Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста курсовая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Курсовая работа

По теме «Роль игры
в развитии детей дошкольного возраста»

Выполнила: студентка 2 курса

Факультета Педагогики  и методики
начального образования

Заочной формы обучения

Головко Елизавета Николаевна

Проверил: Ларина Елена Александровна

Курск –  2012

Содержание

Введение                                                                                                                  
3

1. Теоретические основы игровой деятельности
дошкольников                      
6

1.1. Теории игры в трудах зарубежных и
отечественных исследователей       
6

1.2. Классификации игр                                                                                       
11

1.3. Общая психологическая характеристика
дошкольников и значение игры в их развитии                                                                                                         
18

Глава 2. Практический материал по развитию
внимания у детей дошкольного возраста
в игре                                                                                                      
30

2.1. Развитие внимания дошкольников 
в игровой деятельности                     
30

2.2. Игры, игровые занятия, направленные 
на развитие внимания дошкольников                                                                                                       33

2.3. Рекомендации родителям и 
воспитателям детского сада по развитию внимания у детей
дошкольного возраста                                                           
38

Заключение                                                                                                            42

Список использованной литературы                                                                 
47

Приложение                                                                                                        

Введение

Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст является периодом
овладения социальным пространством человеческих
отношений через общение с близкими взрослыми,
а также через игровые и реальные отношения
со сверстниками.

Дошкольный возраст приносит ребенку
новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая
мир постоянных вещей, овладевая употреблением
все большего числа предметов по их функциональному
значению, испытывая ценностное отношение
к окружающему предметному миру, с изумлением
открывает для себя некоторую относительность
постоянства вещей.

В дошкольном возрасте продолжается
активное овладение собственным телом
(координацией движений и действий, формирований
образа тела и ценностного отношения к
нему).

В этот период продолжает бурно развиваться
речь, способность к замещению, к символическим
действиям и использованию знаков, наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление, воображение
и память.

Ребенок испытывает потребность к удержанию
освоенных действий через их неустанное
воспроизведение. Весь период детства, с трех до семи лет, просматривается
неудержимое, стремительное развитие
психических свойств, прерывающееся выраженными
остановками – периодами стереотипного
воспроизведения достигнутого. В период
дошкольного детства игра становится
ведущим видом деятельности, поэтому глубокое
изучение особенностей развития внимания
игровой деятельности особенно актуально.

Игровая деятельность является ведущей
деятельностью ребёнка-дошкольника. С
помощью игры можно способствовать развитию
ребёнка, в том числе развитию внимания.

Наблюдая за детьми в любой деятельности
можно заметить, как меняется направленность
глаз, выражение лица, включение ребенка
в познавательную деятельность. Любая
деятельность успешна, если ее сопровождает
внимание.

Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей
направленной активностью, с намерениями,
с мотивацией. Внимание – это направленность
и сосредоточенность сознания на определенном
объекте. Внимание существенно отличается
от всех психических процессов. Его своеобразие
заключается в том, что оно не самостоятельный
вид психической деятельности, а организация
других психических процессов, при которой
определенные восприятия, представления,
мысли или чувства осознаются отчетливее
других, отходящих на второй план.

Всё вышеперечисленное подтверждает актуальность
данной темы исследования.

Цель исследования – изучить роль игры в развитии детей
дошкольного возраста.

Объект исследования –игровая деятельность дошкольника.

Предмет исследования – процесс развития внимания дошкольников
в игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные теории игры в трудах
зарубежных и отечественных исследователей;

2. Представить классификацию игр;

3. Составить характеристику дошкольника
и изучить значение игры в развитии дошкольников;

4. Описать развитие внимания дошкольников
в игровой деятельности;

5. Провести анализ игр и игровых занятий,
направленных на развитие внимания дошкольников;

6. Составить рекомендации родителям и воспитателям
детского сада по развитию внимания у
детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Гипотеза исследования заключается
в предположении, что развитие детей дошкольного
возраста в игровой деятельности будет
эффективным при соблюдении следующих
условий:

– необходимо знать цель, ход, свою 
роль в игре;

– сделать игру занимательной, создать условия
для умственной активности;

-Особое внимание уделить обеспечению 
правил игры;

Степень научной разработанности
темы. Изучением развития детей дошкольного
возраста с помощью игровой деятельности
занимались следующие учёные: Бабаева
Т.И., Панфилова М.А., Самоукина Н.В., Симановский
А.Э., Урунтаева Г.А., Шмаков С.А. и другие.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы игровой
деятельности дошкольников

1.1. Теории игры в трудах зарубежных
и отечественных исследователей

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко
использовалась в качестве одного из важных
средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре
отводится особое место. И определяется
это тем, что игра очень созвучна природе
ребенка. Ребенок от рождения уделяет
огромное внимание играм. Игра для ребенка
– не просто интересное времяпрепровождение,
это способ моделирования внешнего, взрослого
мира, способ моделирования его взаимоотношений,
в процессе которого, ребенок вырабатывает
схему взаимоотношений со сверстниками.
Дети с удовольствием сами придумывают
игры, с помощью которых самые банальные,
бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений. Игра это потребность
растущего детского организма. В игре
ребенок делает открытия того, что давно
известно взрослому [Газман 2001 : 157].

