Роль игры как эмоциональное развитие ребенка

В последнее время в психолого-педагогических исследованиях все больше внимания уделяется вопросу развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, формирования умений определять эмоциональное состояние собеседника и владеть своими эмоциями. Проблема поиска эффективных методов и приемов развития эмоциональной сферы до сих пор остается актуальной. В современном мире социальные отношения постепенно меняются. Важно отметить, что современные дети все чаще проявляют равнодушие и черствость, игры детей однообразны. Средства массовой информации, фильмы, мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии. И наиболее подвержен этому негативному воздействию дошкольный возраст, возраст становления ребенка как личности. Сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее. Поэтому перед педагогами, в современном обществе, возникает проблема формирования эмоциональной сферы детей. Одним из ведущих методов является игра, так как ближе всего отвечает задачам эмоционального развития. Мы должны создавать условия для развития эмоциональной сферы дошкольников в игровой деятельности. Работая над темой “Роль игры в эмоциональном развитии детей” я ставила перед собой задачи:
1. Расширять представления детей об эмоциях.
2. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
3. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, толерантности, развивать навыки социального поведения.
Начала я работу с детьми второй младшей группы. Чтобы помочь своим детям я наметила план работы, которая была направлена на то, чтобы раскрыть способности эмоционального опыта ребенка, предоставить возможность судить о его навыках общения и умений понимать эмоциональное состояние других людей.
С детьми были проведены игры:
“Угадай настроение”, “Найди такую же эмоцию, как у меня” – цель: учить детей по мимике определять настроение; учить изображать веселого, грустного, спокойного, злого человека.
“Сделай как я”, “Зеркало” – цель: учить детей следить за действиями воспитателя и воспроизводить их. Дети повторяют жесты и мимику воспитателя, которые видят в зеркале. Для создания эмоционального положительного настроя у детей пели вместе с ними песенки и потешки, не только с музыкальным руководителем в музыкальном зале, но и в группе. Применяла в рисовании нетрадиционные техники (ладошками, пальчиками, ватными палочками). Также использовала театрализованную игру (пальчиковый театр) по сказке “Колобок”, где с помощью героев сказок дети учились понимать их настроение, сопереживать им. Проводилась работа с родителями: оформила информационные стенды “Эмоции детей”, “Весёлый, грустный”, анкетирование, и т.д.
К концу года дети научились понимать основные эмоции, эмоциональное состояние других людей.
В средней группе проводила с детьми беседы, занятия на темы: “Радость”, “Радость и горе”, “Гнев”, “Удивление”, дидактические игры на закрепление представлений детей об эмоциях, как графически изображается настроение и состояние человека; на формирование у детей умения сопоставлять эмоциональные состояния радости, грусти, удивления, страха, гнева, спокойствия. Развивать умение передавать заданную эмоцию, развивать способности детей по различным признакам распознавать эмоциональное состояние. “Маски настроения”, “Игра эмоций”, “Угадай настроение”, “Диназаврики” цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Сюжетно-ролевые игры с куклами: “Семья”, “Детский сад”, “Дочки-матери”- каждая кукла -это персонаж в игре, с которым у ребенка связаны разнообразные эмоции. Дети не просто выполняли какие-то обязанности, но и переживали роль. Игры-драматизации, настольный театр, “Би-Ба-Бо” на темы знакомых сказок: “Репка”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Рукавичка”, “Волк и семеро козлят”.
Подвижные игры: “Ловишки”, “Найди себе пару”, “Прятки” и др.
Стало традицией проводить праздники – Дни рождения в нашей группе совместно с музыкальным руководителем , где детей объединяли не только одинаковые движения, но и общее настроение, эмоциональное состояние объединяло детей.
Проводилась работа с родителями: папки – передвижки по темам: “Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника”, “Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей детей”. “В чем заключается роль игры в развитии ребенка?”.
Родители принимали активное участие в помощи по изготовлению самодельных игрушек для театрализованных игр.
В начале и в конце года проводилась диагностика направленная на определение уровня представления детей об эмоциях. В этом возрасте добавились такие эмоции как “спокойствие” и “удивление”. Дети закрепили знания об основных эмоциях, научились понимать новые, стали более доброжелательнее друг к другу. С возрастом повышается умение дошкольников выражать свои эмоции. При этом они настолько уже овладевают выражением эмоций, что показываемая ими экспрессия той или иной эмоции может вовсе не означать ее переживание.
В старшей группе познакомила детей с новыми эмоциями: “усмешка”, “восхищение”; в подготовительной группе ознакомила детей с такими эмоциями, как “горе”, “любопытство”, “нежность”. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Появляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что детям нравится, что их огорчает и что их сердит. Эмоции насыщают игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений. В игре без принуждений, подчинений, где нет страха, ребенок получает возможность исследовать, изучать собственные чувства и переживания. С детьми старшего дошкольного возраста проводила игры, которые способствовали умению детей учитывать точки зрения других, возможность самому оценить свое поведение. Игры позволяют ребенку не только осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, самому преодолевать свои трудности и изживать конфликты, но и обсудить со взрослым свои чувства, эмоции, действия с игрушками. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками: рады дети совместной игре или нет, какие эмоции испытывает ребенок.
