Роль игры с правилами в развитии ребенка

Статья. Роль игры в развитии ребенка.

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра – добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.

Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».

Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».

На мой взгляд, можно выделить следующие правила игры:

1.Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.

3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.

7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.

8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши  Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успех и определять, когда и какую из игр «включать».

9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.

13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.

15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.

Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.

Источник

ольга галькова
Роль игры с правилами в развитии личностных качеств у старших дошкольников

Представление опыта работы

«Роль игры с правилами в развитии личностных качеств у старших дошкольников

Вся наша жизнь – игра, не правда ли?

Будучи детьми – мы играем,

становясь взрослыми – тоже играем.

Игра существенно важна в жизни людей.

Она добавляет радости в жизни, облегчает стресс, запускает способности к обучению и создает связь с миром вокруг нас. Она — важный источник расслабления и заряда творческих сил.

Читайте также:  Творчество для развития личности ребенка

СЛ наст игры

Настольные игры появились около 4 000 лет назад и всегда пользовались популярностью.

Но, казалось бы, сейчас компьютерные игры-стрелялки с красивыми спецэффектами заменили те игры, которые можно потрогать руками.

На самом деле, это не так, так как можно увидеть большое количество печатных игр в магазинах, которые пользуются огромной популярностью.

На сегодняшний момент, популярностью пользуются игры, как

Имаджинариум довольно простая игра, но главное её достоинство в том, что она позволяет вроде бы хорошо знакомым людям узнать друг друга с новых сторон, понять ход мыслей друг друга, улыбнуться и пофантазировать.

Экивоки,. главная задача этой игры: объяснять слова противнику разными способами

Монополии. Универсальная, всемирно популярная экономическая стратегия. Небольшая финансовая война за столом — отличное занятие для семейной встречи.

Стариннаярусская игра Лото очень популярна : Её любят все поколения, она простая и добрая, играть в неё можно пока не надоест.

Сл. 4 Шварцман

В современной педагогики и психологии разработаны различные классификации игр с правилами.

Наиболее общую четкую классификацию (по степени и характеру требуемых игрой умений или способностей) приводит Х.Шварцман:

1) игры, основанные на ловкости (физической компетенции);это подвижные, спортивные игры

2) стратегические игры, требующие умственной компетенции; шашки, шахматы, нарды

3) игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего) игры- в лото, в карты, или азартная игра в рулетку.

Сл опыт работы

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В игре формируется личность ребёнка

А Игра с правилами – это отличный выбор для его развития. Такая игра будит воображение, учит анализировать возникающие ситуации, выходить из них, и это полезно для детей дошкольного возраста.

В своём опыте работы, я использовала игры с правилами, основанные на случайности и удаче, доступные для дошкольников, это игры типа «гусёк», лото.

СЛ- цель, задачи

В ходе практической деятельности я ставила пред собой цель: Развитие личностных качеств старших дошкольников через использование настольных игр с правилами типа «гусёк» и лото.

1. Решая первую задачу, развивала у детей самостоятельность, активность, стремление к достижению успеха, выдержку, настойчивость, справедливостьи честность в отношениях с партнерами посредством использования педагогической технологии Нинель Яковлевны Михайленко Надежды Александровны Коротковой: «Игра с правилами в дошкольном возрасте».

2. Для решения второй задачи, мне необходимо было приобрести сами игры по тематической ситуации,

затем продумывала время и место для игр в режиме дня,

и я играла с детьми на правах равноправного партнёра (я вместе с детьми вытаскивала цифровую карточку для определения своего хода)

3. Стимулировала творческую активность детей за счёт внесения в установленные правила запретов, штрафов, санкций за нарушение правил. Мотивировала детей на придумывание и создание новых игр с правилами.

Например, я создала проблемную ситуацию в игре гусёк, пропал кубик, как играть? Дети предложили вместо кубика карточки с цифрами и несколько вариантов,как ими пользоваться: вытаскивать из мешка, из коробки или перемешивать на столе.

Сл (с видами правил)

Отличительной особенностью игр с правилами является наличие правил, которые имеют формализованный и обязательный характер.

Авторы технологии «организация игр с правилами» выделяют три вида правил.

Первые – это правила, которые которые регулируют совместную деятельность детей и позволяют реализовать в игре принцип справедливости. Эти правила мы используем для определения очерёдности хода в игре гусёк, или выбор ведущего в лото, при помощи считалки, жребия,)

Вторые – собственно игровые правила, определяют действия участников игры. (в игре гусёк кидают кубик по очереди, передвигаются по игровому полю, в игре лото- ведущий вытаскивает карточки, дети видят у себя выпавшую карточку и закрывают на большой карте.)

И третий- правила установления выигрыша или определения победителя игры. (Так, в лото, победитель – тот кто «закрыл» первым свою карту, в гуське – тот, кто «пришел» первым к финишу.) Игра повторяется снова и тот кто победил в гуське –первым ходит в следующем коне, а в лото-победитель-становится ведущим.

СЛ-дети играют

Использование игр с правилами типа «лото» и «гусёк» для меня стали Наиболее подходящими для решения моих задач. Так как в играх такого типа, не требующих ни физических усилий, ни ловкости, ни особой умственной напряженности, возможности всех детей уравнены, каждый имеет одинаковые шансы на успех. Выигрыш, если игра продолжается несколько конов, непременно выпадает на каждого участника игры.

