Роль игры в коррекции развития ребенка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 116 Центрального района г. Санкт-Петербурга

Семинар.

Тема «Возможности игры в коррекционной работе с детьми»

Подготовила воспитатель: Эгбуджи Ольга Евгеньевна  

Санкт-Петербург

2019г

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра – идеальное средство развития детского воображения и фантазии.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который и, возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

«Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром. «Если ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли он?» – трудно не согласиться со словами известного отечественного психолога В. С. Юркевича.

Игра изначально являлась важнейшим предметом исследования отечественной психологии, один из основателей которой – П. П. Блонский, называя игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни.

Детская игра всегда являлась предметом интереса исследователей самых разных научных отраслей: биологов, этнографов, физиологов, психологов и педагогов. Известный возрастной физиолог академик И. А. Аршавский называл игру «инстинктом глубочайшего физиологического смысла». Он отмечал, что потребность играть для ребенка так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии.

Учеными доказан тот факт, что речь является важнейшей психической функцией человека. Именно в речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Развитие речи традиционно осуществляется в различных видах деятельности детей. Одним из основных средств развития речи детей являются дидактические игры. В копилке воспитателей дошкольных учреждений имеется целая группа игр с готовым содержанием и правилами. Это дидактические и подвижные игры. Именно работа над правилом поддерживает у ребенка интерес к игре, развивает внимание и произвольное поведение. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Эти игры имеют большое значение для развития мышления и речи ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дидактические игры также развивают умение быстро находить ответ на поставленный вопрос и четко формулировать свои мысли.

Воспитателю необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Игра в коррекционной работе – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Одним из  методов коррекционной  работы  является игра (игротерапия).

Игровая терапия — это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера. Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций (А.А. Осипова). Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил.

Основные правила игровой терапии:                                                                                             

Педагог должен:   развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть,  осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое поведение,  сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои  собственные проблемы; не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок — ведущий, педагог следует за ним; устанавливать только те ограничения, которые необходимы для  закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни; не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный   процесс, и педагог должен осознавать это.

Таким образом, через специально организованную  игровую деятельность дети  удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Читайте также:  Роль предметной развивающей среды в развитии ребенка

Игротерапия. Игры,  направленные  на профилактику детских страхов.

 Игры на вытеснение страхов у детей

1. Игра “Прятки” – на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. 

2. Игра “Лохматый пес” – на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль “пса” и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:
Вот сидит лохматый пес, 
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим 
И посмотрим, что-то будет.
После слов “что-то будет” пес вскакивает и со словами “гав, гав” бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.

3. Игра “Пятнышки”. Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание), снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: “Ну, держись!”, “Вот только поймаю…”, “Ага, попался!” и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: “Ну и ловкий!”, “Никак не догнать!” и т.д.

4. Игра “Мы охотимся на льва”. На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 3-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями: 
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ – топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав – чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур. 
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети “трогают” воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик. 
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!5. Игра “Кто первый”. На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.
В середине комнаты ставим 2 стула, между ними – проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот – победил. Усложнение: ползти после слов “гусеница”, а не “крокодил”, “змея”. Затем, с 6 лет, после слов “гусеница”, “крокодил” или же после хлопка, а не удара в бубен и т.д.

6. Игра “Автобус”. На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.
Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. “Автобус” забирает на “остановках” “пассажиров” в единственную, да еще плохо работающую “дверь” – все должны потесниться и во время “движения” автобуса ритмично двигаться все вместе..

7. Игра “Смелый заяц”. На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – “трусливые зайцы”. Увлекшись пением, заяц не “видит”, как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему “лапы”.

8. Игра “Сова”. На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.
Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал “сова” зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.

9. Игра “Болото”. На преодоление страха глубины, высоты, страха перед чудовищами, живущими в болоте. 
На расстоянии 1 шага ставим стулья или кубы, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это “болото”. Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами “упадешь”, “вернись”, “не пройдешь” а в конце – одобрение “ну, и молодец”, “так держать”, “справился”

 Мы убедились, что для каждого ребенка, у которого свой диагноз, необходим индивидуальный подход и своя форма работы с методиками , которые будут способствовать его реабилитации и адаптации в обществе, формированию позитивной адекватной самооценки.