Дидактические игры: “Покажи настроение” на снятие эмоционального и мышечного напряжения, “Динозаврики” на снятие негативных переживаний и телесных зажимов. “Театр эмоций”, “Море волнуется” цель-показ мимикой и телом состояние волны (спокойное, буря, небольшое волнение), а ведущему определить это состояние. “Заколдованный ребенок”, “Что мы видели не скажем, а что делали, покажем” цель-обучение элементам техники выразительности движений (ребенок отвечает на вопросы жестами и мимикой). Игры-драматизации по сказкам “Три поросенка”, “Три медведя”, показали сказку старшей и средней группам С.Я. Маршака “Сказка о глупом мышонке”. Совместно с физкультурным работником проводили подвижные игры и эстафеты. На родительском собрании провела беседу “О значении игры в развитии ребенка”. “Влияние эмоционального развития на становление личности ребенка” и родители обменивались мнениями, идеями о возможных вариантах подхода к решению развивающих задач, проводила индивидуальные консультации для родителей, имеющих проблемных в эмоциональном плане детей. Выставляла папки-передвижки – “Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников”, “Обучается ли ребенок во время игры?”, с помощью родителей приобрели игрушки к театрализованным играм.
Проведенная мной работа по эмоциональному развитию детей посредством игры, дала следующие результаты. Снизились признаки эмоционального неблагополучия, заключавшиеся в агрессивности поведения со сверстниками, плаксивости, капризах, трудностях при расставании с родителями, тревожности, замкнутости, застенчивости. Ребята стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. Научились выражать эмоции при помощи мимики и жестов, появилось больше доверия к окружающим.
Необходимость дальнейшей работы по эмоциональному развитию детей в старшем дошкольном возрасте, способствует развитию личной ответственности, которая является неотъемлемым качеством свободного человека. Проанализировав свой опыт с детьми, я пришла к выводу: игру можно использовать как средство развития эмоциональной сферы, как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Список использованной литературы
- Воронова А.П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2000.
- Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4.
- Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4.
- Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 7.
- Пазухина И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника. // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4.
- Смирнова Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4.
- Чернышева В.Ю. Развитие эмоциональной сферы дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 4.
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – М., 2005.
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Источник
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Н. Карпова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др..
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.
Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи.
Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх – шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя,дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом,следуя определённым правилам. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.
Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваются сообразительность находчивость инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» – писала она.
Искусство воспитания – это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых – наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда – педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра – это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила.
Источник
Роль игры в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка.
Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентиры, формируют жизнеспособность и целеустремленность ребенка.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Маленький человечек сталкивается с многообразием окружающего мира: предметами, событиями, людьми. Родители знакомят его со всем тем, что его окружает. Взрослые всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам и явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов и речи. Познавая окружающий мир, ребенок получает эталоны отношений, проявляет выраженное и избирательное отношение, как к предметам, так и к людям. Четко ребенок выделяет из окружающих ему людей своих близких, проявляя свое эмоциональное состояние, дает понять близким, что ему нравится, что сердит.
В последние годы происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. На это влияют многие факторы: с одной стороны стрессовые ситуации, проблемы взрослых, низкий жизненный уровень, а с другой стороны – технологизация жизни. Все больше появляется детей с нарушением в психо-эмоциональном развитии, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность и тревожность.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплеснуть свою агрессию на сверстников.
Поэтому эмоционально-личностное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений современного образования.
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.
В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности.
Игра оказывает большое влияние на эмоции и чувства детей. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Система специально подобранных дидактических игр позволяет наладить позитивные взаимоотношения с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а также способствует развитию у ребенка положительных эмоций.
Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития зависит не только от совместных усилий сотрудников дошкольного образовательного учреждения, а в больше степени от семьи.
Поэтому, родителям необходимо уделять огромное внимание развитию эмоционально-личностной сфере. Играйте больше со своими детьми, показывайте на собственном примере как нужно действовать в той или иной ситуации.
Игры направленны на развитие эмоционально-личностной сферы:
1. Говорите с ребенком о настроении. «На что походе настроение?»
Расскажите по очереди (все члены семьи) на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Обсуждая настроение ребенка, объясняйте, что плохая погода, дождь, хмурое небо, метель, агрессивные элементы свидетельствует об эмоциональном неблагополучии.
2. «Фотография»
Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого, расспросите, какое настроение у него при этом было, что он чувствовал: удивление, испуг, радость, грусть и т.д. Там где ребенок затрудняется ответить, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография.
Эти упражнения позволяют ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляют семейные связи и привязанности.
3. «Тень»
Ребенок ходит по комнате, делает разные движения, неожиданные повороты, нагибается из стороны в сторону, кивает головой, машет руками. Родитель – его тень, быстро и четко повторяет движения, Затем меняются местами.
4. Поговорите с ребенком о положительных чертах характера, какие они бывают, и конкретно, что хорошего есть в ребенке.
Источник