Роль игры в развитии ребенка консультация для воспитателей

Ирина Панова
Консультация для воспитателей «Роль игры в развитии личности ребенка»

Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,

как у взрослого — деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,

когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре».

(А. С. Макаренко)

Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра — это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

• В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

• В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

• В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

• В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям это важнейшая предпосылка воспитания воли.

• В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

• В игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Игра начинает входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. В год у ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.

По мере взросления игрыстановятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями». Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда.

В возрасте от 3 до 7 лет необходимо игры для ребенка со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребенка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

Игра- отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка –только игрушки, но любит их как живых.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолёт, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, а следовательно – деятельность развивающая.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств у детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство и умение, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучше чувства.

Воспроизводя различные события жизни, через игру – эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит или делает. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полёт необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает – изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности младшего школьника способности ребёнка.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети поражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофёра, лётчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Основной путь воспитания в игре- влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры- это то явление жизни,которое будет изображаться :семья, детский сад, школа, праздники, путешествия.

Игра- явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека и коллектива.

Мастерство воспитания ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате на участке чтобы им было удобно играть не мешая, друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Главное внимание в работах ведущих педагогов обращается на сюжетно-ролевую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие.

Именно в тесной связи с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, что с первых лет жизни ребенок не копирует, а преобразует действительность через призму своего воображения.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка- дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе).Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно- ролевые, творческие игры.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Овладев с помощью взрослых основными способами действий, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей.

Игра- основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учебой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

Источник

Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»

Игра занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости. Все это способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, благодаря чему формируется инициативная, пытливая личность.

Перед началом игры очень важно изучить характер ребенка, его личностные особенности. Следует помнить о том, что каждый ребенок – это пусть маленькая, но уже личность, индивидуальность. Чтобы ребенок заинтересовался, следует начинать игру с простейших заданий, чтобы ребенок легко с ним справился. Успешная игра вызывает желание продолжать ее. Когда ребенок начнет быстро и легко справляться с заданиями, следует предложить ему более сложные. Игры могут быть самой разной тематики. Сегодня детские магазины предлагают развивающие игры всевозможной направленности.

Если ребенок спешит побыстрее выполнить задание, отвечает первое, что приходит в голову, нужно постараться заинтересовать его. Дети любят играть с новыми игрушками, надевать новую одежду. В раннем возрасте магазины одежды детей еще мало интересуют. Поэтому попробуйте сходить с ребенком в магазин игрушек и выбрать ту игру, которая придется ему по душе.

Взрослый, играющий с ребенком должен помнить о том, что любую деятельность маленького человека надо оценить. Оценка, конечно же, должна быть положительной, ведь именно похвала порождает стремление к успеху, а порицание порождает пассивность. Ребенка надо хвалить как можно чаще, но только за дело. Уверенного в своих силах ребенка можно учить критически, оценивать свою деятельность.

Пятилетний ребенок уже способен видеть свои ошибки, поэтому на них уже можно мягко указывать, при этом надо обязательно намечать путь, который улучшит результат. К шестилетнему возрасту, ребенок воспринимает оценку своей деятельности как оценку себе самому, поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте эта оценка была положительной, тогда и самооценка ребенка будет выше. Умело сочетая все типы игр: познавательные, подвижные, творческие, сюжетные, ролевые, режиссерские — можно сделать жизнь детей гораздо интереснее.

Ребенок должен «доиграть» в детстве, чтобы не стать слишком рано взрослым. Это увлекательная и важная задача.

Понимание роли игры в жизни детей

Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре.

 Виды игр, классификация игр.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Общеизвестны игры

– подвижные,

– ролевые,

– настольные,

– дидактические,

– деловые и пр.

Для ребенка особое значение, на наш взгляд, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 4» г. Ейска МО Ейский район

Консультация для воспитателей

Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»

Подготовила

Старший воспитатель

Карказова А.М.

Источник

Консультация для воспитателей

«Игра в жизни ребенка»

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра имеет очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Можно сказать, что игра – это работа ребёнка. С её помощью он познаёт себя и окружающий мир.

Игры приучают детей к дисциплине, умению «играть по правилам», которое так необходимо в жизни.

На четвёртом году жизни  у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации)

К трём годам ребёнок уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: малыш возит машинку – разгружает её. Руководя детской игрой, воспитатель должен не только разнообразить игровые действия, но и усложнять игровую задачу. Необходимо учить детей включать в игру предметы – заместители, многофункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи, ориентировать на сверстника как на партнёра, побуждать готовить предметную среду.

В 3-4 года у ребёнка возрастает интерес к сверстнику. Дети ещё играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолётным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру. Самодеятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания отводится предмету (игрушке), но использование только предмета в качестве партнёра по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений ребят. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребёнка с партнёром – игрушкой, перенастраивать его и на партнёра – взрослого, а в дальнейшем, всё более на партнёра – сверстника.

Для этого педагог должен уметь показать ребёнку взрослого или сверстника как привлекательного партнёра по игре: такой партнёр может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать. Для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращённую к партнёру.

