Роль грудного вскармливания в развитии ребенка

По оценкам, недостаточность питания ежегодно приводит к 2,7 миллиона случаев смерти детей, или к 45% всех случаев смерти детей. Кормление детей грудного и раннего возраста является одним из важных направлений в области улучшения выживаемости детей и содействия их здоровому росту и развитию. Первые два года жизни ребенка особенно важны, так как оптимальное питание в течение этого периода способствует уменьшению заболеваемости и смертности, снижению риска хронических заболеваний и общему лучшему развитию. Оптимальное грудное вскармливание критически важно – благодаря ему можно было бы ежегодно спасать более 820 000 детей в возрасте до 5 лет. (1)
По оценкам, в 2016 году во всем мире у 155 миллионов детей в возрасте до пяти лет наблюдались задержки в росте (слишком низкий рост для своего возраста) у 52 миллионов детей было низкое соотношение веса к росту, в то время как у 41 миллиона детей имелся избыточный вес или ожирение.
Более 820 000 детей до 5 лет можно было бы ежегодно спасать благодаря оптимальному грудному вскармливанию всех детей с рождения до 23 месяцев. Грудное вскармливание повышает коэффициент умственного развития, улучшает посещаемость школ и связано с более высоким доходом во взрослой жизни.
Рекомендации ВОЗ и ЮНИСЕФ по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста заключаются в следующем:
- раннее начало грудного вскармливания в течение часа после рождения ребенка;
- исключительное грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни;
- введение надлежащего питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и больше.
О ВАЖНОСТИ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
Грудное молоко является самым лучшим питанием для грудных детей, так как обеспечивает ребенка всеми питательными веществами, которые ему нужны в первые 6 месяцев (26 недель) жизни. Кроме того, в нем содержатся питательные вещества, которые удовлетворяют уникальные потребности маленького человека, – некоторые незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, некоторые молочные белки и железо в легко усвояемой форме. Грудное молоко также содержит иммунологические и биологически активные вещества, которых нет в детских питательных смесях промышленного производства и которые обеспечивают защиту о микробных и вирусных инфекций, а также могут способствовать адаптации и развитию кишечника новорожденного.
Оптимальным продуктом питания для ребенка первых месяцев жизни является материнское молоко, соответствующее особенностям его пищеварительной системы и обмена веществ, обеспечивающее адекватное развитие детского организма при рациональном питании кормящей женщины. Все нутриенты женского молока легко усваиваются, поскольку их состав и соотношение соответствуют функциональным возможностям желудочнокишечного тракта грудного ребенка, а также благодаря наличию в женском молоке ферментов (амилазы, липазы, фосфатазы, протеаз и др.) и транспортных белков. Грудное молоко является источником гормонов и различных факторов роста (эпидермального, инсулиноподобного и др.), которые играют важнейшую роль в регуляции аппетита, метаболизма, роста и дифференцировки тканей и органов ребенка. За счет присутствия антител, иммунных комплексов, активных лейкоцитов, лизоцима, макрофагов, секреторного иммуноглобулина А, лактоферрина и других биологически активных веществ грудное молоко повышает защитные функции детского организма. Олигосахариды, а также уровни белка и фосфора в женском молоке способствуют росту здоровой кишечной микрофлоры. В последние годы бифидо- и лактобактерии, определяющие становление иммунитета, обнаружены непосредственно в женском молоке.
Поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании, значительно реже болеют инфекционными заболеваниями, развивают более стойкий поствакцинальный иммунитет. Протективные свойства женского молока не ограничиваются только противоинфекционной защитой. Грудное вскармливание снижает риск развития в последующие годы таких заболеваний, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, ожирение, лейкозы и др. У детей на грудном вскармливании реже регистрируются случаи внезапной смерти.
