Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой, мол, сам разберётся, сам всё поймёт. Есть же, в конце концов, друзья, воспитатели в детском саду. Только потом не стоит удивляться, откуда у ребёнка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла. Игры с вашим участием («Дочки-матери», «Магазин», «Больница») засверкают для ребёнка новыми красками.

Как правило, ребёнок неохотно берёт на себя «детскую роль»: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует ваше поведение, интонацию, жесты. Игра поможет понять, что тревожит ребёнка и вовремя изменить ситуацию. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову трёхлетнему ребёнку, поднять непростую проблему и найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребёнку развить и обогатить речь.

Некоторые родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность, или, в крайнем случае, пытаются её направить в полезное русло. В ход идут настольно-печатные, интеллектуальные игры. Это тоже достойное и полезное занятие. Но они не должны заменять ролевые игры. Ведь такие игры развивают только познавательную сферу, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. Если ребёнок не доиграл в детстве, он труднее приспосабливается к окружающему миру, то, что его ровесники прошли в игре, с родителями в благоприятный период, ему приходится осваивать самому, причём сразу в боевых действиях, зачастую не имея права на ошибку.

Большое внимание следует уделять выбору игрушек. Несмотря на то, что одни родители могут купить дорогостоящую игрушку своему ребёнку, а другие позволить этого себе не могут, существуют правила, полезные и для тех, и для других.

Типичная ситуация: ребёнок просит купить всё новые игрушки, но, поиграв с ними пару дней, забрасывает в угол. Как с этим быть?

Главное – правильно подготовить ребёнка к приобретению игрушки. Тогда она будет не только желанной, но и полезной, и «долгоиграющей». Родителям стоит направлять выбор ребёнка.

Предположим у ребёнка есть большой медведь. Прочтите ему сказку «Три медведя», а потом помогите сказке войти в реальную жизнь. Прежде всего, дайте медведю имя: «Давай наш мишка станет Михайло Потапович. Он одинок, ему скучно. Давай купим ему Настасью Петровну». А в следующий раз можно приобрести маленького Мишутку. Вот и будет у вас семья медведей. Теперь с ними можно разыгрывать сказку, придумывать для неё продолжение. Построить медведям дом, всё в нём оборудовать и играть день за днём.

Необходимо следить, чтобы ребёнок не разбрасывал игрушки. У каждой игрушки должно быть своё место, как только её принесли из магазина.

Не стоит забывать ещё одно традиционное правило: прятать на какое-то время часть игрушек. Потом постепенно вносить их «с обыгрыванием»: постучался слоник, и мама говорит от его имени, что слоник уезжал путешествовать, а теперь вернулся, узнав новую игру. Ребёнок, как правило, подхватывает этот сюжет. И игрушка опять привлекательна и нова для него.

Читайте также:  Амоксиклав ребенку 2 года инструкция по применению

Очень часто мамы мальчиков, а порой и воспитатели выступают против игрушек, изображающих оружие, считая, что они воспитывают агрессивность у детей. На самом деле проблема агрессии не связана с игрушечными пистолетами и автоматами. Даже если мы уберём из детского сада и дома «военизированные» игрушки, мальчики всё равно найдут сучок, палочку, похожую на пистолет, или сделают оружие из конструктора, и будут играть в войнушку. Взрослым необходимо направить игру в нужное русло. Пусть дети играют в военных, участвуют в парадах, соревнуются в стрельбе. Когда мы видим трёхлетнего ребёнка, который бегает с пистолетом и стреляет, целясь в никуда, мы понимаем – ему нравится сам процесс. Детям такая игра не навредит. Малышам нравятся звучащие, мигающие пистолеты. А водяной пистолет ребёнок воспринимает как сосуд с водой, которую надо быстрее куда-то вылить. Можно полить клумбу, побрызгать на костёр, услышав, как он вдруг зашипит, можно полить друг друга, если жарко, посбивать струёй мишени. А вот пистолеты с патронами или шариками, а так же колющие и режущее оружие лучше отложить на старший возраст.

