Роль игры в развитии внимания ребенка
«РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Как отмечает Е.В. Гаспарова, не умаляет своего значение игра и в старшем дошкольном возрасте.
По мнению А. К. Бондаренко игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических функций. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются. Сознательная цель (сосредоточить внимание) выделяется для ребенка в игре раньше и легче всего.
Сами условия игры требуют от старшего дошкольника сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает дошкольника к целенаправленному сосредоточению. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
Н. Я. Михайленко отмечает то, что используемые в работе с детьми элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание старших дошкольников на достаточно высоком уровне.
Для поддержания устойчивого внимания старшего дошкольника необходимы следующие условия:
– отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
– привычные условия для игровой деятельности. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если сам процесс игры ребѐнку интересен, то это создает установку и условия для развития и концентрации внимания;
– существование устойчивого интереса к процессу и результату игровой деятельности;
– создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания при выполнении игровых действий, но даже и усиливают его;
– тренировка внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.
Под влиянием игры внимание ребенка старшего дошкольного возраста достигает достаточно высокой степени развития. На развитие произвольного внимания в игре влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых и правила игры. Большое значение для развития целенаправленного внимания в этом возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
К факторам привлечения внимания относят:
– структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);
– организация игры (четкое начало и окончание; наличие необходимых атрибутов для игры);
– последовательность и систематичность требований взрослого;
– смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка и др.
Внимание – это специфическая функция сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Хочется отметить, что внимание обладает разными свойствами, может быть произвольным непроизвольным. В старшем дошкольном возрасте сформированы процессы непроизвольного внимания, все усилия должны быть направлены на развитие и совершенствование произвольного внимания.
Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Слово в виде инструкции и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием. Чем лучше развита речь у ребенка старшего дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем активнее формируется произвольное внимание.
Е. Н. Тверитина говорит о том, что на развитие внимания в игре влияет способность выполнять указания взрослых. Для детей с невнимательностью характерно то, что они постоянно отвлекаются от выполнения основного игрового сюжета.
Мимика и поза очень ярко свидетельствуют о невнимательности детей, главным показателем которой являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в игровой деятельности. Необходимо учитывать особенности, которые у разных детей в старшем школьном возрасте проявляются в преобладании тех или иных свойств внимания.
Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают старшего дошкольника в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания.
А. К. Бондаренко пишет, что, руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием. В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию:
а) не называть запрещенных цветов, например, черного и белого; б) не называть дважды один и тот же цвет.
Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.
Иной результат получался тогда, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры.
Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.
На всем протяжении дошкольного возраста ребѐнка притягивает эмоционально насыщенный материал. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от старшего дошкольника переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Если для младших школьников обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его деятельность и чѐтко определил стоящее перед ним игровое задание (лишь при этих условиях малыши могут на первых порах обнаружить произвольное внимание), то старшие дошкольники могут делать это самостоятельно.
- Н. Тверитина подчеркивает, что, организовывая соответствующим образом деятельность детей, мы побуждаем старших дошкольников намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки.
Так, намеренно изменили обычное расположение игрушек и мебели в одной из комнат детского сада, поместили на витрину новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда экспериментаторы намеренно поставили перед ними специальное задание: отмечать каждый раз, приходя утром в группу, какие изменения произошли в их комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования (кто точнее и лучше заметит произошедшие перемены).
После этого дети, приходя утром в группу, сосредоточенно рассматривали окружающую обстановку, отмечая малейшие изменения, произошедшие в ней со вчерашнего дня [4, с.102].
Таким образом, дошкольное детство, основным видом деятельности которого является игра, является наиболее плодотворным периодом в плане формирования умственных качеств. С помощью специально организованной деятельности возможно формирование отдельных форм внимания, при этом содержание должно быть адекватно формируемому свойству внимания.
Литература:
- Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2012. – 196 с.
- Гаспарова, Е. В. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. В. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С.45.
- Михайленко, Н. Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С.15.
- Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова. – М.: Педагогика, 2014. – 112 с.
Источник
Нина Селионова
Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Селионова Нина Владимировна
Воспитатель МБДОУ №4 «Теремок»
С. Новотроицкое
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические и практические подходы к развитию внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Ключевые слова: внимание; дидактическая игра; концентрация; распределение; устойчивость; объём; эксперимент.
В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов, в том числе и внимания. Внимание находится в основе многих познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, воображение, ощущение). Его вообще можно считать отправной точкой для любого процесса познания мира. С развития внимания и начинается долгий, но необходимый путь гармонично развитого ребёнка.
