Роль игры в развитии логического мышления ребенка

Оксана Петровна Кащеева
Роль игры в развитии логического мышления дошкольников
Актуальность.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших за-трат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для дошкольников выступает игра. Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряет развивающих функций. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.
В процессе игры, развитие мышления и речи находится в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные, ориентированные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, до-воды. Развивающие способности игры велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. В дальнейшем я буду изучать игры, развивающие интеллектуальную сторону. Игры, которые способствуют развитию логического мышления дошкольников.
Источник
Серебренникова Т.Г., учитель – логопед
ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
Семинар ИГРА
Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников.
Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова. Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на том, что понаблюдав, как маленький ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое. А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Игра способствует когнитивному развитию во многих направлениях: символической функции сознания, умственных действий, децентрации. Игру связывали с развитием мышления в своих работах начала XX в. еще Дж. Дьюи за рубежом и А. И. Сикорский в России. Они видели в игре результат развития мышления ребенка, который позволяет использовать новый способ освоения реальности.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов анализа, синтеза, рассуждений.
К основным мыслительным операциям учёные относят:
1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Синтезу всегда предшествует
анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.
Игры для развития анализа и синтеза
– игра «Найди картинку»
– игра «Парные картинки»
– игра «Что здесь лишнее?»
3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
Игры на развитие сравнения
– игра «Чем они похожи?»
-игра «Найди отличия»
4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления.
5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания
Игры на развитие абстракции, конкретизации
– игра «Отвечай быстро»
– интеллектуальное упражнение «На качелях абстракции-конкретизации»
6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Игры на развитие обобщения
– игра «Назови одним словом»
– игра «Найди лишнюю картинку»
– игра «Выделение закономерностей». (Б. И. Пинский)
Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно- действенного (связанного с практическими действиями над предметами) к наглядно- образному (характеризующемуся опорой на представления и образы ситуаций и изменений в них), а затем к словесно- логическому или абстрактному.
1. Игры на развитие наглядно-действенного мышления (опора на реальные действия с объектами).
– игра «Покорми зайку»
– игра «Покатай мишку»
2. Игры на развитие словесно-логического мышления (использование понятий, логических конструкций и схем).
– игра «Кто самый большой»
– игра «Разложи предметы»
– игра «Летает – не летает»
По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка.
Суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры развивают у ребенка речь, мышление, логику, моторику, творческие способности. Отличительная особенность развивающих игр – обучение от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям ребенка.
Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.
Специально подобранные игры помогают развивать различные виды мышления и мыслительные операции.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
- «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
- «Доскажи словечко» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
- «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
- «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «легкий – тяжелый» и др.).
- «Уникуб», «Лото».
- «Домино», пазлы, конструкторы.
- Загадки.
Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, они создают атмосферу свободного и радостного творчества, приучают ребенка размышлять и принимать решения.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.”– М.: Академия, 2000. – 159 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991.
3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.
4. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., исп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
6. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С. 5-19.
7. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. М.: Изд-во Эксмо, 2006.
Источник
Роль дидактической игры в развитии логического мышления
дошкольников.
«Для ребят дошкольного возраста игры
имеют исключительное значение:
игра для них — учеба, игра для них — труд
игра для них — серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников –
способ познания окружающего».
Н. К. Крупская.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предмета.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи формируется процесс рассуждения.
Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операции, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установления сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; синтез, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т. е. во внутреннем плане. Т. о. Развивается щьюспособность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.
Таким образом, в процессе многих игр развивается мышление. Кроме того, в процессе игры активизируется речь: при общении детей в игре, при решении спорных вопросов. Также в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основные вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: реа упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития логического мышления.
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В процессе игр дети учатся подбирать картинки по парам, подбирать картинки по общему признаку, запоминают состав, количество и расположение картинок. При составлении разрезных картинок и кубиков дети учатся логически мыслить, из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к. способствуют успешной подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, четко и точно формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Таким образом, дидактическая игра помогает воспитывать у детей желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Источник
Значение дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности”
В.А. Сухомлинский.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует
развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к
школьному обучению.
Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его
ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют
легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение
логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные
явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения.
Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские
суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный
процесс течения времени под названием «жизнь». Существует много дидактических игр,
направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.
Играть в логические игры полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить
какие – то конкретные возрастные рамки для участников игры. Основные положения
теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и
советской педагогики К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. С.
Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими. Большое значение придают игре современные
дидакты и психологи. Детские игры рассматриваются ими как совершенно необходимое
явление в жизни ребенка. Игра – проявление его естественной потребности в
деятельности, в которой он познает окружающую действительность, размывая
одновременно присущие ему способности. Для ребенка игра является свободной и
самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных
переживаний. Игра не исчерпывает своих возможностей в развитии ребенка периодом
дошкольного детства, ее целесообразно использовать на начальном этапе обучения для
формирования математических представлений детей и подготовки их мышления к
последующему и систематическому обучению.
С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание
детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи
простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи,
воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. В
теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация
дидактических игра:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные
дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что
надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает
внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и
правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот,
чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту
детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не
возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Они
должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил,
способствовать их развитию и самоорганизации.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств:
внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять
имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные
умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как
средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок
проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае
необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством
воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному
воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию
творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. В процессе дидактических
игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные
обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к
употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная
посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Дидактические игры — незаменимое средство
обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их
деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия
на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила
дидактических игр, тем активнее действует ребенок.
Важно через игру формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть
способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и
группами фактов, сопоставлять новый факт. Продуктивность мышления дошкольников
проявляется пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для взрослых,
но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть
известное для других, – это уже показатель его мышления. С развитием самостоятельности
мышления у ребёнка развивается и его речь, которая организует и уточняет мысль,
позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются
положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств,
работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к
предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для
дальнейшей жизни ребенка.
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую
осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может
напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления.
Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.
Источник