Естественное вскармливание оказывает благоприятное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка и его психический статус. Единение матери и ребенка в процессе кормления грудью оказывает глубокое взаимное эмоциональное воздействие. Отмечено, что дети, которые вскармливались материнским молоком, отличаются гармоничным физическим развитием, они более спокойны, уравновешены, приветливы и доброжелательны по сравнению с детьми, находившимися на искусственном вскармливании, а впоследствии сами становятся внимательными и заботливыми родителями. По некоторым данным у детей, получавших грудное вскармливание, выше коэффициент интеллектуального развития, что, возможно, отчасти связано и с наличием в грудном молоке длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ДПНЖК), необходимых для развития клеток головного мозга и сетчатки. В крови детей, находящихся на грудном вскармливании, количество ДПНЖК достоверно выше, по сравнению с детьми, получающими искусственное вскармливание.(2)
Преимущества грудного вскармливания для здоровья грудных детей и матерей
Некоторые защитные и другие биологические активные факторы, присутствующие в грудном молоке
Одним из важнейших факторов хорошего самочувствия и здоровья младенцев является грудное вскармливание. Большинство семей, впервые столкнувшись с этой темой, задаются целым рядом вопросов: почему грудное вскармливание так важно? как правильно готовиться к кормлению малыша? как держать ребенка во время кормления? как кормление влияет на кормящую маму и многими другими.
Продолжительность грудного вскармливания во многом зависит от техники прикладывания ребенка к груди. Поэтому важно соблюдать следующие правила:
- возьмите малыша на руки и примите удобное положение;
- выдавите из соска каплю молока и поведите соском по нижней губе малыша;
- дождитесь, когда малыш широко откроет рот;
- вложите сосок ему в рот так, чтобы нижняя губа ребенка была низко под соском;
- проверьте, чтобы малыш правильно захватил грудь; его губы вывернуты и захватывают ареолу;
- вам не должно быть больно, когда малыш сосет грудь.
Помощь при гипогалактии (недостатке молока)
- Положительный настрой и уверенность в своих силах. Поддержка в семье и общение с мамами, имеющими положительный опыт грудного вскармливания.
- Знание о лактационных кризах (временное уменьшение выработки молока): на 3-6 неделе, 3,4, 7, 8 месяцах лактации. Продолжительность их не более 3-7 дней. Они не представляют опасности для здоровья ребенка. В эти периоды надо увеличить частоту прикладывания ребенка к груди. Нельзя предлагать ребенку молочную смесь из бутылочки (в крайнем случае, можно предложить ее из ложечки).
- Организуйте «свободный» режим кормления. Не пропускайте ночные кормления. Увеличьте частоту прикладывания к груди. Предлагайте обе груди в одно кормление.
- В то время, когда ребенок сосет одну грудь, проводите массаж другой груди и стимуляцию соска с помощью пальцев.
- Если ребенок долго спит, а в груди есть молоко, сцедите его молокоотсосом.
- Принимайте до 1,5-2 литров жидкости в сутки (за 10-15 минут до кормления и после кормления выпивайте стакан теплого напитка).
- Принимайте специализированные продукты питания для кормящих матерей, лактогонные чаи, витаминно-минеральные комплексы для кормящих женщин.
- Перед каждым кормлением производите орошение молочных желез теплым душем с их последующим массажем мягким махровым полотенцем по часовой стрелке и продольными движениями от основания груди к соску.
- Полноценно питайтесь, старайтесь высыпаться и избегать чрезмерной физической нагрузки.(3)
Источники
- https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding
- https://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog.pdf
- https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/98303/WS_115_2000FE_R.pdf
Шейкина Нина
Сотрудник Академии Специалистов Индустрии Здоровья, научный сотрудник НМИЦ СХХ А.Н. Бакулева
Источник
Кормление ребенка грудью можно отнести к таинствам материнства, благодаря которым молодая мама создает прочный и нерушимый контакт со своим малышом. Природа создала идеальную по всем параметрам пищу для полноценного развития новорожденного ребенка – грудное молоко. Ни одна искусственная молочная смесь не обладает уникальными свойствами материнского молока. Только в грудном молоке в оптимальном соотношении содержатся все вещества, необходимые для успешного роста и развития новорожденного. Грудное вскармливание и всеобщая система защиты здоровья вместе могут поддержать семьи в их праве на максимально возможный уровень здоровья, что является прямой задачей нацпроекта «Здравоохранение». В настоящее время в России реализуется Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни, в свою очередь ВОЗ разработала Глобальную стратегию по кормлению детей грудного и раннего возраста. БУ «Няганская городская детская поликлиника» с декабря 2003 года участвует во внедрении программы «Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания». За успешную организацию работы по грудному вскармливанию в 2006 года поликлиника получила престижный статус и Диплом «Больница доброжелательная к ребенку».