Мне очень хотелось обяснить детям понятие справедливости,выдержки, настойчивости и честности,

Это я смогла сделать в определении очерёдности хода, играя, как равноправный партнёр и обговаривая с детьми способ справедливого распределения ходов. (используя различные виды жребия например вытаскивание палочек разных по размеру, цветных карточек или цифровых)

Играя вместе с детьми я демонстрировала, как можно ободрить, поддержать потерпевшего неудачу ребёнка

Во время совместной с детьми игры я наблюдала, что правила игры, мобилизуют ребенка, он сосредоточен,включает свой интеллект: восприятие, память, мышление, контролирует процесс игры и свои действия.

Таким образом дети приобретали опыт сосредоточенности и элементарного управления своим поведением и поступками

Я отслеживала как формируется у детей умение подчиняться правилам, не нарушать их,

Как развивается волевое поведение.

Видела с каким интересом каждый ребёнок играет развивая в себе самодисциплину.

При поражении, продолжает двигаться к цели, к победе-проявляя упорство, целеустремлённость, уверенность, ведь есть ещё шанс, можно победить в следующем коне, Стремление к выигрышу побуждает детей начинать игру вновь и вновь так как игра циклична.

Таким образом, выигрыш является одновременно завершающим моментом игры и началом её следующего кона, и как приятно видеть победу,совместную радость детей за победителя.

Читайте также:  Результат физического развития ребенка к 4 годам по фгос

Хотя искренне порадоваться за успех другого, не всегда удаётся взрослым.

А мои дети умеют! И это дорогого стоит!

Игра с правилами по моему мнению является мощнейшим средством развития коммуникаций у дошкольников. Ведь игры с правилами — это игры коллективные, у ребёнка повышается потребность в общении.

Поскольку игра с правилами является совместной деятельностью, то правила должен выполнять каждый ее участник.

Состязательный характер и условия определения победителя побуждают детей контролировать соблюдение правил всеми участниками игры.

Таким образом, осуществляется морально-нравственное развитие детей, формируется произвольность их поведения.

В ходе игр ребенок приобретает опыт переживания временной неудачи и принятия успеха сверстника.

В играх с правиламидети учатся взаимодействовать со сверстниками: обсуждать ход игры,, корректировать свои действия, отстаивать мнение.

Выполняя игровые правила, они осваивают типичные схемы взаимодействия игроков

Желание ребёнка выиграть в игре развивает стремление к успеху и умение сопоставлять свои возможности с возможностями сверстников.

Так впервые появляется самостоятельная, сознательная оценка ребенка своих возможностей и умений.

.

Мне очень хотелось сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед друг другом. Мне хотелось бы верить,что мне это удалось Хочу привести пример:

Мои дети несколько конов играли в морское путешествие по типу в гусёк, и Ангелина каждый кон проигрывала, она расплакалась, к ней подошёл Лёша, один из участников игры, обнял еёи сказал:» Не плачь, давай ещё раз сиграем, я тебе обязательно поддамся» И произошло чудо! Соблюдая правила, Ангелина выиграла!

Когда я увидела, что дети освоили правила и стали самостоятельно играть в игры, для того чтобы не пропадал у детей интерес к этой деятельности, Я стала побуждать их к придумыванию новых правил, вводя в уже известную игру элементы творческой активности,предложенной данной технологией.

Например :в игре гусёк-Осуществляли «ход» по сумме двух бросков кубика, или удваивали сумму выпавших очков, или устанавливали новые запреты. Например в игре зимние виды спорта попадая на картинку с спортивным инвентарём, ребёнок должен назвать к какому виду спорта относится данный инвентарь.

В лото использовали метод «Неполная игра», когда из игры пропали большие карты.Например в лото транспорт дети предложили распределить транспорт по видам: воздушный, водный, наземный вместо больших карт.

Обратите на видео фрагмент в игре весёлые посиделки вместо кубика дети использовали камешки, бросая их на начерченный круг. Количество попавших камешков в круг соответствовало количеству ходов.

Слайд видео

Сл (фото давторских игр)

Для реализации тематических ситуаций, я придумывала новые авторские игры, привлекая детей к их оформлению, где использовались различные виды продуктивной деятельности

(Мы со спортом очень дружим, Правила безопасности для детей, Один дома, лего – гусёк, ,Профессии, Путешествие по родному городу, «Неполная игра»лото- виды спорта.)

Эта данная деятельность побудила детей к созданию своих собственных игр

я даже удивилась, увидев детский азарт, воображение, стремление к созданию новых игр. Я поощряла детей, стремление смастерить своими руками

Сл (фото детских игр игр)

Космическое путешествие

Тачки

Приключение Оливии

Путешествие принца, по сказке царевна лягушка

Морские приключения

Что нам нужно для здоровья

Народные промысы

Путешествие по городу.

Слайд последний

использование технологии Михайленко, Короткова «Игра с правилами в дсаду» оказало влияние на развитие моего педагогического мастерства.

Я поняла, чтобы научить чему то ребёнка необходимо терпение и огромный труд. В результате моей работы я вижу детей жизнерадостными, верящими в свои силы, любознательными. Опыт полученный в игре с правилами дети переносят на другие виды деятельности (действуют по очереди, соблюдают правила принятые в обществе, в играх)

По моему мнению игры с правилами самая доступная форма организации старших дошкольников, в которой комфортно мне и детям. В свою очередь я хочу сказать, что получаю огромное удовольствие играя с детьми как равноправный партнёр

Источник

Марина Попова
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

Читайте также:  Уроки для развития интеллекта ребенка

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

– это обязательный спутник детских игр;

– участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

– отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

– помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

– нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

– приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

– помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

– способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

– объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

– они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

– содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

– иметь динамические свойства,обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

– соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

– должны быть безопасными и гигиеничными;

развивать познавательные интересы, активизировать общение;

– приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

– пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные:игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Составила:

Попова М. Н., заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 333

Источник