Одним из принципов Стандарта дошкольного образования является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья). Компоненты образовательной среды, окружающей дошкольника, должны способствовать преодолению и сглаживанию имеющихся у малыша трудностей социализации и психомоторного развития. Удовлетворяя потребность ребенка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка с дцп

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности». Так об игре сказал известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский.

Литература

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6.

етство-Пресс,2011

Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника –М. ,1966

Ивановская О. И. Энциклопедия логопедических игр,Каро,СПб, 2007

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. соч. : В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. М.,

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. : Питер, 2009.

Нищева Н. В. Подвижные игры и дидактические игры на прогулке – СПб

Литература

1.       Жданов, В.В. Школа-центр для детей-инвалидов как один из путей развития специального образования: журнал дефектология В.В. Жданов. –1996 – №6- 37 с.

2.       Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова.- М.: «Книголюб», 2008..

3.       Малкина – Пых, И. Г. Телесная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина – Пых. – М. : Эксмо, 2007.

4.       Пономарева Г.А., «Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты» Сб. ДО г. Москвы ЮОУО «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». (Из опыта работа специалистов Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения): документ / Г.А. Пономарева.- М: Москва, 2008.

5.       Сергеева, Т.А. Школа – центр интегрированного обучения и диагностики – новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии : журнал дефектология.Т.А. Сергеева. –1993 – №5 – 37 с.

6.       Устинова, Е.В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками : методическое пособие/ Е.В. Устинова.-М.: Книголюб

Источник

Информационно-методическая статья для педагогов

дошкольного образования.

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                                      Автор: Демина Марина Николаевна

                                                                                   ГБДОУ детский сад №31

2014 г.

Санкт-Петербург

    Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но и оказывает терапевтическое влияние на ребенка. Психологи указывают, что одна из функций состоит в том, чтобы проблемы и конфликты, разрешение которых зависит от ребенка, превращать в ситуации, поддающиеся контро-лю. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. С этой точки зрения игра для дошкольников наиболее естественная оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

 и   Кроме того, в игре дети удовлетворяют свою потребность в состязательности и учатся взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, именно игровая деятельность помогает детям раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Поэтому вопросы использования игры как средства преодоления поведенческих и личностных проблем ребенка широко изучались в отечественной и зарубежной психологии и психотерапии многими исследователями: М.Клейном, Г.Л.Лэндретом, А.И.Захаровым, А.С.Спиваковской, М.А.Чистяковой и др.

    Анализ психотерапевтической, психологической, психолого-педагогической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно выделить два основных направления практического использования коррекционных игр в работе с дошкольниками.

    Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, и получило название «недирективной игровой терапии». Недирективная игровая терапия основывается на том, что поведение ребенка направляется стремлением к наиболее полной самореализации, следовательно, цели такой игровой коррекции состоит в помощи ребенку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослыми.

    В ходе проведения недирективной игровой терапии ребенок приглашается в хорошо оснащенную игровую комнату и получает возможность играть в ней так, как ему захочется Во время игровой деятельности взрослый демонстрирует ребенку его безусловное приятие – не требует никаких изменений, создает чувство безопасности и вседозволен-    ности, веру в возможности ребенка, позволяет ему всегда быть лидером и самому решать свои проблемы (избегать директив, указаний, оценок). Вместе с тем, игровой терапевт демонстрирует ребенку сочувствие, отражая его чувства в речи таким образом, что ребенок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности ребенка и дает ему возможность самому справляться со своими проблемами.

    Второе направление в практике использования коррекционных игр предполагает создание взрослым (психологом, социальным педагогом) и проигрывание вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развить эмоциональную сферу ребенка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

Читайте также:  Жалобы родителей на задержку в развитии ребенка

     Под коррекционными играми, в которых смоделированы определенные особенности поведения ребенка, игры, специально направленные на развитие положительных черт и преодоление отрицательных стереотипов поведения.

      Одним из первых отечественных исследователей, предложивших использование игр  для коррекции поведения дошкольников, преодоления у них повышенной тревожности страхов, является А.И.Захаров. Его игры строятся по типу игр-драматизаций, отличаются от них более свободным построением сюжета, отсутствием большого количества декораций, специально разучиваемых слов. А.И.Захаров подчеркивает, что поскольку правила коррекционной игры накладывают определенные ограничения, даже дети с психоподобным поведением, нередко претендующие на ведущие роли, вынуждены как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик – «хочу и все».