Для здоровья ребенка – легко усваивается.
При кормлении ребенка грудью малыш с молоком мамы получает ферменты, которые облегчают расщепление и усвоение необходимых крохе веществ. Кроме того, все питательные вещества, входящие в состав грудного молока, представлены именно в том виде, в котором организму ребенка их проще всего усвоить. При вскармливании грудью малыш также получает все необходимые витамины и минералы. Это обеспечивает не только активный рост и развитие новорожденного, но и профилактику различных заболеваний.
Защищает от болезней.
Если мама обеспечила своему крохе кормление грудью, то в течение первых 6 месяцев жизни ребенок защищен от инфекционных заболеваний, на которые выработан иммунитет у матери, а также получает существенную поддержку неспецифического иммунитета. Повышение защитных сил при вскармливании грудью обусловлено наличием в молоке иммуноглобулинов, которые обладают биологической активностью и помогают малышу расти здоровым. Это также объясняет тот факт, что при вскармливании грудью дети гораздо реже болеют инфекционными заболеваниями.
Обеспечивает рост.
Содержащиеся в молоке незаменимые микронутриенты и биологически активные вещества – это компоненты, при участии которых у ребенка формируется здоровый аппетит, регулируется обмен веществ и происходит правильное развитие всех органов и систем организма. Кормление малыша грудью существенно снижает риск развития атеросклероза, гипертонии, ожирения, сахарного диабета уже во взрослой жизни.
Помогает формированию микрофлоры кишечника.
При рождении ребенка его кишечник в буквальном смысле слова стерилен: он еще не заселен полезными микроорганизмами, которые участвуют в переваривании пищи и создании местного иммунитета. Необходимые полезные лакто- и бифидобактерии поступают в организм крохи при грудном вскармливании. Также при кормлении грудью малыш получает углеводы и требуемое количество белка и фосфора, что создает благоприятную среду для жизнедеятельности полезных бактерий.
Правильное психоэмоциональное развитие.
Вскармливание грудью создает для ребенка максимально комфортные условия, при которых он чувствует единение с самым родным человеком – мамой. Грудное вскармливание не только способствует возникновению тесной эмоциональной связи между мамой и малышом, но и обеспечивает полноценное питание и укрепление здоровья младенца. Малыш испытывает чувство защищенности и безопасности, что помогает формироваться здоровой нервной системе, нормальным психоэмоциональным и поведенческим реакциям. Такой ребенок отличается уравновешенностью, гармоничным развитием, доброжелательностью, приветливостью и даже более высоким коэффициентом интеллектуального развития.
Для здоровья мамы все решает гормон окситоцин.
Окситоцин вселяет в женщину чувство радости и безмерной любви к своему ребенку. Непосредственно после родов этот гормон помогает остановить кровотечение и сократить матку до прежних размеров. Кормление грудью стимулирует выработку окситоцина и позволяет женщине быстрее восстановиться.
Кормление грудью задерживает овуляцию.
Природа «задумала» этот процесс для полноценного выращивания уже родившегося ребенка. А женщина в это время может отдохнуть от регулярных менструаций.
Эмоциональный контакт.
Возникающий при кормлении грудью эмоциональный контакт, важен не только для крохи, но и для мамы. Опять же, окситоцин, вырабатывающийся во время лактации, поддерживает психическое равновесие мамы в это счастливое, но хлопотное время.
По полезным свойствам ни одна искусственная молочная смесь не способна сравниться с грудным молоком. Только оно обладает оптимально сбалансированным набором всех веществ, необходимых для успешного роста и развития младенца. Как видите, кормление грудью – самое первое, что вы можете сделать для своего здоровья, а также для здоровья, правильного развития и в целом – счастливого будущего малыша!