Дети четвёртого года жизни могут освоить:

  • Игры с куклами (в семью);
  • Игры с машинами и другими транспортными средствами;
  • Игры в животных и с игрушками животных;
  • Игры в магазин;
  • Игры в больницу;
  • Игры в парикмахерскую;
  • Игры в почту;
  • Игры в мастерскую.

Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребёнка сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

Главный принцип организации игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли. Это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребёнку по его жизненной практике (мама – дочка, бабушка – внучка, мама – сынок, доктор – больной, продавец – покупатель). Парные взаимодополнительные роли сразу ориентируют детей на партнёра и смещают акцент игры с предметного действия на ролевой диалог. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берёт на себя основную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребёнка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает её другому ребёнку, т.е. ориентирует детей друг на друга.

Игра с детьми может начинаться таким образом. Воспитатель достаёт заранее подготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на виду у детей начинает играть, приписывая себе роль доктора. «Буду лечить детей, я доктор. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим. (Ставит палочку – градусник) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина» Пообщавшись таким образом с персонажем – игрушкой, взрослый вовлекает в игру одного из наблюдающих детей: «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди её в больницу. Я – доктор, полечу её. Что у твоей дочки болит?» Процедура «лечения» может повториться с 2-3 куклами или зверюшками, которых приводят в больницу дети. Затем воспитатель – доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей, выбрав наиболее продвинутых в игре: «Дима, а давай ты как будто заболел и тоже в больницу пришёл. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной. Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Ваня? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей»

Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнёру игрушечному или ребёнку как к носителю роли («Заходите, больной»). Главное, необходимо постоянно поддерживать разговор с партнёром.

Аналогичным образом можно развернуть игру, где воспитатель – «продавец» продаёт игрушки «покупателям» – детям. При этом взрослый осуществляет лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание его должно быть направлено на взаимодействие, ролевой диалог с «покупателями».

В самостоятельной деятельности детей могут появиться не только основные роли из взаимодополнительных связок, использованных в паре с воспитателем, такие как врач – больной, покупатель – продавец, но и независимые роли, особенно, если ребёнку попалась на глаза игрушка, позволяющая реализовать какие-то важные для него впечатления, переживания. «Независимые» роли чаще появляются в свободной игре мальчиков (они «рулят», как шофёры, стреляют, как солдаты и т.п.) Однако такое ролевое подражание часто не сопровождается осознанием роли, ребёнок затрудняется ответить на вопрос, кем он был в игре. В таких случаях воспитателю целесообразно подключаться к игре ребёнка, используя дополнительную по смыслу роль. Это поможет перевести его от простого подражания к более сложной игре с осознанием своей условной позиции. Например, один из мальчиков, сидя на скамейке, крутит игрушечный руль. Воспитатель присоединяется к его игре: «Петя, ты кто? Шофёр? У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус. Можно я буду пассажиром? Мне нужно на вокзал. Шофёр, ваш автобус довезёт меня до вокзала? Скоро мы приедем? Спасибо.» Достаточно даже такого кратковременного взаимодействия в рамках одного сюжетного события. Не исключено, что после выхода из «автобуса» воспитателя, к «шофёру» подсядет кто-либо из детей и игра продолжится.

«Замыкание» детей друг на друга может осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Общий приём остаётся здесь тем же самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Но при этом дополнительная роль, которую берёт на себя воспитатель, как бы удваивается – такая же роль предлагается одному из детей.

Например, один из мальчиков в одиночестве вращает закреплённый на стойке штурвал. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей: «Коля, давай вместе с Витей поиграем. Он на корабле куда-то плывёт. Витя, ты кто? Капитан? Можно  мы с Колей будем матросами? Я – матрос. Капитан, приказывайте, что мне делать. Наблюдать за берегом в бинокль? Коля, ты тоже спроси у капитана, что тебе делать.»

В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами старается максимально активизировать ролевую речь детей.

Игра – ситуация «У прилавка»

Воспитатель подключается к играющим в продавцов детям, выступая в роли покупателя.

Покупатель: Уважаемый продавец, взвесьте мне, пожалуйста, колбасы. Скажите, она свежая?

Продавец: Да.

Покупатель: Моя дочка очень любит жареную колбасу, и надо, чтобы колбаса была только свежей. А ветчина у вас есть?

Продавец: Нет.

Покупатель: А вчера ветчина была. Мне очень нужна ветчина, потому что моя кошка любит ветчину. Когда же вы её привезёте?

Продавец: Завтра.

Покупатель: Тогда я приду завтра. А когда приходить, с утра или в обед?

Продавец: С утра.

Покупатель: Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Так воспитатель, подключившись к играющим детям, побуждает их к ролевому диалогу.

Переключение детей на речевое взаимодействие можно сделать ещё более отчётливым, используя особый методический приём. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Воспитатель предлагает двоим вовлечённым в игру детям: «Давайте поиграем в телефон. Здесь как будто ваши дома. У каждого телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я – доктор. А вы как будто заболели.  Вы мне звоните, вызывайте врача. Дзинь! У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? Больная девочка? Что у тебя болит?» Воспитатель развёртывает ролевой диалог с одним ребёнком (выявляет характер болезни, предлагает больной придти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой), а затем переходит к взаимодействию со вторым участником: «Опять у меня телефон звонит. Дзинь! Это доктор слушает. Кто мне звонит? Ещё больная?» Диалог со вторым ребёнком  – «пациентом» – строится аналогичным образом, но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от ролевых высказываний ребёнка. Так взрослый развёртывает «разговор по телефону» с каждым из детей поочерёдно.

