Роль игры в воспитании и развитии ребенка

Роль игры в воспитании и развитии ребенка thumbnail

Анастасия Рыкачева
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.).В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

*уметь организовывать начало игры;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. –Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Источник

«Роль игры в развитии и воспитании ребенка»  

Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра. Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей, поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша, его склонности и интересы.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения.

На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей.

Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;

В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;

Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей.

Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий.

Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры.

Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой.

В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг — вот тогда и можно говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.

Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» — мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой, ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.

Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности, которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом с ребёнком, выясните его мотивы — возможно, именно ваше поведение стало причиной подобного исполнения ролей.

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.

И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры — это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.

Но самое главное — это инвентарь, предметы-помощники, которые превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома завалялись старые СССР-овские деньги — отдайте их ребёнку, пускай это будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».

Дидактические игры

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве.

Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок 

с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.

Подвижные игры

Движение — это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте — он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

Все мы прекрасно знаем игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков. Пока играет музыка — дети танцуют вокруг стульев, но как только музыка останавливается — каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра, которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.

Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно победить хитростью.

Подвижные игры — это отличный способ отвлечь подвижного малыша от пакостей, или же раскрепостить тихоню.

Игрушки — основная ценность

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней.

Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи» и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами. У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

Кукольный дом

Мы привыкли, что с куклами возятся только наши дочери, но у сыночков тоже должны быть хотя бы 2 куклы, чтобы они могли играть с ними в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома, но в кукольном варианте — дом, мебель, посуда, одежда, хозяйственные и косметические принадлежности. 

Конструкторы, пазлы

Если конструкторы и трансформеры больше удел мальчиков, то пазлы нравятся все

Постараемся определить роль игры в развитии ребёнка на примере конструкторов: мы можем заметить удивительные способности малыша из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое, до чего даже взрослый бы не додумался. Некоторые мальчишки способны часами сидеть над лего и конструировать замки, крепости, машины, а потом играть с ними, как с целым воображаемым миром. Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую моторику рук. А если вы купите не просто набор деталей, но ещё и с различными методами и способами их соединения, тогда вы увидите настоящее счастье в глазах ребёнка, потому что теперь у него есть больший простор для полета фантазии, возможность обучиться держать в руках ключ, работать с гайками.

А вот складывать пазлы любят даже взрослые, поскольку это очень увлекательное занятие, способное занять человека не на один час. Главное — подобрать интересную картинку, ведь малышу больше по душе складывать героев мультфильма, чем природу. Вы, как родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи — вот и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость, стремление, желание довести дело до конца. В итоге у родителей есть свободный час, а малыш развивается благодаря красивому пазлу. Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес, поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке, а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.

Развивающие игрушки

Для самых маленьких крох очень важны развивающие игрушки, поскольку игра, как средство развития навыков малыша ещё не может быть рассмотрена, ведь кроха вряд ли сможет в ней участвовать. Поэтому, детишек нужно развивать с помощью игрушек: музыкальных, ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно быть у вашей крохи.

 

Источник

Игра издавна славится своими воспитательными
особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра
возникает в ответ на потребность общества в
подготовке подрастающего поколения к жизни в
этом обществе и как деятельность, отделившаяся
от продуктивной трудовой деятельности и
представляющая собой воспроизведение отношений
между людьми[2]

В аспекте социально-педагогической
деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич
как вид социально-педагогической деятельности, в
условных ситуациях раскрывающий умения
использования игры как косвенного метода
воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию
и самовоспитанию, и направленного на воссоздание
и усвоение общественного опыта, фиксированного в
социально закрепленных способах осуществления
предметных действий, и проигрывании
социально-ролевых ситуаций.[3]. Социокультурное
назначение игры – обеспечить усвоение детьми
всех богатств культуры, позволяющих им
функционировать в качестве полноправных членов
детского коллектива. Помимо воспитательного
аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе
игры человек обучается, приобретая навыки
будущей профессии, знакомится с предметами,
фактами, явлениями окружающей жизни. Игра
создает поле деятельности, в котором человек
моделирует те или иные жизненные ситуации и
вырабатывает свое отношение к ним.

Игра – это своего рода эталон поведения, способ
усвоения личностью социальных ролей, основа
формирования этического человека. Игра вид
деятельности, который является и отдыхом, и
компенсацией недостаточных нагрузок:
физических, умственных, эмоциональных. Играющий
человек силой своего воображения создает около
себя условную действительность и в ней –
наиболее благоприятные возможности для
реализации своих стремлений, проявления
способностей .

Тем самым, игра – начало самостоятельной
творческой жизни человека, средство
самовыражения, проба сил. В игре развиваются
терпимость, толерантность,взаимопонимание,
независимость, активность, решительность,
инициативность, воля, выносливость, точность,
координация и т.д. Это реальность, выстроенная на
действующих законах, принятых обществом нормах и
ценности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми
действий взрослых и отношений между ними,
направленный на познание окружающей
действительности.