Потребность в игре и желание играть
необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных
задач. Игра будет являться средством
воспитания и обучения, если она будет
включаться в целостный педагогический
процесс. Руководя игрой, организуя жизнь
детей в игре, педагог воздействует на
все стороны развития личности ребенка:
на чувства, на сознание, на волю и на поведение
в целом.

В настоящее время, появилось целое направление
в педагогической науке – игровая педагогика,
которая считает игру ведущим методом
воспитания и обучения детей дошкольного
и младшего школьного возраста. Упор на игру
(игровую деятельность, игровые формы,
приемы) – это важнейший путь включения
детей в учебную работу, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные
воздействия.

Однако накопленные данные об игре, различные подходы к её использованию создают на
сегодняшний день проблему, связанную
с рациональным построением, организацией
и применением её в процессе обучения
и воспитания, что требует более тщательного
и детального её изучения.

Игра – важнейшая часть жизни ребенка. Д.Б. Эльконин в книге «Психология
игровой деятельности» определяет игру
как «исторически возникший и социально
обусловленный вид деятельности, заключающийся
в воспроизведении детьми деятельности
взрослых и отношений между ними и направленный
на познание окружающей действительности»
[Эльконин 1978 : 85].

Термин «игра» имеет много значений:
спортивные соревнования, шутки, фокусы,
театральные зрелища и др.

Выделяются следующие признаки игры:

– непродуктивность;

– ориентированность на процесс, а не на
результат;

– обучающее, воспитывающее и развивающее
значение для психологической подготовки
ребенка к будущей жизни;

– историко-культурная значимость;

– условность игровой ситуации;

– двуплановость; ролевая структура;

– быстрая смена ситуаций и столь же быстрое
приспособление действий к новой ситуации;

– возможность замещения реальных объектов
игровыми [Заика 2004 : 32].

Существует множество теорий, объясняющих
происхождение и значение игры для развития
ребенка.

Первым попытку изучения и систематизации
игр предпринял в 1899 г. немецкий ученый К.
Грос, который понимал игру как предупреждение
инстинктов применительно к будущим условиям
борьбы за существование. Он считал, что
«игра объективно – это первичная стихийная
школа поведения, кажущийся хаос, который
предоставляет ребенку возможность ознакомиться
с традициями поведения людей, его окружающих».
Игра необходима ребенку для подготовки
к будущей жизни и является средством
его естественного самовоспитания.

Немецкий биолог Э. Геккель и американский
психолог – педолог Г.С. Холл рассматривали игру
с точки зрения биогенетического закона.
«В играх проявляются родовые признаки
охоты, рыболовства и т.д. Игра – это своеобразный
атавизм биологических и культурных предков;
она содействует изживанию инстинктов
драчливости, соперничества и других,
не совместимых с цивилизацией». На самом
деле, в детских играх можно обнаружить
приметы прошлого – элементы охоты, собирательства,
войны, кочевничества. Однако идея сокращенного
повторения основных этапов развития
человечества в развитии ребенка не нашла
своего подтверждения в науке.

Немецкий психолог К. Бюлер, определял
игру как деятельность, совершаемую ради
получения «функционального удовольствия».

Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк
выделил четыре особенности игры:

– импульсивность;

– ненаправленность действий;

– аффективная связь с окружающим;

– робость, боязливость и застенчивость.
В основе игры, с его точки зрения, лежат
общие влечения – влечение к освобождению,
слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна
этой теории точка зрения  психоанализа
на игру как внешнее выражение глубинных
инстинктов человека.

Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на
развитие детского интеллекта в связи
с развитием символической функции. Игра,
по его мнению, – это деятельность, в которой
преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей
действительности в соответствии с присущей
детям эгоцентрической позицией.

В отечественной литературе вопрос о
происхождении игры был поставлен Г.В.
Плехановым. Игра, считал он, есть дитя
труда, который необходимо предшествует ей во времени. Игра возникает
в ответ на потребность общества в подготовке
подрастающего поколения к жизни. С его
точки зрения, под влиянием трудовой деятельности
между людьми возникают социальные игры,
из которых затем развивается искусство
танцев и театрализованных представлений.

Рассмотрение игры как способа бытия
культуры, как первичный импульс человеческой
истории, дано в известном труде И. Хейзинга
«Человек играющий». Игра, по его мнению,
онтологически присущее человеку образование,
необходимый способ социальной жизни [Аникеева
1997 : 114].

Выявлением исторической и социальной
природы игры в отечественной психологии
занимались Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.