Воспитателя не должно огорчать, если в первых таких играх дети будут отвечать на его ролевые обращения скупо, односложно. Можно и подсказать им содержание ответов. («А давай ты говоришь «Алло! Это больная звонит. Доктор, у меня высокая температура») Дети уже второй, третьей пары будут вести себя в игре более свободно, понаблюдав за игрой воспитателя с их сверстниками. Для того, чтобы дети максимально обогащали свой игровой опыт и не теряли интереса к такого рода играм, воспитателю следует каждой последующей паре предлагать иные ролевые связи, нежели те, что были раньше. Например, после телефонных разговоров «доктора» с «пациентами» развёртывать телефонные разговоры «продавца» и «покупателей». Если же дети настаивают на ролях, которые были у предыдущей пары, можно менять содержание самих сюжетных коллизий (например, воспитатель становится «продавцом» не в магазине игрушек, а в булочной, что несколько меняет содержание его диалогов с «покупателями»)

На следующем этапе взрослый, вовлекая детей в игру, не только развёртывает телефонный ролевой диалог с каждым из них поочерёдно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Наиболее подходящим для такой игры является набор семейных ролей: мама – папа – дочка, мама – папа – сын, мама – дочка – бабушка. К примеру, воспитатель берёт на себя роль «мамы» и звонит по телефону одному из участников игры – папе, обращаясь к нему с поручением: сходить после работы в магазин, а сейчас позвонить домой дочке, узнать, как у неё дела, попросить подмести пол. В соответствии с такой сюжетной ситуацией «папа» вынужден звонить «дочке» (второму ребёнку, участвующему в игре) затем воспитатель – «мама» – может позвонить «дочке» и попросить теперь уже её с какой-либо целью позвонить «папе» на работу. Таким образом, взрослый вызывает детей на ролевые диалоги друг с другом.

Такого рода игры организуются не для того, чтобы дети начали самостоятельно играть в «телефонные разговоры». Значение такой совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнёру – сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развёртывать ролевое взаимодействие друг с другом.

Воспитатель может планировать свою работу по формированию ролевого поведения у детей следующим образом: каждый день играть с одним – двумя детьми (или с одной – двумя парами); игре с одним ребёнком или парой детей можно уделять 7-10 минут. Эту работу следует распределить на те отрезки времени, которые отведены режимом для самостоятельной деятельности детей. Игры с использованием «телефонных разговоров» целесообразно вводить лишь с детьми не младше трёх с половиной лет.

Никогда не следует резко обрывать игру, лучше предложить смысловое обоснование для её окончания. Например, «Теперь у доктора перерыв на обед. Пойдём-ка посмотрим, что там ребята делают»

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна организовываться воспитателем вместе с детьми, а в дальнейшем, и самими детьми, непосредственно перед игрой. Воспитатель объявляет детям, что открылся новый супермаркет. В нём можно купить любые продукты. Воспитатель на глазах детей обустраивает место для работы нового магазина: строит прилавки, раскладывает продукты, устанавливает весы. Дети подходят к прилавкам, берут в корзины товар и подходят к кассе. Воспитатель играет роль кассира. Дети подходят по одному, показывают и называют купленный товар, т.е. поочерёдно вступают в диалог с кассиром, складывают покупки в сумки и уходят.

Итак, что должно быть в группе для сюжетной игры?

Для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса», «парохода», «самолёта»; ширму, которой можно отгородить «больницу». Кроме разнообразных игрушек (кукол, зверюшек, посуды, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «парикмахерскую») необходимы различные предметы – заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, верёвочки, палочки). Очень важно, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной игры (там, где они разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них); это должны быть мобильные тематические наборы (сказочные и семейные персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики), которые ребёнок может взять в любое удобное место.

Итак, общие принципы организации сюжетной игры следующие:

  • воспитатель играет вместе с детьми;
  • он развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму);
  • ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра (сначала взрослого, а потом сверстника);
  • не стоит огорчаться, если время от времени некоторые дети будут с удовольствием играть в одиночестве. Шумные игры среди сверстников не дают возможности сосредоточиться на чём-то одном; а у маленького человека, как и у взрослого, есть потребность подумать, помечтать, сосредоточившись, например, на возведении замка из песка или рисуя новую картину
  • детей во время игры нужно поощрять маленькими призами (наклейками, яркими жетонами, маленькими игрушками, конфетами);
  • устраивая состязание среди малышей , нужно следить за тем, чтобы и проигравшие дети не были обойдены вашим вниманием – игра должна приносить только положительные эмоции, это очень важно для правильного формирования личности ребёнка.

Список используемой литературы.

  1. Н.Михайленко, Н.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»
  2. А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей»
  3. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» (сценарии сюжетно-ролевых игр – ситуаций)

Источник