Роль игры в развитии ребенка с онр

 Павлова О. В., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №113 Невского района

Санкт-Петербурга

Роль игры в развитии речи детей с ОНР (из опыта работы)

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.    

В своей практике я чаще всего имею дело с детьми с общим недоразвитием речи с той или иной степенью выраженности. Чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже у него общее недоразвитие речи. Причины, вызывающие отставание развития речи, могут быть самые разнообразные: биологические, социальные, наследственные и др.          Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; его трудно понять другим. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

В процессе работы я стараюсь выявить причину речевого недоразвития и подключаю к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией; стараюсь корректировать речевой дефект параллельно с работой, развивающей ребенка во всех функциональных областях.

Работая с детьми с тяжелой речевой патологией, я обратила внимание на то, что фонематическое восприятие у детей с дефектами произношения формируется крайне медленно. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения и тормозит навык звукового анализа, без которых невозможно полноценное чтение и письмо. Учитывая этот опыт и прежде, чем переходить к развитию фонематических функций, я больше времени и внимания стала уделять развитию обще речевых навыков, уделив особое внимание развитию слухового внимания и речевого слуха.

Слуховое внимание – это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука. Для проведения игр я использую звучащие игрушки; предметы, с помощью которых можно издавать неречевые звуки; диски с записями различных звуков природы, животных; диски с компьютерными играми.

Речевой слух- это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи.

Для воспитания слухового внимания я использую погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны, дудочки и т.д. Дети дифференцируют звучание этих игрушек, показывают, что звучало и по возможности называют. Играя со звучащими игрушками ребенок учится различать следующие звуки: долгие – короткие, высокие – низкие, громкие – тихие. Например, я предлагаю детям определить на слух громкость звучания разных часов (настенные часы тикают громко, будильник умеренно, наручные часы тихо), а затем самостоятельно произнести «тик-так» с различной громкостью, соответствующей каждому виду часов.

Для развития слухового внимания и речевого слуха я предлагаю детям следующие игры и упражнения: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что делает кукла Маша»; «Угадай предмет по звуку», «Покажи, что шумело», «Скажи, что звучит» и др. (Цель: определение звучащего предмета). «Угадай, где звонил», «Жмурки» (Цель: определение местонахождения звучащего предмета); «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, звучит предмет тихо или громко, дети выполняют различные действия: подпрыгивают или приседают); «Угадай, чей голос», «Угадай, кто кричит» (Цель: учить определять по звукоподражанию голоса животных); «Угадай, что стучит:  молоток или молоточек», «Угадай, какие тикают часы» (Цель: определение предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов); «Угадай, какой идет дождь» Цель: учить определять силу дождя по громкости и скорости произнесения «кап-кап».

Помимо игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания, я использую игры, способствующие формированию разных компонентов речевого слуха, непосредственно связанных с развитием голоса: «Что ты слышишь?», «Кто умеет слушать?» (внимательно слушать, о чем говорит комната, улица); «Эхо», «Докончи слово», «Кто внимательный?» (Цель: учить внимательно слушать речь товарищей); игры, развивающие звуковысотный слух: «На чем играет Петрушка?», «Какой инструмент?», «Кто на чем играет?» (Цель: определение звучащего, музыкального предмета по тембру). Игры на восприятие тембра, силы и высоты голоса: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Кто позвал?» и многие другие.

Считаю, что в каждой группе любого детского сада должны быть картотеки подобных игр. Для всестороннего речевого развития были предложены игры Селиверстовым В. И.  в сборнике «Игры в логопедической работе с детьми» еще в 1974 году. Эти игры и в наше время не потеряли своей значимости.

Таким образом, использование в образовательном процессе игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. Задача педагога – сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной, что бы радость игры перешла в радость учения.

Почти все, что ему известно, ребенок до шести лет узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать большую часть того, чему ему предстоит научиться в школе. Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи. Научиться слушать – дело долгое. Бесспорно – важно уметь слушать, что говорит учитель, однако жизненно важно и суметь вовремя услышать гудок автомобиля.

Литература

  1. Новицкая В.А. Инновации в дошкольном образовании: от инновационных проб к инновационному образу жизни. – СПб. 2018
  2. Совицкая Н.В. Логоритмика для малышей. – СП.: КАРО. 2009

Источник

Шолупова Т.А., логопед

                                                                     СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения

                                                                    «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина,

                                                                      Петроградского района  Санкт-Петербурга

РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР

       Необходимость организации специальных логопедических занятий в группах для детей с ОНР приводит к увеличению общей нагрузки, что может негативно сказываться на физическом и психическом состоянии детей. В связи  этим особенно важным является применение в работе с дошкольниками игровых технологий. Являясь по определению ведущей,  игровая деятельность, организованная на логопедическом занятии, не только способствует решению коррекционных и общедидактических задач, но и создает ситуацию, когда этот процесс протекает в условиях, наиболее естественных и благоприятных для дошкольников. Поэтому игровые технологии можно отнести к разновидности здоровьесберегающих педагогических технологий.

      Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

       Выдающиеся исследователи в области психологии ( Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) подчеркивали  неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

       Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Именно в игре  наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. И здесь важную роль приобретает дидактическая игра. Она, как игровой метод обучения,  рассматривается в двух видах: игры – занятия и собственно дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит логопеду, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий логопед не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры  – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.      

       Дидактическая (обучающая) игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Логопед одновременно является и учителем  и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует логопед, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение  программного материала и речевых навыков ребенка.

       Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР основано на следующих принципах: деятельности, системности, последовательности, учета возраста, индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта.

       Содержание логопедических занятий с детьми с ОНР в зависимости от уровня речевого развития имеют свои особенности.  

       Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи включают несколько направлений работы:

 – развитие понимания речи;

 – развитие активной подражательной речевой деятельности;

 – развитие внимания, памяти, мышления детей

        На логопедических занятиях с детьми II уровня развития речи проводится работа по:

 – развитию понимания речи;

 – активизации речевой деятельности и развитию лесико-грамматических средств языка;

 – развитию произносительной стороны речи;

 – развитию самостоятельной фразовой речи.

      Основными задачами логопедических занятий с детьми III уровня развития речи является продолжение работы по развитию:

 – понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

 – произносительной стороны речи;

 – самостоятельной развернутой фразовой речи;

 – подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

       Дидактическая игра должна:

– опираться на программный материал;

– способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

– назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

-условия игры и количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

        Необходимо помнить, что игры проводятся в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям. Ни в коем случае не нужно форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Ведь важно не только научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе.

      Логопедическая коррекция  становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала. Учитывая структуру речевого дефекта у детей с ОНР, на коррекционных занятиях используются настольно – печатные игры, игры с дидактическими игрушками, с предметами, с мячом, сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки, словесные игры. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, наблюдательности, внимания, усидчивости, расширению запаса общих сведений и представлений, развитию общей, пальчиковой и артикуляционной моторики. У детей при целом ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. А так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией, то, в связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно – развивающие мероприятия. Они  помогают детям в освоении нового материала и в его закреплении.

        С помощью игр, у детей с ОНР разного уровня речевого развития, развиваются общие речевые навыки, происходит:

– расширение объем понимания обращенной речи,

– активизируется подражательная моторная и речевая деятельность,

– расширяется пассивный и активный словарь,

– формируются обобщающие понятия,

– развиваются навыки словоизменения и словообразования,

-формируется слоговая структура слов,

– грамматические категории рода и числа,

– грамматическое оформление речевого высказывания,

– проводится развитие звуковой стороны речи,

– развиваются фонематические процессы,

– проводится обучение начальным навыкам чтения,

– развивается связная речь.

      Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе.

     На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.

Литература

1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. -1996. – № 6.

2.Газман О.С. О понятии детской игры. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. 1989.

3.Уварова Т.Б. Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М., 2009.

Источник

«РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР»

           В развитии речи дошкольников с ОНР дидактические игры играют важную роль. Дидактическая игра является наиболее приемлемой формой обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и одновременно это – основной вид деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр в том, что это игры обучающие. Созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игра не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия. Ребёнок познаёт окружающий мир, усваивает нужные знания, умения и навыки не в форме урока, а играя. Это очень важно для дошкольников с ОНР, у которых снижена познавательная активность и не сформировано произвольное внимание. Ребёнку не нужно ничего механически заучивать. Играя, ребёнок будет усваивать программный материал, развивать внимание, память, логическое мышление и при этом получать удовольствие от процесса познания. С учётом структуры дефекта детей с ОНР, развитие высших психических функций очень важно для них. В игре ребёнок становится активным участником процесса обучения. Он сам пытается рассуждать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

        Дидактические игры, направленные на развитие речи детей с ОНР, должны основываться  на следующих принципах: дидактическая игра должна опираться на программный материал; назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов должны быть понятны детям; условия игры, количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс. Требования у дидактическим играм: каждая игра должна быть стимулом для умственного развития детей;  в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия; дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Для речевого развития детей чаще используют следующие виды игр: игры с предметами (игрушки, реальные предметы и т.д.); настольно-печатные игры (парные картинки, домино и т.д.); словесные игры. В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи: пополняется словарь, формируется правильное произношение, развивается фонематический слух, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

          Понятие «игровые  технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др. Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих. Главными педагогическими задачами при работе с детьми с ОНР являются следующие: развитие мелкой моторики, развитие координационных способностей; совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений, формирование фонематического слуха, развитие устной речи; формирование чёткости артикуляции.

          В систему коррекционной работы с детьми с ОНР следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей. Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуют звукопроизношение, увеличивают словарный запас, развивают связную речь. дети учатся фиксировать своё внимание на правильной речи (своей и собеседника). Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей с ОНР. Оречевлённые подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью. Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии. Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога, должны быть тщательно продуманы. Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей и мелкой моторики, оречевлённые, имеющие сюжетную линию. Для детей с ОНР немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторики кисти рук. Дидактические игры дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления. Улучшить состояние внимания, памяти, мышления помогут правильно подобранные дидактические игры. Для детей с ОНР игровая деятельность сохраняет своё значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится театральным играм. Участвуя в них, дети познают мир, познают себя в этом мире. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на материале сказок. В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, дети подстраиваются под ритм, тема (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), развивается координированность движений, обогащается словарный запас. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения дошкольников: учить играя.

          Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые  включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребёнок эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию познавательных и нравственных сил.

           В развёрнутой форме игра – это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков. Использование игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.

          Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Игровые технологии в этом процессе играют важнейшую роль.

Список использованных источников:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение  общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», М., 2004;
  2. Геллер Е.Н. «Наш друг игра», М., 1979;
  3. Бондаренко А.В. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991;
  4. Большакова С.Е. «Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения», М., 1996;
  5. Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр», М., 1997.

Источник