Наталья Инякина, старшая медицинская сестра КДО №1 БУ «Няганская городская детская поликлиника»
Источник
Библиографическое описание:
Мухамедова, Х. Т. Роль исключительного грудного вскармливания в становлении познавательного развития и психосоциальной адаптации детей в обществе / Х. Т. Мухамедова, У. Д. Джалалов, Н. С. Султанова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 18 (77). – С. 149-153. – URL: https://moluch.ru//77/13292/ (дата обращения: 08.05.2021).
Вскармливание ребенка исключительно грудным молоком в первые месяцы жизни положительно влияет на его умственные способности. Грудное вскармливание имеет важное психологическое преимущество, как для матери, так и для ребенка, способствует формированию между матерью и ребенком тесных, нежных взаимоотношений.
Ключевые слова: познавательные способности, дети, грудное вскармливание.
Кормление грудью – это не только питание ребенка, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, но еще хорошее развитие его сил и ума, воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери и к другим людям. Грудное вскармливание имеет важное психологическое преимущество, как для матери, так и для ребенка, способствует формированию между матерью и ребенком тесных, нежных взаимоотношений, от которых мать эмоционально получает глубокую удовлетворенность. Тесный контакт с ребенком сразу же после родов способствует налаживанию этих взаимоотношений. Этот процесс называется привязанностью или эмоциональной связью. Дети меньше плачут и быстрее развиваются, если они остаются со своими матерями и вскармливаются грудью сразу же после родов. Матери, кормящие грудью, ласково реагируют на своих детей. Они меньше жалуются, что ребенок требует к себе внимания и кормлений ночью. Матери значительно реже отказываются от своих детей или обижают их. Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству [1].
В 1956 г. французская исследовательница Марсель Жебер изучала в Уганде развитие движений у африканских детей. К своему удивлению она обнаружила, что маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в физическом и психическом развитии. Чем младше ребенок, тем разрыв в показателях больше. Оказалось, что африканская мать воспитывает малыша по-иному, чем француженка или американка. С первых дней жизни ребенок сидит на спине у матери, прочно привязанный куском материи. Где бы ни была мать, с кем бы ни говорила, ребенок всюду с нею. Конечно, в разговор он еще не вступает, но наблюдает с интересом. Главное же грудь матери, источник жизни, вот она, рядом, только протяни руку. Ребенок знает, что он никогда не встретит отказа. Спать он ложится тоже с матерью. Другое дело маленький европеец. Мать его хоть и любит, но не очень-то балует. Лежит он в кроватке, смотрит в потолок. Хорошо еще, если кто-то из знакомых заинтересуется малышом. Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры для европейцев имела тоже немаловажное значение, поэтому они старались поскорее перевести ребенка на искусственное кормление. Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство безопасности все это маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу этого не хватает. Вот он и отстает в развитии. Но самое любопытное то, что к 2 годам развитие африканского ребенка резко замедляется; европейские сверстники догоняют, а затем и перегоняют его, начинает сказываться уровень культуры окружения. Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие [3].
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Более того, имеются основания считать, что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Это заслуживает самого пристального внимания [2,5].
Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей. Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества. Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется. Так обстоит дело не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства приурочиваются проявления и общих умственных качеств: особая любознательность; свежесть, острота восприятия; яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх; черты ясности, конкретности мышления и так далее. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики как бы приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом [4].
Наиболее определенные сдвиги в свойствах нервной системы наблюдаются в раннем детстве, в период бурного физического и психического развития, поэтому очень важно обеспечить ребенку адекватное питание и соответствующий уход [5]. Сосание груди оказывает на ребенка своего рода седативное действие, не сравнимое по своей полезности ни с какими лекарствами. Содержание аминокислоты таурина в женском молоке очень высоко, он также служит нейропередатчиком и нейромодулятором при развитии центральной нервной системы. Среди полиненасыщенных жирных кислот особенно важны арахидоновая и линоленовая кислоты, которые являются необходимыми компонентами для формирования головного мозга и сетчатки глаза ребенка. Их содержание в женском молоке почти в четыре раза выше, чем в коровьем (0,4 г и 0,1 г/100 мл соответственно). В женском молоке представлены нуклеотиды и многочисленные факторы роста. К последним относится, в частности, фактор роста нервной ткани (NGF). Именно поэтому ребенку очень важно находится на исключительно ГВ, особенно при осложненном течении беременности и родов (K. F. Michaelsen, L. Weaver, 2001).