Л.С. Выготский в статье «Игра и ее роль
в психическом развитии ребенка» отмечал, что игра
создает «зону ближайшего развития», в
ней ребенок становится «как бы на голову
выше самого себя» [Выготский 1977 : 35].

Источник

Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.

Подобные документы

  • Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.

    курсовая работа, добавлен 26.01.2013

  • Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.

    курсовая работа, добавлен 16.04.2012

  • Исторические предпосылки возникновения игры. Влияние игры на формирование личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Значение игры для психического развития дошкольника. Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени.

    курсовая работа, добавлен 23.06.2020

  • Происхождение и сущность игры. Сюжетно-ролевые игры и их классификация. Театрализованные, творческие, дидактические и музыкально-дидактические игры. Влияние игры на развитие ребенка. Образцы для решения новых задач, возникающих в познании, труде.

    контрольная работа, добавлен 13.02.2012

  • Классификация и характеристики видов игры. Исследование их влияния на формирование и развитие личности ребенка, творчества, психического здоровья. Использование игры как средства воспитания. Нынешнее состояние игровой деятельности с дошкольниками.

    курсовая работа, добавлен 14.01.2014

  • Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.

    курсовая работа, добавлен 10.02.2014

  • Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.

    дипломная работа, добавлен 11.03.2014

  • Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние игры на развитие познавательных интересов младших школьников. Экспериментальное исследование ресурсов игры и изучение условий ее эффективного воздействия на развитие ребенка.

    курсовая работа, добавлен 03.02.2016

  • Детская игра как психолого-педагогическое явление. Особенности классификации игры. Методика организации игровой деятельности, ее значение для развития личности ребенка. Экспериментальное изучение влияния игры на развитие личности младшего школьника.

    курсовая работа, добавлен 10.09.2017

  • Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Роль в развитии и воспитании ребенка игры как важнейшего вида детской деятельности.

    статья, добавлен 27.02.2019

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Содержание
Введение ……………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы процесса игры как средства воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры как средства воспитания личности ребенка ………………………………………….. 5
1.2 Классификация игр. Характеристика основных видов игры….. 14
2 Влияние игры на личность детей дошкольного возраста
2.1 Роль игры в познавательной сфере детей дошкольного возраста…………………………………………………………………… 18
2.2 Влияние игры на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………… 24
Список использованной литературы………………………………. 25

Введение
Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.
Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилов, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников [1]. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [1, 26].
Отсюда – сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие способностей детей, личностных качеств. Игра вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества.
В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игра способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.
В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении личности ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств обеспечивающих развитие личности посредствам игровой деятельности.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: теоретически обосновать влияние игры на воспитание личности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей через игру.
2. Раскрыть понятие «игра», ее виды и классификация.
3. Определить значение игры в жизни дошкольника.
Объект исследования: педагогический процесс дошкольной организации.
Предмет исследования: влияние игры на формирование личности ребенка.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что нами было изучено значение игры как основы развития творческого начала детей дошкольного возраста, а также проанализирована классификация игр.
Структура работы: включает в себя введение, основную часть, заключение и список литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цели задачи курсового исследования, определены предмет и объект изучения, обозначена практическая значимость работы.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы игры как средства обучения и воспитания. Исследуются и анализируются основные виды игр.
Во втором разделе анализируется взаимосвязь между игрой и психической организацией человека.
В заключении содержатся основные обобщения по теоретическому изучению проблемы.
1 Теоретические основы процесса игры как средства воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры как средства формирования личности
В данной главе мы хотим изучить исторические предпосылки возникновения игры как средства формирования личности.
Что же такое игра? В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. По мнению Ж.С. Хайдарова: «игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».
Не менее интересно определение игры у Г.К. Селевко «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
В 30-е годы, проводя подробное исследование обозначения игры на разных языках, Й. Хейзинг отмечает, что в некоторых языках таких слов нет, а есть лишь разные слова для обозначения игр детей, например, соревновательные игры, игры-представления, азартные игры и т.п.[2].
Следует отметить, что научного единого общего для всех определения игры мы не имеем до сих пор, и все исследователи (биологи, этнографы, философы, психологи) отталкиваются от интуитивного осознания, соответствующей культуры, определенной реальности и места игры, которое она занимает в этой культуре.
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища.
Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [3]. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.
Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования.
Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе [2, 45].
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии [4]. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи.
В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахусяна игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе».
По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце xix века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупреждения”). Следует отметить, что К. Гросс называл игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Я. Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.
Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры.
С позиции Ф. Фребеля, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Ф. Фребелю в виде единой и многообразной сферы [5].
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» [5, 20].
Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [6].
В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [6, 60].
Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.С. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [7].
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.
Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [6, 72].
Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески».
При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. “ В школьном возрасте, – отмечал он – игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…”[8].
Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.
Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, тогда термин “творчество” действительно неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.
Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности [8, 51]. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал: “Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального “я”. Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, – гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией” [9].
Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий……

Источник