1 января 2014 года вступил в силу документ «ФГОС дошкольного образования». Стандарт является основой для разработки образовательной Программы дошкольного образования, содержание которой должно «обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие» .Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:https://www.tc-sfera.ru/posts/federalnyy-obrazovatelnyy-ztandart-dozhkolnogo-obrazovaniya-prinyat (дата обращения:12.12.2014).В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: ряд ученых рассматривают внимание в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Н. В. Дубровинская, и др.) Развитие внимания в дошкольном детстве рассматривалось в работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др.
Главным средством развития внимания детей дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, развитие личностного качества – самоконтроля, делающих игру школой произвольного поведения. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
В работах А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой и др. определены особенности, место и значение дидактических игр в развитии умственной компетенции дошкольников.
Изучено влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста З. А. Михайловой, М. Н. Поляковой и др.
На сегодняшний день в понятие “внимание” вкладывается различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Так Н. Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”.Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958. 45с. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 1.
Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.
Произвольное внимание. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.
К основным свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.
В основу рассмотрения особенностей развития внимания у старших дошкольников нами было положено «Культурное развитие внимания» Льва Семёновича Выготского, которое включает два ряда стимулов.
Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка – это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка.
К нему относится первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Второй ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка – это речь взрослого человека
К нему относятся 5 этапов, на протяжении которых происходит эволюция произвольного внимания.
Последний этап в этом списке относится к старшему дошкольному возрасту – 5-6 лет. Здесь происходит возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется произвольное внимание.
Особенности развития внимания старших дошкольников:
• значительно возрастают его концентрация, объём и устойчивость;
• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных процессов;
• внимание становится опосредованным;
• появляются элементы послепроизвольного внимания.
Большое значение для развития свойств внимания в старшем дошкольном возрасте имеет дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. В дидактических играх ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.
Классификация дидактических игр:
По содержанию: математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим, по изобразительной деятельности.
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на: словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с картинками, компьютерные дидактические игры.
По характеру игровых действий: игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы, подвижно-дидактические игры.
Дидактические игры имеют свою структуру: дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.
Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста станет едва ли не главным для ребёнка в первые и дальнейшие годы его обучения в школе. В связи с этим были определены методы, позволяющие определить уровни сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №4 «Теремок» с. Ново – Троицкое в течении 6 месяцев. Детский сад работает по программе “От рождения д школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Участниками эксперимента были дети старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет.
В исследовании использовались следующие методики: Тест “Найди 10 отличий» (концентрация, «Корректурная проба» (Тест Бурдона) (распределение, Тест «Переплетенные линии» (модификация теста Рея) (устойчивость, Тест «Запомни и расставь точки» (методика Р. С. Немова) (объём).
Первый этап исследования – констатирующий.
Проводился в начале учебного года и показал, что уровень концентрации внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 12 детей (85,5%) – средний и у 0 детей (0%) – низкий; уровень распределения внимания у 0 детей (0%) высокий, 5 детей (36%) – средний и у 9 детей (64%) – низкий; уровень устойчивости внимания у 0 детей (0%) высокий, у 4 детей (28,5%) – средний и у 10 ребят (71,5%) – низкий; уровень объёма внимания у 0 детей (0%) высокий, у 3 детей (21,5%) – средний и 11 детей (78,5%) – низкий.
Проанализировав полученные данные, сделали следующие выводы: общий уровень развития внимания у 0 детей (0%)- высокий, у 9 детей (64%) – средний и у 5 детей (36%) – низкий.
Второй этап исследования – формирующий.
Были подобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап исследования – итоговый.
Провели повторную диагностику по развитию основных свойств внимания по тем же методикам и получили следующий результат: уровень концентрации внимания у 5 детей (36%) высокий, у 9 детей (64%) – средний и у 0 детей (0%) – низкий; уровень распределения внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 9 детей (64%) – средний и 3 детей (21,5%) – низкий; уровень устойчивости внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 7 детей (49,5%) – средний и у 5 ребят (36%); уровень объёма внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 7 детей (49,5%) – средний и у 5 детей (36%) – низкий.
На основе повторного исследования общий уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста показал: у 2 (14,5%) детей – высокий уровень, у 10 (71%) детей – средний и 2 (14,5%) детей – низкий.
При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста по окончанию формирующей работы произошли явные положительные изменения в развитии внимания: повысились показатели выполнения методик, направленных на выявление уровня развития основных свойств внимания.
Вывод: используемые в образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности ребёнка дидактические игры способствуют развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:https://www.tc-sfera.ru/posts/federalnyy-obrazovatelnyy-ztandart-dozhkolnogo-obrazovaniya-prinyat (дата обращения:12.12.2014).
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ ; Астрель, 2010. 672 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Выготский Л. С. // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 541.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. Проф. учеб. заведений/ Козлова С. А., Куликова Т. А. -10-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2009. С. 416.
Источник