Пользуясь словами Э. Эриксона можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира, некоторую внутреннюю убежденность, что он пришел в мир, который его ждал, который ему рад, который для него уютен, тепл, добр и которому поэтому ребенок может быть открыт.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка [5].
Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
В нескольких исследованиях было установлено, что отсутствие грудного вскармливания влияет на умственное развитие и познавательные способности. По данным мета-анализа 20 рандомизированных исследований (Betty R.Vohr et al. 2006) проведенных на 10 000 детей от 6 месяцев до 16 лет, посвященных сравнению различий в развитии познавательных способностей между детьми, которые были на грудном вскармливании и детьми, которых кормили детскими питательными смесями, было выявлено, значительно более высокие уровни познавательного развития наблюдались при грудном вскармливании и эти различия были стабильными в течении последующего времени. Познавательные способности возрастали с продолжительностью грудного вскармливания до 2 лет и более.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. (Л. А. Венгер)
Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка. С момента рождения ребенок начинает издавать звуки, но реально он начинает использовать речь лишь по достижении примерно двухлетнего возраста. Постепенное изменение детского лепета происходит под действием как врожденных, так и средовых факторов. Многие звуки современных языков сложны по произношению, а ребенку вначале доступны только простые артикуляционные движения, вроде смыкания и размыкания губ. Поэтому слоги «па» и «ма» или, при повторе, «папа» и «мама» появляются рано. На протяжении первого года жизни артикуляция ребенка усложняется, и количество звуков, которые он может издавать, увеличивается во много раз. На втором году жизни издаваемые ребенком звуки уже соответствуют тому языку, который он слышит вокруг себя. Между двумя и пятью годами ребенок уже по-настоящему осваивает родной язык. Он начинает обозначать словами действующее лицо, само действие, то, что подвергается действию, и осваивает различные обороты речи, встречающиеся в родном языке. Ребенок научается правильно изменять слова (например, склонять и спрягать), может преобразовать утвердительное предложение в вопросительное и составлять вопросы, начинающиеся со слов «что», «где», «когда». Наконец, он осваивает сложные предложения [5].
Наиболее разработанная теория интеллектуального развития была предложена швейцарским ученым Жаном Пиаже. Он выделил в этом развитии четыре стадии.
Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. В это время у ребенка развиваются разнообразные способности. Он ищет предметы, которые вышли из поля зрения, и может в какой-то степени предполагать, где они находятся. (В первые месяцы жизни ребенок ведет себя так, как будто предметы, которые он в данный момент не может наблюдать, просто не существуют). Он способен также координировать информацию, поступающую от разных органов чувств, так что осязательное, зрительное и слуховое восприятие предмета представляют собой не три независимых элемента его опыта, а три аспекта одного и того же объекта. Другое значительное достижение на данной стадии – развитие способности к целенаправленным действиям. На первых этапах грудной ребенок совершает только те произвольные движения, которые сами по себе чем-то для него привлекательны и интересны, но постепенно он переходит к действиям, направленным на достижение цели. Первоначально они основаны лишь на ранее освоенных произвольных движениях; в дальнейшем ребенок начинает самостоятельно и намеренно варьировать свое поведение.
Стадия дооперационального мышления. На этой стадии начинает формироваться вербальное и понятийное мышление. Первый этап, или первая стадия развития мышления, характеризуется тем, что ребенок осваивает окружающий мир на поведенческом уровне, но не может предвидеть или выразить словесно последствия того или иного события. Например, он узнает предмет, если видит его под другим углом, но не в состоянии предвидеть, как он будет выглядеть в новом положении. На второй стадии ребенок начинает приобретать знания, делать сравнения и предсказывать последствия. Однако его мышление еще не носит систематического характера.
Стадия конкретных операций. На третьей стадии, начинающейся примерно в семь лет, ребенок в состоянии рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество. Если на предыдущей стадии ребенок думает, что, например, при переливании воды из узкого стакана в широкий воды становится меньше, то на третьей стадии он понимает, что количество воды не зависит от формы сосуда. К концу второй стадии ребенок может сказать, какая из двух палок больше, но не может расположить несколько палок по длине в правильной последовательности. На третьей же стадии он приобретает понятие об упорядоченности объектов.