Некоторые родители жалуются – ребёнок не играет. В чём причина? Причин несколько. Прежде всего – позиция самих родителей, которые не поощряют игры, не учат детей играть. Отсутствие игры может быть связано с тотальным влиянием телевидения. По данным исследования дети дошкольного возраста смотрят телевизор в среднем по два часа в день. А если учесть, что они ещё и посещают детский сад – времени для игр дома не остаётся. Игра обычно возникает из впечатлений детей. И становится понятно, почему дети в основном играют в «стрелялки-догонялки», где нет развития сюжета. Такая игра детям быстро надоедает.

В последнее время у многих детей наблюдаются капризы, нарушения поведения. Игру можно использовать как отличный антистрессовый приём. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться, но необходимо учитывать несколько правил. Во-первых, играть или не играть – этот выбор должен оставаться за ребёнком. Может быть, сегодня ребёнок устал и пожелает просто почитать книжку. Во-вторых, вечерняя игра не должна быть шумной.

Снять напряжение после долгого дня поможет игра «Рвакля». Приготовьте газеты, старые журналы и широкое ведро. Ребёнок может рвать, мять и топтать бумагу, а потом бросать её в ведро.

Помогут ребёнку успокоиться игры с постепенным снижением физической нагрузки. Например, игра «Грибник». Предложите малышу расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке. Затем пусть он эти игрушки соберёт с закрытыми глазами в корзину или коробку. Собранные предметы можно рассортировать по форме или по цвету.

Помогают справиться с напряжением игры в воде. Можно пускать мыльные пузыри (большие и маленькие), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, превратить губки в дельфина, кораблик, покатать на кораблике игрушку). Или просто дать 2 баночки – пусть переливает водичку. Вид и звук переливающейся воды успокоит ребёнка, и малыш через 15-20 минут будет готов лечь в постель.

Создавая условия для развития игры ребёнка важно использовать любые возможности. Например, чтобы сделать прогулку интересной и памятной для ребёнка, достаточно обратить его внимание на то, что вокруг. В магазине – рассказать, что делает продавец, как он показывает товар, как разговаривает с покупателями, что продаётся, где стоит. А дома разыграть с ребёнком уже знакомый ему сюжет. Впоследствии малыш будет с удовольствием играть в «Магазин».

Родители могут использовать игру и в своих интересах. Одна девочка по дороге домой уставала и просилась на ручки. Тогда её мама придумала игру «Угадай, что я нарисовал». Она отходила от дочки на расстояние примерно 30 метров и рисовала маленькую картинку (яблоко, машинку, дом). Потом спрашивала: «Угадай, что я нарисовала». Девочка заинтересованно бежала угадывать. Таким образом, они постепенно продвигались к дому. Прошло время – девочка сама стала рисовать на асфальте и спрашивать у мамы: «Угадай – что я нарисовала?».

Ещё одна игра, придуманная родителями. Называется «Сюрприз». В неё можно играть дома и на улице. Игра развивает воображение и способствует поднятию настроения. Взрослым несложно стать волшебниками, если заранее приготовить сюрприз для ребёнка, а потом помочь его найти в самом неожиданном месте (например, банан – среди книжек, конфету – в детском ботинке). Разумеется, необходимо это как-то обыграть: сказать волшебные слова или сослаться на волшебницу-фею. Можно использовать свой опыт и знания. Например, у светофора вы говорите: «Я сейчас подую – и загорится зелёный цвет». Ребёнка удивит и развеселит такой фокус, даже если малыш знает, в чём секрет. Можно «наколдовать» за поворотом что-нибудь интересное: новый магазин, афишу «Цирк приехал» и др.

Игра – одно из самых важных и необходимых средств развития ребёнка. Это умственная, созидательная деятельность малыша. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не отставал в развитии, не тормозите его игровую деятельность.

Читайте также:  Ребенку 2 года не кушает что делать

Литература:

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.

Источник

Консультация для родителей

«Роль развивающих игр для детей 2 – 3 лет»

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Три года – это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача – помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника – главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно – неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую – и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!

Источник