Роль игры в умственном развитии ребенка

 «РОЛЬ ИГРЫ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Игра – генетическая основа, источник,

корень всякого творчества,

его подготовительная ступень»

 (Л. С. Выготский).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических, до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

*уметь организовывать начало игры;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

Список литературы:

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города  Москвы  Школа № 2083  ДОП «Семицветик»

Консультация   для родителей

на тему: «Роль игры в умственном развитии ребёнка»

            Подготовила и провела:   Сибогатова  Наталья  Анатольевна

РОЛЬ ИГРЫ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

     Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т. д.) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например в «магазин», «дочки-матери» и др.) Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх — имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В игре ребёнок учится пользоваться предметами  домашнего  обихода,   инструментами,  учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.

Читайте также:  Развитие ребенка по комаровскому

Особо следует рассказать о развитии восприятия, памяти,   внимания   и   мышления   дошкольника.

     В период времени от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской продуктивной, художественной деятельности у ребёнка складываются способности мысленно делить видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или эталоны цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается   в   умственное.

     Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т. е. то, что оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное владение речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятие позволяют формировать произвольное внимание, т. е. внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6—8 секунд, а старшие дошкольники способны   сосредоточивать   внимание   уже   от   12   до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2—2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т. к. уже и в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности,   состояния   здоровья,   условий  жизни  ребёнка.

     Что касается развития памяти, то в младшем и среднем дошкольном возрасте (у детей 3—4 лет) запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3—4 летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различный материал. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное, при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

     Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, развивают, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей,   так   как   известна   нелогичность   детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Трёх – четырёхлетний ребенок может использовать слова, которые взрослые называют понятиями. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление   формируется   к   подростковому   возрасту.

Источник

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.

АВТОР: САВИНА ВИКТОРИЯ ЛЬВОВНА.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.  Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей развивается мышление, речь, память, воображение, воля. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю. Который, для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности  сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями и показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представление, но и учит детей играть. Основой для игр детей служит сформированное представление о  построении игрового сюжета, разнообразных игровых действий с предметами.

Важно чтобы затем  были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающем миром, развитии сенсорной культуры.

Дидактическая как форма обучения детей содержит два начала: учебная «познавательная»  и игровое «занимательная». Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях так и вне них.  На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально  со всеми детьми.  Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и выборе игры, партнёра, создании новых игровых вариантов и выборе водящего.

Читайте также:  Вывод о развитии ребенка 5 лет

Дидактические игры особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную  роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул. Заботливо относится к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню.  Согласно правилам игры дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка, пижама. За тем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную песенку: «Баю-баю-баю куколку качаю». Таких игр в младшей группе приводится несколько:  «День рождения куклы Кати». «Оденем Катю на прогулку», Катя обедает», «Купание Кати». Игры с кук5лой являются эффективным методом обучения  детей самостоятельным творческим сюжетно-роллевым играм. В игре происходит формирование восприятия мышления, памяти, речи-тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Важно,  чтобы игры были не только поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают своё назначение как средство воспитания.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия, она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.  Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим,  по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с  игровыми,  поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. При обучении детей, в основном старшего дошкольного возраста, наряду с дидактическими играми используются упражнения дидактическими материалами. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрёшками, башенками, шарами, грибками и так далее. Действия малышей с дидактическими приобретают  игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрёшку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками,  даёт право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми – занятиями. В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игры, методические приёмы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Си систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через – игры занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы.

Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры-занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого.

По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные. Дидактические игры-занятия с предметами и игрушками больше всего соответствует задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства. Они начинают практически понимать различие между, например  кубом и шаром, между объёмным предметом и плоским. Игры-занятия с дидактическими игрушками воспитывают сосредоточенность,  умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течении некоторого времени каким-то одним делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу – он старается добиться результата. Программа рекомендует проводить дидактические игры-занятия, с детьми начиная с 9-10 месяцев. До одного года трёх месяцев решаются задачи обучения способом действия: катать, нанизывать, открывать, закрывать. При этом воспитатель ориентирует малыша на получение результата, например, вынуть и воткнуть все втулки в отверстие, надеть все кольца на стержень пирамидки.  Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму и цвет.

Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети играют в разные настольно – печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики. К этому виду занятий относится и рассматривание картинок изображённых на кубе, фланелеграффе. Разнообразны и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление  знаний о предметах, их назначение, классификация, обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. До того как дети начнут игра в настольно – печатные игры, их учат рассматривать картинки и находить изображения знакомых предметов на плоскости. Малыши с года – года и восьми месяцев рассматривают вместе с воспитателем хорошо знакомую игрушку (куклу, собаку, медведя), называют её. Затем игрушку педагог прячет и показывает её изображение на картинке. Ребёнок называет игрушку, нарисованную на картинке. Когда малыш научится узнавать какое-то одно изображение,  воспитатель выкладывает новую картинку. Разнообразить этот вид занятий можно, предложив детям картинку на кубе, воспитатель прости ребёнка найти и показать собаку, кошку и так далее, изображённых на разных сторонах куба. Ребёнок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно и показывает. Занятие с кубом очень полезно и для тренировки движения пальцев, что в свою очередь оказывает влияние на развитие активной речи. А игры – занятия с обрезными игрушками расширяют ориентировку детей в окружающем, обогащают их словарный запас, способствуют развитию самостоятельной игровой деятельности.

Читайте также:  Таблица развития ребенка в семье

В математических пособиях даются разные варианты игр с куклой: «Покормим куклу, уложим куклу спать, постираем кукле платье и так далее». Некоторые их них проводятся даже с детьми конца первого года жизни, большинство игр на протяжении всего и даже третьего года жизни. С возрастом детей увеличивается число предметов используемых в показах, инсценировках, а, следовательно, и количество слов, которые малыши должны научится произносить. Большое значение в речевом развитии детей имеют  словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять  звукосочетания и слова. Дети учиться воспринимать воспроизведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждает к многократному повторению одного и тогоже звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и с лов. Детям необходимо тренировать пальцы рук в целях развития речевых зон мозга, следует проводить с детьми соответствующие игры, например народную игру (Пальчики). В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки и песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствует освоению родного языка. Дети чувствуют рифму, ритм. Систематически читая малышам потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт к драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

Так же дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнение, расширение знаний дошкольников. В дидактической игре обязательно наличие и единство всех её компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младших групп к старшим. В первой младшей группе воспитатель развивает у детей интерес к играм с разными видами дидактических игрушек. Во торой младшей группе воспитатель в совместных дидактических играх учит выполнять определённые действия и правила: по сигналу  одновременно или поочередно начинать и прекращать действия (так, в игре «Чей домик!» малыши по очереди подают голоса обитателей домиков). В средней группе дети знакомятся с новыми дидактическими играми и учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.   В старшей группе дошкольники учатся самостоятельно организовывать дидактические игры, объединяясь в небольшие подгруппы. Повышаются требования к точности выполнения правил. В подготовительной группе воспитатель продолжает знакомить детей с дидактическими играми разного типа (лото, домино, мозаика и другие), закрепляет умение организовывать  их самостоятельно, исполнять роль ведущего, учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей.

В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу. Это теснейшим образом связано с содержанием тез знаний и умений которые формируются у детей того или иного возраста в процессе воспитания и обучения.

В первой младшей группе воспитание интересы к дидактической игре основано на практическом осуществление действия. Дети учатся сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине, соотносить их друг с другом, прокатывать цветные шарики, мячи через ворота соответствующего цвета:  большой через большой, маленький через маленький и так далее. Закрепляются умения действовать с предметами-орудиями, простейшими мозаиками.

Дети учатся соотносить форму предмета с формой на карточке, подбирать и складывать  разрезанные (из двух частей) парные картинки. Во второй младшей группе в играх закрепляется  умение подбирать предметы по цвету, величине (большие и маленькие шарики двух, трёх цветов); Собирать башенку из уменьшающихся по размеру элементов, чередуя их в определённой последовательности по цвету. Малыши учиться складывать картинку из 4-х затем из 6-ти частей: (наша посуда, игрушки и другие).

В средней группе повышаются требования к умению выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их между собой, группировать по внешним признакам (посуда: чайная, столовая, кухонная).

В старшей группе способ сравнения предметов усложняется: дети должны уметь замечать незначительные различия между предметами и объединять по общим существенным признакам, ориентироваться в изменении расположения предметов, устанавливать причинно-следственные связи.

В подготовительной дети в играх осваивают логические связи и отношения между предметами и явлениями, учаться составлять рассказы про игрушки, придумывать игры-загадки.

Дидактическая игрушка учит ребёнка мыслить, воспитывает целеустремлённость, настойчивость, организованность.

Если в процессе обучения систематически используются разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр. Выбирают игру, контролируют внимание правил и действий, оценивают поведение играющих.

Дидактическую игру с этими игрушками следует культивировать на всём протяжении дошкольного детства. Она занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

Источник