В период дошкольного детства ребёнок
включается в разные виды деятельности. Но игра –
особый вид деятельности по тем возможностям,
которые она открывает для ребенка. Роль игры в
воспитании и развитии ребенка дошкольного
возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского,
С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка,
развития его “самости”. Игра в полной мере
выполняет свои развивающие функции, когда
является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально
насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе
воспроизведения их социальных отношений. Игра
создает благоприятные возможности для развития
у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как
члена определенного коллектива, впервые
появляется чувство единения, формируется
понятие “мы”. Дети начинают оценивать друг
друга, появляется общественное мнение.
Соответственно, благодаря игре детская группа
развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность
внимательно относиться к точке зрения другого,
смотреть на мир с его позиции. Тем самым
стимулируется преодоление детского
эгоцентризма, переход на новую ступень
интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной
деятельности детей воспитатель широко
использует игровые технологии обучения детей
(например, логико-математические, дидактические
игры). Игра выступает как оболочка – некое
обрамление образовательной деятельности
(например, игра-путешествие ) . В образовательной
деятельности применяются различные игровые
приемы: действия с игрушками, игровая имитация
движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы
поддерживают внимание детей, развивают
психические процессы, способствуют повышению
познавательной активности, стимулируют
проявления творчества.

Также личностные качества ребёнка формируются
в активной игровой деятельности.. Уже на ранних и
в младших возрастных ступенях именно в игре дети
имеют наибольшую возможность быть
самостоятельными, по своему желанию общаться со
сверстниками, реализовывать и углублять свои
знания и умения. Чем старше становятся дети, чем
выше уровень их общего развития и воспитанности,
тем более значимой является педагогическая
направленность игры на формирование поведения,
взаимоотношения детей, на воспитание активной
позиции. В игре постепенно развивается
целенаправленность действий. Если на втором и
третьем году жизни дети начинают играть, не
задумываясь, и выбор игры определяется попавшей
на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то
позднее детей приучают ставить цели в
строительных играх, а затем и в играх с игрушками.
На четвертом году жизни ребёнок способен идти от
мысли к действию, т.е. способен определить, во что
он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте
у детей часто преобладает интерес к действию,
из-за чего цель временами забывается. Однако уже
в этом возрасте детей можно научить не только
обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и
распределять роли. На первых порах перспектива
игры короткая – устроить ёлку для кукол, повезти
их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого
ребёнка было направленно на осуществление этой
цели. Под руководства воспитателя дети
постепенно приучаются определять некоторую
последовательность действий, намечать общий ход
игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в
том, как в содержание игры комбинируются
различные впечатления жизни. На четвёртом году
жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в
игре разные события, а иногда включают эпизоды из
сказок, большей частью тех, которые им показывали
в кукольном театре. Для детей этого возраста
важны новые, яркие зрительные впечатления,
которые включаются в старые игры. Отражение
жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в
разных комбинациях помогает образованию общих
представлений, облегчает ребёнку понимание
связи между разными явлениями жизни.

Для развития и воспитания детей в дошкольном
возрасте для игровой деятельности детей важны
также профессионально важные качества педагога,
которые прменяются мной как молодым
специалистом в педагогической деятельности с
детьми среднего дошкольного возраста.

– умение наблюдать игру, анализировать её,
оценивать уровень развития игровой
деятельности; планировать приемы направленные
на её развитие;

– обогащать впечатления детей с целью развития
их игр;

– обращать внимание детей на такие впечатления
их жизни, которые могут послужить сюжетом
хорошей игры;

– уметь организовывать начало игры;

– широко использовать косвенные методы
руководства игрой, активизирующие психические
процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые
ситуации (вопросы, советы, напоминания)

– создавать благоприятные условия для перехода
игры на более высокий уровень;

– уметь самому включаться в игру на главных или
второстепенных ролях, устанавливать игровые
отношения с детьми;

– уметь обучать игре прямыми способами (показ,
объяснения) ;

– регулировать взаимоотношения, разрешать
конфликты, возникающие в процессе игры, давать
яркие игровые роли детям с низким
социометрическим статусом, включать в игровую
деятельность застенчивых, неуверенных,
малоактивных детей;

– предлагать с целью развития игры новые роли,
игровые ситуации, игровые действия;

– учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры.
Если в это время ребенок наигрался от души, то в
дальнейшем он легко адаптируется к любым
ситуациям, принимая на себя разные роли.

Список литературы

1. Артёмова Л.B. Организация взаимовлияния детей
в игре // Дошкольное воспитание, 2000.  №4.- с.13-15.

2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное
воспитание. 2001.  №12.-с.11-14

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности /
Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб. :
Детство-пресс, 2004.

Источник