Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии

Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Заседание № 3

Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дата проведения 02.02.2018г.

В настоящее время одной из проблем у категории детей с ОВЗ является неготовность к школьному обучению по многим параметрам. Одной из основных особенностей детей с ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Таких детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

− уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

− некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);

− речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;

− интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.

Данная категория детей характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности. Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные, они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды, запоминание механическое. Перечисленные выше особенности детей с ОВЗ приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.

Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей могут поддаваться психолого-педагогической коррекции. Игра занимает большое место развитии детей с ОВЗ. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их сверстников.

Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности. В игровой деятельности дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.

Включение игровых приемов в систему работы с детьми с ОВЗ обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих детей данной категории отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно психической сферы. Одной из трудностей, с которой сталкиваются эти особые дети, является трудность усвоения любого образовательного материала, что приводит к снижению уровня познавательной активности.

В нашей профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-развивающий процесс. Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре.

Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярче и эмоциональнее, чем для остальных детей. Игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками. Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

− Соответствие игры возрасту ребенка;

− Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

− Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

− Учет структуры дефекта;

− Соответствие коррекционной цели занятия;

− Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);

− Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

− Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Из-за неустойчивого эмоционального состояния детей, недостаточно выбрать один вид игры для поддержания активности детей на занятиях, у педагога должно быть несколько игр разных по корригирующему действию на детей. Время и место игры в плане занятия зависит от выбранной темы и задач занятия. Игра может быть быстрой для стимулирования познавательного интереса, хорошего настроения, развития моторики и подготовки к практической работе, и занимать более продолжительное время при проведении диагностики знаний, практических умений детей. Игровые приемы применяются во всех возрастных группах детей, ими можно начинать и заканчивать занятие, встраивать в ход занятия, оно становится более интересным, способствует творческому развитию ребенка.

В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группе детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.

Широкое использование игр и различных занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т. д.) не только предупреждает появление у ребят пассивного отношения, но и способствует активизации интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения. Если игра интересна ребенку, она создает ему радостное бодрое настроение, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность и потребность к активной деятельности.

Желание играть и потребность в игре у детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных, не игровых условиях этого не удается добиться. С целью интеллектуального развития детей, их воспитания, обучения и коррекции на своих занятиях мы применяем различные игры. Смекалки, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Так формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. («Поиск недостающих в ряду фигур»; «Преобразование одной фигуры в другую»; «Изменение количества квадратов в фигуре»; «Составление фигур из треугольников, квадратов»).

Игры на комбинирование: игры со спичками, счетными палочками, головоломки — предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование, такие как лабиринты — направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

Игры на формирование умения анализировать: «Найди пару»; «Найди лишнее»; «Продолжи ряд»; «Загадки»;— предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?»

Использование различных мячей на занятиях, самоподготовке, в свободное время дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка (так как ребенок думает, что он играет). Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений. Игровые действия с мячом, бусинами, шариками, одно из любимых средств организации детей. Шар рассылает оптимальную информацию ко всем анализаторам. Совместная работа двигательного вестибулярного, зрительного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметами круглой формы, усиливает эффект занятия («Верю, не верю»; «Съедобное, не съедобное» и т. д.). Положительным результатом игр с мячом является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включиться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей.

Применение подвижных игр, в которых происходит интеграция физических упражнений и  игровых действий, речевое сопровождение, копирование действий педагога, способствует повышению эмоционального тонуса, что побуждает ребенка к общению. У детей во время таких игр поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Подчинение движений тела определенному темпу, определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми нарушениями, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен или замедлен. У них изменен тонус, поэтому включение игр на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чистоговорками, стихами.

Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познания мира. Взаимодействуя с ребенком посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Источник

Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто отклонения в развитии ребенка приводят к его изоляции или ограничении общения с социумом. Коррекционно-развивающие занятия помогают детям с ограниченными возможностями здоровья научиться взаимодействовать со взрослыми, другими детьми с проблемами в развитии, и благодаря инклюзии, и с сохранными сверстниками. Социализация ребенка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности, в том числе и наиболее важной для ребенка – игровой. Известно, что игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Игра формирует у ребенка и навыки социального поведения. Игра помогает ребенку освоить социальный опыт, развить творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность. Именно игра формирует личность ребенка. В организации игры с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группе детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям. Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. При выборе игры необходимо учитывать возраст, развитие детей. Правила игры должны быть понятны и просты, особенно для «особенного» ребенка. Немаловажным является атмосфера доверия и доброжелательности, взаимопомощи и уважения в группе.

В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру. Часто все игры превращаются в дидактические занятия и упражнения. Особенно часто это происходит при взаимодействии ребенка со взрослыми. Многие родители не играют с детьми, а развивают, используя различные методики раннего развития. Или одаривают малышей огромным количесвом развивающих игрушек. В наше время действительно много хороших развивающих игр и красивых дидактических игрушек. Но детская игра происходит не только с использованием игрушек, детская фантазия легко может превратить практически любой предмет в окружении ребенка в необходимый для конкретной игры атрибут. Важно помнить и про настольные игры. Играя в настольные игры можно интересно, весело и познавательно провести время всей семьей или внести игровой элемент в коррекционное занятие.

В детском саду в образовательном процессе также необходимо использовать потенциал игры. Игра является той интегративной деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей. Через разные виды игр можно решать задачи, которые относятся к разным образовательным областям:

  • «Познавательное развитие» – дидактические, развивающие, строительно-конструктивные игры, игра-экспериментирование
  • «Социально-коммуникативное развитие» – сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные игры
  • «Речевое развитие» – театрализованные игры, игры-фантазирование
  • «Художественно-эстетическое развитие» – дидактические, игры-фантазирования
  • «Физическое развитие» – подвижные, коррекционно-оздоровительные игры, игры с элементами спорта

Задачи разных образовательных областей могут быть решены посредством одного вида игры. Педагогу необходимо спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы создать атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой, тогда у ребенка останутся положительные эмоции и воспоминания.

Источник

 «Роль дидактической игры в развитии и воспитании

детей  с отклонениями         в развитии»

Игра  – основное и любимое занятие детей. В игре формируется непосредственная память, развивается внимание, восприятие, воображение детей. В игре часто сложное становится доступным.

Сенсорное развитие- это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п, т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще не достаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но  при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были  обозначены словом, что поможет закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими.

Сенсорное развитие ребенка с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно- ребенок может выполнять сложное задание и не выполнить простое. Это связано с трудностями овладевания способами ориентировки в задании. Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки, пробами и применением. Этому их надо учить специально.

Игра- это процесс, в ходе которого происходит усвоение ребенком (самостоятельно или с помощью педагога) знаний, умений и навыков.

Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы на первых этапах ознакомление с предметом, его качеством и свойством научить ребенка выделять, узнавать и воспринимать их, а уж потом давать слово. Слово название дается как итог выполненной инструкции, что развивает у ребенка восприятие, речь ее смысловую сторону.

В игре большое внимание уделяется развитию тактильно- двигательного восприятия, которое имеет много общего с развитием зрительного восприятия. Оно также начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.

У ребенка с отклонениями в развитии нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями, поэтому очень важно показать и научить его этим действиям.

Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты. У детей с отклонениями в развитии формирование слухового внимания, различения первичных звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. В играх эта сторона развития может быть значительно скоррегирована. Несомненно, успешному проведению игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры- важное условие. Педагог своим поведение, эмоциональным настроем  должен вызывать положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Конспект

Дидактическая игра: «Петушок с семьей»

Цель: активизация имеющегося словаря у детей по теме «Домашние птицы».