Стадия формальных операций начинается примерно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления. Например, если жидкости А и Б при смешивании становятся красными, при добавлении жидкости В цвет исчезает, а жидкость Д ничего не меняет, ребенок будет систематически перебирать все возможные комбинации, пока не установит особенности действия каждой жидкости. Таким образом, на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска.
Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций возникает от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики, незрелости логических форм мышления, несформированности «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т. п. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.
Характерно, что большинство психологов-практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее время появляются все новые и новые их модификации. Одним из наиболее используемых тестов оценки познавательных способностей и готовности к школьному обучению является тест Керна-Йирасека. Основные параметры теста: минимизация длительности обследования, полнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта. Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году, однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во многих работах, посвященных проблеме готовности детей к школьному обучению. Внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом, сделало этот тест привлекательным не только для психологов, но и для педагогов, в том числе для воспитателей детских садов; по этому тесту стали делать категорические выводы о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению. Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает. По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, к концу второго класса половина хорошо успевала по основным предметам – математике и родному языку (хотя в начале обучения наблюдались некоторые трудности в адаптации из-за недостаточного развития умения управлять движениями пальцев рук). Таким образом, при плохом результате теста плохая успеваемость наблюдалась в 50 % случаев (то есть вероятность точного прогноза – на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка) – это недостаточное основание для определенного вывода о «неготовности». Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна-Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) – проведения углубленного психологического обследования [2].
Вскармливание ребенка исключительно грудным молоком в первые месяцы жизни положительно влияет на его умственные способности. К такому заключению пришли канадские ученые из Университета МакГилл, наблюдавшие за развитием почти 14000 детей, родившихся в Белоруссии. Исследование под руководством Майкла Крамера проводилось с конца 1990-х годов в 31 белорусском роддоме. Примерно половина учреждений проводила программу поощрения длительного исключительно грудного вскармливания, остальные – продолжали свою прежнюю практику без изменений. Оценка интеллектуальных способностей детей проводилась в шестилетнем возрасте. Выяснилось, что дети, находившиеся исключительно на грудном вскармливании как минимум в первые три месяца жизни, имели лучшие результаты тестов на когнитивные способности. В тестах на вербальный интеллект они показали в среднем на 7,5 балла больше (по 100-балльной шкале), в тесте на невербальный интеллект – на 2,9 балла больше, а в тестах на общий интеллект – на 5,9 балла больше. Кроме того, дети из этой группы значительно лучше умели читать, считать и писать, чем дети из контрольной группы, сообщил Крамер. По словам авторов, в настоящее время не ясно, с чем связано положительное воздействие грудного вскармливания на интеллект. Этот эффект может объясняется влиянием компонентов грудного молока либо физическими и социальными факторами, возникающими при контакте матери и младенца в процессе грудного вскармливания [6].
Учитывая актуальность данного направления, появилась необходимость в проведении исследования с целью детального изучения взаимосвязей исключительного грудного вскармливания и познавательных способностей детей.
Литература:
1. Грюнталь Н. А. «Роль свободного вскармливания в психическом развитии детей до одного года». – М. 1997. – С. 222-223.
2. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости: В кн.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.- Прага, 1988-36 с.
3. Проект MONEE. Центральная и Восточная Европа, СНГ, Балтия. Региональный мониторинговый доклад «Образование для всех», 1998
4. Department of Pediatrics, McGill University Faculty of Medicine, Montreal, Canada // Am J Clin Nutr. – 2009. – Vol.90. № 4. – Р.1070-4.
5. Engle P. L., Ricciuti, H. N. Psycho aspects of care and nutrition // Food and nutrition bulletin. – 2005. Vol.16, P. 356-377.
6. Health and development outcomes in 6.5-y-old children breastfed exclusively for 3 or 6 mo. s of General Psychiatry.edlog.org.ua/2008/05/08/post:833#more-833/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, грудное вскармливание, мать, школьное обучение, месяц жизни, способность, стадий, грудное молоко, женское молоко, психическое развитие.
Источник