      В исследования А.И.Захарова и А.С.Спиваковской были разработаны принципы проведения и организации коррекционных игр, которые имеют большое значение не только для психотерапевтической практики, но и для психолого-педагогической работы с поведенческими проблемами старших дошкольников. По мнению исследователей, коррекционные игры позволяют преодолеть многие проблемы взаимоотношений в детском коллективе; они также эффективны в коррекции страхов, неуверенности, застенчивости у отдельных детей, смягчение проявлений расторможено-агрессивной форм поведения.

    В работах М.А Чистяковой, Н.В.Самоукиной и др. разработаны системы коррекционных занятий для дошкольников, когда игра входит в систему коррекционных мероприятий как один из методов наряду с арт-терапией и другими методами. Так, М.А. Чистякова в процессе игровой коррекции особое внимание уделяет этюдам, направленным на развитие эмоциональной сферы дошкольников.  В них дошкольники учатся правильно передавать воспринимать различные эмоциональные состояния и черты характера героев (этюды «Чуня-задавака», «Смелый заяц», «Ябеда»).

     Игровая коррекция продолжается в сюжетных этюдах, специально направленных на преодоление негативных черт поведения детей – ревности, жадности, упрямства (этюды «Мальчик-наоборот», «Сердитая Маша», «Так будет справедливо» и др.). После разыгрывания этих этюдов предполагается совместное обсуждение с детьми поведения героев, выбор оптимального способа поведения героев и проигрывания этюдов с позитивным поведением героев и благополучным финалом. Особое внимание М.А.Чистякова уделяет индивидуальным этюдам, подчеркивая, что многие из них должны создаваться исходя из конкретных негативных особенностей черт характера и поведения ребенка. В этих этюдах специально моделируются проблемы, характерные для отдельного ребенка, но в другой ситуации.

    Таким образом, анализ проблемы использования коррекционных игр показывает, что в отечественной психологической и психотерапевтической практике широко используются разные виды коррекционных игр и упражнений. Предлагаются системы коррекционных игр для преодоления трудностей поведения дошкольников (непоседливость, вспыльчивость, агрессивность, замкнутость), развития эмоциональной сферы ребенка (умение правильно передавать и понимать эмоции других, адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях) и социальных навыков поведения. В работах психологов и психотерапевтов последнего десятилетия отмечается не только возможность, но и необходимость использования коррекционных игр в традиционном образовательном процессе дошкольного учреждения. Это обусловлено большим количеством поведенчиских  ожелательностью, агрессивностью, или, наоборот, чрезмерной застенчивостью, неуверенностью детей; необходимостью профилактики поведенчиских и личностных проблем детей, начиная с дошкольного возраста.

    Анализ теории и практики использования коррекционных игр позволяет выделить ряд особенностей этих игр, способствующих преодолению поведенческих и личностных проблем дошкольников в условиях группы дошкольного учреждения. Во-первых, в коррекционных играх возможна поэтапная отработка и усвоение детьми с поведенчески-ми проблемами новых, адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. Кроме того, коррекционные игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнерских отношений, поэтому детям с различными проблемами поведения легче принять в таких играх позицию субъекта деятельности. Подобные игры эмоционально насыщены, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать  развитию основ их эмоциональной культуры.

    Еще одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование как отдельных коррекционных игр (драматизации, коммуникативных игр, этюдов), включаемых в повседневную деятельность группы, так и проведение педагогом систем коррекционных занятий с подгруппами детей или всей группой.

    Таким образом, на основе анализа психологической и психолого-педагогической литературы коррекционные игры могут являться эффективным средством психолого-педагогической коррекции и профилактики таких поведенческих проблем старших дошкольников, как импульсивность, агрессивность, нерешительность, а также средством развития у них навыков и умений социального поведения. Это может быть достигнуто, если:

     – игровая коррекция будет осуществляться на основе диагностики негативных особенностей поведения дошкольников и причин их возникновения;

   – использование коррекционных игр будет носить поэтапный характер, предполагающий постепенное обеспечение субъектной позиции «проблемных» детей в общении и игре;

    – коррекционные игры будут входить в общую систему психолого- педагогической коррекции, предполагающую оптимизацию внешней и внутренней ситуации развития детей с поведенческими проблемами.

Литература.

1.Игра и дошкольники: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник/Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. « Детство-Пресс»,2004.

2.Каабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997

3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2002.

4.Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000.

5.Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. – М.,2000.

6.Самоукина Н.В. Игра в школе и дома .Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

Источник