Задачи: – продолжать знакомить детей с внешним видом и повадками птиц;

– закрепить основные цвета предметов (красный, желтый);

– побуждать и развивать умение отвечать на вопросы;

– закреплять правильное произношение звукосочетаний (ко-ко, цып- цып, клю- клю, пи- пи, квох- квох);

– способствовать развитию внимания, образного мышления;

– прививать доброе, бережное отношение к живому.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Т. Бойко «Петух», И. Майн «Цыплята», Е. Чарушин «Курочка»; рассматривание картин с изображением курочки и цыплят; просмотр настольного театра «Петушок с семьей»; проведение подвижной игры «Курочка- хохлатка».

Оборудование: кирпичики (заборчик), стилизованная полянка с кустиками и домом (курятник), игрушки курочка, петух, цыплята по количеству детей; две тарелочки с пшеном.

Ход игры

(На ковре – полянка: дерево, куст, цветы, плоскостной дом, за ним- курочка, петух, цыплята, тарелочки с пшеном)

Воспитатель: – Дети, давайте с вами поиграем. Я буду мама-курочка, а вы – мои детки-цыплятки.

– Ой, какая красивая полянка, сколько на ней много цветов, давайте вокруг полянки построим заборчик.

– Я беру красный «кирпичик» и ставлю его вот так. Дети, помогайте мне строить забор (вместе с детьми строим забор вокруг домика на полянке из «кирпичиков», чтобы за ним могли спрятаться все цыплятки, курочка и петушок).

Воспитатель: – Дети, посмотрите, что я принесла. (Воспитатель берет тарелочку с зернышками). Это зернышки (дает потрогать детям, повторяя, что это «зерна, зернышки»). Зернышки какие? (маленькие). Кого мы будем кормить зернышками? (курочку). Правильно, куры любят клевать зерна. Сейчас я позову курочку: «Цып-цып-цып» (сыплю зерна на тарелку).

Воспитатель: – Дети, пришла курочка? (нет). Позовите вы курочку (дети зовут все вместе: «Цып-цып-цып». Предлагаю каждому ребенку позвать курочку).

Воспитатель: (с показом курочки)

– Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

Зернышки поклевать.

(показывает, как курочка клюет):

– Клю-клю-клю.

– Дети, как курочка клюет?

– Клю- клю- клю.

Воспитатель: – Курочка клюет клювом; иди, Дима, покажи, где клюв у курочки. Поиграй с курочкой. Покажи, как курочка клюет зернышки. (действие ребенка).

Воспитатель: – Дети, я слышу, как курочка что- то говорит мне. Курочка зовет кого то. Послушайте, как она зовет: «Ко-ко-ко». Кого зовет курочка?

Курочка зовет цыпляток.

Позовите вместе с курочкой: «Ко-ко-ко».

Позвала курочка цыпляток. Бегут к ней ребятки-желтые цыплятки. Бегут цыплятки и пищат: «Пи-пи-пи». Как цыплятки пищат? («Пи-пи-пи»).

Цыплятки маленькие, они тоненьким голоском пищат : «Пи-пи-пи».

Воспитатель:

– Ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Ходят цыплятки за курочкой, ищут зернышки и клюют их.

– Дети, покажите, как цыплятки клюют зернышки? (дети присаживаются и стучат пальчиками по ковру, клю-клю-клю)

Чем цыплятки клюют? (клювом).

Воспитатель: «Кукареку, кур стерегу!»

Кто это дети? (петух)

(Появляется петух).

Воспитатель: – Давайте, дети, про петушка стихотворение расскажем. (Дети рассказывают стихотворение сопряжено с воспитателем):

– Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Воспитатель: – Лапками Петя-петушок землю разгребает, курочек созывает. Курочка с цыплятками пришла, раскудахталась: «Кудах- тах- тах».

– Дети, как курочка кудахчет? («Кудах- тах- тах»)

А цыплята как пищат? («Пи-пи-пи»)

Вот какая у нас получилась дружная семья:

Мама-курица

Папа-петух

Дети-цыплятки.

Воспитатель: – Дети, понравились вам наши гости? (да) Хотите с ними еще поиграть? (хотим).

Источник